· изучение личностных и познавательных особенностей учащихся (воспитанников), учебными трудностями;
· создание адаптивной образовательной среды с учетом имеющихся нарушений учащихся (воспитанников);
· обеспечение непрерывной связи с родителями учащегося (воспитанника) по вопросам воспитания в условиях семьи;
· проведение информационно-консультативной работы с родителями всех учащихся класса (воспитанников группы) по вопросам интегрированного обучения, инклюзивного образования в Республике Беларусь;
· оказание индивидуальной помощи ребенку и его законным представителям в адаптации к условиям обучения и воспитания в учреждении;
· изучение творческих интересов ребенка и обеспечение работы по включению детей с особенностями психофизического развития в досуговую (творческую и др.) деятельность совместно со здоровыми сверстниками;
· создание здорового микроклимата в группе интегрированного обучения и воспитания (специальной группе) в процессе обучения;
· оказание помощи детям с особенностями психофизического развития в профессиональном самоопределении (для школьников);
· участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности.
· выявляет предпосылки возможных учебных затруднений учащихся (воспитанников) или причины их возникновения (в ситуации уже наличия трудностей) и разрабатывает план коррекционной работы;
· консультирует учителя класса (воспитателя группы) и других педагогических работников учреждения по вопросам причин учебных затруднений конкретных учащихся (воспитанников), разрабатывает рекомендации по способам коррекционной работы на уроках;
· консультирует воспитателя группы продленного дня (воспитателя дошкольного образования) по вопросам использования возможностей воспитательного процесса в коррекции недостатков развития учащихся;
· определяет необходимые для успешной организации коррекционно-педагогического процесса с каждым ребенком специальные предметные ресурсы (учебные материалы и оборудование, оснащенное специальными приспособлениями; средства индивидуальной коррекции; специальные компьютерные программы и др.), доводит соответствующую информацию до администрации учреждения образования, осуществляет рациональный подбор средовых ресурсов;
· содействует авторитету учащихся класса в школьном коллективе за счет выявления и реализации их потенциальных возможностей;
· организует взаимодействие с семьей каждого ребенка по вопросу развития школьно-значимых функций, оптимального использования предметных ресурсов (книг, игр для детей), организационно-смысловых ресурсов (дозировки интеллектуальной, физической, зрительной и др. нагрузки), социально-психологических ресурсов (адекватные установки по отношению к своему ребенку и его одноклассникам);
· осуществляет динамическое изучение успешности процесса коррекции недостатков развития детей с ОПФР;
· проводит самоанализ собственной деятельности как участника группы сопровождения.
Основные задачи деятельности педагога-психолога:
1. Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся.
2. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
3. Проведение диагностических исследований по программе мониторинга.
4. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
5. Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.
Основные направления деятельности:
I. Работа с учащимися и ученическими коллективами
Задачи:
1. Отслеживание психического развития конкретных детей, уровня сформированности универсальных учебных действий на отдельных возрастных этапах.
2. Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей учащихся в образовательном процессе.
3. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
4. Развитие психологической компетентности учащихся.
5. Создание условий для социально-психологического развития ученических коллективов.
Основные виды деятельности:
1. Психолого-педагогическая диагностика сформированности универсальных учебных действий.
2. Развивающая работа со всем ученическим коллективом.
3. Психологическое обучение и просвещение учащихся.
4. Коррекционно-развивающая и консультативная работа.
II. Работа психолога с родителями
Задачи:
1. Повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся.
2. Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка и класса (группы) в целом.
Виды деятельности:
1. Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей.
2. Информирование и просвещение родителей.
3. Совместная развивающая работа родителей с детским коллективом.
III. Работа с педагогическим коллективом
Задачи:
1. Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития учащихся.
2. Предоставление педагогам психологической информации о процессе развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
3. Участие в проектировании и анализе уроков по формированию универсальных учебных действий.
4. Анализ и проектирование социально-психологической среды класса, способствующей обучению и развитию учащихся.
5. Оказание комплексной помощи ребенку, имеющему трудности в обучении и развитии.
Виды деятельности:
1. Проектирование и анализ уроков.
2. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов.
3. Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
4. Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом.
5. Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями.
IV. Работа с администрацией
Задачи:
1. Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой школы.
2. Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих реакций.
Виды деятельности:
1. Консультации с администрацией по вопросам деятельности психолога.
2. Информирование администрации по психологическим вопросам.
3. Совместное планирование.
· выявление и учет учащихся с особенностями психофизического развития далее – ОПФР), нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
· изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся и иных участников образовательного процесса;
· создание адаптивной образовательной среды с учетом имеющихся нарушений учащихся;
· изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье (совместно с социальным педагогом);
· изучение уровня развития обучающихся, социального положения, склонностей и потенциальных возможностей в процессе обучения, профессионального самоопределения, социальной адаптации;
· создание здорового микроклимата в классе интегрированного обучения и воспитания в процессе обучения;
· участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования; проведение мониторинга качества обучения по преподаваемому предмету;
· разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, обучения и социализации учащихся с ОПФР, защиты и охраны детства;
· оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся;
· организация личностно-ориентированной, социально-педагогической помощи учащимся, имеющим проблемы в общении, обучении, социализации;
· участие в повышении психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
· осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов, формирование навыков здорового образа жизни;
· формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических, педагогических, правовых знаниях и использовании их при создании условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся на всех уровнях образования;
· участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
· осуществление профилактики и выявление причин отклонений в учебе, развитии, общении;
· изучение и обобщение опыта социально-педагогической работы по вопросам развития, обучения и социализации обучающихся, проблемам семьи, защиты и охраны детства;
· участие в осуществлении патронатного сопровождения учащихся;
Цель работы педагога социального в составе группы ППС: оказание социально-педагогической помощи обучающимся, воспитанникам с ОПФР и их родителям посредством расширения, уточнения и систематизации знаний об окружающем мире, формирования социально-бытовых и коммуникативных умений и навыков, повышения уровня педагогических знаний родителей.
Задачи:
- содействовать созданию в учреждении образования обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося, а так же установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- способствовать предоставлению ребенку с ОПФР реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;
- оказывать социально-педагогическую поддержку родителям детей с ОПФР.
Педагог социальный в составе группы ППС учреждения в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;
участие в формировании у обучающихся с ОПФР навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
изучение индивидуальных особенностей обучающихся с ОПФР, особенностей развития коллективов обучающихся;
организация личностно ориентированной социально-педагогической, правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
повышение правовой культуры родителей детей с ОПФР и других участников образовательного процесса;
участие в организации социально значимой деятельности обучающихся с ОПФР, содействие в развитии их творческого потенциала и самодеятельности;
изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с ОПФР, проведение консультаций с родителями;
изучение методической литературы по вопросу сопровождения детей с ОПФР и нормативно-правовой документации по вопросам сопровождения детей с ОПФР;
участие в работе заседаний группы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОПФР;
разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся с ОПФР.