· изучение личностных и познавательных особенностей учащихся (воспитанников), учебными трудностями;
· создание адаптивной образовательной среды с учетом имеющихся нарушений учащихся (воспитанников);
· обеспечение непрерывной связи с родителями учащегося (воспитанника) по вопросам воспитания в условиях семьи;
· проведение информационно-консультативной работы с родителями всех учащихся класса (воспитанников группы) по вопросам интегрированного обучения, инклюзивного образования в Республике Беларусь;
· оказание индивидуальной помощи ребенку и его законным представителям в адаптации к условиям обучения и воспитания в учреждении;
· изучение творческих интересов ребенка и обеспечение работы по включению детей с особенностями психофизического развития в досуговую (творческую и др.) деятельность совместно со здоровыми сверстниками;
· создание здорового микроклимата в группе интегрированного обучения и воспитания (специальной группе) в процессе обучения;
· оказание помощи детям с особенностями психофизического развития в профессиональном самоопределении (для школьников);
· участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности.
· выявляет предпосылки возможных учебных затруднений учащихся (воспитанников) или причины их возникновения (в ситуации уже наличия трудностей) и разрабатывает план коррекционной работы;
· консультирует учителя класса (воспитателя группы) и других педагогических работников учреждения по вопросам причин учебных затруднений конкретных учащихся (воспитанников), разрабатывает рекомендации по способам коррекционной работы на уроках;
· консультирует воспитателя группы продленного дня (воспитателя дошкольного образования) по вопросам использования возможностей воспитательного процесса в коррекции недостатков развития учащихся;
· определяет необходимые для успешной организации коррекционно-педагогического процесса с каждым ребенком специальные предметные ресурсы (учебные материалы и оборудование, оснащенное специальными приспособлениями; средства индивидуальной коррекции; специальные компьютерные программы и др.), доводит соответствующую информацию до администрации учреждения образования, осуществляет рациональный подбор средовых ресурсов;
· содействует авторитету учащихся класса в школьном коллективе за счет выявления и реализации их потенциальных возможностей;
· организует взаимодействие с семьей каждого ребенка по вопросу развития школьно-значимых функций, оптимального использования предметных ресурсов (книг, игр для детей), организационно-смысловых ресурсов (дозировки интеллектуальной, физической, зрительной и др. нагрузки), социально-психологических ресурсов (адекватные установки по отношению к своему ребенку и его одноклассникам);
· осуществляет динамическое изучение успешности процесса коррекции недостатков развития детей с ОПФР;
· проводит самоанализ собственной деятельности как участника группы сопровождения.
· выявление и учет учащихся с особенностями психофизического развития далее – ОПФР), нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
· изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся и иных участников образовательного процесса;
· создание адаптивной образовательной среды с учетом имеющихся нарушений учащихся;
· изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье (совместно с социальным педагогом);
· изучение уровня развития обучающихся, социального положения, склонностей и потенциальных возможностей в процессе обучения, профессионального самоопределения, социальной адаптации;
· создание здорового микроклимата в классе интегрированного обучения и воспитания в процессе обучения;
· участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования; проведение мониторинга качества обучения по преподаваемому предмету;
· разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, обучения и социализации учащихся с ОПФР, защиты и охраны детства;
· оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся;
· организация личностно-ориентированной, социально-педагогической помощи учащимся, имеющим проблемы в общении, обучении, социализации;
· участие в повышении психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
· осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов, формирование навыков здорового образа жизни;
· формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических, педагогических, правовых знаниях и использовании их при создании условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся на всех уровнях образования;
· участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
· осуществление профилактики и выявление причин отклонений в учебе, развитии, общении;
· изучение и обобщение опыта социально-педагогической работы по вопросам развития, обучения и социализации обучающихся, проблемам семьи, защиты и охраны детства;
· участие в осуществлении патронатного сопровождения учащихся;
Основные задачи деятельности педагога-психолога:
1. Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся.
2. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
3. Проведение диагностических исследований по программе мониторинга.
4. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
5. Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.
Основные направления деятельности:
I. Работа с учащимися и ученическими коллективами
Задачи:
1. Отслеживание психического развития конкретных детей, уровня сформированности универсальных учебных действий на отдельных возрастных этапах.
2. Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей учащихся в образовательном процессе.
3. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
4. Развитие психологической компетентности учащихся.
5. Создание условий для социально-психологического развития ученических коллективов.
Основные виды деятельности:
1. Психолого-педагогическая диагностика сформированности универсальных учебных действий.
2. Развивающая работа со всем ученическим коллективом.
3. Психологическое обучение и просвещение учащихся.
4. Коррекционно-развивающая и консультативная работа.
II. Работа психолога с родителями
Задачи:
1. Повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся.
2. Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка и класса (группы) в целом.
Виды деятельности:
1. Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей.
2. Информирование и просвещение родителей.
3. Совместная развивающая работа родителей с детским коллективом.
III. Работа с педагогическим коллективом
Задачи:
1. Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития учащихся.
2. Предоставление педагогам психологической информации о процессе развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
3. Участие в проектировании и анализе уроков по формированию универсальных учебных действий.
4. Анализ и проектирование социально-психологической среды класса, способствующей обучению и развитию учащихся.
5. Оказание комплексной помощи ребенку, имеющему трудности в обучении и развитии.
Виды деятельности:
1. Проектирование и анализ уроков.
2. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов.
3. Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
4. Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом.
5. Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями.
IV. Работа с администрацией
Задачи:
1. Согласование планов психологической работы с планами работы других структур, программой школы.
2. Предоставление психологической информации, необходимой для принятия руководителем обоснованных управленческих реакций.
Виды деятельности:
1. Консультации с администрацией по вопросам деятельности психолога.
2. Информирование администрации по психологическим вопросам.
3. Совместное планирование.
Цель работы педагога социального в составе группы ППС: оказание социально-педагогической помощи обучающимся, воспитанникам с ОПФР и их родителям посредством расширения, уточнения и систематизации знаний об окружающем мире, формирования социально-бытовых и коммуникативных умений и навыков, повышения уровня педагогических знаний родителей.
Задачи:
- содействовать созданию в учреждении образования обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося, а так же установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- способствовать предоставлению ребенку с ОПФР реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;
- оказывать социально-педагогическую поддержку родителям детей с ОПФР.
Педагог социальный в составе группы ППС учреждения в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;
участие в формировании у обучающихся с ОПФР навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
изучение индивидуальных особенностей обучающихся с ОПФР, особенностей развития коллективов обучающихся;
организация личностно ориентированной социально-педагогической, правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
повышение правовой культуры родителей детей с ОПФР и других участников образовательного процесса;
участие в организации социально значимой деятельности обучающихся с ОПФР, содействие в развитии их творческого потенциала и самодеятельности;
изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с ОПФР, проведение консультаций с родителями;
изучение методической литературы по вопросу сопровождения детей с ОПФР и нормативно-правовой документации по вопросам сопровождения детей с ОПФР;
участие в работе заседаний группы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОПФР;
разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся с ОПФР.
Ф.И.О. ребенка____________________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________
Дата обследования Исследуемые параметры |
Сентябрь 200 года |
Май 200 года |
Сентябрь 200 года |
Май 200 года |
Сентябрь 200 года |
Май 200 года |
Внимание |
||||||
1.объем |
||||||
2.устойчивость |
||||||
3.концентрация |
||||||
4.переключаемость |
||||||
Восприятие (+, -, ) |
||||||
1.форма |
||||||
2.цвет(кр,ж,с,з,оттен.) |
||||||
3.величина(б/м,в/н, самый) |
||||||
4.предметный гнозис |
||||||
5.буквенный гнозис |
||||||
Память |
||||||
1.зрительная |
||||||
2.слуховая |
||||||
3.ассоциативная |
||||||
4.опосредованная |
||||||
Мышление |
||||||
1.уровень обобщения |
||||||
2.классификация |
||||||
3.различия/сходства |
||||||
4.понимание скрытого/переносного смысла (+ - ) |
||||||
5.последовательность событий (+ - ) |
||||||
Социометр. статус |
||||||
Самооценка + |
||||||
Работоспособность (выс., ср., низк.) |
||||||
Поведение в ситуации обследования (Т-тревожный, Б-безразл., Н-нетерпел., А-активный, Аг-агрессив., Н/ув-неуверен., П-пасивный) |
на ребенка (в рамках сопровождения)
на начало _________ ____________учебного года
Учреждение образования_______________________________________________
Ф.И.О. обучающегося _______________________________________________________
Дата рождения____________________ Класс __________________________________
Сформированность пространственно-временных представлений: _________________
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Характеристика деятельности:
Мотивация______________________________________________________________________
Работоспособность ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Темп деятельности _______________________________________________________________
Особенности развития познавательной деятельности:
внимание _ _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
память___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
восприятие________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
воображение ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
мыслительная деятельность _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Особенности последовательности, доказательности, критичности суждений________________________
Особенности эмоционально-волевой, поведенческой сферы______________________
_____________________________________________________________________________________________
Самооценка, уровень притязаний ________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Особенности межличностного взаимодействия, контактность__________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Заключение педагога-психолога (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, определение задач коррекционной работы)
_________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
__________________ ___________ ___________________
Дата заполнения Подпись Расшифровка подписи
Ф.И.ребенка_______________________________________________________________
Класс_____________________________________________________________________
Сроки сопровождения______________________________________________________
Дата составления __________________________________________________________
№ п/п |
Специалисты группы сопровождения |
Цель сопровождения |
Содержание работы по направлениям сопровождения |
Срок выполнения |
Примечание |
1 |
Администрация учреждения ____________ (Ф.И.О. должность) |
||||
2 |
Классный руководитель _______________________ (Ф.И.О. должность) |
||||
3 |
Педагог-психолог ______________________ (Ф.И.О. должность) |
||||
4 |
Учитель-дефектолог _____________________ (Ф.И.О. должность) |
||||
5 |
Педагог социальный ____________________ (Ф.И.О. должность) |
||||
6 |
Родители ______________________ (Ф.И.О. должность) ______________________ (Ф.И.О. должность) |
||||
7 |
Другие специалисты сопровождения ______________________ (Ф.И.О. должность) ______________________ (Ф.И.О. должность) |
Заключение педагога-психолога на ребенка (в рамках сопровождения)
на конец _________ __________учебного года.
Учреждение образования_______________________________________________
Ф.И.О. обучающегося _______________________________________________________
Дата рождения____________________ Класс __________________________________
Сформированность пространственно-временных представлений: ____________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Характеристика деятельности:
Мотивация_________________________________________________________________________
Работоспособность ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Темп деятельности __________________________________________________________________
Особенности развития познавательной деятельности:
внимание _ ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
память________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
восприятие____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
воображение ____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
мыслительная деятельность _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Особенности последовательности, доказательности, критичности суждений____________________________
Особенности эмоционально-волевой, поведенческой сферы_________________________
_________________________________________________________________________________________________
Самооценка, уровень притязаний ________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Особенности межличностного взаимодействия, контактность__________
_______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Заключение педагога-психолога (с указанием применяемых методик)
_________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Результаты психокоррекционной работы ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________ ___________ ___________________
Дата заполнения Подпись Расшифровка подписи