Рассматриваемые вопросы |
Форма проведения заседаний |
Сроки |
Ответственный |
|
|
|
|
месяц |
Направления работы |
||||||
Коррекционно-развивающая работа |
Консультационная деятельность |
||||||
Диагностическая |
Коррекционно- |
Социа- |
Психо- |
Работа |
Работа |
Учебно- |
Социально-педагогическое и психологическое сопровождение – один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально психолого- педагогической службы.
Социокультурные изменения, происходящие в современном обществе, всевозрастающие требования к уровню подготовки молодого специалиста в условиях построения рыночной экономики, с одной стороны, постоянно увеличивающееся количество детей с ОПФР – с другой, обуславливают особый интерес социума и государства к образованию детей с особенностями в развитии, становления и дальнейшего совершенствования системы специального образования.
Эффективность психологической помощи детям с нарушениями в развитии зависит от воздействия на социально-психологическую среду, которая окружает ребенка с проблемами в развитии.
Это воздействие успешно осуществляется в форме психологического сопровождения.
В сопровождении надо «идти за ребенком», направляя его развитие, не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения педагога; помогая принимать самостоятельные решения, но оставляя за ребенком сам выбор и ответственность за него. Детям необходимо создать специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития.
Задачи психологического сопровождения:
• предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
• помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
• коррекция эмоционально – волевой сферы;
• всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка со специалистами разного профиля;
• утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;
• коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;
• рассмотрение конфликтных аспектов;
• включение родителей в деятельность группы сопровождения;
• повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.
Сопровождение – это всегда пролонгированный, динамический процесс, целостная деятельность психолога, в которую включены пять взаимосвязанных компонентов:
1. систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
2. создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;
3. систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;
4. систематическая психологическая помощь родителям детей и подростков с проблемами в развитии;
5. организация жизнедеятельности ребенка с нарушениями развития в социуме с учетом психических и физических возможностей.
Отслеживание психологического статуса является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка. Среди специалистов, сопровождающих детей с ОПФР, обязательно должны находиться: психолог, ответственный за процесс психологического сопровождения, учитель-дефектолог, педагог социальный.
Следует выделять основные этапы процесса психологического сопровождения ребенка с ОПФР.
Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:
1. установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
2. определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;
3. подготовка необходимой документации :
психологическое представление на начало учебного года;
психологическое представление на конец учебного года;
карта углубленного психологического обследования;
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения с комплексной программой сопровождения (заполняется психологическая часть);
Другие рабочие документы по необходимости (коррекционные программы, диагностические материалы, результаты консультаций).
После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы, как у родителей, так и у специалистов по сопровождению.
Ориентировочный этап включает следующие задачи:
1. установление контакта с родителями и родственниками ребенка;
2. установление контакта с группой (классом), которую посещает ребенок, с классным руководителем или воспитателем;
3. ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;
4. совместное обсуждение с педагогами и другими специалистами особенностей психического развития ребенка.
Этап планирования содержит в себе:
1. создание индивидуальной программы сопровождения ребенка;
2. утверждение этой программы со всеми специалистами, работающим с ребенком.
Составление программы сопровождения возможно только после тщательного психолого-педагогического обследования ребенка.
Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи:
1. оказание необходимой помощи родителям ребенка и педагогам в создании условий, необходимых ребенку с ОПФР для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей;
2. оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса;
3. научно-просветительская и консультативная работа с педагогами, дефектологами, логопедами, учителями, воспитателями и др. специалистами, работающими с ребенком.
Деятельностный, самый трудный и ответственный этап сопровождения должен обеспечить достижение желаемого результата. Специалисты по сопровождению координируют работу всех участников, оказывают помощь по реализации наиболее сложных пунктов плана, постепенно передавая свой опыт и свои функции родным и близким ребенка. Работа строится по принципу совместно-разделенной деятельности. Исключается авторитарность в отношениях с семьей, которая фиксирует пассивность семьи и ее зависимость от специалистов.
При этом не может быть отдельной работы с ребенком, и не может быть отдельной работы с семьей. Главное – это обогащение и развитие семейной ситуации, расширение потенциала развития каждого его участника.
Заключительный этап включает в себя совместное обсуждение со специалистами эффективности проведенной работы с рекомендациями по дальнейшей деятельности ребенка.
Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы.
Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения рекомендуется вести соответствующую документацию (дневник динамического наблюдения, где каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка). В этом дневнике психолог дает развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Такая форма работы позволяет проследить динамику изменений в процессе сопровождения и оптимизирует процесс коллективного взаимодействия специалистов во время его сопровождения.