Важную роль в осуществлении коррекционно-развивающего процесса играет преемственность учителя-дефектолога и воспитателей. Для достижения положительных результатов в коррекционно-воспитательной работе необходима чёткая организация деятельности детей с ОПФР в ЦКРОиР.
Преемственность в работе учителя-дефектолога и других специалистов центраначинаетсясначалаучебногогода. Актуальнаиработасродителями.
Одним из основных принципов в работе является комплексный подход.
Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, учителя-дефектолога, психолога, воспитателя, музыкального работника. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер.
Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с ОПФР, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.
Таким образом комплексный подход является основой качественной реализации задач по коррекции и компенсации нарушений детей с ОПФР.
Каждый из участников процесса формирования корректного образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть это пространство, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.
Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.
Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является коррекционная направленность всего учебно-воспитательного процесса.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими психо-физичекие нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы учителя-дефектолога и воспитателей, в работе которого выделяются следующие основные направления:
-коррекционно-воспитательное;
-общеобразовательное.
Воспитатель совместно с учителем-дефектологом участвует в коррекционной работе психо-физичеких нарушений, а также связанных с ними психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
Для обучения детей с особенностями психофизического развития необходим ряд условий, обеспечивающих компенсацию недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, активизацию познавательной деятельности.
В «Тетради преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя» записываются задания для работы индивидуально. Главное условие заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателем и учителем-дефектологом. В графе учёта воспитатель, как правило, отмечает освоенность материала детьми, у кого и в связи с чем возникали трудности.
Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя группы предполагает оформление уголка, групповой библиотеки художественной литературы, подбор настольно-печатных игр.
Учитель-дефектолог с воспитателем проводят родительские собрания (не реже трёх раз в год), консультации для родителей, приглашают родителей на занятия.
В процессе взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя осуществляется мониторинг, цель которого заключается в выявлении динамики и особенностей продвижения в коррекционно-педагогическом процессе всех и каждого из детей класса. Мониторинг проводится в начале каждого полугодия учебного года (сентябрь, январь) и в конце учебного года (май). Результаты мониторинга позволяют педагогам проанализировать и внести изменения в коррекционно-педагогическое воздействие на детей, оценить работу родителей и других специалистов учреждения. Полученные данные записываются в индивидуальные дневники наблюдений детей.
У каждого специалиста существует четко очерченный круг влияния.
Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Дети с ОПФР часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки.
Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д. На занятиях проводит работу по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
Семья - это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает ребенка с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопеду и воспитателям необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития дошкольника.
Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение подойти к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон — именно эти качества необходимы при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Целью образовательного процесса работы с детьми с ОПФР является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей. Развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей и уметь ориентироваться в той или иной ситуации.
Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Работа ведется в таких направлениях, как:
* диагностическое;
* коррекционно-развивающее;
* консультативно-просветительское.
Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит от того, насколько им хорошо организована работа с воспитателем, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми знаний на занятиях учителя-дефектолога.
Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей определяют следующие принципы:
· Системность.
· Комплексность.
· Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.
· Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку с ОПФР в процессе занятий.
· Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Функции дефектолога:
1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
3. Коррекция звукопроизношения.
4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
5. Устранение недостатков слоговой структуры слова.
6. Отработка новых лексико-грамматических категорий.
7. Обучение связной речи.
8. Развитие психических функций.
Функции воспитателя:
1. Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе.
2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
3. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
4. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
5. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
6. Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя - дефектолога.
7. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Примерное содержание работы воспитателя и дефектолога
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей с ОПФР в период их пребывания в ЦКРОиР, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.
Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка с ОПФР в ЦКРОиР.
Преемственность в работе специалистов в условиях центра коррекционно - развивающего обучения и реабилитации
Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение, и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.
Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя происходит во время образовательного процесса: воспитатель не только оказывает помощь на уроке «сопровождая» отдельных учащихся, но и закрепляет знания, полученные на уроке: во время режимных моментов, при проведении воспитательных мероприятий. С целью отслеживания динамики ведутся карты преемственности, где учитель дает задание, а воспитатель развивает и закрепляет полученные навыки.
В рамках взаимодействия: социальный педагог - учитель-дефектолог – воспитатель. Закрепляются и актуализируются знания, полученные на занятиях по «Формированию понятий и навыков безопасного поведения, обучающихся ЦКРОиР» учителем – дефектологом на уроках «Основы жизнедеятельности» и коррекционных занятиях «Формирование социального поведения»; воспитателем на прогулках.
Таким образом, в Центре прослеживается преемственность в работе специалистов, учитываются возрастные, психологические, соматические и индивидуальные особенности детей.
Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим, сенсорике, формированию элементарных математических представлений, развитию графомоторных навыков и ориентировке в пространстве, предметно-практической деятельности.
Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты.
Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности.
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают детей.
Учитель-дефектолог индивидуально обследует детей, наблюдает за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты совместно обсуждаются и анализируются, намечается индивидуальный план работы с конкретным воспитанником.
2. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальная программа развития по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.
Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.
Воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий. Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать и специалисты отделения социально-трудовой реабилитации.
4. Совместное взаимодействие с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, лекция, показ занятия. Включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.
Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий дефектолога, необходимо распределить функции:
· дефектолог формирует первичные базовые понятия и универсальные учебные действия;
· воспитатель закрепляет их.
Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников центра содействия семейному воспитанию.