Целью образовательного процесса работы с детьми с ОПФР является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей. Развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей и уметь ориентироваться в той или иной ситуации.
Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Работа ведется в таких направлениях, как:
* диагностическое;
* коррекционно-развивающее;
* консультативно-просветительское.
Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит от того, насколько им хорошо организована работа с воспитателем, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми знаний на занятиях учителя-дефектолога.
Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей определяют следующие принципы:
· Системность.
· Комплексность.
· Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.
· Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку с ОПФР в процессе занятий.
· Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Функции дефектолога:
1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
3. Коррекция звукопроизношения.
4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
5. Устранение недостатков слоговой структуры слова.
6. Отработка новых лексико-грамматических категорий.
7. Обучение связной речи.
8. Развитие психических функций.
Функции воспитателя:
1. Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе.
2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
3. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
4. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
5. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
6. Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя - дефектолога.
7. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Примерное содержание работы воспитателя и дефектолога
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей с ОПФР в период их пребывания в ЦКРОиР, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.
Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка с ОПФР в ЦКРОиР.