И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности.

 Подготовка к письму—очень важный вид занятий с леворуким ребёнком. Это особая система пошаговых занятий, где важно всё: как сидит ребёнок, как держит ручку, как лежит лист бумаги или тетради, как выполняются элементарные графические движения.

 Терпеливо относитесь к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребёнка, помня о том, что письмо даётся ему гораздо труднее, чем другим детям.

При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания:

 перед каждым заданием объясните ребёнку цель;

 убедитесь, что ребёнок понял инструкции;

 соблюдайте последовательность заданий, не торопитесь, не перешагивайте через ступенки;

 не переходите к следующим заданиям, если не освоены предыдущие;

 не забывайте, что дети лучше осваивают всё в игре;

 продолжительность выполнения графических заданий не должна быть больше 10-15 минут;

 поощряйте ребёнка за успех, не корите за неудачи и радуйтесь вместе с ним даже маленьким, но достижениям;

 категорически противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо;

 рекомендуется проговаривание при письме (для усиления контроля к звуко-буквенному анализу);

 необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв (разрезное буквенное лото);

 чтение должно быть медленным, целесообразно использование линейки-окошка, которая позволяет выделять читаемое слово.

При подготовке леворукого ребёнка к письму следует научить его:

1. Соблюдать правильную позу при рисовании и письме.

2. Правильно держать карандаш (ручку).

3. Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, при рисовании и письме.

4. Необходимо подробное объяснение и осознанное выполнение каждой буквы. В букварный период целесообразны прописи для леворуких.

5. Категорически противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо.

6. Рекомендуется синхронное проговаривание при письме (для укрепления контроля к звуко-буквенному анализу).

7. Необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв.

 

Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Работа учителя с учащимися с особенностями психофизического развития на разных этапах урока

Этап урока

 

1

При опросе

-Создание атмосферы доброжелательности

-Увеличивать время подготовки у доски, ставить наводящие вопросы, давать примерный план ответа.

-Разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами

-Предоставление примерного плана ответа

-Поощрять малейшие успехи (похвала, подбадривание)

-Анализировать и систематизировать ошибки учащихся, концентрировать внимание на их устранении.

2

Изложение нового материала

— Поддержание интереса к теме через использование различных методов объяснения

-Частое обращение с вопросами для проверки степени понимания основных элементов излагаемого материала

-Привлечение детей в качестве помощников

-Привлечение к высказываниям, организация атмосферы диалога

-Приучать детей задавать вопросы, если они испытывают затруднения в усвоении нового

-Многократное повторение

3

Самостоятельная работа на уроке

-Делить сложные задания на этапы

-Ссылки на аналогичные задания, необходимые формулы, правила

-Планирование деятельности (составление плана самостоятельно или по образцу , работа по готовому плану)

-Отмечать положительные моменты

-Инструктирование об алгоритмах действий, использование карточек консультаций с планом действий

-Обязательная проверка (в т.ч. самопроверка, взаимопроверка)

-Стимулирование самостоятельных действий

-Дифференцированные задания

-Предупреждение о возможных затруднениях

-Стимулировать постановку вопросов учителю при затруднениях

4

Выполнение д/з

— Подробно объяснять, как выполнять задания

-Дифференциация объема и помощи

-Проверка всех домашних заданий, регулярный опрос

-Исключать перегрузку

5

Стимулирование учебной деятельности

(на всех этапах урока)

-Поощрение

-Создание ситуаций успеха( подбор заданий, адекватных способностям детей, ситуации личного выбора)

-Эмоциональный комфорт, доброжелательность

-Вера в способности любого ученика (оптимистический прогноз)

Технологическая карта занятия по трудовому обучению

Учитель ______________________________________________________

Раздел учебной программы _____________________________________

Класс _____

Тема: ________________________________________________________

Количество часов: 2.

Тип занятия: практическое повторение

Задачи: 1. Закреплять знания о назначении  … (указывается конкретное изделие или работа), правилах безопасности труда и санитарно-гигиенических требованиях при выполнении … (указываются конкретные технологические операции или практические работы).

2. Закреплять умения ориентироваться в … (указывается выполняемое на занятии практическое задание), планировать и контролировать его выполнение.

3. Совершенствовать навыки выполнения  … (указываются конкретные технологические операции, приемы их выполнения или практические работы) при соблюдении требований к качеству работы.

4. Воспитывать ответственность за качество выполнения трудового задания (могут быть определены другие коррекционно-воспитательные задачи).

Место проведения занятия: _____________________________________

Оборудование: ________________________________________________

__________________________________________________________________

Этапы занятия и время на их

проведение

Задачи

этапов

Сотрудничество

учителя и учащихся

(содержание этапа)

Дифференцированный

и индивидуальный

подход

Организация учащихся

(1–2 мин.)

     

Постановка задач урока (до 5 мин.)

     

Закрепление ориентировки в задании и плана работы (5–7 мин.)

     

Закрепление правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований 

(3–4 мин.)

     

Практическая работа*

     

Оценка качества выполненных работ (3–5 мин.)

     

Устные отчеты о выполненной работе (3–5 мин.)

     

Подведение итогов. Оценочная рефлексия (3–5 мин.)

     

* Время на этап практической работы указано с учетом того, что она не является непрерывной и может включать, в частности, комплексы упражнений гимнастики для глаз 


1. Алгоритм написания анализа к годовому плану по вопросам специального образования (включает количественные и качественные показатели):

1

Формы организации специального образования в учреждении

2

Охват детей (полный, неполный, причины неполного охвата)

3

Кадровое обеспечение специального образования в учреждении

4

Количество зачисленных и отчисленных в течение года детей (числовой и процентный показатель) в ПКПП (специальную группу)

5

Причины отчисления детей (числовой и процентный показатель) из ПКПП

6

Количество детей (числовой и процентный показатель), у которых наблюдается положительная динамика развития. По каким параметрам наблюдается динамика, по каким нет. Возможные причины отсутствия динамики. Пути устранения

7

Количество детей (числовой и процентный показатель), у которых наблюдаются незначительные изменения в развитии. По каким причинам. Пути устранения

8

Общий процентный показатель качества коррекционной работы в ПКПП (по информации ЦКРОиР, по собственным вычислениям)

9

Аналогичная аналитическая информация по классам (группам) интегрированного обучения и воспитания (качество коррекционной работы, результативность, взаимодействие специалистов, родителей, причины недостаточного качества, пути решения проблем)

10

Аналогичная аналитическая информация по специальным группам (качество коррекционной работы, результативность (%), взаимодействие специалистов, родителей, причины недостаточного качества, пути решения проблем)

11

Пополнение кабинета учителя-дефектолога методическими наработками, предметно-развивающей и адаптивной образовательной средой, компьютером, развивающими программами и др.

12

Самообразование учителя-дефектолога, работа со СМИ, общественностью и др.

13

Присвоение учителю-дефектологу очередной квалификационной категории

14

Участие учителя-дефектолога в районных методических объединениях и районных конкурсах, работа внутри учреждения образования

15

Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями и педагогами на уровне учреждения образования в достижении результативности коррекционной работы по всем формам специального образования

2. Ставить в годовых планах учреждения образования 1-2 задачи по специальному образованию на следующий учебный год, определяемые августовской конференцией по специальному образованию, а также вытекающие из собственных проблем учреждения образования.

3. Включать в годовые планы учреждений образования раздел «Специальное образование», который будет содержать следующие подразделы, либо каждый подраздел включать в соответствующий общий раздел учреждения образования:

1.

Организация обучения учащихся в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания по специальным программам

1.1.

В 1 А классе — __ учащихся

1.2.

Во 2 Б классе — __ учащихся

1.3.

В 5 А классе — __ учащихся

1.4.

Мониторинг качества обучения

1.5.

Ресурсное обновление классов и кабинетов (перечислить), кадровый потенциал

2.

Организация работы пункта коррекционно-педагогической помощи

2.1.

Оказание коррекционно-педагогической помощи __ учащимся и (или) воспитанникам учреждения образования (наименование)

2.2.

Мониторинг качества коррекционно-педагогической помощи

2.3.

Ресурсное обновление кабинета коррекционно-педагогической помощи (перечислить), кадровый потенциал

3.

Организация обучения на дому ФИО учащегося __ класса по образовательной программе специального образования (наименование)

3.1.

Включение учащегося в досуговую деятельность школы (сроки)

3.2.

Проведение учебных и коррекционных занятий (наименование) в условиях учреждения образования (наименование)

4.

Организация работы специальных и интегрированных групп (количество детей, мониторинг качества обучения, ресурсное обеспечение, кадровый потенциал)

5.

Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся интегрированного обучения (воспитанников специальных групп)

5.1.

Плановые заседания СППС (или группы ППС)

5.2.

Посещения семьи

5.3.

Консультации для родителей

5.4.

Консультации для педагогов

5.5.

Посещение открытых уроков и занятий, в том числе и родителями

6.

Организация подвоза детей с особенностями (кол-во)

7.

Ведение банка данных о детях с особенностями психофизического развития

7.1.

Посещение плановых заседаний в ЦКРОиР

7.2.

Работа с карточками первичного учета, другой документацией

7.3.

Подготовка отчетов в ЦКРОиР

8.

Методическая работа с педагогами, работающими с детьми с особенностями психофизического развития

8.1.

Заседания методического объединения для учителей-дефектологов (при наличии 3 чел.)

 

Тема 1 заседания

 

Тема 2 заседания

 

Тема 3 заседания

8.2.

Заседания методического объединения для педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития

 

Тема 1 заседания

 

Тема 2 заседания

 

Тема 3 заседания

8.3.

Самообразование педагогов, работающих с детьми с особенностями (план, выступления на совещаниях, педсоветах, методических объединениях)

 

Тема учителя-дефектолога

 

Тема педагога-психолога

 

Тема учителя интегрированного обучения

 

Темы учителей-предметников

 

Темы воспитателей

8.4.

Открытые учебные и коррекционные занятия (перечислить)

8.5.

Аттестация учителей-дефектологов, курсовая переподготовка, повышение квалификации

8.6.

Участие учителей-дефектологов в конкурсах (перечислить с указанием результатов)

8.7.

Другие виды методической работы (перечислить)

9.

Рассмотрение вопросов специального образования

9.1.

На совещании при директоре (дата, вопрос)

9.2.

На педсовете (дата, вопрос)

9.3.

На других совещаниях (дата, вопрос)

9.4.

На методических объединениях(дата, тема)

10.

Внутришкольный (внутрисадовый) контроль

10.1.

Качество ведения документации учителями-дефектологами

10.2.

Качество проведения коррекционных и учебных занятий в классах(группах) интегрированного обучения и воспитания, специальных группах учителями-дефектологами

10.3.

Качество проведения учебных занятий в классах интегрированного обучения и воспитания учителями-предметниками

10.4.

Качество планирования коррекционной работы учителем-дефектологом в соответствии с уровнем развития ребенка (по заключению ЦКРОиР)

10.5.

Качество работы учителя-дефектолога в ПКПП

10.6.

Качество индивидуального и дифференцированного подхода к детям с особенностями в классах интегрированного обучения (группах продленного дня, специальных группах)

10.7.

Качество психолого-педагогического сопровождения в учреждении

10.8.

Качество работы с детьми с особенностями педагогом-психологом, педагогом социальным

10.9.

Качество самообразования всех педагогов, работающих с детьми с особенностями развития

10.10

Межличностные отношения в классе (группе) интегрированного обучения и воспитания (наблюдение, социометрия), специальной группе

10.11

Качество коррекционной работы за полугодие, год (по картам мониторинга, по наблюдению за детьми, по посещению занятий)

10.12

Качества взаимодействия (преемственности в работе) учителя-дефектолога, воспитателя, родителей в специальной группе (ПКПП) и учителя в классе интегрированного обучения и воспитания

10.13

Другие темы контроля

11.

Патронат выпускников

11.1.

Ведение документации по патронату

11.2.

Сбор сведений о выпускнике

11.3.

Посещение выпускника

11.4.

Включение выпускника в деятельность школы (перечислить)

11.5.

Помощь в трудоустройстве (конкретные мероприятия)

11.6.

Другие виды помощи

Директор ГУО «Добрушский районный ЦКРОиР» Т.М. Курильчик

Календарно-тематический план коррекционных занятий с учащимся Лось Дмитрием
(5класс, программа вспомогательной школы классов I отделения)
с 11.01.16 по 16.01.16

 

№ п/п

Дата

Задачи

Тема

1

 

— развивать личностные компоненты познавательной деятельности;

— развивать познавательную активность;

— формировать навыки самостоятельно выполнять задания

Развитие познавательной активности на математическом материале

2

 

-автоматизировать последовательность дней недели;

— уточнить понятие об основных единицах времени

— развивать умение использовать понятия «раньше», «позже», «завтра», «послезавтра», «между», «вчера», «позавчера», «перед», «после»;

— закрепить понятие «рифма», развивать смысловую память, умение устанавливать закономерности

Временные последовательности

3

 

-развивать умение ориентироваться в пространстве листа;

-развивать логическую память (установление ассо­циативных связей);

-развивать тонкокоординированных движений;

-формировать элементы самоконтроля.

Бусы

Перспективный план коррекционных занятий по развитию познавательной Петровым Иваном на 2015/2016 учебный год
(5класс, программа вспомогательной школы классов I отделения)

Направления коррекционной 

работы

Задачи коррекционной работы

Диагностика

Обследовать устную речь и письменную речь

Обследовать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Обследовать звукопроизношение

Обследовать уровень сформированности временных представлений, пространственных ориентировок

Формирование учебной деятельности

 развивать умение ориентироваться в задании, предложенном:

— в наглядной форме;

— в устной словесной форме;

 формировать умение планировать свою деятельность при выполнении задания;

 формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности:

— на этапе принятия задания;

— на этапе выполнения задания;

— на этапе завершения задания;

Развитие восприятия, ощущений, представлений

 развивать умение соотносить предметы с предъявленным сенсорным эталоном при помощи зрительного, слухового, осязательного восприятия;

 развивать умение самостоятельно сравнивать одинаковые предметы по форме (соотнесение плоского изображения предмета с его обьёмным изображением);

 развивать умение оценивать изменение размера предмета в зависимости от плана картины;

 развивать умение исключать неоднородный предмет из сериационного ряда (по форме, цвету, размеру и т. д.)

 закреплять умение узнавать знакомые предметы в силуэтном и контурном изображении;

 расширять поле обозрения, скорость обозрения;

 формировать способность к точному восприятию;

 развивать умение видеть предметы на расстоянии, определять их место в окружающей среде;

 развивать умение устанавливать связи между видимыми и соседними обьектами;

 развивать умение сравнивать обьекты, устанавливать черты сходства и различия, выделять существенные признаки предмета;

 формировать представления жизни природы и общества;

 формировать способность к избирательноиу восприятию ( с картинкой, таблицей, счётным материалом);

 развивать умение целостно воспринимать предмет в условиях шума или неполной презентации;

 развивать умение распознавать по запаху растения, предметы сани тарной гигиены, парфюмерии, дыма, приятные и неприятные запахи.

Развитие пространственной ориентировки

 развивать представления о расположении предметов в пространстве относительно себя и о напровлениях пространства по отношению к себе:

— справа, слева; направо, налево;

 формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

 Формировать представления о пространственных отношениях обьектов и их взаимном расположении в трёхмерном и двухмерном пространстве;

 формировать понятия, характеризующие пространственный анализ взаиморасположения обьектов при заданном направлении:

— до, после; перед, за;

— первый, последний, ближе всего, дальше всего от, предпоследний, следующий за, предыдущий;

 формировать временные представления:

— последовательность времени суток,

— последовательность времён года,

— последовательность дней недели,

— последовательность месяцев в году,

 формировать умение ориентироваться во времени.

Развитие зрительного анализа и синтеза

 развивать умение выделять части, детали объекта наблю­дения (натурального предмета, предметного изображения);

 развивать умение вы­делять внешние признаки частей объекта наблюдения (цвет, форма, величина и др.);

 развивать умение узнавать объекты по описанию;

 развивать умение скла­дывать изображение из деталей;

 развивать умение группи­ровать предметы по двум (трем) внешним признакам одно­временно.

Развитие мышления

 развивать умение устанавливать отношения последовательности между выполняемыми дейст­виями (сначала, потом и т. п.);

 развивать умение сравнивать выполненную ста­тичную позу («зайчик», «цветок» и т. п.) с образцом (демон­страция учителем, рисунок).

 развивать умения: устанавли­вать взаимоотношения «целое — часть»

 развивать умение отражать в составляемых по образцу предложениях глубинно-семантичес­кие отношения: между деятелем и действием, между действи­ем и объектом действия, между действием и местом действия и др.

 развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображен­ными на картинках;

 развивать умение устанавливать отношения последователь­ности (что было сначала, что потом и т. д.)

Развитие зрительной памяти и восприятия

 развивать умение находить отличительные и общие признаки двух предметов по инструкции педагога;

 развивать умение сравнивать два предмета по образцу (опорной схеме)

 развивать умение узнавать предметы на зашумленном фоне и в варианте «наложенных» друг на друга изображений

Развитие языкового анализа и синтеза

 Развивать языковой анализ и синтез на уровне предложения:

— развивать умение выделять слова из предложения;

— умения определять количество, последовательность и место слов в пред­ложении;

— умение составлять предложение из заданных слов, с опре­деленным количеством слов.

 Развивать языковой анализ и синтез на уровне текста:

— умение выделять предложения из текста;

— умение определять количество предложений в тексте;

— умение находить за­данное предложение в тексте;

— умение определять границы предло­жений в тексте при его восприятии на слух и в тексте, пред­ставленном в письменной форме.

   

Развитие речи (произношения, связной речи)

 Развивать активный словарь, словообразование:

— развивать умение называть окружающие предметы, их части;

— развивать умение использовать в речи слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, овощи, фрукты и др.);

— развивать умение группировать предметы по видовым признакам;

— развивать умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-; -чик-; -очк-; -ечк-;

— развивать умение образовывать множественное число существительных;

— развивать умение называть признаки предметов (слова, обозначающие цвет, величину, форму, вкусовые качества, качества поверхности и др.);

— развивать умение адекватно употреблять в речи местоимения;

— развивать умение образовывать глаголы от названий цвета предметов;

— развивать умение согласовывать существительные с числительными

 Формировать умение составлять предложения на примере лексических тем (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы, одежда, мебель):

— развивать умение составлять простые предложение на основе двух (трех, четырех) слов по схеме;

— развивать умение выполнять структурный анализ предложения;

— развивать умение составлять сложные предложения с использованием со­юзов и, а, потому что и др.;

 Развивать диалогическую речь:

— развивать умения от­вечать на вопросы собеседника;

— развивать умение задавать вопросы;

— развивать умение выражать просьбу, благодарность, утверждение, отрицание.

 Развивать монологическую речь:

— развивать умение пересказывать текст цепной организации с опорой на картинки и систему вопросов педагога;

— развивать умение составлять рассказ по серии сю­жетных картинок;

— развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке;

— развивать умение составлять рассказ-описание предмета на основе его восприя­тия и по представлению (по системе наводящих вопросов педа­гога, с опорой на символический план).

   

Диагностика

Обследование устной и письменной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, звукопроизношения. Обследовать уровень сформированности временных представлений, пространственных ориентировок. Исследование уровня развития временных представлений и пространственной ориентировки.

п\п

Баллы

Показатели оценки

Знаний

Практических работ

1.

1(один)

Узнавание отдельных материалов, инструментов, видов работ, технологических операций и приемов труда

Соблюдение требований безопасности труда; неудовлетворительное качество выполнения технологических операций, неумение осуществлять самоконтроль при выполнении приемов труда, наличие многочисленных ошибок, которые исправляются учителем; неумение выполнять большинство приемов труда по словесной инструкции и показу учителя или с использованием их изображения

2.

2 (два)

Различение сходных материалов, инстру-ментов, видов работ, технологических операций и приемов труда

Соблюдение требований безопасности труда; неудовлетворительное качество выполнения технологических операций, неумение осуществлять самоконтроль при выполнении приемов труда, наличие многочисленных ошибок, которые исправляются учителем; выполнение приемов труда по словесной инструкции и показу учителя или с использованием их изображения

3.

3 (три)

Воспроизведение части изучаемых сведений по памяти (называние отдельных объектов изучения, неполные ответы на вопросы учителя); выбор материалов и инструментов, организация рабочего места по образцу

Соблюдение требований безопасности труда; выполнение технологических операций с оказанием помощи (показа и объяснения части приемов труда); недостаточное владение приемами труда и самоконтроля, наличие единичных (отдельных) существенных ошибок, которые исправляются с помощью учителя

4.

4 (четыре)

Воспроизведение большей части изучаемых сведений по памяти (в ответах на вопросы учителя); выбор материалов и инструментов, организация рабочего места по образцу

Соблюдение требований безопасности труда; выполнение технологических операций с оказанием помощи (показа и объяснения отдельных, наиболее сложных приемов труда); недостаточное владение приемами труда и самоконтроля, наличие единичных (отдельных) существенных ошибок, которые исправляются с помощью учителя; самостоятельное выполнение важнейших (основных) требований инструктивно-технологической документации

5.

5 (пять)

Самостоятельное воспроизведение значительной части программного учебного материала с указанием существенных признаков изучаемых материалов, технологических операций и приемов труда без их объяснения. Выбор материалов и инструментов, организация рабочего места по изучавшимся правилам или образцу

Соблюдение требований безопасности труда; несущественные ошибки при самостоятельном выполнении работы в знакомой ситуации, исправление этих ошибок с помощью учителя; самостоятельное выполнение важнейших (основных) требований инструктивно-технологической документации

6.

6 (шесть)

Самостоятельное воспроизведение программного учебного материала в полном объеме путем краткого описания с элементами объяснения, раскрывающими причинно-следственные связи (объяснение отдель-ных правил, требова-ний к выполнению приемов труда и т. д.). Самостоятельное применение знаний в многократно повторяющейся ситуации(организация рабочего места, учет свойств материалов и т. д.)

Соблюдение требований безопасности труда; несущественные единичные ошибки при самостоятельном выполнении работы в знакомой ситуации, исправление этих ошибок с помощью учителя; самостоятельное выполнение важнейших (основных) требований инструктивно-технологической документации

7.

7 (семь)

Владение програм-мным учебным материалом в знакомой ситуации — краткое описание материалов, инстру-ментов и других объектов изучения, воспроизведение и объяснение правил с раскрытием причинно-следствен-ных связей, приведе-нием примеров из опыта собственной практической деяте-льности. Самостоятельное при-менение знаний при выполнении знакомых практических работ

Соблюдение требований безопасности труда; несущественные единичные ошибки при самостоятельном выполнении работы в знакомой ситуации, исправление этих ошибок при минимальной (стимулирующей) помощи учителя; самостоятельное полное выполнение требований инструктивно-технологической документации

8.

8 (восемь)

Владение программным учебным материалом в знакомой

ситуации — развернутое описание материалов, инструментов и других объектов изучения, воспроизведение и объяснение правил с раскрытием причинно-следствен-ных связей, приведением доказательств. Самостоятельное при-менение знаний при выполнении знакомых практических работ

Соблюдение требований безопасности труда; несущественные единичные ошибки при самостоятельном выполнении работы в знакомой ситуации, самостоятельное исправление этих ошибок; самостоятельное полное выполнение требований инструктивно-технологической документации

9.

9 (девять)

Владение программным учебным материалом в частично измененной ситуации (умение осуществить ближний перенос знаний)

Соблюдение требований безопасности труда; самостоятельное безошибочное или с единичными самостоятельно исправляемыми несущественными ошибками выполнение работ в частично измененной ситуации; самостоятельное полное выполнение требований инструктивно-технологической документации

10.

10 (десять)

Владение программным учебным материалом в незнакомой ситуации (умение осуществить дальний перенос знаний)

Соблюдение требований безопасности труда; самостоятельное безошибочное или с единичными самостоятельно исправляемыми несущественными ошибками выполнение работ в новой (измененной) ситуации; самостоятельное полное выполнение требований инструктивно-технологической документации

_____________________________________________________

 

(Ф.И. ребенка)

Критерии оценки

Результат уч. года 2015/2016

Результат уч. года 2016/2017

Результат уч. года 2017/2018

начало

уч. года

конец

уч. года

начало

уч. года

конец

уч. года

начало

уч. года

конец

уч. года

Связная речь:

1. Составление простого предложения по картинке

           

2. Составление распространенного предложения по картинке

           

3. Составление рассказа по картинке

           

4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

           

5. Составление описательного рассказа

           

6. Пересказ короткого текста

           

Конструктивная деятельность :

Умение строить из палочек

           

1. Умение строить из кубиков

           

2. Умение строить из геометрических фигур

           

3. Складывание картинок из 3-х фрагментов

           

4. Складывание кубиков из 4-х фрагментов

           

5. Складывание пазл

           

6. Умение зарисовать

           

7. Умение заштриховать

           

Развитие пространственной ориентировки

1. Развитие ориентировки в схеме тела:

           

-выше, ниже

           

-над, под, между

           

-правый, левый

           

2. Расположение предметов в пространстве относительно себя и направлениях пространства

           

-вверху, внизу

           

-выше, ниже

           

-вверх, вниз

           

— над, под, между

           

-ближе, дальше

           

-перед, за

           

-вперед, назад

           

-справа, слева; направо, налево

           

Формирование временных представлений

1. Знание времени суток

           

2.Знание времени года

           

3.Знание дня недели

           

4.Знание месяца

           

5.Знание последовательности времени суток

           

6. Знание последовательности времени года

           

7. Знание последовательности дней недели

           

8. Знание последовательности месяцев в году

           

Развитие языкового анализа и синтеза

1. Умение выполнять анализ предложения

           

2. Навыки фонематического анализа и синтеза

           

— определять первый, последний звук в словах

           

— определять место звука в слове

           

— определять последовательность звуков в слове

           

— составление схемы слова

           

— устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов

           

3. Списывание с печатного текста

           

4. Письмо под диктовку

           

— слова

           

— предложения

           

— небольшого рассказа

           

Развитие зрительного восприятия, анализа

1. Умение дифференцировать цвета и их оттенки

           

2. Умение узнавать изображение предметов с разным количеством

           

— контурные, силуэтные

           

— точечные, пунктирные

           

3. Развитие умения зрительного анализа и синтеза

           

— узнавание объекта по характерным деталям

           

Критерии и показатели десятибалльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью (1 отделение)

Уровень (баллы)

Критерии оценки

Учебная деятельность

Степень самостоятельности учащихся

Корректировка знаний учеником

Степень ответственности и прилежания в учебной деятельности

Первый (низкий)

1 балл

Узнавание отдельных объектов программного материала

Сопряженные действия учителя и ученика

Не обнаруживает ошибок, помощь педагога не эффективна

Негативное отношение ребенка к учебной деятельности

2 балла

Различение объектов программного учебного материла, предъявленных в готовом виде, и осуществление практических действий с ними

Второй (удовлетворительный)

3 балла

Воспроизведение части программного материала

Полусопряженные действия учителя и ученика (вначале совместно с педагогом, а затем по образцу)

Обнаруживает ошибки по указанию педагога, устраняет ошибки с помощью педагога

Безответственное, безразличное отношение к учебной деятельности

4 балла

Воспроизведение большей части программного материала

Третий (средний)

5 баллов

Осознанное воспроизведение значительной части учебного материала

Действия ученика по готовому образцу учителя

Обнаруживает ошибки с помощью педагога, устраняет ошибки по образцу педагога

Ситуативное проявление старания и интереса к учебной деятельности

6 баллов

Осознанное воспроизведение в полном объеме учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу

Четвертый (достаточный)

7 баллов

Владение учебным материалом в знакомой ситуации

Действия ученика без образца учителя

Самостоятельно обнаруживает и устраняет ошибки

Постоянное проявление старания и интереса к учебной деятельности

8 баллов

Оперирование учебным материалом в знакомой ситуации

Пятый (высокий)

9 баллов

Оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в частично измененной ситуации; выполнение заданий творческого характера

Самостоятельные действия ученика

Выполняет задания самостоятельно, без ошибок

Ответственное отношение к учебной деятельности

10 баллов

Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности, применение знаний, умений в незнакомой ситуации

  Первый критерий – обученность – основан на теории Л.С.Выготского о соотношении обучения и умственного развития. Он соответствует показателям, принятым в массовой школе. Второй, третий и четвертый критерии являются специфическими и отражают своеобразие оценивания процесса усвоения программного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

 

         Второй критерий отражает степень самостоятельности выполнения задания учеником и ту меру помощи, которую оказывает учитель. Оказание помощи ребенку в процессе выполнения задания – ведущий принцип при определении умственного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью: как ребенок относится к помощи, принял ли ее, какая доза и мера помощи ему нужна – все эти показатели не только имеют диагностическую значимость, реализуют стимулирующую функцию оценивания, но и обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение. Виды помощи варьируются в зависимости от уровня обученности ребенка – вначале более «развернутые», а затем более «сжатые».

 

         Третий критерий – корректировка знаний учеником – отражает, как ученик осуществляет контроль над правильностью выполнения задания. Показатели данного критерия смогут помочь учителю определить, необходима ли помощь ученику с его стороны.

 

         Четвертый критерий – степень ответственности и прилежания ученика в учебной деятельности. Показатели данного критерия помогут учителю установить личностные характеристики ученика: прилежание в учебе, ответственность – негативное, безответственное или ответственное отношение к деятельности, проявление старания и интереса к учебе.

 

         Все четыре критерия, обозначенные в таблице 1, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Знания учителем показателей каждого из критериев будет способствовать адекватному оцениванию результатов учебной деятельности с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, т.е. осуществлению личностно-ориентированного оценивания.

 

         Пятый уровень (высокий) предполагает свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации, самостоятельное действие по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрацию рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий. (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь – 2003. - № 7, с.51). Ему соответствуют баллы 9 и 10.  Выполнение заданий по показателям 5 уровня не всегда доступно для учащихся вспомогательной школы в силу их особенностей в развитии умственных и практических действий, степени освоения знаний, овладения учебными, предметными и другими умениями, познавательной активности.

Оценка устных ответов учащихся

Балл

Показатели оценки

1

Не воспроизводит изученный материал, но узнает отдельные элементы. Ошибки не может исправить даже с помощью педагога

2

Называет отдельные объекты, но не умеет их различать, не осознает значения объектов изучения. С трудом отвечает на наводящие вопросы учителя, не умеет формулировать изученные правила и положения.

Например, называет 1 — 2 растения луга, но не может узнать их на иллюстрациях, не может объяснить, почему нельзя собирать большие букеты.

3

Ответ неполный. Излагает отдельные фрагменты учебного материала на уровне памяти без осмысления связей и зависимостей. При этом допускается значительное количество ошибок, отдельные из которых устраняются с помощью педагога. Узнает в знакомой ситуации часть изученных объектов.

Например, сам называет отдельные (но не все) формы поверхности, различает их только на знакомых наглядных пособиях, на уточняющие вопросы не

4

Ответ неполный. Воспроизводит только некоторую часть учебного материала, допуская при этом отдельные ошибки. Некоторые из них может исправить с помощью учителя. Дает неверное определение понятия, заменяет существенные признаки понятия несущественными. Не умеет привести самостоятельные примеры, подтверждающие сказанное.

Например, ученик правильно классифицирует растения по 3 группам: деревья, кустарники, цветы

5

Воспроизводит значительную часть учебного материала с ошибками, которые устраняются с помощью педагога. Знания характеризуются слабой осознанностью. Пытается объяснить значение тех или иных объектов, правил, но допускает существенные ошибки, неточности, которые не устраняет с помощью педагога. Не может применять полученные знания в незнакомой ситуации.

Например, называет отдельные правила поведения в общественных местах, но

6

Осознанно, но неполно воспроизводит учебный материал, допуская при этом отдельные ошибки, которые исправляет с помощью педагога. Различает часть объектов изучения, однако не умеет их описывать (устно). Перечисляет большинство из изученных правил поведения в природе и обществе, правил гигиены, но не может объяснить, почему их надо выполнять.

Например, перечисляет большинство из изученных правил гигиены, но только с

7

Полно, осознанно воспроизводит изученный материал, допуская при этом единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Различает большинство изучаемых объектов, умеет описать их устно. Устанавливает значение изучаемых объектов в природе для человека. Объясняет причины изучаемых объектов с помощью учителя.

Например, учащийся осознанно воспроизводит полученные знания о

Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся вспомогательных школ

Уровни

Отметки (баллы)

Показатели оценки

1 уровень (рецептивный)

Узнавание

1

очень слабо

Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных изученных структурных элементов знаний; наличие существенных ошибок в действиях

2

слабо

Узнавание объекта изучения, распознавание изученных структурных элементов знаний; наличие существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога

2 уровень

(рецептивно — репродуктивный)

Запоминание (неосознанное воспроизведение)

3

посредственно

Воспроизведение незначительной части учебного материала; наличие отдельных существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога

4

удовлетворительно

Неполное воспроизведение заученного учебного материала; наличие единичных существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога

3 уровень

(репродуктивно — продуктивный)

Понимание (осознанное воспроизведение)

5

почти хорошо

Осознанное воспроизведение значительной части учебного материала; наличие несущественных ошибок, устраняемых с помощью педагога

6

хорошо

Осознанное воспроизведение учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие отдельных несущественных ошибок, устраняемых при незначительных

4 уровень

(продуктивный)

Базовые умения и навыки

7

очень хорошо

Владение учебным материалом; оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок, устранение при незначительной помощи педагога

8

почти отлично

Владение и оперирование учебным материалом, в знакомой или частично измененной ситуации; наличие единичных несущественных ошибок, устраняемых учащимися самостоятельно

«0» баллов означает присутствие на занятиях, но отказ от ответа или отсутствие ответа. Балл 6 свидетельствует, что ученик хорошо усвоил учебный материал, который предусмотрен программой и изложен в учебниках вспомогательной школы. Это вершина его достижений. Упражнения в учебниках вспомогательной школы являются специфическими, они не требуют творчества, переноса знаний в незнакомую ситуацию, не предусматривают самостоятельного разрешения проблемных ситуаций. Безошибочное выполнение знакомого, очень упрощенного материала заслуживает оценки 6, но не 7 или 8. Баллы 7 и 8 иногда возможны при оценивании учебных достижений учащихся по таким предметам, как изобразительное искусство, музыка и пение, физическая культура, трудовое обучение. Однако эти баллы являются исключением во вспомогательной школе. Они заставляют сомневаться в правильной диагностике психофизического развития ученика. Баллы 9 и 10 характеризуют высокий уровень учебных достижений учащихся при продуктивной, творческой, познавательной деятельности, что для учащихся вспомогательной школы недоступно.

 

Показатели оценки письменных классных и домашних работ

 

1 балл – 6 и более ошибок

 

2 балла – 5 ошибок

 

3 балла – 4 ошибки

 

4 балла – 3 ошибки

 

5 баллов – 2 ошибки

 

6 баллов – 1 ошибка

 

7 баллов – без ошибок

 

Примечание: учитель имеет право повысить отметку за работу на 1 балл с учетом индивидуальных достижений учащихся в сравнении с предыдущими результатами

 

Показатели оценки математического диктанта

 

1 балл – 6 и более ошибок

 

2 балла – 5 ошибок

 

3 балла – 4 ошибки

 

4 балла – 3 ошибки

 

5 баллов – 2 ошибки

 

6 баллов – 1 ошибка

 

7 баллов – без ошибок

 

Примечание: 2 исправления свидетельствуют о непрочном усвоении приемов устных вычислений и приравниваются к 1 ошибке

 

Поурочный контроль осуществляется в ходе проведения всех видов работ как устного, так и письменного характера (домашние задания, устный счет, устные ответы, классная работа и т.д.) и направлен на освоение способов действия, диагностику возникающих затруднений и проблем

 

При проведении тематического, промежуточного и итогового контроля оценка осуществляется с учетом уровней (первый, второй, третий, как исключение – четвертый) усвоения учебного материала.

 

Показатели оценки комбинированной контрольной работы

 

1 балл – задача не решена, допущено 6 и более ошибок в вычислениях;

 

2 балла – задача не решена, допущено 5 ошибок в вычислениях;

 

3 балла – задача не решена, допущено 4 ошибки в вычислениях;

 

4 балла – задача не решена, допущено 3 ошибки в вычислениях;

 

5 баллов – выполнены все задания допущены недочеты при решении задачи и 2 ошибки в вычислениях, или задача не решена, остальные задания выполнены правильно; или задача решена, но допущено 4 – 5 ошибок и вычислениях;

 

6 баллов – выполнены все задания, задача решена правильно, допущены 2 ошибки в вычислениях и 1 – 2 недочета в разных заданиях;

 

7 баллов – выполнены все задания без ошибок.

Примечание. Учитель имеет право повысить отметку за работу на один балл с учетом индивидуальных достижений учащихся в сравнении с предыдущими результатами.

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp  belarusian youth  asked
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.