Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности.
Подготовка к письму—очень важный вид занятий с леворуким ребёнком. Это особая система пошаговых занятий, где важно всё: как сидит ребёнок, как держит ручку, как лежит лист бумаги или тетради, как выполняются элементарные графические движения.
Терпеливо относитесь к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребёнка, помня о том, что письмо даётся ему гораздо труднее, чем другим детям.
При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания:
перед каждым заданием объясните ребёнку цель;
убедитесь, что ребёнок понял инструкции;
соблюдайте последовательность заданий, не торопитесь, не перешагивайте через ступенки;
не переходите к следующим заданиям, если не освоены предыдущие;
не забывайте, что дети лучше осваивают всё в игре;
продолжительность выполнения графических заданий не должна быть больше 10-15 минут;
поощряйте ребёнка за успех, не корите за неудачи и радуйтесь вместе с ним даже маленьким, но достижениям;
категорически противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо;
рекомендуется проговаривание при письме (для усиления контроля к звуко-буквенному анализу);
необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв (разрезное буквенное лото);
чтение должно быть медленным, целесообразно использование линейки-окошка, которая позволяет выделять читаемое слово.
При подготовке леворукого ребёнка к письму следует научить его:
1. Соблюдать правильную позу при рисовании и письме.
2. Правильно держать карандаш (ручку).
3. Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, при рисовании и письме.
4. Необходимо подробное объяснение и осознанное выполнение каждой буквы. В букварный период целесообразны прописи для леворуких.
5. Категорически противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо.
6. Рекомендуется синхронное проговаривание при письме (для укрепления контроля к звуко-буквенному анализу).
7. Необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв.
Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
Работа учителя с учащимися с особенностями психофизического развития на разных этапах урока
№ |
Этап урока |
|
1 |
При опросе |
-Создание атмосферы доброжелательности -Увеличивать время подготовки у доски, ставить наводящие вопросы, давать примерный план ответа. -Разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами -Предоставление примерного плана ответа -Поощрять малейшие успехи (похвала, подбадривание) -Анализировать и систематизировать ошибки учащихся, концентрировать внимание на их устранении. |
2 |
Изложение нового материала |
— Поддержание интереса к теме через использование различных методов объяснения -Частое обращение с вопросами для проверки степени понимания основных элементов излагаемого материала -Привлечение детей в качестве помощников -Привлечение к высказываниям, организация атмосферы диалога -Приучать детей задавать вопросы, если они испытывают затруднения в усвоении нового -Многократное повторение |
3 |
Самостоятельная работа на уроке |
-Делить сложные задания на этапы -Ссылки на аналогичные задания, необходимые формулы, правила -Планирование деятельности (составление плана самостоятельно или по образцу , работа по готовому плану) -Отмечать положительные моменты -Инструктирование об алгоритмах действий, использование карточек консультаций с планом действий -Обязательная проверка (в т.ч. самопроверка, взаимопроверка) -Стимулирование самостоятельных действий -Дифференцированные задания -Предупреждение о возможных затруднениях -Стимулировать постановку вопросов учителю при затруднениях |
4 |
Выполнение д/з |
— Подробно объяснять, как выполнять задания -Дифференциация объема и помощи -Проверка всех домашних заданий, регулярный опрос -Исключать перегрузку |
5 |
Стимулирование учебной деятельности (на всех этапах урока) |
-Поощрение -Создание ситуаций успеха( подбор заданий, адекватных способностям детей, ситуации личного выбора) -Эмоциональный комфорт, доброжелательность -Вера в способности любого ученика (оптимистический прогноз) |
Технологическая карта занятия по трудовому обучению
Учитель ______________________________________________________
Раздел учебной программы _____________________________________
Класс _____
Тема: ________________________________________________________
Количество часов: 2.
Тип занятия: практическое повторение
Задачи: 1. Закреплять знания о назначении … (указывается конкретное изделие или работа), правилах безопасности труда и санитарно-гигиенических требованиях при выполнении … (указываются конкретные технологические операции или практические работы).
2. Закреплять умения ориентироваться в … (указывается выполняемое на занятии практическое задание), планировать и контролировать его выполнение.
3. Совершенствовать навыки выполнения … (указываются конкретные технологические операции, приемы их выполнения или практические работы) при соблюдении требований к качеству работы.
4. Воспитывать ответственность за качество выполнения трудового задания (могут быть определены другие коррекционно-воспитательные задачи).
Место проведения занятия: _____________________________________
Оборудование: ________________________________________________
__________________________________________________________________
Этапы занятия и время на ихпроведение |
Задачиэтапов |
Сотрудничествоучителя и учащихся (содержание этапа) |
Дифференцированныйи индивидуальный подход |
Организация учащихся (1–2 мин.) |
|||
Постановка задач урока (до 5 мин.) |
|||
Закрепление ориентировки в задании и плана работы (5–7 мин.) |
|||
Закрепление правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований (3–4 мин.) |
|||
Практическая работа* |
|||
Оценка качества выполненных работ (3–5 мин.) |
|||
Устные отчеты о выполненной работе (3–5 мин.) |
|||
Подведение итогов. Оценочная рефлексия (3–5 мин.) |
* Время на этап практической работы указано с учетом того, что она не является непрерывной и может включать, в частности, комплексы упражнений гимнастики для глаз
1. Алгоритм написания анализа к годовому плану по вопросам специального образования (включает количественные и качественные показатели):
1 |
Формы организации специального образования в учреждении |
2 |
Охват детей (полный, неполный, причины неполного охвата) |
3 |
Кадровое обеспечение специального образования в учреждении |
4 |
Количество зачисленных и отчисленных в течение года детей (числовой и процентный показатель) в ПКПП (специальную группу) |
5 |
Причины отчисления детей (числовой и процентный показатель) из ПКПП |
6 |
Количество детей (числовой и процентный показатель), у которых наблюдается положительная динамика развития. По каким параметрам наблюдается динамика, по каким нет. Возможные причины отсутствия динамики. Пути устранения |
7 |
Количество детей (числовой и процентный показатель), у которых наблюдаются незначительные изменения в развитии. По каким причинам. Пути устранения |
8 |
Общий процентный показатель качества коррекционной работы в ПКПП (по информации ЦКРОиР, по собственным вычислениям) |
9 |
Аналогичная аналитическая информация по классам (группам) интегрированного обучения и воспитания (качество коррекционной работы, результативность, взаимодействие специалистов, родителей, причины недостаточного качества, пути решения проблем) |
10 |
Аналогичная аналитическая информация по специальным группам (качество коррекционной работы, результативность (%), взаимодействие специалистов, родителей, причины недостаточного качества, пути решения проблем) |
11 |
Пополнение кабинета учителя-дефектолога методическими наработками, предметно-развивающей и адаптивной образовательной средой, компьютером, развивающими программами и др. |
12 |
Самообразование учителя-дефектолога, работа со СМИ, общественностью и др. |
13 |
Присвоение учителю-дефектологу очередной квалификационной категории |
14 |
Участие учителя-дефектолога в районных методических объединениях и районных конкурсах, работа внутри учреждения образования |
15 |
Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями и педагогами на уровне учреждения образования в достижении результативности коррекционной работы по всем формам специального образования |
2. Ставить в годовых планах учреждения образования 1-2 задачи по специальному образованию на следующий учебный год, определяемые августовской конференцией по специальному образованию, а также вытекающие из собственных проблем учреждения образования.
3. Включать в годовые планы учреждений образования раздел «Специальное образование», который будет содержать следующие подразделы, либо каждый подраздел включать в соответствующий общий раздел учреждения образования:
1. |
Организация обучения учащихся в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания по специальным программам |
1.1. |
В 1 А классе — __ учащихся |
1.2. |
Во 2 Б классе — __ учащихся |
1.3. |
В 5 А классе — __ учащихся |
1.4. |
Мониторинг качества обучения |
1.5. |
Ресурсное обновление классов и кабинетов (перечислить), кадровый потенциал |
2. |
Организация работы пункта коррекционно-педагогической помощи |
2.1. |
Оказание коррекционно-педагогической помощи __ учащимся и (или) воспитанникам учреждения образования (наименование) |
2.2. |
Мониторинг качества коррекционно-педагогической помощи |
2.3. |
Ресурсное обновление кабинета коррекционно-педагогической помощи (перечислить), кадровый потенциал |
3. |
Организация обучения на дому ФИО учащегося __ класса по образовательной программе специального образования (наименование) |
3.1. |
Включение учащегося в досуговую деятельность школы (сроки) |
3.2. |
Проведение учебных и коррекционных занятий (наименование) в условиях учреждения образования (наименование) |
4. |
Организация работы специальных и интегрированных групп (количество детей, мониторинг качества обучения, ресурсное обеспечение, кадровый потенциал) |
5. |
Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся интегрированного обучения (воспитанников специальных групп) |
5.1. |
Плановые заседания СППС (или группы ППС) |
5.2. |
Посещения семьи |
5.3. |
Консультации для родителей |
5.4. |
Консультации для педагогов |
5.5. |
Посещение открытых уроков и занятий, в том числе и родителями |
6. |
Организация подвоза детей с особенностями (кол-во) |
7. |
Ведение банка данных о детях с особенностями психофизического развития |
7.1. |
Посещение плановых заседаний в ЦКРОиР |
7.2. |
Работа с карточками первичного учета, другой документацией |
7.3. |
Подготовка отчетов в ЦКРОиР |
8. |
Методическая работа с педагогами, работающими с детьми с особенностями психофизического развития |
8.1. |
Заседания методического объединения для учителей-дефектологов (при наличии 3 чел.) |
Тема 1 заседания |
|
Тема 2 заседания |
|
Тема 3 заседания |
|
8.2. |
Заседания методического объединения для педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития |
Тема 1 заседания |
|
Тема 2 заседания |
|
Тема 3 заседания |
|
8.3. |
Самообразование педагогов, работающих с детьми с особенностями (план, выступления на совещаниях, педсоветах, методических объединениях) |
Тема учителя-дефектолога |
|
Тема педагога-психолога |
|
Тема учителя интегрированного обучения |
|
Темы учителей-предметников |
|
Темы воспитателей |
|
8.4. |
Открытые учебные и коррекционные занятия (перечислить) |
8.5. |
Аттестация учителей-дефектологов, курсовая переподготовка, повышение квалификации |
8.6. |
Участие учителей-дефектологов в конкурсах (перечислить с указанием результатов) |
8.7. |
Другие виды методической работы (перечислить) |
9. |
Рассмотрение вопросов специального образования |
9.1. |
На совещании при директоре (дата, вопрос) |
9.2. |
На педсовете (дата, вопрос) |
9.3. |
На других совещаниях (дата, вопрос) |
9.4. |
На методических объединениях(дата, тема) |
10. |
Внутришкольный (внутрисадовый) контроль |
10.1. |
Качество ведения документации учителями-дефектологами |
10.2. |
Качество проведения коррекционных и учебных занятий в классах(группах) интегрированного обучения и воспитания, специальных группах учителями-дефектологами |
10.3. |
Качество проведения учебных занятий в классах интегрированного обучения и воспитания учителями-предметниками |
10.4. |
Качество планирования коррекционной работы учителем-дефектологом в соответствии с уровнем развития ребенка (по заключению ЦКРОиР) |
10.5. |
Качество работы учителя-дефектолога в ПКПП |
10.6. |
Качество индивидуального и дифференцированного подхода к детям с особенностями в классах интегрированного обучения (группах продленного дня, специальных группах) |
10.7. |
Качество психолого-педагогического сопровождения в учреждении |
10.8. |
Качество работы с детьми с особенностями педагогом-психологом, педагогом социальным |
10.9. |
Качество самообразования всех педагогов, работающих с детьми с особенностями развития |
10.10 |
Межличностные отношения в классе (группе) интегрированного обучения и воспитания (наблюдение, социометрия), специальной группе |
10.11 |
Качество коррекционной работы за полугодие, год (по картам мониторинга, по наблюдению за детьми, по посещению занятий) |
10.12 |
Качества взаимодействия (преемственности в работе) учителя-дефектолога, воспитателя, родителей в специальной группе (ПКПП) и учителя в классе интегрированного обучения и воспитания |
10.13 |
Другие темы контроля |
11. |
Патронат выпускников |
11.1. |
Ведение документации по патронату |
11.2. |
Сбор сведений о выпускнике |
11.3. |
Посещение выпускника |
11.4. |
Включение выпускника в деятельность школы (перечислить) |
11.5. |
Помощь в трудоустройстве (конкретные мероприятия) |
11.6. |
Другие виды помощи |
Директор ГУО «Добрушский районный ЦКРОиР» Т.М. Курильчик
Календарно-тематический план коррекционных занятий с учащимся Лось Дмитрием
(5класс, программа вспомогательной школы классов I отделения)
с 11.01.16 по 16.01.16
№ п/п |
Дата |
Задачи |
Тема |
1 |
— развивать личностные компоненты познавательной деятельности; — развивать познавательную активность; — формировать навыки самостоятельно выполнять задания |
Развитие познавательной активности на математическом материале |
|
2 |
-автоматизировать последовательность дней недели; — уточнить понятие об основных единицах времени — развивать умение использовать понятия «раньше», «позже», «завтра», «послезавтра», «между», «вчера», «позавчера», «перед», «после»; — закрепить понятие «рифма», развивать смысловую память, умение устанавливать закономерности |
Временные последовательности |
|
3 |
-развивать умение ориентироваться в пространстве листа; -развивать логическую память (установление ассоциативных связей); -развивать тонкокоординированных движений; -формировать элементы самоконтроля. |
Бусы |
Перспективный план коррекционных занятий по развитию познавательной Петровым Иваном на 2015/2016 учебный год
(5класс, программа вспомогательной школы классов I отделения)
Направления коррекционной работы |
Задачи коррекционной работы |
Диагностика |
Обследовать устную речь и письменную речь Обследовать фонематический слух, фонематическое восприятие. Обследовать звукопроизношение Обследовать уровень сформированности временных представлений, пространственных ориентировок |
Формирование учебной деятельности |
развивать умение ориентироваться в задании, предложенном: — в наглядной форме; — в устной словесной форме; формировать умение планировать свою деятельность при выполнении задания; формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности: — на этапе принятия задания; — на этапе выполнения задания; — на этапе завершения задания; |
Развитие восприятия, ощущений, представлений |
развивать умение соотносить предметы с предъявленным сенсорным эталоном при помощи зрительного, слухового, осязательного восприятия; развивать умение самостоятельно сравнивать одинаковые предметы по форме (соотнесение плоского изображения предмета с его обьёмным изображением); развивать умение оценивать изменение размера предмета в зависимости от плана картины; развивать умение исключать неоднородный предмет из сериационного ряда (по форме, цвету, размеру и т. д.) закреплять умение узнавать знакомые предметы в силуэтном и контурном изображении; расширять поле обозрения, скорость обозрения; формировать способность к точному восприятию; развивать умение видеть предметы на расстоянии, определять их место в окружающей среде; развивать умение устанавливать связи между видимыми и соседними обьектами; развивать умение сравнивать обьекты, устанавливать черты сходства и различия, выделять существенные признаки предмета; формировать представления жизни природы и общества; формировать способность к избирательноиу восприятию ( с картинкой, таблицей, счётным материалом); развивать умение целостно воспринимать предмет в условиях шума или неполной презентации; развивать умение распознавать по запаху растения, предметы сани тарной гигиены, парфюмерии, дыма, приятные и неприятные запахи. |
Развитие пространственной ориентировки |
развивать представления о расположении предметов в пространстве относительно себя и о напровлениях пространства по отношению к себе: — справа, слева; направо, налево; формировать умение ориентироваться на листе бумаги; Формировать представления о пространственных отношениях обьектов и их взаимном расположении в трёхмерном и двухмерном пространстве; формировать понятия, характеризующие пространственный анализ взаиморасположения обьектов при заданном направлении: — до, после; перед, за; — первый, последний, ближе всего, дальше всего от, предпоследний, следующий за, предыдущий; формировать временные представления: — последовательность времени суток, — последовательность времён года, — последовательность дней недели, — последовательность месяцев в году, формировать умение ориентироваться во времени. |
Развитие зрительного анализа и синтеза |
развивать умение выделять части, детали объекта наблюдения (натурального предмета, предметного изображения); развивать умение выделять внешние признаки частей объекта наблюдения (цвет, форма, величина и др.); развивать умение узнавать объекты по описанию; развивать умение складывать изображение из деталей; развивать умение группировать предметы по двум (трем) внешним признакам одновременно. |
Развитие мышления |
развивать умение устанавливать отношения последовательности между выполняемыми действиями (сначала, потом и т. п.); развивать умение сравнивать выполненную статичную позу («зайчик», «цветок» и т. п.) с образцом (демонстрация учителем, рисунок). развивать умения: устанавливать взаимоотношения «целое — часть» развивать умение отражать в составляемых по образцу предложениях глубинно-семантические отношения: между деятелем и действием, между действием и объектом действия, между действием и местом действия и др. развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображенными на картинках; развивать умение устанавливать отношения последовательности (что было сначала, что потом и т. д.) |
Развитие зрительной памяти и восприятия |
развивать умение находить отличительные и общие признаки двух предметов по инструкции педагога; развивать умение сравнивать два предмета по образцу (опорной схеме) развивать умение узнавать предметы на зашумленном фоне и в варианте «наложенных» друг на друга изображений |
Развитие языкового анализа и синтеза |
Развивать языковой анализ и синтез на уровне предложения: — развивать умение выделять слова из предложения; — умения определять количество, последовательность и место слов в предложении; — умение составлять предложение из заданных слов, с определенным количеством слов. Развивать языковой анализ и синтез на уровне текста: — умение выделять предложения из текста; — умение определять количество предложений в тексте; — умение находить заданное предложение в тексте; — умение определять границы предложений в тексте при его восприятии на слух и в тексте, представленном в письменной форме. |
Развитие речи (произношения, связной речи) |
Развивать активный словарь, словообразование: — развивать умение называть окружающие предметы, их части; — развивать умение использовать в речи слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, овощи, фрукты и др.); — развивать умение группировать предметы по видовым признакам; — развивать умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-; -чик-; -очк-; -ечк-; — развивать умение образовывать множественное число существительных; — развивать умение называть признаки предметов (слова, обозначающие цвет, величину, форму, вкусовые качества, качества поверхности и др.); — развивать умение адекватно употреблять в речи местоимения; — развивать умение образовывать глаголы от названий цвета предметов; — развивать умение согласовывать существительные с числительными Формировать умение составлять предложения на примере лексических тем (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы, одежда, мебель): — развивать умение составлять простые предложение на основе двух (трех, четырех) слов по схеме; — развивать умение выполнять структурный анализ предложения; — развивать умение составлять сложные предложения с использованием союзов и, а, потому что и др.; Развивать диалогическую речь: — развивать умения отвечать на вопросы собеседника; — развивать умение задавать вопросы; — развивать умение выражать просьбу, благодарность, утверждение, отрицание. Развивать монологическую речь: — развивать умение пересказывать текст цепной организации с опорой на картинки и систему вопросов педагога; — развивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок; — развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке; — развивать умение составлять рассказ-описание предмета на основе его восприятия и по представлению (по системе наводящих вопросов педагога, с опорой на символический план). |
Диагностика |
Обследование устной и письменной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, звукопроизношения. Обследовать уровень сформированности временных представлений, пространственных ориентировок. Исследование уровня развития временных представлений и пространственной ориентировки. |
№ п\п |
Баллы |
Показатели оценки |
|
Знаний |
Практических работ |
||
1. |
1(один) |
Узнавание отдельных материалов, инструментов, видов работ, технологических операций и приемов труда |
Соблюдение требований безопасности труда; неудовлетворительное качество выполнения технологических операций, неумение осуществлять самоконтроль при выполнении приемов труда, наличие многочисленных ошибок, которые исправляются учителем; неумение выполнять большинство приемов труда по словесной инструкции и показу учителя или с использованием их изображения |
2. |
2 (два) |
Различение сходных материалов, инстру-ментов, видов работ, технологических операций и приемов труда |
Соблюдение требований безопасности труда; неудовлетворительное качество выполнения технологических операций, неумение осуществлять самоконтроль при выполнении приемов труда, наличие многочисленных ошибок, которые исправляются учителем; выполнение приемов труда по словесной инструкции и показу учителя или с использованием их изображения |
3. |
3 (три) |
Воспроизведение части изучаемых сведений по памяти (называние отдельных объектов изучения, неполные ответы на вопросы учителя); выбор материалов и инструментов, организация рабочего места по образцу |
Соблюдение требований безопасности труда; выполнение технологических операций с оказанием помощи (показа и объяснения части приемов труда); недостаточное владение приемами труда и самоконтроля, наличие единичных (отдельных) существенных ошибок, которые исправляются с помощью учителя |
4. |
4 (четыре) |
Воспроизведение большей части изучаемых сведений по памяти (в ответах на вопросы учителя); выбор материалов и инструментов, организация рабочего места по образцу |
Соблюдение требований безопасности труда; выполнение технологических операций с оказанием помощи (показа и объяснения отдельных, наиболее сложных приемов труда); недостаточное владение приемами труда и самоконтроля, наличие единичных (отдельных) существенных ошибок, которые исправляются с помощью учителя; самостоятельное выполнение важнейших (основных) требований инструктивно-технологической документации |
5. |
5 (пять) |
Самостоятельное воспроизведение значительной части программного учебного материала с указанием существенных признаков изучаемых материалов, технологических операций и приемов труда без их объяснения. Выбор материалов и инструментов, организация рабочего места по изучавшимся правилам или образцу |
Соблюдение требований безопасности труда; несущественные ошибки при самостоятельном выполнении работы в знакомой ситуации, исправление этих ошибок с помощью учителя; самостоятельное выполнение важнейших (основных) требований инструктивно-технологической документации |
6. |
6 (шесть) |
Самостоятельное воспроизведение программного учебного материала в полном объеме путем краткого описания с элементами объяснения, раскрывающими причинно-следственные связи (объяснение отдель-ных правил, требова-ний к выполнению приемов труда и т. д.). Самостоятельное применение знаний в многократно повторяющейся ситуации(организация рабочего места, учет свойств материалов и т. д.) |
Соблюдение требований безопасности труда; несущественные единичные ошибки при самостоятельном выполнении работы в знакомой ситуации, исправление этих ошибок с помощью учителя; самостоятельное выполнение важнейших (основных) требований инструктивно-технологической документации |
7. |
7 (семь) |
Владение програм-мным учебным материалом в знакомой ситуации — краткое описание материалов, инстру-ментов и других объектов изучения, воспроизведение и объяснение правил с раскрытием причинно-следствен-ных связей, приведе-нием примеров из опыта собственной практической деяте-льности. Самостоятельное при-менение знаний при выполнении знакомых практических работ |
Соблюдение требований безопасности труда; несущественные единичные ошибки при самостоятельном выполнении работы в знакомой ситуации, исправление этих ошибок при минимальной (стимулирующей) помощи учителя; самостоятельное полное выполнение требований инструктивно-технологической документации |
8. |
8 (восемь) |
Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации — развернутое описание материалов, инструментов и других объектов изучения, воспроизведение и объяснение правил с раскрытием причинно-следствен-ных связей, приведением доказательств. Самостоятельное при-менение знаний при выполнении знакомых практических работ |
Соблюдение требований безопасности труда; несущественные единичные ошибки при самостоятельном выполнении работы в знакомой ситуации, самостоятельное исправление этих ошибок; самостоятельное полное выполнение требований инструктивно-технологической документации |
9. |
9 (девять) |
Владение программным учебным материалом в частично измененной ситуации (умение осуществить ближний перенос знаний) |
Соблюдение требований безопасности труда; самостоятельное безошибочное или с единичными самостоятельно исправляемыми несущественными ошибками выполнение работ в частично измененной ситуации; самостоятельное полное выполнение требований инструктивно-технологической документации |
10. |
10 (десять) |
Владение программным учебным материалом в незнакомой ситуации (умение осуществить дальний перенос знаний) |
Соблюдение требований безопасности труда; самостоятельное безошибочное или с единичными самостоятельно исправляемыми несущественными ошибками выполнение работ в новой (измененной) ситуации; самостоятельное полное выполнение требований инструктивно-технологической документации |
_____________________________________________________
(Ф.И. ребенка)
Критерии оценки |
Результат уч. года 2015/2016 |
Результат уч. года 2016/2017 |
Результат уч. года 2017/2018 |
|||
начало уч. года |
конец уч. года |
начало уч. года |
конец уч. года |
начало уч. года |
конец уч. года |
|
Связная речь: |
||||||
1. Составление простого предложения по картинке |
||||||
2. Составление распространенного предложения по картинке |
||||||
3. Составление рассказа по картинке |
||||||
4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
||||||
5. Составление описательного рассказа |
||||||
6. Пересказ короткого текста |
||||||
Конструктивная деятельность : |
||||||
Умение строить из палочек |
||||||
1. Умение строить из кубиков |
||||||
2. Умение строить из геометрических фигур |
||||||
3. Складывание картинок из 3-х фрагментов |
||||||
4. Складывание кубиков из 4-х фрагментов |
||||||
5. Складывание пазл |
||||||
6. Умение зарисовать |
||||||
7. Умение заштриховать |
||||||
Развитие пространственной ориентировки |
||||||
1. Развитие ориентировки в схеме тела: |
||||||
-выше, ниже |
||||||
-над, под, между |
||||||
-правый, левый |
||||||
2. Расположение предметов в пространстве относительно себя и направлениях пространства |
||||||
-вверху, внизу |
||||||
-выше, ниже |
||||||
-вверх, вниз |
||||||
— над, под, между |
||||||
-ближе, дальше |
||||||
-перед, за |
||||||
-вперед, назад |
||||||
-справа, слева; направо, налево |
||||||
Формирование временных представлений |
||||||
1. Знание времени суток |
||||||
2.Знание времени года |
||||||
3.Знание дня недели |
||||||
4.Знание месяца |
||||||
5.Знание последовательности времени суток |
||||||
6. Знание последовательности времени года |
||||||
7. Знание последовательности дней недели |
||||||
8. Знание последовательности месяцев в году |
||||||
Развитие языкового анализа и синтеза |
||||||
1. Умение выполнять анализ предложения |
||||||
2. Навыки фонематического анализа и синтеза |
||||||
— определять первый, последний звук в словах |
||||||
— определять место звука в слове |
||||||
— определять последовательность звуков в слове |
||||||
— составление схемы слова |
||||||
— устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов |
||||||
3. Списывание с печатного текста |
||||||
4. Письмо под диктовку |
||||||
— слова |
||||||
— предложения |
||||||
— небольшого рассказа |
||||||
Развитие зрительного восприятия, анализа |
||||||
1. Умение дифференцировать цвета и их оттенки |
||||||
2. Умение узнавать изображение предметов с разным количеством |
||||||
— контурные, силуэтные |
||||||
— точечные, пунктирные |
||||||
3. Развитие умения зрительного анализа и синтеза |
||||||
— узнавание объекта по характерным деталям |
Критерии и показатели десятибалльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью (1 отделение)
Уровень (баллы) |
Критерии оценки |
|||
Учебная деятельность |
Степень самостоятельности учащихся |
Корректировка знаний учеником |
Степень ответственности и прилежания в учебной деятельности |
|
Первый (низкий) 1 балл |
Узнавание отдельных объектов программного материала |
Сопряженные действия учителя и ученика |
Не обнаруживает ошибок, помощь педагога не эффективна |
Негативное отношение ребенка к учебной деятельности |
2 балла |
Различение объектов программного учебного материла, предъявленных в готовом виде, и осуществление практических действий с ними |
|||
Второй (удовлетворительный) 3 балла |
Воспроизведение части программного материала |
Полусопряженные действия учителя и ученика (вначале совместно с педагогом, а затем по образцу) |
Обнаруживает ошибки по указанию педагога, устраняет ошибки с помощью педагога |
Безответственное, безразличное отношение к учебной деятельности |
4 балла |
Воспроизведение большей части программного материала |
|||
Третий (средний) 5 баллов |
Осознанное воспроизведение значительной части учебного материала |
Действия ученика по готовому образцу учителя |
Обнаруживает ошибки с помощью педагога, устраняет ошибки по образцу педагога |
Ситуативное проявление старания и интереса к учебной деятельности |
6 баллов |
Осознанное воспроизведение в полном объеме учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу |
|||
Четвертый (достаточный) 7 баллов |
Владение учебным материалом в знакомой ситуации |
Действия ученика без образца учителя |
Самостоятельно обнаруживает и устраняет ошибки |
Постоянное проявление старания и интереса к учебной деятельности |
8 баллов |
Оперирование учебным материалом в знакомой ситуации |
|||
Пятый (высокий) 9 баллов |
Оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в частично измененной ситуации; выполнение заданий творческого характера |
Самостоятельные действия ученика |
Выполняет задания самостоятельно, без ошибок |
Ответственное отношение к учебной деятельности |
10 баллов |
Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности, применение знаний, умений в незнакомой ситуации |
Первый критерий – обученность – основан на теории Л.С.Выготского о соотношении обучения и умственного развития. Он соответствует показателям, принятым в массовой школе. Второй, третий и четвертый критерии являются специфическими и отражают своеобразие оценивания процесса усвоения программного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью.
Второй критерий отражает степень самостоятельности выполнения задания учеником и ту меру помощи, которую оказывает учитель. Оказание помощи ребенку в процессе выполнения задания – ведущий принцип при определении умственного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью: как ребенок относится к помощи, принял ли ее, какая доза и мера помощи ему нужна – все эти показатели не только имеют диагностическую значимость, реализуют стимулирующую функцию оценивания, но и обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение. Виды помощи варьируются в зависимости от уровня обученности ребенка – вначале более «развернутые», а затем более «сжатые».
Третий критерий – корректировка знаний учеником – отражает, как ученик осуществляет контроль над правильностью выполнения задания. Показатели данного критерия смогут помочь учителю определить, необходима ли помощь ученику с его стороны.
Четвертый критерий – степень ответственности и прилежания ученика в учебной деятельности. Показатели данного критерия помогут учителю установить личностные характеристики ученика: прилежание в учебе, ответственность – негативное, безответственное или ответственное отношение к деятельности, проявление старания и интереса к учебе.
Все четыре критерия, обозначенные в таблице 1, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Знания учителем показателей каждого из критериев будет способствовать адекватному оцениванию результатов учебной деятельности с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, т.е. осуществлению личностно-ориентированного оценивания.
Пятый уровень (высокий) предполагает свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации, самостоятельное действие по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрацию рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий. (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь – 2003. - № 7, с.51). Ему соответствуют баллы 9 и 10. Выполнение заданий по показателям 5 уровня не всегда доступно для учащихся вспомогательной школы в силу их особенностей в развитии умственных и практических действий, степени освоения знаний, овладения учебными, предметными и другими умениями, познавательной активности.
Оценка устных ответов учащихся
Балл |
Показатели оценки |
1 |
Не воспроизводит изученный материал, но узнает отдельные элементы. Ошибки не может исправить даже с помощью педагога |
2 |
Называет отдельные объекты, но не умеет их различать, не осознает значения объектов изучения. С трудом отвечает на наводящие вопросы учителя, не умеет формулировать изученные правила и положения. Например, называет 1 — 2 растения луга, но не может узнать их на иллюстрациях, не может объяснить, почему нельзя собирать большие букеты. |
3 |
Ответ неполный. Излагает отдельные фрагменты учебного материала на уровне памяти без осмысления связей и зависимостей. При этом допускается значительное количество ошибок, отдельные из которых устраняются с помощью педагога. Узнает в знакомой ситуации часть изученных объектов. Например, сам называет отдельные (но не все) формы поверхности, различает их только на знакомых наглядных пособиях, на уточняющие вопросы не |
4 |
Ответ неполный. Воспроизводит только некоторую часть учебного материала, допуская при этом отдельные ошибки. Некоторые из них может исправить с помощью учителя. Дает неверное определение понятия, заменяет существенные признаки понятия несущественными. Не умеет привести самостоятельные примеры, подтверждающие сказанное. Например, ученик правильно классифицирует растения по 3 группам: деревья, кустарники, цветы |
5 |
Воспроизводит значительную часть учебного материала с ошибками, которые устраняются с помощью педагога. Знания характеризуются слабой осознанностью. Пытается объяснить значение тех или иных объектов, правил, но допускает существенные ошибки, неточности, которые не устраняет с помощью педагога. Не может применять полученные знания в незнакомой ситуации. Например, называет отдельные правила поведения в общественных местах, но |
6 |
Осознанно, но неполно воспроизводит учебный материал, допуская при этом отдельные ошибки, которые исправляет с помощью педагога. Различает часть объектов изучения, однако не умеет их описывать (устно). Перечисляет большинство из изученных правил поведения в природе и обществе, правил гигиены, но не может объяснить, почему их надо выполнять. Например, перечисляет большинство из изученных правил гигиены, но только с |
7 |
Полно, осознанно воспроизводит изученный материал, допуская при этом единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Различает большинство изучаемых объектов, умеет описать их устно. Устанавливает значение изучаемых объектов в природе для человека. Объясняет причины изучаемых объектов с помощью учителя. Например, учащийся осознанно воспроизводит полученные знания о |
Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся вспомогательных школ
Уровни |
Отметки (баллы) |
Показатели оценки |
1 уровень (рецептивный) Узнавание |
1 очень слабо |
Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных изученных структурных элементов знаний; наличие существенных ошибок в действиях |
2 слабо |
Узнавание объекта изучения, распознавание изученных структурных элементов знаний; наличие существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога |
|
2 уровень (рецептивно — репродуктивный) Запоминание (неосознанное воспроизведение) |
3 посредственно |
Воспроизведение незначительной части учебного материала; наличие отдельных существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога |
4 удовлетворительно |
Неполное воспроизведение заученного учебного материала; наличие единичных существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога |
|
3 уровень (репродуктивно — продуктивный) Понимание (осознанное воспроизведение) |
5 почти хорошо |
Осознанное воспроизведение значительной части учебного материала; наличие несущественных ошибок, устраняемых с помощью педагога |
6 хорошо |
Осознанное воспроизведение учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие отдельных несущественных ошибок, устраняемых при незначительных |
|
4 уровень (продуктивный) Базовые умения и навыки |
7 очень хорошо |
Владение учебным материалом; оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок, устранение при незначительной помощи педагога |
8 почти отлично |
Владение и оперирование учебным материалом, в знакомой или частично измененной ситуации; наличие единичных несущественных ошибок, устраняемых учащимися самостоятельно |
«0» баллов означает присутствие на занятиях, но отказ от ответа или отсутствие ответа. Балл 6 свидетельствует, что ученик хорошо усвоил учебный материал, который предусмотрен программой и изложен в учебниках вспомогательной школы. Это вершина его достижений. Упражнения в учебниках вспомогательной школы являются специфическими, они не требуют творчества, переноса знаний в незнакомую ситуацию, не предусматривают самостоятельного разрешения проблемных ситуаций. Безошибочное выполнение знакомого, очень упрощенного материала заслуживает оценки 6, но не 7 или 8. Баллы 7 и 8 иногда возможны при оценивании учебных достижений учащихся по таким предметам, как изобразительное искусство, музыка и пение, физическая культура, трудовое обучение. Однако эти баллы являются исключением во вспомогательной школе. Они заставляют сомневаться в правильной диагностике психофизического развития ученика. Баллы 9 и 10 характеризуют высокий уровень учебных достижений учащихся при продуктивной, творческой, познавательной деятельности, что для учащихся вспомогательной школы недоступно.
Показатели оценки письменных классных и домашних работ
1 балл – 6 и более ошибок
2 балла – 5 ошибок
3 балла – 4 ошибки
4 балла – 3 ошибки
5 баллов – 2 ошибки
6 баллов – 1 ошибка
7 баллов – без ошибок
Примечание: учитель имеет право повысить отметку за работу на 1 балл с учетом индивидуальных достижений учащихся в сравнении с предыдущими результатами
Показатели оценки математического диктанта
1 балл – 6 и более ошибок
2 балла – 5 ошибок
3 балла – 4 ошибки
4 балла – 3 ошибки
5 баллов – 2 ошибки
6 баллов – 1 ошибка
7 баллов – без ошибок
Примечание: 2 исправления свидетельствуют о непрочном усвоении приемов устных вычислений и приравниваются к 1 ошибке
Поурочный контроль осуществляется в ходе проведения всех видов работ как устного, так и письменного характера (домашние задания, устный счет, устные ответы, классная работа и т.д.) и направлен на освоение способов действия, диагностику возникающих затруднений и проблем
При проведении тематического, промежуточного и итогового контроля оценка осуществляется с учетом уровней (первый, второй, третий, как исключение – четвертый) усвоения учебного материала.
Показатели оценки комбинированной контрольной работы
1 балл – задача не решена, допущено 6 и более ошибок в вычислениях;
2 балла – задача не решена, допущено 5 ошибок в вычислениях;
3 балла – задача не решена, допущено 4 ошибки в вычислениях;
4 балла – задача не решена, допущено 3 ошибки в вычислениях;
5 баллов – выполнены все задания допущены недочеты при решении задачи и 2 ошибки в вычислениях, или задача не решена, остальные задания выполнены правильно; или задача решена, но допущено 4 – 5 ошибок и вычислениях;
6 баллов – выполнены все задания, задача решена правильно, допущены 2 ошибки в вычислениях и 1 – 2 недочета в разных заданиях;
7 баллов – выполнены все задания без ошибок.
Примечание. Учитель имеет право повысить отметку за работу на один балл с учетом индивидуальных достижений учащихся в сравнении с предыдущими результатами.