Критерии и показатели десятибалльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью (1 отделение)
Уровень (баллы) |
Критерии оценки |
|||
Учебная деятельность |
Степень самостоятельности учащихся |
Корректировка знаний учеником |
Степень ответственности и прилежания в учебной деятельности |
|
Первый (низкий) 1 балл |
Узнавание отдельных объектов программного материала |
Сопряженные действия учителя и ученика |
Не обнаруживает ошибок, помощь педагога не эффективна |
Негативное отношение ребенка к учебной деятельности |
2 балла |
Различение объектов программного учебного материла, предъявленных в готовом виде, и осуществление практических действий с ними |
|||
Второй (удовлетворительный) 3 балла |
Воспроизведение части программного материала |
Полусопряженные действия учителя и ученика (вначале совместно с педагогом, а затем по образцу) |
Обнаруживает ошибки по указанию педагога, устраняет ошибки с помощью педагога |
Безответственное, безразличное отношение к учебной деятельности |
4 балла |
Воспроизведение большей части программного материала |
|||
Третий (средний) 5 баллов |
Осознанное воспроизведение значительной части учебного материала |
Действия ученика по готовому образцу учителя |
Обнаруживает ошибки с помощью педагога, устраняет ошибки по образцу педагога |
Ситуативное проявление старания и интереса к учебной деятельности |
6 баллов |
Осознанное воспроизведение в полном объеме учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу |
|||
Четвертый (достаточный) 7 баллов |
Владение учебным материалом в знакомой ситуации |
Действия ученика без образца учителя |
Самостоятельно обнаруживает и устраняет ошибки |
Постоянное проявление старания и интереса к учебной деятельности |
8 баллов |
Оперирование учебным материалом в знакомой ситуации |
|||
Пятый (высокий) 9 баллов |
Оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в частично измененной ситуации; выполнение заданий творческого характера |
Самостоятельные действия ученика |
Выполняет задания самостоятельно, без ошибок |
Ответственное отношение к учебной деятельности |
10 баллов |
Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности, применение знаний, умений в незнакомой ситуации |
Первый критерий – обученность – основан на теории Л.С.Выготского о соотношении обучения и умственного развития. Он соответствует показателям, принятым в массовой школе. Второй, третий и четвертый критерии являются специфическими и отражают своеобразие оценивания процесса усвоения программного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью.
Второй критерий отражает степень самостоятельности выполнения задания учеником и ту меру помощи, которую оказывает учитель. Оказание помощи ребенку в процессе выполнения задания – ведущий принцип при определении умственного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью: как ребенок относится к помощи, принял ли ее, какая доза и мера помощи ему нужна – все эти показатели не только имеют диагностическую значимость, реализуют стимулирующую функцию оценивания, но и обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение. Виды помощи варьируются в зависимости от уровня обученности ребенка – вначале более «развернутые», а затем более «сжатые».
Третий критерий – корректировка знаний учеником – отражает, как ученик осуществляет контроль над правильностью выполнения задания. Показатели данного критерия смогут помочь учителю определить, необходима ли помощь ученику с его стороны.
Четвертый критерий – степень ответственности и прилежания ученика в учебной деятельности. Показатели данного критерия помогут учителю установить личностные характеристики ученика: прилежание в учебе, ответственность – негативное, безответственное или ответственное отношение к деятельности, проявление старания и интереса к учебе.
Все четыре критерия, обозначенные в таблице 1, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Знания учителем показателей каждого из критериев будет способствовать адекватному оцениванию результатов учебной деятельности с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, т.е. осуществлению личностно-ориентированного оценивания.
Пятый уровень (высокий) предполагает свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации, самостоятельное действие по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрацию рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий. (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь – 2003. - № 7, с.51). Ему соответствуют баллы 9 и 10. Выполнение заданий по показателям 5 уровня не всегда доступно для учащихся вспомогательной школы в силу их особенностей в развитии умственных и практических действий, степени освоения знаний, овладения учебными, предметными и другими умениями, познавательной активности.
Оценка устных ответов учащихся
Балл |
Показатели оценки |
1 |
Не воспроизводит изученный материал, но узнает отдельные элементы. Ошибки не может исправить даже с помощью педагога |
2 |
Называет отдельные объекты, но не умеет их различать, не осознает значения объектов изучения. С трудом отвечает на наводящие вопросы учителя, не умеет формулировать изученные правила и положения. Например, называет 1 — 2 растения луга, но не может узнать их на иллюстрациях, не может объяснить, почему нельзя собирать большие букеты. |
3 |
Ответ неполный. Излагает отдельные фрагменты учебного материала на уровне памяти без осмысления связей и зависимостей. При этом допускается значительное количество ошибок, отдельные из которых устраняются с помощью педагога. Узнает в знакомой ситуации часть изученных объектов. Например, сам называет отдельные (но не все) формы поверхности, различает их только на знакомых наглядных пособиях, на уточняющие вопросы не |
4 |
Ответ неполный. Воспроизводит только некоторую часть учебного материала, допуская при этом отдельные ошибки. Некоторые из них может исправить с помощью учителя. Дает неверное определение понятия, заменяет существенные признаки понятия несущественными. Не умеет привести самостоятельные примеры, подтверждающие сказанное. Например, ученик правильно классифицирует растения по 3 группам: деревья, кустарники, цветы |
5 |
Воспроизводит значительную часть учебного материала с ошибками, которые устраняются с помощью педагога. Знания характеризуются слабой осознанностью. Пытается объяснить значение тех или иных объектов, правил, но допускает существенные ошибки, неточности, которые не устраняет с помощью педагога. Не может применять полученные знания в незнакомой ситуации. Например, называет отдельные правила поведения в общественных местах, но |
6 |
Осознанно, но неполно воспроизводит учебный материал, допуская при этом отдельные ошибки, которые исправляет с помощью педагога. Различает часть объектов изучения, однако не умеет их описывать (устно). Перечисляет большинство из изученных правил поведения в природе и обществе, правил гигиены, но не может объяснить, почему их надо выполнять. Например, перечисляет большинство из изученных правил гигиены, но только с |
7 |
Полно, осознанно воспроизводит изученный материал, допуская при этом единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Различает большинство изучаемых объектов, умеет описать их устно. Устанавливает значение изучаемых объектов в природе для человека. Объясняет причины изучаемых объектов с помощью учителя. Например, учащийся осознанно воспроизводит полученные знания о |
Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся вспомогательных школ
Уровни |
Отметки (баллы) |
Показатели оценки |
1 уровень (рецептивный) Узнавание |
1 очень слабо |
Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных изученных структурных элементов знаний; наличие существенных ошибок в действиях |
2 слабо |
Узнавание объекта изучения, распознавание изученных структурных элементов знаний; наличие существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога |
|
2 уровень (рецептивно — репродуктивный) Запоминание (неосознанное воспроизведение) |
3 посредственно |
Воспроизведение незначительной части учебного материала; наличие отдельных существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога |
4 удовлетворительно |
Неполное воспроизведение заученного учебного материала; наличие единичных существенных ошибок, устраняемых с помощью педагога |
|
3 уровень (репродуктивно — продуктивный) Понимание (осознанное воспроизведение) |
5 почти хорошо |
Осознанное воспроизведение значительной части учебного материала; наличие несущественных ошибок, устраняемых с помощью педагога |
6 хорошо |
Осознанное воспроизведение учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие отдельных несущественных ошибок, устраняемых при незначительных |
|
4 уровень (продуктивный) Базовые умения и навыки |
7 очень хорошо |
Владение учебным материалом; оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок, устранение при незначительной помощи педагога |
8 почти отлично |
Владение и оперирование учебным материалом, в знакомой или частично измененной ситуации; наличие единичных несущественных ошибок, устраняемых учащимися самостоятельно |
«0» баллов означает присутствие на занятиях, но отказ от ответа или отсутствие ответа. Балл 6 свидетельствует, что ученик хорошо усвоил учебный материал, который предусмотрен программой и изложен в учебниках вспомогательной школы. Это вершина его достижений. Упражнения в учебниках вспомогательной школы являются специфическими, они не требуют творчества, переноса знаний в незнакомую ситуацию, не предусматривают самостоятельного разрешения проблемных ситуаций. Безошибочное выполнение знакомого, очень упрощенного материала заслуживает оценки 6, но не 7 или 8. Баллы 7 и 8 иногда возможны при оценивании учебных достижений учащихся по таким предметам, как изобразительное искусство, музыка и пение, физическая культура, трудовое обучение. Однако эти баллы являются исключением во вспомогательной школе. Они заставляют сомневаться в правильной диагностике психофизического развития ученика. Баллы 9 и 10 характеризуют высокий уровень учебных достижений учащихся при продуктивной, творческой, познавательной деятельности, что для учащихся вспомогательной школы недоступно.
Показатели оценки письменных классных и домашних работ
1 балл – 6 и более ошибок
2 балла – 5 ошибок
3 балла – 4 ошибки
4 балла – 3 ошибки
5 баллов – 2 ошибки
6 баллов – 1 ошибка
7 баллов – без ошибок
Примечание: учитель имеет право повысить отметку за работу на 1 балл с учетом индивидуальных достижений учащихся в сравнении с предыдущими результатами
Показатели оценки математического диктанта
1 балл – 6 и более ошибок
2 балла – 5 ошибок
3 балла – 4 ошибки
4 балла – 3 ошибки
5 баллов – 2 ошибки
6 баллов – 1 ошибка
7 баллов – без ошибок
Примечание: 2 исправления свидетельствуют о непрочном усвоении приемов устных вычислений и приравниваются к 1 ошибке
Поурочный контроль осуществляется в ходе проведения всех видов работ как устного, так и письменного характера (домашние задания, устный счет, устные ответы, классная работа и т.д.) и направлен на освоение способов действия, диагностику возникающих затруднений и проблем
При проведении тематического, промежуточного и итогового контроля оценка осуществляется с учетом уровней (первый, второй, третий, как исключение – четвертый) усвоения учебного материала.
Показатели оценки комбинированной контрольной работы
1 балл – задача не решена, допущено 6 и более ошибок в вычислениях;
2 балла – задача не решена, допущено 5 ошибок в вычислениях;
3 балла – задача не решена, допущено 4 ошибки в вычислениях;
4 балла – задача не решена, допущено 3 ошибки в вычислениях;
5 баллов – выполнены все задания допущены недочеты при решении задачи и 2 ошибки в вычислениях, или задача не решена, остальные задания выполнены правильно; или задача решена, но допущено 4 – 5 ошибок и вычислениях;
6 баллов – выполнены все задания, задача решена правильно, допущены 2 ошибки в вычислениях и 1 – 2 недочета в разных заданиях;
7 баллов – выполнены все задания без ошибок.
Примечание. Учитель имеет право повысить отметку за работу на один балл с учетом индивидуальных достижений учащихся в сравнении с предыдущими результатами.