Индивидуальная карта
психолого-педагогического сопровождения
Ф.И. (ребенка)____________________________________
Воспитатель группы:
ФИО________________
Учитель-дефектолог:
ФИО________________
I. Психолого-педагогическая характеристика ребенка
(описание индивидуальных психических особенностей ребенка, вида и характера выявленных нарушений, сильных сторон личности ребенка, сохранных механизмов психики)
1.Воспитатель группы:
2.Учитель-дефектолог:
3.Педагог-психолог:
II. Социальный статус семьи (социально-педагогическая характеристика семьи: тип семьи, материально-экономическое положение, стиль воспитания ребенка в семье, характеристика взаимоотношений ребенка с родителями, отношение родителей к проблемам ребенка, сфера свободного общения ребенка)
III. Положительные качества ребенка, на которые можно опираться в работе (заполняется со слов родителя)
IV. Первичное заключение группы сопровождения:
1) Формулирование проблемы, выявленной у ребенка.
2) Рекомендации специалистов группы сопровождения:
V. Индивидуальная комплексная программа сопровождения ребенка:
№ п\п |
Специалисты группы сопровождения |
Цель сопровождения |
Содержание работы по направлениям сопровождения |
Сроки выполнения |
Результативность работы |
Примечание |
1 |
Администрация учреждения |
|||||
2 |
Воспитатель |
|||||
3 |
Учитель — дефектолог |
|||||
4 |
Педагог — психолог |
|||||
5 |
Педагог социальный |
|||||
6 |
Родители |
|||||
7 |
Другие специалисты |
VI. Плановое(ые) заседание(я) группы сопровождения: (оценка динамики и результатов обучения, воспитания, развития и коррекции, обсуждение дальнейшей тактики сопровождения, внесение изменений в индивидуальную комплексную программу сопровождения ребенка и др.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Заключительное заседание группы сопровождения: (внесение изменений в программу обучения, воспитания, внесение предложений по проектированию программы перехода на следующую ступень развития, разработка комплексных рекомендаций по переводу и адаптации ребенка к новым условиям)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
Особенности организации и варианты календарно-тематического планирования учителя-предметника в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания.
Интегрированному обучению в Добрушском районе отводится значительное место в системе специального обучения. Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития по-прежнему является актуальным в современных условиях развития учреждений общего среднего образования. В районе работает ПДС учителей-дефектологов и учителей-предметников интегрированного обучения, осуществляющих образование и психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития, с целью совершенствования работы всех участников образовательной интеграции в школе. Данная форма работы позволила несколько активизировать методическую работу в учреждениях образования, создать внутришкольные методические объединения для всех педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, включить вопросы психолого-педагогического сопровождения данной категории детей в школьные методические объединения, педагогические советы, совещания, семинары-практикумы, работу с родителями и др.
Учителя-предметники, работающие на второй ступени, начинают осваивать методы и приемы специального обучения детей с ОПФР в структуре класса. Однако, наибольшую трудность при планировании учителя испытывают по программе 1 отделения вспомогательной школы, так как программы и учебники имеют значительные отличия от учебников общеобразовательной школы. Если рассматривать программы в том размере, как они представлены, то темы естественно не совпадают. Это одна из трудностей учителей-предметников. Встает вопрос: «Каким образом спланировать работу, соединив две программы? Как построить урок с учетом двух стандартов?»
Предлагаем несколько вариантов календарно-тематического планирования предметов.
I вариант.
Учитель-предметник в примечании к календарно-тематическому планированию по предмету общеобразовательной школы фиксирует темы программы вспомогательной школы. Темы планируются в том порядке, как представлены в программе, но в сокращении, учитывается разница в часах общей и специальной школы.
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Тема урока программы общеобразовательной школы |
Примечание |
Примечание.
В данном варианте обучение строится по типу совмещения двух программ в одном уроке. В условиях образовательной интеграции дети общего класса изучают один материал, а ребенок с ОПФР изучает другой материал.
Учитель-предметник ведет дополнительно тетрадь учета несовпадающих тем. Отметка выставляет в общий журнал.
II вариант.
Учитель-предметник составляет приложение к календарно-тематическому планированию общеобразовательной школы по следующей схеме:
Приложение к календарно-тематическому планированию
По -------------------7 класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учителя на 20../.. учебный год
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Тема урока программы общеобразовательной школы |
Содержание индивидуальной работы по программе вспомогательной школы |
Примечание.
Учитель-предметник знакомится с программой обучения ребенка, изучает специальные учебники вспомогательной школы, консультируется с учителем-дефектологом по вопросам обучения ребенка в структуре общего класса.
Учитель-предметник совместно с учителем-дефектологом определяет варианты включения ребенка в структуру урока по теме общеобразовательной школы, т.е. определяет содержание коррекционной работы в соответствии с учебными возможностями ученика. В данном варианте программный материал общей школы адаптируется под ученика, включенного в образовательную интеграцию. Учитель-предметник интегрированного класса имеет возможность трансформировать содержание программы вспомогательной школы, т.е. темы можно перебрасывать в разрезе классов, переставлять, подбирать темы близкие к теме общеобразовательной школы.
В разделе «Содержание индивидуальной работы по программе вспомогательной школы» включены направления коррекционной работы в соответствии с темой урока общеобразовательной школы:
· упрощенные вопросы;
· сокращение изучаемого материала;
· пересказ содержания по плану, с помощью опорных слов, схем;
· ’использование учебников вспомогательной школы;
· включение в коллективную и групповую деятельность.
В данном варианте ученик вспомогательной школы включен в общую структуру урока на основе его потенциальных возможностей с учетом требований программы вспомогательной школы. Дополнительный журнал (тетрадь) учета тем учитель-предметник не ведет.
III вариант.
Учитель-предметник составляет единое календарно-тематическое планирование с учетом двух образовательных программ по следующей форме.
Календарно-тематическое планирование по предмету............................
(интегрированный курс обучения)
Учителя......... ГУО «______________» Ф.И.О. ____________________
На .......... учебный год.
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Тема раздела, урока программы общеобразовательной школы |
Тема раздела, урока программы 1 отделения вспомогательной школы |
Примечание.
В данном варианте учитель-предметник разрабатывает вариант календарно-тематического планирования на основе двух программ. Изучает программное содержание вспомогательной школы, в варианте не совпадения часов, сокращает материал, определяет более близкие темы вспомогательной школы к основной теме общеобразовательной школы. Включает в календарно-тематическое планирование две темы.
Урок строится по двум программам. Используются два учебника. Темы вспомогательной школы фиксируются в специальном журнале (тетради). Отметки выставляются в общий журнал.
4-ый вариант.
Учитель-предметник составляет единое календарно-тематическое планирование с учетом двух образовательных программ по следующей форме.
№ урокаДата |
Тема раздела, урока программы общеобразовательной школы |
Тема раздела, урока программы 1 отделения вспомогательной школы |
Количество часов |
Направления коррекционной работы |
1 |
География как наука. Значение географии. Оболочка Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. |
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Времена года. |
1 |
Выяснение запаса первоначальных представлений и знаний, сформированных у учащихся в начальной школе. Активизация словарного запаса путем введения в речь новых понятий (знакомство со значение слова «география»). Определение значения отдельных слов по толковому словарю (по заданию учителя) с последующим внесением информационного материала в специальный «Географический словарь». |
Примечание.
Учитель-предметник вместе с учителем-дефектологом моделирует календарно-тематическое планирование интегрированного курса географии. Учителем-предметником программное содержание вспомогательной школы адаптирует под программу общеобразовательной школы. Темы программы вспомогательной школы подбираются таким образом, чтобы они были близки по содержанию к темам общеобразовательной школы, определяются коррекционные направления работы на уроках географии.
На уроках географии в общем классе вводятся особые формы коррекционной работы:
· активизация словарного запаса путем введения в речь новых географических понятий;
· формирование умения отвечать на поставленные вопросы по содержанию с помощью опорных слов выделенных в тексте;
· формирование практической деятельности путем включения в коллективные формы работы;
· развитие наблюдательности, умения работать по образцу одноклассников;
· развитие умения удерживать программу выполнения задания с помощью специальных информационных памяток;
· формирование умения вычерчивать простейшие схемы и таблицы, схематические зарисовки изучаемых объектов по образцу, речевой инструкции учителя, с помощью одноклассников;
· формировать умение работать с географическими картами;
· формировать умение заполнять контурной картой путем перенося данных с географической;
· совершенствовать умение под руководством учителя находить в тексте ответы на поставленный вопрос, производить запись краткого ответа, зачитывать ответ на поставленный вопрос перед одноклассниками;
· формировать умение готовить краткое информационное сообщение.
Все эти и другие направления работы на уроках в общем классе находят отражение в разделе календарно-тематического планирования «Направления коррекционной работы».
Темы программного содержания вспомогательной школы, не вошедшие в календарно-тематическое планирование учителя-предметника, включаются в календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога. В результате совместной деятельности учителя-предметника и учителя-дефектолога выполняется учебная программа по предмету вспомогательной школы в условиях образовательной интеграции.
Многих вопросов в планировании и образовании учащихся предметам география, биология, история учащихся на 2 ступени обучения по программе 1 отделения вспомогательной школы в условиях образовательной интеграции можно было бы избежать при единой последовательности прохождения программного материала с программами общеобразовательной школы.
по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся
по программам I отделения вспомогательной школы
№ |
Время |
Мероприятия |
Кто ответственный |
1 |
В течение года |
Выполняются изделия. Накапливаются и предъявляются на экзамене |
Учитель труда |
2 |
Второе полугодие |
Ознакомление с вопросами и заданиями к выпускному экзамену |
Учитель труда |
3 |
Второе полугодие |
Перечень вопросов размещен на отдельном стенде |
Руководитель учреждения, учитель труда |
4 |
Со 2-го полугодия текущего учебного года. |
Подготовка материалов, инструментов, деталей, заготовок, необходимых для выполнения практической экзаменационной работы |
Учитель труда |
5 |
Январь-февраль |
Разработка экзаменационных материалов (из 2-х теоретических вопросов и практической работы), обсуждение экзаменационных материалов на методическом объединении учителей трудового обучения с составлением протокола |
Заместитель директора, учителя труда |
6 |
До 1 марта текущего учебного года. |
Утверждение экзаменационных билетов руководителем учреждения образования и их хранение у директора школы не менее чем за 3 месяца до проведения экзамена — |
Руководитель |
7 |
Не позднее чем за 15 дней до начала экзамена: |
Освобождение учащихся от выпускного экзамена осуществляется на основании приказа начальника отдела образования при предъявлении — копии решения педсовета учреждения образования о предоставлении к освобождению учащихся от выпускного экзамена, — заявления на имя руководителя учреждения образования, — заключения врачебно-консультативной комиссии. |
Законный представитель, руководитель |
8 |
Не позднее чем за 2 недели до начала экзамена |
Утверждение экзаменационной комиссии Председателем экзаменационной комиссии не может быть учитель трудового обучения, который обучал выпускника |
Администрация |
9 |
Не позднее чем за две недели до начала экзамена |
Ознакомление педагогов, учащихся и их законных представителей с датой проведения экзамена, составом экзаменационной комиссии |
Администрация |
10 |
Экзамен |
Дата проведения выпускного экзамена по трудовому обучению вносится в расписание выпускных экзаменов по учреждению. |
Администрация |
11 |
Экзамен |
Организация экзамена: · выполнение практической работы (от 1,5 до 2,5 часов), соответствующей программным требованиям. · перерыв. · подготовка к устному экзамену (не более 30 минут). · устный ответ (разрешается использование своих конспектов, таблиц и др.) |
Администрация |
12 |
Оценивание результатов ответов осуществляется на основе отметок в баллах по 10-ти балльной шкале. Отметка выставляется за практическую работу и устный ответ. Решающее значение имеет отметка за практическую экзаменационную работу. |
||
13 |
Оформление протокола проведения экзамена, подпись членами комиссии. |
||
14 |
Хранение протокола в учреждении образования — 5 лет |
||
15 |
Хранение изделия, выполненного учащимися в ходе практической экзаменационной работы — 1 год. |
||
16 |
Выставление итоговой отметки с учётом годовой и экзаменационной отметок в свидетельство о специальном образовании, наличие книги выдачи свидетельств о специальном образовании. |
Разработчик: В.В. Гладкая
Схема анализа (самоанализа) урока с позиции реализации
принципа коррекционной направленности процесса обучения
1. Анализ коррекционно-развивающих задач урока:
— оценка формулировок задач (с позиций направленности на ребенка (1), конкретности (2) и конструктивности (3));
— степень реализации поставленных задач.
2. Как педагог учитывал недостатки развития детей при организации их деятельности на уроке, какие условия создавал:
— для успешного восприятия и осмысления нового материала;
— для запоминания материала урока;
— для обобщения изученного материала по теме (разделу).
3. Коррекции недостатков развития каких психических функций уделял внимание педагог на данном уроке? Какие специальные методы, приемы использовал педагог:
— для стимуляции познавательной активности учащихся;
— для формирования общеучебных интеллектуальных умений (умений ориентировки в задании, планирования деятельности, самоконтроля);
— для коррекции нарушений развития восприятия учащихся;
— для коррекции нарушений развития мышления учащихся;
— для коррекции нарушений развития памяти учащихся;
— для стимуляции речевой активности детей, коррекции недостатков их речевого развития;
— др.
4. Как педагог учитывал индивидуальные особенности и затруднения учащихся в процессе урока?
5. Насколько активно педагог использовал двигательные методы в процессе урока?
6. Способствовал ли педагог созданию положительного фона деятельности детей на уроке и каким образом?
7. Выводы. Пожелания, рекомендации («Хочу Вам (себе) пожелать...»).
с учащимся Петровым Иваном
(5класс, программа вспомогательной школы классов I отделения)
на 3 четверть 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОДЕРЖАНИЕ |
||
Направления коррекционной работы |
Цели и задачи коррекционной работы по данному направлению |
|
Формирование учебной деятельности. |
развивать умение ориентироваться в задании, предложенном: — в наглядной форме; — в устной словесной форме; формировать умение планировать свою деятельность при выполнении задания; формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности: — на этапе принятия задания; — на этапе выполнения задания; — на этапе завершения задания; |
|
Развитие пространственной ориентировки |
развивать умение ориентироваться на плоскости листа бумаги; формировать представления о пространственных отношениях обьектов и их взаимном расположении в трёхмерном и двухмерном пространстве; формировать понятия, характеризующие пространственный анализ взаиморасположения обьектов при заданном направлении: — до, после; перед, за; — первый, последний, ближе всего, дальше всего от, предпоследний, следующий за, предыдущий; формировать временные представления: — последовательность времени суток, — последовательность времён года, — последовательность дней недели, — последовательность месяцев в году, формировать умение ориентироваться во времени. |
|
Развитие зрительного анализа и синтеза |
развивать умение узнавать объекты по описанию; развивать умение складывать изображение из деталей; развивать умение группировать предметы по двум (трем) внешним признакам одновременно. |
|
Развитие языкового анализа и синтеза |
Развивать языковой анализ и синтез на уровне предложения: — развивать умение выделять слова из предложения; — умения определять количество, последовательность и место слов в предложении; — умение составлять предложение из заданных слов, с определенным количеством слов. Развивать языковой анализ и синтез на уровне текста: — умение выделять предложения из текста; |
|
Развитие речи (произношения, связной речи) |
Развивать активный словарь, словообразование: — развивать умение называть окружающие предметы, их части; — развивать умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-; -чик-; -очк-; -ечк-; — развивать умение образовывать множественное число существительных; — развивать умение называть признаки предметов (слова, обозначающие цвет, величину, форму, вкусовые качества, качества поверхности и др.); — развивать умение согласовывать существительные с числительными — развивать умение составлять простые предложение на основе двух (трех, четырех) слов по схеме; Развивать диалогическую речь: — развивать умения отвечать на вопросы собеседника; — развивать умение задавать вопросы; Развивать монологическую речь: — развивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок; — развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке; |