Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
Особенности организации и варианты календарно-тематического планирования учителя-предметника в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания.
Интегрированному обучению в Добрушском районе отводится значительное место в системе специального обучения. Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития по-прежнему является актуальным в современных условиях развития учреждений общего среднего образования. В районе работает ПДС учителей-дефектологов и учителей-предметников интегрированного обучения, осуществляющих образование и психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития, с целью совершенствования работы всех участников образовательной интеграции в школе. Данная форма работы позволила несколько активизировать методическую работу в учреждениях образования, создать внутришкольные методические объединения для всех педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, включить вопросы психолого-педагогического сопровождения данной категории детей в школьные методические объединения, педагогические советы, совещания, семинары-практикумы, работу с родителями и др.
Учителя-предметники, работающие на второй ступени, начинают осваивать методы и приемы специального обучения детей с ОПФР в структуре класса. Однако, наибольшую трудность при планировании учителя испытывают по программе 1 отделения вспомогательной школы, так как программы и учебники имеют значительные отличия от учебников общеобразовательной школы. Если рассматривать программы в том размере, как они представлены, то темы естественно не совпадают. Это одна из трудностей учителей-предметников. Встает вопрос: «Каким образом спланировать работу, соединив две программы? Как построить урок с учетом двух стандартов?»
Предлагаем несколько вариантов календарно-тематического планирования предметов.
I вариант.
Учитель-предметник в примечании к календарно-тематическому планированию по предмету общеобразовательной школы фиксирует темы программы вспомогательной школы. Темы планируются в том порядке, как представлены в программе, но в сокращении, учитывается разница в часах общей и специальной школы.
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Тема урока программы общеобразовательной школы |
Примечание |
Примечание.
В данном варианте обучение строится по типу совмещения двух программ в одном уроке. В условиях образовательной интеграции дети общего класса изучают один материал, а ребенок с ОПФР изучает другой материал.
Учитель-предметник ведет дополнительно тетрадь учета несовпадающих тем. Отметка выставляет в общий журнал.
II вариант.
Учитель-предметник составляет приложение к календарно-тематическому планированию общеобразовательной школы по следующей схеме:
Приложение к календарно-тематическому планированию
По -------------------7 класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания
учителя на 20../.. учебный год
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Тема урока программы общеобразовательной школы |
Содержание индивидуальной работы по программе вспомогательной школы |
Примечание.
Учитель-предметник знакомится с программой обучения ребенка, изучает специальные учебники вспомогательной школы, консультируется с учителем-дефектологом по вопросам обучения ребенка в структуре общего класса.
Учитель-предметник совместно с учителем-дефектологом определяет варианты включения ребенка в структуру урока по теме общеобразовательной школы, т.е. определяет содержание коррекционной работы в соответствии с учебными возможностями ученика. В данном варианте программный материал общей школы адаптируется под ученика, включенного в образовательную интеграцию. Учитель-предметник интегрированного класса имеет возможность трансформировать содержание программы вспомогательной школы, т.е. темы можно перебрасывать в разрезе классов, переставлять, подбирать темы близкие к теме общеобразовательной школы.
В разделе «Содержание индивидуальной работы по программе вспомогательной школы» включены направления коррекционной работы в соответствии с темой урока общеобразовательной школы:
· упрощенные вопросы;
· сокращение изучаемого материала;
· пересказ содержания по плану, с помощью опорных слов, схем;
· ’использование учебников вспомогательной школы;
· включение в коллективную и групповую деятельность.
В данном варианте ученик вспомогательной школы включен в общую структуру урока на основе его потенциальных возможностей с учетом требований программы вспомогательной школы. Дополнительный журнал (тетрадь) учета тем учитель-предметник не ведет.
III вариант.
Учитель-предметник составляет единое календарно-тематическое планирование с учетом двух образовательных программ по следующей форме.
Календарно-тематическое планирование по предмету............................
(интегрированный курс обучения)
Учителя......... ГУО «______________» Ф.И.О. ____________________
На .......... учебный год.
№ урока |
Количество часов |
Дата |
Тема раздела, урока программы общеобразовательной школы |
Тема раздела, урока программы 1 отделения вспомогательной школы |
Примечание.
В данном варианте учитель-предметник разрабатывает вариант календарно-тематического планирования на основе двух программ. Изучает программное содержание вспомогательной школы, в варианте не совпадения часов, сокращает материал, определяет более близкие темы вспомогательной школы к основной теме общеобразовательной школы. Включает в календарно-тематическое планирование две темы.
Урок строится по двум программам. Используются два учебника. Темы вспомогательной школы фиксируются в специальном журнале (тетради). Отметки выставляются в общий журнал.
4-ый вариант.
Учитель-предметник составляет единое календарно-тематическое планирование с учетом двух образовательных программ по следующей форме.
№ урокаДата |
Тема раздела, урока программы общеобразовательной школы |
Тема раздела, урока программы 1 отделения вспомогательной школы |
Количество часов |
Направления коррекционной работы |
1 |
География как наука. Значение географии. Оболочка Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. |
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Времена года. |
1 |
Выяснение запаса первоначальных представлений и знаний, сформированных у учащихся в начальной школе. Активизация словарного запаса путем введения в речь новых понятий (знакомство со значение слова «география»). Определение значения отдельных слов по толковому словарю (по заданию учителя) с последующим внесением информационного материала в специальный «Географический словарь». |
Примечание.
Учитель-предметник вместе с учителем-дефектологом моделирует календарно-тематическое планирование интегрированного курса географии. Учителем-предметником программное содержание вспомогательной школы адаптирует под программу общеобразовательной школы. Темы программы вспомогательной школы подбираются таким образом, чтобы они были близки по содержанию к темам общеобразовательной школы, определяются коррекционные направления работы на уроках географии.
На уроках географии в общем классе вводятся особые формы коррекционной работы:
· активизация словарного запаса путем введения в речь новых географических понятий;
· формирование умения отвечать на поставленные вопросы по содержанию с помощью опорных слов выделенных в тексте;
· формирование практической деятельности путем включения в коллективные формы работы;
· развитие наблюдательности, умения работать по образцу одноклассников;
· развитие умения удерживать программу выполнения задания с помощью специальных информационных памяток;
· формирование умения вычерчивать простейшие схемы и таблицы, схематические зарисовки изучаемых объектов по образцу, речевой инструкции учителя, с помощью одноклассников;
· формировать умение работать с географическими картами;
· формировать умение заполнять контурной картой путем перенося данных с географической;
· совершенствовать умение под руководством учителя находить в тексте ответы на поставленный вопрос, производить запись краткого ответа, зачитывать ответ на поставленный вопрос перед одноклассниками;
· формировать умение готовить краткое информационное сообщение.
Все эти и другие направления работы на уроках в общем классе находят отражение в разделе календарно-тематического планирования «Направления коррекционной работы».
Темы программного содержания вспомогательной школы, не вошедшие в календарно-тематическое планирование учителя-предметника, включаются в календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога. В результате совместной деятельности учителя-предметника и учителя-дефектолога выполняется учебная программа по предмету вспомогательной школы в условиях образовательной интеграции.
Многих вопросов в планировании и образовании учащихся предметам география, биология, история учащихся на 2 ступени обучения по программе 1 отделения вспомогательной школы в условиях образовательной интеграции можно было бы избежать при единой последовательности прохождения программного материала с программами общеобразовательной школы.