Родители и другие родственники должны препятствовать формированию у ребенка представления, что у него существуют границы возможностей и того, что ему доступно - а что за пределами доступности.
Как следствие разных факторов, родители стараются реже показываться с ребенком в людных местах, и таким образом ограничивают ребенка возможности общаться со здоровыми детьми.
Дети-инвалиды ощущают одиночество, беспомощность. У них обостряется эмоциональная неустойчивость и частая смена настроения.
В тех семьях, где оба родителя живут вместе и вместе заботятся о своем ребенке, возникают иные проблемы.
Стараясь продлить беззаботное детство и оградить их от всех трудностей, родители дают детям чрезмерную опеку и растят детей, не способных принимать решения, и контролировать свою жизнь. В таких условиях дети-инвалиды растут избалованными, не приспособленными к жизни, с плохо развитыми навыками самообслуживания в быту, у них развивается иждивенчество и потребительское отношение ко всем окружающим.
Необходимо помнить, что: «Особые» дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это – основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
Адаптация - это процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям. При поступлении в дошкольные учреждения все дети проходят через адаптационный период. Период адаптации также наблюдается у младших школьников после летних каникул. Начало учебного года – трудный период для детей. Даже самый здоровый ребёнок растеряется, попав в новую обстановку (что уж говорить о ребенке с особенностями развития!). Ребенок попадает в стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.
Период адаптации может длиться от одной-двух недель до трех-четырех месяцев. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Причины тяжёлой адаптации:
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения.
2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие у ребёнка опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
6. Кризисный период развития. (в 3 года адаптация к новым условиям протекает более тяжело и длительно.)
7. Наличие отклонений в здоровье.
Как же родители могут помочь своему ребенку в период адаптации?
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение ребенка. Не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.
Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища — очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними.
Обратите внимание на режим ребёнка. За неделю, за две, за месяц он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете отправлять ребенка в ЦКРОиР.
Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет в одно и то же время, перед выходом на улицу, перед сном.
Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой.
Учите ребенка правильно здороваться со взрослыми, с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ. Приучите ребенка брать в ЦКРОиР только те игрушки, которыми он готов поделиться с другими.
Поддерживайте с ЦКРОиР тесные связи, регулярно беседуйте со специалистами. Они расскажут вам о вашем ребенке немало такого, чего вы не замечаете, и что вам будет полезно узнать. Часто дети ведут себя в детском учреждении иначе, чем дома, и здесь педагоги помогут вам раскрыть и решить некоторые проблемы. Со своей стороны вы, беседуя с педагогами, можете помочь им лучше понять реакции своего ребенка.
Удачи вам и вашим детям в прохождении адаптационного периода!!!