Арт-терапия при работе с агрессивными детьми имеет колоссальное значение.
На первый взгляд кажется, что провести с ребенком беседу, наказать его гораздо проще. Но! Правильно организованная арт-работа дает потрясающие положительные результаты.
Во всех случаях проявления агрессии со стороны ребенка работа учителя заключается прежде всего в том, чтобы научить его не совершать те действия, которые неприемлемы, то есть наносят вред другим людям и самому ребенку. Если это невозможно, то каждый раз следует не давать ребенку совершать такие действия. А если и это невозможно, то нужно попробовать сформировать у ребенка ощущение, что если он совершает такие действия, то это нехорошо.
Понятно, что подобные цели не достигаются нравоучениями и запретами даже при взаимодействии с обычным ребенком, не имеющим трудностей. Важны ваши действия. Можно схватить руку ребенка и удержать, можно его отвлечь, если он способен переключаться таким образом, можно, наоборот, найти приемлемую форму выражения агрессии или придать ей иной смысл, и это переключит ребенка.
Все зависит от того, с чем связана агрессия ребенка, в чем она проявляется. Есть дети, которые не справляются со своими чувствами, не умеют их выражать. Таких детей нужно учить способам выражения, не наносящим вред другим детям, близким. Если ребенок сердится, то это не значит, что он может кусаться, щипаться, дергать за волосы, кидать предметы. Можно научить ребенка, когда он недоволен, крикнуть: «Я сержусь!» или ударить руками по парте: «Вот как сильно я сержусь!». Чем сильнее сердится, тем громче, больше раз хлопнуть по парте. Внимание ребенка при этом переходит на руки и переключается на то, сколько раз он хлопнул, достаточно ли громко. Такое действие дает разрядку, никому не вредит, а еще ребенок учится соизмерять силу удара и болевые ощущения от него. (В классе перед уроком, если дети ведут себя шумно и вы хотите, чтобы они сосредоточились, предложите им выполнить простые упражнения с руками: поднять руки вверх, повернуть ладошками друг к другу, вверх, вниз, спрятать их под парту, положить на колени и т.д.)
Очень важен индивидуальный подход. Один ребенок очень чувствителен и будет переживать проявления собственной агрессии очень сильно. Другой почти не переживает. Его можно и нужно наказать.
Некоторые дети специально «хулиганят», чтобы вызвать эмоциональную реакцию взрослого. Они не умеют иначе общаться и компенсируют свою потребность во внимании таким образом. Это не есть собственно агрессия.Бывают случаи, когда агрессивным действиям ребенка стоит придать иной смысл, чем тот, который ребенок первоначально вкладывал. В этот момент происходит переключение ребенка. А ситуация проявления агрессии не фиксируется. Например, возбужденный ребенок начинает подкидывать игрушки. Можно сказать: «У нас град из кубиков пошел. А теперь молния сверкает». Даете ему фонарик, и он начинает им мигать, словно это молния, и дальше уже играет с фонариком.
Вообще дети должны учиться просить прощение.
Есть дети, которых дома бьют, с которыми постоянно очень строги и холодны. Такие дети признают только силу и страх перед ней. С такими детьми трудно. Они находятся как бы в другой системе координат. У них нет чувствительности к другому человеку. Пока им не покажешь, что ты сильнее, они будут проявлять агрессию. Здесь важным является тот момент, что, «показывая свою силу», нужно проявлять ее из любви к ребенку, самому не быть ни в чем агрессивным, не стремиться подавить ребенка, подчинить его себе.
Агрессивные действия ребенка могут быть связаны также с неуверенностью в себе, с периодом привыкания к вам, с новой обстановкой, со сложной семейной ситуацией, с отсутствием доверия к людям, с возрастным кризисом и т.д. Понимание причины агрессивности, правильно выбранная дистанция, достаточно доброе и открытое отношение, соответствующее потребностям ребенка и в меру требовательное, обычно позволяют вступить с ребенком в контакт и помочь ему.
Игры на коррекцию агрессии
1. Игра “МИНУТА ШАЛОСТИ” (психологическая разгрузка)
Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется — прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
2. Игра “ЗЛЫЕ— ДОБРЫЕ КОШКИ” (снятие общей агрессии)
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это “волшебный круг”, в котором будут совершаться “превращения”.
Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из “волшебного круга” выходить нельзя.
Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: “Сильнее, сильнее, сильнее ...”, — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более “злые” движения.
По повторному сигналу ведущего “превращение” заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.
Когда все дети побывают в “волшебном круге”, обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.
По повторному сигналу “кошки” останавливаются и могут поменяться парами.
На заключительном этапе игры ведущий предлагает “злым кошкам” стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
3. Игра “КАРАТИСТ” (снятие физической агрессии)
Как и в предыдущей игре, дети образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Только на этот раз в “волшебном круге” происходит “превращение” в каратиста (движения ногами).
Как и прежде, дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: “Сильнее, сильнее, сильнее...”, — помогая этим игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
4. Игра “БОКСЕР” (снятие физической агрессии)
Это вариант игры “Каратист”, и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.
5. Игра “УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК” (преодоление упрямства и негативизма)
Дети, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: “Сильнее, сильнее, сильнее ...”. Затем дети разбиваются на пары “родитель и ребенок”: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
6. Игра “УПРЯМАЯ ПОДУШКА” (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства)
Взрослые подготавливают “волшебную, упрямую подушку” (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку: “Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки”.
Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: “Сильнее, сильнее, сильнее!” (снимается стереотип и эмоциональный зажим).
Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально — от нескольких секунд до 2-3 минут).
Взрослый предлагает послушать “упрямки” в подушке:
“Все ли упрямки вылезли и что они делают?” Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что “упрямки шепчутся”, другие ничего не слышат. “Упрямки испугались и молчат в подушке”, — отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).
7. “Брыкание”
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит “Нет”, увеличивая интенсивность удара.
Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
8. Совместные настольные игры
Для работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые "предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра “Конструктор”. Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей “Конструктора”. По ходу игры
взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.
В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.
9. “Кулачок”
Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.
Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
10. “Клеевой дождик”
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столами.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Прятаться от “диких животных”. На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.
11. Сказка наоборот
Известная детям сказка разыгрывается в двух частях:
1-я часть — с привычными образами сказочных героев;
2-я часть — черты характера сказочных героев меняются на противоположные.
Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры.
После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы:
— Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)?
— Как в жизни люди относятся к разным характерам?
— Трудно ли переключаться с одного характера на другой?
— Бывают ли в жизни такие ситуации? Эта игра направлена на расширение понятия о Разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального
Самооценка крайне важна для каждого человека. Не зря психологи говорят, что окружающие относятся к нам так, как мы сами относимся к себе. Неудивительно, что люди с заниженной самооценкой, даже обладая выдающимися качествами, вызывают к себе лишь неприязнь и неуважение. А вот абсолютно заурядные, но чрезмерно любящие себя люди зачастую добиваются высот исключительно потому, что внушают другим уважение и благоговение.
Самооценка ребенка формируется на протяжении всего периода взросления – и родителям необходимо знать, как именно это происходит, чтобы иметь возможность воздействовать на самооценку ребенка и, при необходимости, корректировать ее.
Значение самооценки в жизни человека
Самооценка может быть завышенной, адекватной и заниженной. Обладатели завышенной самооценки переоценивают свои умения, что ведет к неадекватному восприятию себя и возможным проблемам. Обладатели адекватной самооценки обычно хорошо знают свои сильные и слабые стороны, поэтому могут вовремя их показать или скрыть. Такие люди относятся к себе с позитивом и открыты окружающему миру. Обладатели заниженной самооценки крайне негативно настроены к окружающим, страдают от недостатка уверенности в себе и уважения к собственной личности. Такие люди чувствуют себя слабыми, неспособными на какие-то подвиги и с недоверием относятся к окружающему миру.
Как видите, самооценка влияет практически на все сферы жизни и определяет уровень и качество жизни человека в целом. Конечно, самооценка способна меняться в течение жизни, но основы ее закладываются в раннем возрасте. Поэтому формированию самооценки ребенка необходимо уделять пристальное внимание с самых первых лет его жизни. Тем более, что наибольшее влияние на самооценку ребенка оказывают самые близкие ему люди.
Формирование самооценки ребенка в раннем возрасте
Большинство дошкольников обладают завышенной самооценкой – и это считается абсолютно нормальным. Еще бы – малыша нежат, балуют, «сюсюкаются» с ним, а любое, даже самое малюсенькое достижение, воспринимается как настоящий подвиг. «Ты самый умный в группе!», «Ты такой сильный!», «Ты лучший на свете!» - вот какие фразы чаще всего слышит ребенок дошкольного возраста в любящей семье.
Естественно, он на самом деле начинает считать себя самым-самым, а самооценка ребенка взлетает до небес.
Формирование самооценки ребенка в раннем возрасте зависит еще и от того, что он еще не способен отделять свои действия от своей личности в целом. То есть, тот или иной поступок в сознании ребенка автоматически определяет его как личность. Это проявляется в такого рода мыслях: «Я убралась в комнате, я хорошая» или «Я разбил мячом окно – я плохой». Именно в связи с такой психологической особенностью дошкольников специалисты не рекомендуют родителям сравнивать своих детей с другими. Ведь если малыш сделал худший поступок, чем кто-то – значит, он в целом хуже другого ребенка! А такое осознание уже сильно влияет на формирование оценки у ребенка в раннем возрасте.
Как правило, в старшем дошкольном возрасте дети уже учатся отделять свои поступки от собственной личности в целом, давать верную оценку своим поступкам и самостоятельно контролировать свое поведение. В процессе формирования самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте важную роль играет общение с близкими родственниками. Именно взрослые формируют у ребенка систему ценностей с помощью своей реакции на то или иное его действие. Если ребенок ударил своего друга, а взрослые не сделали ему замечание и не заставили извиниться перед обиженным им человеком – он не будет считать, что сделал плохо. А если малыш нарисовал удачную картинку, а его не похвалили – это также наложит отпечаток на самооценку ребенка.
Как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку?
Чтобы самооценка ребенка была адекватной, а уровень его жизни достойным, достаточно придерживаться нескольких правил воспитания ребенка:
1. Реально оценивайте детские достижения, не преувеличивая или приуменьшая достоинств ребенка.
2. Хвалите ребенка за хорошие поступки и ругайте за плохие.
3. Отделяйте оценки поступков ребенка от оценок его личности в целом. Нельзя говорить ребенку, разбившему вазу, что он плохой, и Вы его больше не любите. Оцените поступок ребенка («ты сделал плохо»), но не допускайте общих оценок («ты плохой»).
4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Для формирования адекватной самооценки ребенка лучше сравнивать более ранние достижения малыша с более поздними и отслеживать положительную динамику.
5. Давайте ребенку только те задания, которые ему по силам. В противном случае самооценка ребенка резко упадет, несмотря на то, что он не смог выполнить задание (даже если оно реально не соответствует его возрасту). Также учитывайте индивидуальные особенности ребенка, предлагая ему то или иное задание. Пусть это задание будет ориентировано на его склонности, умения, способности, интересы. В этом случае малыш с большим удовольствием выполнит предложенное Вами задание, потому что будет чувствовать, что это ему по силам!
6. Прислушивайтесь к мнению своего ребенка и уважайте в нем Личность. В этом случае малыш будет понимать, что он значим и важен, а самооценка ребенка будет адекватной.
7. Даже когда Вы ругаете ребенка, не говорите: «Ты никогда..», «Ты постоянно..». Так Вы лишаете его всех положительных стремлений к самосовершенствованию. Смысл стараться, если ты все равно всегда был и останешься таким же плохим…
8. Следите за своим тоном при общении с ребенком. Если Вы его хвалите – будьте доброжелательны. Если ругаете – говорите строгим тоном. Только следите за тем, чтобы переходы от одного тона к другому не были резкими. Нельзя ругать ребенка, а через 5 минут хвалить. Это очень важно для формирования самооценки ребенка.
9. Подавайте ребенку пример - пусть он видит, что ошибаться могут даже родители. Например: «Видишь, сегодня мама пересолила суп. Ну, ничего страшного, в следующий раз она сделает самый вкусный суп в мире!».
10. Поощряйте в ребенке инициативу и не бойтесь показывать ему свою любовь.
Помните, что самооценка ребенка зависит от Вас. И только Вам под силу сделать так, чтобы Ваш ребенок был уверен в себе, весел, открыт миру и эмоционально устойчив. Люди с адекватной самооценкой стремятся к успеху и могут признать свои ошибки, не умаляя своих достоинств. Адекватная самооценка – путь к достойному уровню жизни!