Детский церебральный паралич (ДЦП) – это группа двигательных расстройств, которые возникают вследствие органического поражения двигательных и речедвигательных центров головного мозга ребенка. В этих ситуациях нервная система полностью или частично отказывается контролировать функционирование мышц.
Двигательные нарушения проявляются в виде параличей, парезов. Происходит нарушение тонуса мышц, движения становиться ригидными и судорожными.
Детям с ДЦП свойственна повышенная утомляемость. В ходе деятельности они очень быстро становятся вялыми, раздражительными, рассеянными, также начинают проявлять беспокойство и раздражение. Из-за существенных нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей проявляется повышенная чувствительность и болезненная реакция на замечания, тон голоса, негативное настроение и т.д. Она становятся обидчивыми и мнительными, их страхи могут спровоцировать недержание мочи и рвоту.
Воспитание в семье ребенка с ДЦП часто происходит под чрезмерной опекой. Родители часто переживают и беспокоятся за своего ребенка. Они часто испытывают чувство вины, разочарование и даже депрессию из-за того, что не в силах изменить ситуацию. Но такая опека часто вредит ребенку и не дает ему почувствовать потребность в движении, деятельности и общении с окружающими. Также в следствии гиперопеки у ребенка снижается его самооценка, появляется замкнутость и неуверенность в себе.
Родителям необходимо помогать детям с детским церебральным параличом стремиться к самостоятельным движениям насколько это возможно. Это огромное испытание для родителей видеть усталость и отчаяние детей, но они не должны терять веру в их силы и возможности. Родители в состоянии помочь себе и своему ребенку только осознав, что его нужно принимать таким какой он есть, со всеми его особенностями и недостатками развития.
Упражнения для детей с ДЦП в домашних условиях
Физическое воспитание направлено прежде всего на развитие и коррекцию нарушенных функций движений и проводится в большей степени с помощью игры. Благодаря таким занятиям дети запоминают правильные двигательные ощущения, учатся правильному положению тела и конечностей, значительно снижается мышечный тонус, движения становятся менее резкими и насильственными.
Упражнения в домашних условиях способствуют укреплению мышц, развитию двигательной активности ребенка. Данные же упражнения просты в применении и могут выполняться в домашних условиях в качестве поддерживающего воздействия. При этом основной мерой влияния на организм должен быть массаж и медикаментозное лечение.
Упражнение с мячом
Ребенка нужно облокотить спинкой к мячу таким образом, чтобы ноги опирались на мяч. Ребенка можно посадить на мяч, если он умеет сидеть. Для этой цели мяч нужно использовать крупных размеров и с хорошей резиной. Если ребенок боится оставаться на мяче в одиночестве, побудьте рядом с ним, расскажите забавную веселую историю или даже прочитайте книжку. Ребенку важно научиться держать равновесие и не упасть с мяча. Не менее важно научиться преодолевать собственный страх. Во избежание непредвиденных падений, постарайтесь на первых порах не отходить от ребенка, пока он находится на мяче. Повторяйте упражнение один – два раза в день.
Упражнение с использованием валика
Упражнения с применением специального валика или мягкого модуля способствуют повышению мышечной активности, нормализации вестибулярного аппарата.
Положите ребенка на валик животом вниз и подвесьте рядом различные интересные предметы. Это могут быть игрушки, мягкие предметы, которые вызывают у ребенка какой — то интерес. Вот увидите, он постарается тянуть к ним ручки. Упражнение тем и замечательно, что стимулирует двигательную активность ребенка. Даже если ему трудно будет дотягиваться до игрушек, он это сделает, чтобы достать их. Можно положить ребенка на валик и попробовать покачать его на нем. Так уйдет тревога и чувство опасности. Упражнение достаточно выполнять раз в день.
Упражнение с использованием мягкого модуля
Упражнение способствует выработке навыка равновесия в сидячем положении. Если ребенок не сидит, то упражнение применять нельзя. Необходимо дождаться момента, когда он научится сидеть.
Посадите ребенка на мягкую подушку и потихоньку, чтобы не напугать малыша, начинайте ее раскачивать. Если малыш упадет – не страшно, так как его окружают мягкие подушки.
Нарушение поведения умственно отсталых детей, в частности агрессивное поведение, связано с рядом биологических и социальных факторов, вступающих во взаимодействие:
ü прием медицинских препаратов;
ü астенические явления, возникающие вследствие расстройства;
ü наличие психопатологические синдромов;
ü эмоционального состояния и самочувствия педагогов;
ü отрыв детей от семьи, перевод из одного учреждения;
ü невозможность удовлетворения потребностей;
ü неблагоприятные условия среды, в том числе в семье;
ü прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей; подражательность и внушаемость;
ü порицание и критика (Л.В. Токарская, 2008)
Проявление агрессии может носить либо «защитный» характер, либо «нападающий»!
У агрессивных подростков с умственной отсталостью наиболее выражены:
ü физическая агрессия (удары, щипки, порча предметов и т.д.);
ü вербальная агрессия;
ü аутоагрессия (нанесение физических травм самому себе);
ü вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса и т.д.);
ü вспыльчивость в речи (могут неожиданно нагрубить);
ü негативизм в физических действиях выражен более всего (все делает наоборот, мешает работать и т.д.);
ü отказы от занятий, конфликтность (Н. М. Платонова,2004)
С точки зрения различных психологических теорий, могут быть объяснены такие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как:
1. Фрустрационной теория (Дж. Доллард, Л. Берковиц, С. Розенцвейг и др.) объясняет агрессивное поведение невозможностью удовлетворения потребностей; непониманием того, что такое раздражение и отсутствие навыков самоконтроля; трудностями адаптации к внезапным изменениям в окружении; неблагоприятными условиями среды; отсутствием речи;
2. С позиции теории социального научения (А. Бандура, А. Басс, Б.Ф. Скиннер) агрессивное поведение детей и подростков с умственной отсталостью - это повторение, подражание тому, что они усваивают, наблюдая за агрессивным поведением окружения (родителей, старших детей и др.);
3. Причинами неконтролируемой агрессивности с точки зрения гуманистического подхода (К. Роджерс, Г. Олпорт) является неумение снять свое психофизическое напряжение самостоятельно.