Нарушение поведения умственно отсталых детей, в частности агрессивное поведение, связано с рядом биологических и социальных факторов, вступающих во взаимодействие:
ü прием медицинских препаратов;
ü астенические явления, возникающие вследствие расстройства;
ü наличие психопатологические синдромов;
ü эмоционального состояния и самочувствия педагогов;
ü отрыв детей от семьи, перевод из одного учреждения;
ü невозможность удовлетворения потребностей;
ü неблагоприятные условия среды, в том числе в семье;
ü прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей; подражательность и внушаемость;
ü порицание и критика (Л.В. Токарская, 2008)
Проявление агрессии может носить либо «защитный» характер, либо «нападающий»!
У агрессивных подростков с умственной отсталостью наиболее выражены:
ü физическая агрессия (удары, щипки, порча предметов и т.д.);
ü вербальная агрессия;
ü аутоагрессия (нанесение физических травм самому себе);
ü вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса и т.д.);
ü вспыльчивость в речи (могут неожиданно нагрубить);
ü негативизм в физических действиях выражен более всего (все делает наоборот, мешает работать и т.д.);
ü отказы от занятий, конфликтность (Н. М. Платонова,2004)
С точки зрения различных психологических теорий, могут быть объяснены такие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как:
1. Фрустрационной теория (Дж. Доллард, Л. Берковиц, С. Розенцвейг и др.) объясняет агрессивное поведение невозможностью удовлетворения потребностей; непониманием того, что такое раздражение и отсутствие навыков самоконтроля; трудностями адаптации к внезапным изменениям в окружении; неблагоприятными условиями среды; отсутствием речи;
2. С позиции теории социального научения (А. Бандура, А. Басс, Б.Ф. Скиннер) агрессивное поведение детей и подростков с умственной отсталостью - это повторение, подражание тому, что они усваивают, наблюдая за агрессивным поведением окружения (родителей, старших детей и др.);
3. Причинами неконтролируемой агрессивности с точки зрения гуманистического подхода (К. Роджерс, Г. Олпорт) является неумение снять свое психофизическое напряжение самостоятельно.