Всем кто работает с данной категорией детей, также важно при работе с агрессивными детьми знать безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «нехорошо так говорить», «нельзя так себя вести», и т. п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.
Коррекционную работу с агрессивными детьми можно проводить по следующим направлениям:
ü обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным гневом;
ü снижение уровня личностной тревожности;
ü формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;
ü развитие позитивной самооценки.
ü практическое пособие адресовано психологам, специальным педагогам, воспитателям работающими с агрессивными детьми.
Игра «Добрые привидения»
Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев.
Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук "у".
Рисуем настроение
Цель: выразить свое настроение в рисунке. При обсуждении рисунков предложить детям отгадать, где какое настроение.
Игра: «Кляксы»
Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть "кляксу" на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная "клякса". Можно дорисовать кляксу для полного образа.
Игра: «Брыкание»
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. На каждый удар ногой ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара.
Упражнение «Возьми себя в руки»
Цель: научить детей сдерживать себя.
Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя "взять в руки", т.е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.
Игра «Рвакля»
Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.
Ребенок может рвать,мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину.
Игра «Зоопарк»
Цель: помогает снять напряжение.
Дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери»выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат.
Упражнение «Кулачок»
Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация.
Дать ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку и попросить его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка.
Игра «Комплименты»
Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми.
Игра начинается со слов: "Мне нравится в тебе..." Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они в себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.