Клептомания - это неконтролируемое и даже иногда неосознанное желание человека присвоить себе чужие вещи, это могут быть деньги или какие-то другие предметы.
Факторами развития клептомании может выступать:
- семейное неблагополучие (способствовать клептомании могут семейные ссоры, недостаток внимания родителей к своему ребенку);
- травмы головного мозга и оперативное вмешательство;
- стрессы (проблемы в общении со сверстниками, смерть близкого человека и т.д.);
- наследственная предрасположенность.
Многие клептоманы не могут сознаться в своих поступках, находят разнообразные оправдания своим действиям. Однако определить страдает ли человек клептоманией, отделив её от простой бытовой кражи, можно по следующим психологическим признакам индивида:
- чувство возбужденности при виде цели (желанного предмета, вещи);
- сильное желание украсть вещь, которая не нужна;
- ощущение эйфории и фрустрации после кражи;
- низкая самооценка и чувство вины после совершения кражи.
Перечисленные факторы и симптомы являются риском для появления детской и подростковой клептомании. Важным является выявление и предупреждение клептомании в раннем возрасте, так как под видом воровства может скрываться другая проблема, когда дети воруют, чтобы привлечь к себе внимание родителей.
Дети, которые воспитываются в неблагополучной семье более склоны к воровству, так как в семье нет хорошего достатка (потому что пьющие люди обычно не работают), между родителями постоянные конфликты, родители повышено раздражительны, жестоки, нетерпимы. Эти дети лишены многого, а соблазнов вокруг очень много, хочется иметь тоже, что и у сверстников. Поэтому многие дети идут на воровство из-за желания иметь эту вещь. Кроме этого, здесь играет роль следующий фактор: в подростковом возрасте работает синдром стаи. В период полового созревания особо остро возникает желание быть как все и иметь те же вещи, что и у остальных, что становится причиной воровства.
С целью профилактики и предупреждения клептомании в раннем возрасте, необходимо:
Профилактику детского воровства начните с доверительной беседы. Только зная причины поступка ребенка, вы сможете успешно бороться с этим явлением.
Четко выразим отрицательную оценку действиям ребенка с конкретным запретом на воровство («Ты сделал очень плохо, это называется кража, так поступать нельзя ни в коем случае»).
Формируем правильную самооценку.
Говорите с ребенком о краже наедине и в спокойной обстановке. Народная мудрость гласит: «Хвали при всех, ругай наедине».
Откажитесь от ярлыков типа «вор», «преступник», и слов «кража», «воровство». Замените их понятиями: «взять чужое», «брать без спроса». Применение подобных определений по отношению к ребенку может понизить его самооценку и в дальнейшем привести к новым правонарушениям.
Убедите ребенка, в необходимости вернуть украденную вещь. Если ему будет стыдно или страшно это сделать самостоятельно, пойдите вместе.
Не возвращаемся к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), в противном случае вы только закрепите данный поступок в сознании ребенка.
Обсуждая случившееся, помним, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет стыдными, плохими.