Инновационная деятельность
Рекомендации для педагогов
(Педагог↔ребёнок)
1. Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем обучающимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому ребёнку все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых обучающихся может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
2. Убедитесь в том, что все воспитанники чувствуют себя комфортно и защищено в группе в вашем присутствии. Помните о том, что в их жизни каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений воспитанников может возникнуть проблема, в результате которой они будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
3. Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.
РАБОТА НА ЗАНЯТИИ
- задания для детей с ОПФР должны носить конкретный практический характер;
- задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;
- новый материал нужно давать порциями;
- обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность;
- в процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух, зрение, осязание…)
- наиболее сложная информация должна даваться в период его наибольшей работоспособности;
- учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;
- избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
- спользовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;
- иметь «установку на добро» — замечать в каждом ребёнке положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала;
- проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на занятии (исключить сарказм и унижение оценкой).
- поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка;
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения;
- Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки;
- Наказания не должны унижать ребёнка;
- Обучать приемлемым способам выражения гнева;
- Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события;
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей;
- Развивать способность к эмпатии;
- Расширять поведенческий репертуар ребёнка;
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ:
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость;
2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими;
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;
4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что;
5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени;
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку;
7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований;
8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка;
9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний;
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях;
11. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
Создание педагогических условий формирования социальной активности воспитанников
1. Обеспечение принятия воспитанником социальной активности как ценности, значимой для него, обращенной к нему, способной удовлетворить его потребности, его приоритетный выбор. Постепенно аккумулируется общественное сознание, осмысливаются идеи, формируются собственные мотивы и стимулы поведения, совершается все более осознанный и сознательный выбор поступков.
Самоутверждение ребенка происходит постепенно, путем все более основательного вхождения в общественные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности. Педагогу необходимо формировать у своих воспитанников способность к межличностным отношениям, сотрудничеству, участию в совместном принятии решений, брать ответственность на себя, решать проблемы в различных жизненных ситуациях, регулировать собственное поведение, чтобы в процессе деятельности такие качества, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность, ответственность стали для школьника с ОПФР личностно значимыми.
2. Создание адаптивной, безбарьерной, развивающей, личностно ориентированной среды, способной обеспечить значительный коррекционно-педагогический эффект, способствовать профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка, облегчать и активизировать ее. Педагогу следует помнить о наличии у обучающихся с ОПФР повышенного уровня общей тревожности, страха самовыражения, сопровождающегося эмоционально негативными переживаниями. Важно обеспечивать эмоциональную причастность такого ребенка к образовательному процессу: обучение и воспитание должно воздействовать не только на разум, мышление, но и на чувства, эмоции.
Для создания положительных эмоциональных переживаний необходимо использовать похвалу, вознаграждение, стимулирование, создавать ситуации взаимопомощи, сотрудничества, а также ситуации успеха для ребенка с ОПФР, уметь видеть его сильные стороны, его пусть даже минимальные достижения. Когда учащиеся с ОПФР ощущают, что они получают эмоциональную поддержку и поощрения со стороны педагогов, от своих сверстников, они более успешно используют саморегулируемые стратегии.
Комфортность общения зависит от нескольких факторов и, прежде всего, от полноценного восприятия информации. Поэтому, учитывая особенности восприятия речевого материала детьми с ОПФР к речи педагога и сверстников предъявляются особые требования. Она должна быть лаконичной, упорядоченной, без использования длинных и сложных речевых конструкций, но не чрезмерно упрощенной и обедненной; четкой, но не утрированной; эмоциональной, выразительной; среднего темпа. Желание ребенка с ОПФР проявлять речевую активность во многом зависит от того, как сверстники и педагоги реагируют на его речевые ошибки. Задача педагога заключается в том, чтобы дать время ребенку самостоятельно выразить свою мысль, а затем помочь оформить высказывание ученика в правильную форму. Стремление же ребенка к общению необходимо поощрять всеми возможными средствами. Таким образом, адаптивная воспитательная среда может быть организована только на основе комплексной оценки возможностей каждого ребенка при реализации дифференцированного и индивидуального подходов.
Проектируемые условия должны быть адресными и аутентичными, т. е. обеспечивающими благоприятный режим и темп жизнедеятельности каждого ребенка в образовательной среде.
3. Наличие активной воспитательной среды. Воспитательная среда рассматривается как пространство взаимодействия — открытое, характеризующееся особым психологическим климатом, атмосферой доверия, принятия каждого человека таким, какой он есть, т. е. созданием атмосферы, когда снимаются защиты, и человек, с одной стороны, открыт для влияния на себя других людей, с другой стороны — обогащает собой пространство взаимодействия. Создание в учреждении активной воспитательной среды позволит обеспечить удовлетворение потребностей в благоприятном социально-психологическом климате на основе доверительного, доброжелательного общения и понимания друг друга, позитивного настроения и взаимного положительного оценивания.
Ведущая роль в создании атмосферы эмоционального комфорта принадлежит педагогу. Основное направление деятельности воспитателя в данном случае заключается в проявлении по отношению к воспитанникам педагогического оптимизма, который заключается в том, что они ожидают от каждого ребёнка высоких результатов, возлагают на них надежды и верят в их способности.
4. Создание атмосферы эмоционального подъема при высокой организации деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми. Примером такого эмоционального состояния может являться яркое эмоциональное событие (фестивали, сборы, концерты, школьные праздники и др.), которое объединяет усилия всех участников воспитательного взаимодействия и побуждает к постоянному поиску, обновлению, упорной борьбе за победу. Достигнутый успех или неудача, переживаемые коллективом, обладают способностью создавать запас активности человека для последующей деятельности. Потребность в новых впечатлениях — это приобретение не только раннего детского возраста, она продолжает играть свою роль в развитии и становлении подростка, юноши и взрослого человека.
5. Наличие творческой среды для самореализации. Личность в результате самореализации в общественно значимой и творческой деятельности овладевает актуальными социально-психологическими навыками, методами рефлексии, анализа и организации обратной связи с внешним миром. Именно в самореализации личность приобретает опыт самовыражения в виде активных действий в реализации проектов и начинаний.
Тактики поведения с воспитанниками.
§ В совершенстве знай спецпсихологию;
§ Создавай в группе благоприятный психологический климат;
§ Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
§ Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;
§ Помни: максимум поощрения, минимум наказания;
§ Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;
§ Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;
§ Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
§ Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
§ Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
§ Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;
§ Соблюдай все гигиенические требования к занятию.