Инновационная деятельность
Тест на оценку уровня тревожности ребёнка
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.
- Легко расстраивается, много переживает.
- Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
- Капризничает и раздражается по пустякам.
- Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
- Бывают припадки злости.
- Заикается.
- Грызёт ногти.
- Сосёт палец.
- Имеет плохой аппетит.
- Разборчив в еде.
- Засыпает с трудом.
- Спит беспокойно.
- Неохотно встаёт.
- Часто моргает.
15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.
16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
17. Старается быть тихим.
18. Боится темноты.
19. Боится одиночества.
20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
21. Испытывает чувство неполноценности.
Обработка результатов
28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.
20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.
14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.
7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.
Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.
Анкета для родителей
1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идёт в центр?
- с радостным;
- иногда не хочет;
- часто отказывается;
- капризничает;
- свой вариант (написать).
2. В чём Вы видите причину нежелания ребёнка идти в центр?
- трудности в отношениях с педагогом;
- трудности в отношениях со сверстниками;
- привязанность к матери;
- позднее засыпание вечером;
- свой вариант __________________________________________________________________
3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?
Благополучно:
- с воспитателями;
- с помощником воспитателя;
- с музыкальным руководителем;
- с другими специалистами;
Неблагополучно:
- иногда бывают конфликты;
- обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки;
- свой вариант___________________________________________________________________
4. С кем из детей группы ваш ребёнок наиболее часто общается?
5. «Рассказывает» ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?
- да;
- нет;
- иногда.
6. «Жалуется» ли на сверстников?
- да;
- нет;
- иногда.
7. На что жалуется?
- дети не принимают в игру;
- обижают;
- не хотят дружить;
- отнимают игрушки;
- шумят;
- свой вариант___________________________________________________________________
8. Что бы Вам хотелось изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?
9. Есть ли у Вашего ребёнка чувство собственного достоинства? В чём оно проявляется?
10.Как Ваш ребёнок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)?
11. Как ваш ребёнок проявляет себя в общении с другими детьми?
- уравновешенный;
- терпеливый;
- чуткий;
- уступчивый;
- приветливый или вспыльчивый;
- склонный чаще командовать, чем подчиняться;
- свой вариант___________________________________________________________________
12. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в центре?
- прямого влияния не оказывают?
- благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребёнка, облегчающий его жизнь в центре;
- сущность семейных отношений ещё недостаточно понятна ребёнку
- свой вариант___________________________________________________________________
АНКЕТА
«ЧЕГО ВЫ ЖДЕТЕ ОТ ЦЕНТРА В ЭТОМ ГОДУ?»
(первичная)
Уважаемые родители!
Нам очень важно знать ваши настроение, переживания и ожидания от пребывания ребенка в центре. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
1. Что вас больше всего привлекает в нашем центре (отметьте нужное)
· близость от дома;
· хорошее состояние территории и материально – техническое оснащение групп;
· наличие творческого, профессионального педагогического коллектива;
· хорошие отзывы других родителей;
· интересные программы обучения и развития ребенка;
· наличие дополнительных услуг;
· хорошее питание;
· высокий уровень подготовки;
· Ваши варианты ответа…
2. Что, на Ваш взгляд, самое главное для благополучной адаптации ребенка в центре?
· доброе отношение воспитателей к ребенку;
· большое количество игрушек в группе;
· хорошее здоровье ребенка;
· соблюдение режима дня в центре и дома;
· единый подход к вопросам адаптации ребенка со стороны родителей и воспитателей;
· Ваш вариант ответа…
3. Что, на ваш взгляд, важно знать воспитателю о Вашем ребенке?
4. Чему, по Вашему мнению, должен научиться ребенок в этом году?
5. Чему бы Вы как родители хотели научиться у воспитателей?
6. Каким опытом семейного воспитания готовы поделиться?
7. Часто ли Вы дома вместе с ребенком рисуете, играете, читаете?
8. Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Вы хотели бы получить?
9. В каких мероприятиях центра Вы готовы участвовать охотнее всего?
· родительские собрания;
· консультации специалистов;
· анкетирование по разным вопросам;
· участие в конкурсах;
· участие в подготовке детских праздников и развлечений;
· участие в воспитательных мероприятиях;
· Ваш вариант ответа…
Благодарим за сотрудничество!
АНКЕТА
«ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ГОДА»
(итоговая)
Дорогие родители!
Нам очень важно знать ваше мнение о работе коллектива центра с семьей в прошедшем году.
1. Удовлетворены ли Вы работой центра в целом?
2. Хорошо ли относятся педагоги группы к Вашему ребенку?
3. Как Ваш ребенок посещает центр (отметьте нужное):
· с удовольствием;
· посещает, но не очень охотно;
· не любит ходить в центр;
· часто болеет, поэтому мало посещает центр.
4. Получали ли Вы подробную информацию о жизни ребенка в центре?
5. Какие мероприятия Вам в центре больше всего запомнились?
6. Какие причины не позволили Вам посетить все мероприятия?
7. Какие темы, интересующие Вас, остались незатронутыми педагогами центра в этом году?
8. Какие формы работы с семьей показались Вам самыми интересными (отметьте нужное):
· родительские собрания;
· консультации специалистов;
· анкетирование;
· открытые занятия;
· конкурсы;
· выставки;
· наглядная информация;
· массовые мероприятия;
· другое ___________________________________________________________________
9. Что бы Вы пожелали коллективу центра для улучшения работы в будущем?
Благодарим за ответы и надеемся на сотрудничество в новом учебном году!
Анкета «Особенности воспитания ребенка в семье,
его склонности, интересы»
- С какого возраста посещает ребенок наш центр?
- Какие игрушки, игры, материалы есть у ребёнка?
- Кто чаще воспитывает ребёнка?_______________________________________________
- Вмешивается ли старшее поколение в воспитание? Как Вы к этому относитесь?_________________________________________________
- Есть ли трудности у ребёнка (подчеркните) в одевании, в засыпании, в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете. Другое____________________________________________________________________
- Какой режим в семье (подъём, кормление, прогулки, сон) __________________________________________________________________________
- Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают или запрещают? (единодушны, не всегда, нет)
- Какие меры воздействия на ребёнка применяются? (поощрения, наказания, внушения, выговор, объяснения, рассуждения)?
- Кого в семье ребенок слушается? (маму, папу, всех, никого)
- Помогает ли ребёнок по дому?
- Назовите любимые игры и игрушки ребёнка, любимые сказки и книжки, любимую пищу ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие качества ребёнка Вы особенно цените? (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)____________________________________________________
- Существуют ли у ребёнка следующие проблемы: мочится в постель (ночью или днём), грызёт ногти, сосёт палец или др? _________________________________________________________
- Является ли религия важной частью семейных традиций? __________________________________________________________________________
Выявление педагогической культуры родителей
Уважаемые родители!
Ваши искренние ответы помогут спланировать работу с родителями, наладить систему сотрудничества. Отметить тот вариант, который, по Вашему мнению, соответствует реальности.
- На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?
а) слушаете педагога по радио и телевидению;
б) на основе рекомендаций педагогов;
в) используете жизненный опыт.
- Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?
а) поощрение;
б) наказание;
в) требование;
г) принуждение.
- Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?
а) словесная похвала;
б) подарки;
в) ласки.
- Какие виды наказаний наиболее действенны в воспитании?
а) словесная угроза;
б) физические наказания;
в) лишение развлечения;
г) проявление вами обиды.
Спасибо за сотрудничество!
Диагностика уровня эмоционального развития ребёнка
1. Опишите обычное состояние ребёнка___________________________________________
2. Часто ли он плачет?
3. Как долго остаётся расстроенным?
4. Чего боится ребёнок?
5. Часто ли бывает сердитым, агрессивным?
6. Быстро ли он устаёт?
7. Существуют ли у ребёнка следующие проблемы: мочится ночью в постель, грызёт ногти, сосёт палец?
8. Как ребёнок относится к незнакомым взрослым?
9. Как он относится к детям?
10. Как относится к животным?
11. Кого в семье ребёнок слушается?
12. Помогает ли он по дому?
13. Какие качества ребёнка Вы особенно цените?
14. Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребёнку (что разрешать, а что запрещать)?
Тест: «Какой вы родитель?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?
1. Какой ты у меня молодец!
2. Ты способный, у тебя всё получится!
3. Ты невыносим!
4. У всех дети как дети, а у меня….
5. Ты мой помощник.
6. Вечно у тебя всё не так.
7. Сколько раз тебе повторять?
8. Какой ты сообразительный!
9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!
10. Как ты считаешь?
11. Ты полностью распустился!
12. Познакомь меня со своими друзьями.
13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
14. Меня не интересует, что ты хочешь.
Обработка результатов. Если вы употребляете выражения 1, 2 ,5 ,8 ,10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитываете себе 2 балла. Подсчитайте общую сумму баллов.
7-8 баллов – между Вами и Вашим ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов – Ваше настроение в общении с ребёнком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов – Вы недостаточно внимательны к ребёнку, возможно, часто подавляете его свободу.
13-14 баллов – Вы слишком авторитарны. Между вами и ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребёнком.
Тесты для родителей
“Мой стиль воспитания ребенка в семье”
Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.
1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.
3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребенка за несобранность.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;
б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;
в) накажите ребенка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребенком в центр, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.
“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.
“Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.
Тест для родителей
« Почему ваш ребенок часто болеет?»
Давайте попытаемся разобраться, почему же так часто болеет ваш ребенок и к кому в первую очередь следует обратиться за помощью. Вам предлагается 5 групп вопросов (А-Д), в каждой группе по 10 вопросов. За каждый утвердительный ответ ставьте 1 балл, за отрицательный - 0 баллов.
А.
1. Мама во время беременности часто болела ОРЗ, у нее были обострения хронических заболеваний (пиелонефрита, цистита, аднексита и т.д.).
2. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
3. Ребенок стал часто болеть еще до одного года и находился под наблюдением невролога.
4. Ребенок стал часто болеть после того, как попал в детский коллектив (ясли, детский сад, школу).
5. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
6. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
7. У ребенка бывают герпетические высыпания.
8. У ребенка бывает фурункулез.
9. ОРЗ у ребенка нередко осложняется отитом, аденоидитом, бронхитом.
10. У ребенка есть аденоиды, увеличены миндалины.
Б.
1. У кого-либо из родственников ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры, дяди, тети) были или есть такие заболевания как бронхиальная астма, поллиноз (летний насморк), атопический дерматит (нейродермит, экзема), признаки пищевой и/или лекарственной аллергии.
2. Мама во время беременности и кормления грудью часто употребляла мед, орехи, шоколад, апельсины, молоко и/или принимала антибиотики.
3. На первом году жизни малыш страдал экссудативно-катаральным диатезом - краснела и шелушилась кожа на щеках.
4. У ребенка иногда появляются высыпания на коже (либо были раньше).
5. У ребенка бывают эпизоды затрудненного дыхания, приступы удушья.
6. Ребенку не раз ставили диагноз: обструктивный бронхит.
7. У ребенка бывает затяжной сухой приступообразный кашель в ночное время (от 1 до нескольких месяцев).
8. Ребенок часто бывает бледным, а под глазами появляются черные круги.
9. Ребенок часто болеет после праздников - дней рождений, Нового года, Пасхи и т.д.
10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
В.
1. У ребенка есть аденоиды.
2. У ребенка нередко бывают ангины.
3. Острые респираторные заболевания обычно сопровождаются длительной заложенностью носа и насморком.
4. Острые респираторные заболевания иногда осложняются воспалением среднего уха (отитом).
5. Врач часто говорит, что у ребенка "рыхлое" горло, увеличены миндалины (даже когда он здоров).
6. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
7. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
8. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
9. У ребенка бывает затяжной кашель - покашливание, преимущественно во время дневного и ночного сна.
10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
Г.
1. У мамы тяжело протекала беременность - токсикоз, гипоксия, угроза прерывания, различные заболевания.
2. У мамы тяжело протекали роды - они были слишком быстрыми или, наоборот, затяжными, применялось акушерское пособие (щипцы, "выдавливание" и т.д.).
3 Ребенок при рождении закричал не сразу.
4. Ребенок отстает в своем развитии от сверстников.
5. Ребенок слишком беспокойный, плохо спит.
6. У ребенка повышенная потливость.
7. У ребенка кожа часто меняет цвет - краснеет, бледнеет, покрывается красными пятнами, на ней хорошо видны сосуды и она напоминает мрамор.
8. Его ладони и стопы часто бывают холодными, а иногда и синюшными.
9. У него бывает повышенное или пониженное артериальное давление.
10. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
Д.
1. Вы считаете, что строгая дисциплина развивает сильный характер.
2. Вы часто жалеете о том, что ребенок растет и взрослеет, хотите, чтобы он подольше оставался маленьким.
3. Вы считаете своим долгом знать все, о чем думает ваш ребенок, и у него не должно быть секретов от родителей.
4. Вашего ребенка нет никаких увлечений (посещение кружков по настоянию родителей не считается).
5. Вы всегда стараетесь помочь своему ребенку и держите в стороне от житейских проблем.
6. Вы считаете, что для того, чтобы вырастить ребенка порядочным человеком, его следует держать в жестких рамках.
7. Во время болезни вы особенно внимательны к ребенку, но этого нельзя сказать о том времени, когда он здоров.
8. Вы считаете своего ребенка незрелым, не самостоятельным и не очень способным.
9. Ваш ребенок очень редко играет (с игрушками, сверстниками), редко рисует не по заданию учителя, а по собственному желанию. Вы недовольны, когда он бездельничает.
10. Вы часто произносите фразу "Ты вечно болеешь (простужаешься)!"
Результаты.
Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы из группы А, в частых болезнях вашего ребенка, скорее всего, "виновата" иммунная система. Поэтому понадобятся:
· консультация врача-иммунолога
· специальное исследование иммунной системы - иммунограмма
· при необходимости - проведение иммунокоррекции
Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы Б - ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям. Нередко аллергические заболевания органов дыхания проходят под маской "частых ОРЗ". Вашему ребенку необходимы:
· консультация врача-аллерголога, специальный режим и диета, ограничивающие контакт с аллергенами
· плановое поэтапное лечение основного заболевания.
Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы В, частые респираторные заболевания ребенка могут быть связаны с хроническими заболеваниями ЛОР-органов (тонзиллит, аденоидит). Это может быть как самостоятельной причиной частых ОРЗ, так и следствием иммунологической недостаточности, поэтому необходимы:
· консультация ЛОР-врача,
· консультация врача-иммунолога,
· лечение основного заболевания и при необходимости - иммунокорекция.
Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы Г, у вашего ребенка нельзя исключить заболевание нервной системы. Он может часто болеть, так как нервная и иммунная система очень тесно связаны. Кроме того, дети с патологией вегетативной нервной системы нередко отличаются повышенной потливостью, которая приводит к быстрому переохлаждению и, как следствие, - простуде. Необходимы:
· совместное наблюдение невролога и иммунолога
· рациональная одежда и соблюдение режима дня
· закаливание
Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы Д, у вашего ребенка, скорее всего, есть серьезные психологические проблемы. Частые ОРЗ могут быть "выгодны" ребенку, например, давая возможность получать родительское внимание, которого он лишен. Болезни малыша могут быть "нужны" и родителям - если позволяют объединиться, получить какие-то преимущества. Причем ни взрослые, ни дети чаще всего не осознают происходящего. Склонность к респираторным заболеваниям может усугубляться и неблагоприятной для развития ребенка моделью воспитания в семье. Необходимы:
· исключение заболевания иммунной и нервной систем, ЛОР-органов
· консультация психолога.
Возможно, вы набрали 3-10 баллов сразу в нескольких анкетах. Это неудивительно, потому что у большинства часто и длительно болеющих детей есть проблемы с иммунной системой, и с нервной, и ЛОР-органы страдают, и т.д. Поэтому выберите для начала ту анкету, в которой насчитывается максимальное количество очков и начните с того специалиста, который, по-нашему мнению, "главный" именно в этом разделе. Решайте проблемы постепенно и не стремитесь сделать все и сразу.
Если вы набрали равное количество баллов в нескольких анкетах - записывайтесь на прием к нескольким специалистам. Все равно кто-то примет вас первым, кто-то понравится больше, и т.д. В любом случае выберите ведущего врача, потому что народная мудрость права: и у семи нянек дитя бывает без глазу. Обязательно должен быть такой человек, который принимает самые главные решения, руководит всеми действиями и направляет их в нужное русло. Им, кстати, может быть и ваш участковый педиатр.
Анкета для родителей
«Моя семья»
Уважаемые родители!
Напишите, пожалуйста, небольшое письмо о своем ребенке, используя наши вопросы-
подсказки! Заранее благодарим за сотрудничество!
Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень, неуверенный)?
Общительный он или нет? Как это проявляется?
Какое у него любимое занятие?
Есть ли у вашего ребенка какие-либо способности?
Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
Часто ли плачеи ваш ребенок?
Как засыпает? Как спит?
Быстро ли он устает? Если да, то как вы думаете, почему?
Как он реагирует на неудачи?
Как реагирует на замечания, наказания?
Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит делать все сам, даже если не умеет;
не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?
Каковы отношения со сверстниками (умеет организовать детей; выполняет только
ведущие роли; успешно выполняет и ведущие и второстепенные роли; подчиняется
другим детям)?
О каких еще особенностях своего ребенка вы хотите нам поведать?
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей
«Мой ребенок и его индивидуальные
особенности»
Уважаемые родители! Просим вас ответить на предлагаемые вопросы.
- Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «экологическое воспитание»?
- Какими качествами должен обладать экологически грамотный
человек?
- Вы любите отдыхать с семьей на природе? Как часто?
- Прививаете ли вы своему ребенку навыки экологического
поведения в природе?
- Знаете ли вы, что такое экологические игры – эксперименты?
- Есть ли у вас домашние животные?
- Готовы ли вы рассказать о своем любимце на родительском
собрании?
- Какие цветы растут в комнате вашего ребенка?
- Какие еще вопросы по данной теме вас интересуют?
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей
«Родительские обязанности»
Уважаемые родители! Просим вас подчеркнуть свои ответы на вопросы анкеты:
- Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего
плохого поведения?
- Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во
время ссоры с другими детьми?
- Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?
- Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным
персонажам?
- Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет
свое поведение?
- Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете
самыми эффективными? (физическое наказание, воспитание на
положительных примерах, лишение развлечений и подарков).
Благодарим за сотрудничество!
Анкета для родителей
Ваши взаимоотношения с детьми
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить особенности общения между Вами и вашими детьми.
- Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?
· Да
· Нет
· Затрудняюсь ответить
- Находите ли Вы время для общения со своими детьми?
· Да
· Стараюсь, но не всегда получается
· Нет, не хватает времени
- Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?
· Спокойным доверительным тоном
· Стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается
· Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах
- Какой стиль общения у Вас и у вашего ребенка?
· Общаетесь ли Вы на равных?
· Считаете свое мнение выше, чем мнение ребенка?
· Считаю, что ребенку должна быть предоставлена полная свобода в общении
- Всегда ли Вы выслушиваете своих детей?
· Да
· По возможности стараюсь, но не хватает времени
· Не обращаю внимания на детскую болтовню
- Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?
· Таких причин не существует
· Занятость на работе и бытовые проблемы
· Ваш вариант ответа___________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Имеете ли Вы единые требования к воспитанию детей в семье?
· Да
· Нет, у каждого члена семьи свои требования
· Не задумывались над этим вопросом
- Внимательно ли Вы выслушиваете своих детей?
· Да, всегда вникаю в детские проблемы
· Не всегда, много своих проблем
· Нет. Откуда у детей проблемы?
- Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?
· Да
· Нет
· Затрудняюсь ответить
Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по развитию у детей навыков общения.
Анкета для родителей «Взаимодействие центра и семьи»
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, касающихся взаимодействия центра и семьи.
1. Интересуетесь ли Вы вопросами воспитания и развития ребенка, если да, то через какие источники:
а) у воспитателя;
б) через интернет;
в) через специальную литературу, журналы.
2. Какие из предложенных форма работы с родителями Вам интересны:
а) тематические собрания (педагоги рассказывают о вопросах воспитания и развития детей);
б) организационное собрание (вопросы, касающиеся подготовки к празднику, общие вопросы т. п.);
в) индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка;
г) открытое занятие для родителей, на которых Вы бы могли увидеть успехи и проблемы Вашего ребенка;
д) совместные развлечения (праздники) для детей и родителей;
е) участие родителей в праздниках.
3. От чего зависит Ваше участие / не участие в жизни центра:
а) от наличия свободного времени;
б) от тематики встреч;
в) от собственных интересов / затруднений;
4. С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю:
а) выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его шкафчике, поломка игрушки и др.);
б) аппетит, сон ребенка;
в) настроение и поведение ребенка;
г) успехи ребенка на занятиях;
д) спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье;
е) поделиться своими успехами в воспитании ребенка в семье?
5. С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель:
а) ребенок плохо вел;
б) ребенок плохо (хорошо) ел, спал;
в) ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет, что-либо делать;
г) успехи ребенка на занятиях;
д) просьба оказать помощь центру;
е) посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье;
6. Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспитании ребенка:
а) часто;
б) иногда;
в) никогда.
7. Ваш ребенок ходит в центр:
а) с удовольствием
б) через силу
в) редко с удовольствием
г) со слезами
8. По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны воспитателя?
9. Ваши пожелания и предложения
Спасибо за сотрудничество!
Тест: «Какой Вы родитель?»
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
Вопросы |
Баллы |
1. Сколько раз тебе повторять? |
2 |
2. Посоветуй мне, пожалуйста. |
1 |
3. Не знаю, что бы я без тебя делала. |
1 |
4. И в кого ты только такой уродился?! |
2 |
5. Какие у тебя замечательные друзья! |
1 |
6. Ну на кого ты похож(а)? |
2 |
7. Я в твои годы... |
2 |
8. Ты моя опора и помощник(ца). |
1 |
9. Ну что за друзья у тебя? |
2 |
10. О чем ты только думаешь?! |
2 |
11. Какая (какой) ты у меня умница! |
1 |
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? |
1 |
13. У всех дети, как дети, а ты... |
2 |
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)! |
1 |
Ключ к тесту. Теперь подсчитайте общее количество баллов.
От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.
Тесты для педагогов по педагогической психологии (часть 1)
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Какие основные методы исследования в педагогической психологии?
а) метод психологического моделирования и сравнительно-генетический метод;
+б) наблюдение, тестирование, эксперимент;
в) биографический метод и метод экспертных оценок.
2. К биогенным потребностям относится:
а) потребность находиться в коллективе и поддерживать социальные связи;
б) потребность реализовать свой потенциал и творческие способности;
+в) потребность в безопасности и продолжении рода.
3. Самосознание предполагает появление способности к:
+а) саморегуляции и самоактуализации;
б) мышлению;
в) сопереживанию чувствам других.
4. Какая наиболее частая причина рассеяности внимания?
+а) перегрузка психики большим количеством впечатлений;
б) отсутствие режима дня;
в) генетическая предрасположенность.
тест 5. Стимулирование конфликта предполагает:
а) изменение норм группового поведения;
+б) создание условий для возникновения конкуренции в коллективе;
в) демонстративное пренебрежительное отношение к конкретным членам коллектива.
6. Кто является основоположником русской педагогической психологии?
а) С. Рубинштейн;
б) Л. Выготский;
+в) К. Ушинский.
7. Какой принцип отечественной педагогической психологии является ведущим?
+а) принцип личностно-деятельностного подхода;
б) принцип целостности;
в) принцип детерминизма.
8. Структура педагогической психологии состоит из следующих трех разделов:
а) психология воспитания, труда, психология личности;
+б) психология обучения, воспитания, психология учителя;
в) психология обучения, воспитания, возрастная психология.
9. Педагогическая психология изучает:
+а) закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования и обучения;
б) формирование и развитие личности на разных этапах взросления;
в) способы преподавания и улучшения образования.
10. Кем был предложен термин «педагогическая психология»?
а) А.Ф. Лазурским;
+б) П.Ф. Каптеревым;
в) А. Г Асмолов.
11. Какой первый этап становления педагогической психологии?
а) этап оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль;
б) этап разработки теоретических основ педагогической психологии;
+в) этап логических построений, основанных на наблюдении, анализе и оценке педагогических процессов.
12. Теоретический этап развития педагогической психологии является:
а) первым этапом становления педагогической психологии;
б) вторым этапом;
+в) третьим этапом;
13. Чем отличается предмет педагогической психологии от возрастной?
а) возрастная психология изучает когнитивные аспекты онтогенеза, педагогическая — все его аспекты;
+б) возрастная психология изучает становление психики человека в онтогенезе, педагогическая — в процессе научения и обучения;
в) возрастная психология изучает психику человека на протяжении всего онтогенеза, педагогическая — только в школьном периоде.
14. Что такое педагогическая запущенность?
+а) нарушение развития ребенка, которое возникает из-за недостатка воспитания и обучения;
б) нарушение развития ребенка, которое делает невозможным сам процесс обучения;
в) нарушение развития ребенка, возникшее из-за полного отсутствия воспитания и образования.
тест_15. Педагогическая психология выделяет три компонента педагогической деятельности:
+а) конструктивный, организаторский, коммуникативный;
б) социальный, воспитательный, коммуникативный;
в) социальный, организаторский, поведенческий.
16. Что такое зона ближайшего развития?
а) план по развитию ребенка, который охватывает определенное количество времени;
+б) расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития;
в) развитие, которого ребенок может достичь в определенном возвратном периоде.
17. Что является исходным моментом в обучении?
а) стимуляция учебного процесса со стороны родителей и преподавателей;
+б) потребностно-мотивационный аспект;
в) зрелость когнитивной сферы ребенка.
18. Что является предметом изменений в учебной деятельности?
+а) сам субъект, осуществляющий эту деятельность;
б) учебная программа и стили преподавания;
в) система поощрения и оценивания.
19. Какие мотивы являются перспективно побуждающими учебную деятельность?
+а) мотивы, связанные с предметной целеустремленностью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее;
б) мотивы, связанные с интересом к процессу умственной деятельности;
в) мотивы, опирающиеся на непроизвольное внимание, основанные на положительных эмоциях.
20. Согласно концепции Ж. Пиаже о развитии…
а) развитие носит прежде всего чувственный и двигательный характер;
+б) развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды;
в) развитие представляет собой ответную реакцию человека на раздражители.
21. В чем проявляется эффект «проецирования» ?
а) человек применяет свой прошлый опыт общения по отношению к другим;
б) общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств;
+в) другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.
22. Среди мотивов учения у младших школьников преобладают:
+а) широкие социальные мотивы;
б) Учебно-познавательные мотивы;
в) статусно – позиционные мотивации.
23. К основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения младших школьников, относятся:
+а) социальные факторы, природные особенности;
б) генетические предрасположенности;
в) особенности когнитивных процессов.
24. Что является основным новообразованием подросткового возраста?
а) самоопределение;
+б) чувство взрослости;
в) закрепление произвольности.
тест№ 25. Психологическая готовность ребенка к школе предполагает…
+а) готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую;
б) готовность социальную, коммуникативную и эмоционально-волевую;
в) готовность интеллектуальную, двигательную и общеобразовательную.
26. Каковы особенности познавательных процессов у первоклассников?
+а) непроизвольность памяти, хорошо развитое воображение, наглядно-действенное мышление;
б) произвольность памяти, смысловая обработка информации, предметное мышление;
в) словестно-логическая память, хорошо развитое воображение, образное мышление.
27. Что такое отрицательная мотивация?
а) это мотивация, которая тормозит активную деятельность индивида;
б) мотивация, основанная на достижении антисоциальных целей;
+в) это мотивация, основанная на отрицательных стимулах.
28. Уровень положительного развития личности определяется…
+а) мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью;
б) степенью готовности человека к переходу к более сложной деятельности;
в) социальной адаптивностью и коммуникабельностью.
29. Что является ведущей деятельностью в подростковом возрасте?
а) учебная деятельность;
+б) Интимно-личностное общение;
в) трудовая деятельность.
30. Что такое обучаемость?
а) активный процесс запоминания и воспроизведения информации;
б) относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия организма со средой;
+в) система свойств личности и деятельности, которая эмпирически характеризует возможности индивида в усвоении учебной программы
Тесты для педагогов по педагогической психологии (часть 2)
1. Обогащение за счет максимального полного проживания возраста (по ):
а) акселерация; в) амплификация;
б) симплификация; г) интериоризация?
2. Психологическую готовность ребенка к обучению в школе составляют:
а) личностная, физическая и эмоционально-волевая;
б) физическая, специальная и эмоционально-волевая;
в) специальная, интеллектуальная и эмоционально-волевая;
г) личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая?
3. Способности, порождающие множество оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности ребенка:
а) дивергентные способности; в) творческие способности;
б) конвергентные способности; г) интеллектуальные способности?
4. Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является:
а) произвольность; в) послепроизвольность;
б) инертность; г) непроизвольность?
5. Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «…использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки; сочетание низкоформализованных методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных; тесная связь с образовательными программами обучения и воспитания детей» – это:
а) обязательные требования к построению системы мониторинга;
б) задачи мониторинга;
в) цель мониторинга;
г) формы мониторинга?
Дошкольная педагогика
1. Какой из перечисленных компонентов игровой деятельности обеспечивает реализацию игрового замысла:
а) цель; б) мотив; в) игровое правило; г) игровое действие?
2. Что означает термин «Сюжет игры»:
а) цель, на которую направлена детская деятельность;
б) отражение детьми в игре определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих;
в) символическое действие;
г) сценарий?
3. Личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми – это:
а) альтернатива учебно-дисциплинарной модели;
б) фактор социализации детей дошкольного возраста;
в) обеспечение игровой деятельности;
г) систематическое воспитание и обучение дошкольника?
4. Какая модель легла в основу образовательного процесса в соответствии с ФГТ?
а) учебная;
б) предметно-средовая;
в) комплексно-тематическая;
г) деятельностная.
5. Назовите показатели социального развития детей раннего возраста:
а) общение со сверстниками;
б) могут занять сами себя;
в) сформированность внимания, памяти, речи;
г) общение со взрослыми по поводу игрушек?