И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг

Тест на оценку уровня тревожности ребёнка

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

  1. Легко расстраивается, много переживает.
  2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
  3. Капризничает и раздражается по пустякам.
  4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
  5. Бывают припадки злости.
  6. Заикается.
  7. Грызёт ногти.
  8. Сосёт палец.
  9. Имеет плохой аппетит.
  10. Разборчив в еде.
  11. Засыпает с трудом.
  12. Спит беспокойно.
  13. Неохотно встаёт.
  14. Часто моргает.

15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

     17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

     21. Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей. 

Анкета для родителей

1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идёт в центр?

- с радостным;

- иногда не хочет;

- часто отказывается;

- капризничает;

- свой вариант (написать).

2. В чём Вы видите причину нежелания ребёнка идти в центр?

- трудности в отношениях с педагогом;

- трудности в отношениях со сверстниками;

- привязанность к матери;

- позднее засыпание вечером;

- свой вариант __________________________________________________________________

3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?

Благополучно:

- с воспитателями;

- с помощником воспитателя;

- с музыкальным руководителем;

- с другими специалистами;

Неблагополучно:

- иногда бывают конфликты;

- обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки;

- свой вариант___________________________________________________________________

4. С кем из детей группы ваш ребёнок наиболее часто общается?

5. «Рассказывает» ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?

- да;

- нет;

- иногда.

6. «Жалуется» ли на сверстников?

- да;

- нет;

- иногда.

7. На что жалуется?

- дети не принимают в игру;

- обижают;

- не хотят дружить;

- отнимают игрушки;

- шумят;

- свой вариант___________________________________________________________________

8. Что бы Вам хотелось изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?

9. Есть ли у Вашего ребёнка чувство собственного достоинства? В чём оно проявляется?

10.Как Ваш ребёнок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)?

11. Как ваш ребёнок проявляет себя в общении с другими детьми?        

- уравновешенный;

- терпеливый;

- чуткий;

- уступчивый;

- приветливый или вспыльчивый;

- склонный чаще командовать, чем подчиняться;

- свой вариант___________________________________________________________________

12. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в центре?

- прямого влияния не оказывают?

- благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребёнка, облегчающий его жизнь в центре;

- сущность семейных отношений ещё недостаточно понятна ребёнку

- свой вариант___________________________________________________________________

АНКЕТА

«ЧЕГО ВЫ ЖДЕТЕ ОТ ЦЕНТРА В ЭТОМ ГОДУ?»

(первичная)

Уважаемые родители!

Нам очень важно знать ваши настроение, переживания и ожидания от пребывания ребенка в центре. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

1.        Что вас больше всего привлекает в нашем центре (отметьте нужное)

·          близость от дома;

·          хорошее состояние территории и материально – техническое оснащение групп;

·          наличие творческого, профессионального педагогического коллектива;

·          хорошие отзывы других родителей;

·          интересные программы обучения и развития ребенка;

·          наличие дополнительных услуг;

·          хорошее питание;

·          высокий уровень подготовки;

·          Ваши варианты ответа…

2.        Что, на Ваш взгляд, самое главное для благополучной адаптации ребенка в центре?

·          доброе отношение воспитателей к ребенку;

·          большое количество игрушек в группе;

·          хорошее здоровье ребенка;

·          соблюдение режима дня в центре и дома;

·          единый подход к вопросам адаптации ребенка со стороны родителей и воспитателей;

·          Ваш вариант ответа…

3.        Что, на ваш взгляд, важно знать воспитателю о Вашем ребенке?

4.        Чему, по Вашему мнению, должен научиться ребенок в этом году?

5.        Чему бы Вы как родители хотели научиться у воспитателей?

6.        Каким опытом семейного воспитания готовы поделиться?

7.        Часто ли Вы дома вместе с ребенком рисуете, играете, читаете?

8.        Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Вы хотели бы получить?

9.       В каких мероприятиях центра Вы готовы участвовать охотнее всего?

·        родительские собрания;

·        консультации специалистов;

·        анкетирование по разным вопросам;

·        участие в конкурсах;

·        участие в подготовке детских праздников и развлечений;

·        участие в воспитательных мероприятиях;

·        Ваш вариант ответа…

Благодарим за сотрудничество!

АНКЕТА

«ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ГОДА»

(итоговая)

Дорогие родители!

Нам очень важно знать ваше мнение о работе коллектива центра с семьей в прошедшем году.

1.        Удовлетворены ли Вы работой центра в целом?

2.        Хорошо ли относятся педагоги группы к Вашему ребенку?

3.        Как Ваш ребенок посещает центр (отметьте нужное):

·          с удовольствием;

·          посещает, но не очень охотно;

·          не любит ходить в центр;

·          часто болеет, поэтому мало посещает центр.

4.        Получали ли Вы подробную информацию о жизни ребенка в центре?

5.        Какие мероприятия Вам в центре больше всего запомнились?

6.        Какие причины не позволили Вам посетить все мероприятия?

7.        Какие темы, интересующие Вас, остались незатронутыми педагогами центра в этом году?

8.        Какие формы работы с семьей показались Вам самыми интересными (отметьте нужное):

·          родительские собрания;

·          консультации специалистов;

·          анкетирование;

·          открытые занятия;

·          конкурсы;

·          выставки;

·          наглядная информация;

·          массовые мероприятия;

·          другое ___________________________________________________________________

9.        Что бы Вы пожелали коллективу центра для улучшения работы в будущем?

Благодарим за ответы и надеемся на сотрудничество в новом учебном году!

Анкета «Особенности воспитания ребенка в семье,

его склонности, интересы»

  1. С какого возраста посещает ребенок наш центр?        
  2. Какие игрушки, игры, материалы есть у ребёнка?        
  3. Кто чаще воспитывает ребёнка?_______________________________________________
  4. Вмешивается ли старшее поколение в воспитание? Как Вы к этому относитесь?_________________________________________________
  5. Есть ли трудности у ребёнка (подчеркните) в одевании, в засыпании, в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете. Другое____________________________________________________________________
  6. Какой режим в семье (подъём, кормление, прогулки, сон) __________________________________________________________________________
  7. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают или запрещают? (единодушны, не всегда, нет)
  8. Какие меры воздействия на ребёнка применяются? (поощрения, наказания, внушения, выговор, объяснения, рассуждения)?
  9. Кого в семье ребенок слушается? (маму, папу, всех, никого)
  10. Помогает ли ребёнок по дому?
  11. Назовите любимые игры и игрушки ребёнка, любимые сказки и книжки, любимую пищу ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Какие качества ребёнка Вы особенно цените? (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)____________________________________________________
  13. Существуют ли у ребёнка следующие проблемы: мочится в постель (ночью или днём), грызёт ногти, сосёт палец или др? _________________________________________________________
  14. Является ли религия важной частью семейных традиций? __________________________________________________________________________

Выявление педагогической культуры родителей

Уважаемые родители!

Ваши искренние ответы помогут спланировать работу с родителями, наладить систему сотрудничества. Отметить тот вариант, который, по Вашему мнению, соответствует реальности.

  1. На основе каких знаний  Вы воспитываете своего ребенка?

       а) слушаете педагога по радио и телевидению;

       б) на основе рекомендаций педагогов;

       в) используете жизненный опыт.

  1. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?

а) поощрение;

б) наказание;

в) требование;

г) принуждение.

  1. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?

а) словесная похвала;

б) подарки;

в) ласки.

  1. Какие виды наказаний наиболее действенны в воспитании?

а) словесная угроза;

б) физические наказания;

в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды.

Спасибо за сотрудничество!

Диагностика уровня эмоционального развития ребёнка

1.    Опишите обычное состояние ребёнка___________________________________________

2.    Часто ли он плачет?

3.    Как долго остаётся расстроенным?

4.    Чего боится ребёнок?

5.    Часто ли бывает сердитым, агрессивным?

6.    Быстро ли он устаёт?

7.                Существуют ли у ребёнка следующие проблемы: мочится ночью в постель, грызёт ногти, сосёт палец?

8.    Как ребёнок относится к незнакомым взрослым?

9.    Как он относится к детям?

10.  Как относится к животным?

11.  Кого в семье ребёнок слушается?

12.  Помогает ли он по дому?

13.  Какие качества ребёнка Вы особенно цените?

14.             Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребёнку (что разрешать, а что запрещать)?

Тест:  «Какой вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените  особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?

1.    Какой ты у меня молодец!

2.    Ты способный, у тебя всё получится!

3.    Ты невыносим!

4.    У всех дети как дети, а у меня….

5.    Ты мой помощник.

6.    Вечно у тебя всё не так.

7.    Сколько раз тебе повторять?

8.    Какой ты сообразительный!

9.    Чтобы я больше не видела твоих друзей!

10.  Как ты считаешь?

11.  Ты полностью распустился!

12.  Познакомь меня со своими друзьями.

13.  Я тебе обязательно помогу, не переживай.

14.  Меня не интересует, что ты хочешь.  

Обработка результатов. Если вы употребляете выражения 1, 2 ,5 ,8 ,10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитываете себе 2 балла. Подсчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов – между Вами и Вашим ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов – Ваше настроение в общении с ребёнком носит непоследовательный характер и  больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов – Вы недостаточно внимательны к ребёнку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 баллов – Вы слишком авторитарны. Между вами и ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребёнком.

Тесты для  родителей
“Мой стиль воспитания ребенка в семье”

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в центр, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.

 “А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.

 “Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

 “В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

Тест для родителей

 « Почему ваш ребенок часто болеет?»

Давайте попытаемся разобраться, почему же так часто болеет ваш ребенок и к кому в первую очередь следует обратиться за помощью. Вам предлагается 5 групп вопросов (А-Д), в каждой группе по 10 вопросов. За каждый утвердительный ответ ставьте 1 балл, за отрицательный - 0 баллов.
А. 
1. Мама во время беременности часто болела ОРЗ, у нее были обострения хронических заболеваний (пиелонефрита, цистита, аднексита и т.д.).
2. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
3. Ребенок стал часто болеть еще до одного года и находился под наблюдением невролога.
4. Ребенок стал часто болеть после того, как попал в детский коллектив (ясли, детский сад, школу).
5. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
6. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
7. У ребенка бывают герпетические высыпания.
8. У ребенка бывает фурункулез.
9. ОРЗ у ребенка нередко осложняется отитом, аденоидитом, бронхитом.
10. У ребенка есть аденоиды, увеличены миндалины.
Б. 
1. У кого-либо из родственников ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры, дяди, тети) были или есть такие заболевания как бронхиальная астма, поллиноз (летний насморк), атопический дерматит (нейродермит, экзема), признаки пищевой и/или лекарственной аллергии.
2. Мама во время беременности и кормления грудью часто употребляла мед, орехи, шоколад, апельсины, молоко и/или принимала антибиотики.
3. На первом году жизни малыш страдал экссудативно-катаральным диатезом - краснела и шелушилась кожа на щеках.
4. У ребенка иногда появляются высыпания на коже (либо были раньше).
5. У ребенка бывают эпизоды затрудненного дыхания, приступы удушья.
6. Ребенку не раз ставили диагноз: обструктивный бронхит.
7. У ребенка бывает затяжной сухой приступообразный кашель в ночное время (от 1 до нескольких месяцев).
8. Ребенок часто бывает бледным, а под глазами появляются черные круги.
9. Ребенок часто болеет после праздников - дней рождений, Нового года, Пасхи и т.д.
10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
В. 
1. У ребенка есть аденоиды.
2. У ребенка нередко бывают ангины.
3. Острые респираторные заболевания обычно сопровождаются длительной заложенностью носа и насморком.
4. Острые респираторные заболевания иногда осложняются воспалением среднего уха (отитом).
5. Врач часто говорит, что у ребенка "рыхлое" горло, увеличены миндалины (даже когда он здоров).
6. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
7. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
8. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
9. У ребенка бывает затяжной кашель - покашливание, преимущественно во время дневного и ночного сна.
10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
Г. 
1. У мамы тяжело протекала беременность - токсикоз, гипоксия, угроза прерывания, различные заболевания.
2. У мамы тяжело протекали роды - они были слишком быстрыми или, наоборот, затяжными, применялось акушерское пособие (щипцы, "выдавливание" и т.д.).
3 Ребенок при рождении закричал не сразу.
4. Ребенок отстает в своем развитии от сверстников.
5. Ребенок слишком беспокойный, плохо спит.
6. У ребенка повышенная потливость.
7. У ребенка кожа часто меняет цвет - краснеет, бледнеет, покрывается красными пятнами, на ней хорошо видны сосуды и она напоминает мрамор.
8. Его ладони и стопы часто бывают холодными, а иногда и синюшными.
9. У него бывает повышенное или пониженное артериальное давление.
10. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
Д. 
1. Вы считаете, что строгая дисциплина развивает сильный характер.
2. Вы часто жалеете о том, что ребенок растет и взрослеет, хотите, чтобы он подольше оставался маленьким.
3. Вы считаете своим долгом знать все, о чем думает ваш ребенок, и у него не должно быть секретов от родителей.
4.  Вашего ребенка нет никаких увлечений (посещение кружков по настоянию родителей не считается).
5. Вы всегда стараетесь помочь своему ребенку и держите в стороне от житейских проблем.
6. Вы считаете, что для того, чтобы вырастить ребенка порядочным человеком, его следует держать в жестких рамках.
7. Во время болезни вы особенно внимательны к ребенку, но этого нельзя сказать о том времени, когда он здоров.
8. Вы считаете своего ребенка незрелым, не самостоятельным и не очень способным.
9. Ваш ребенок очень редко играет (с игрушками, сверстниками), редко рисует не по заданию учителя, а по собственному желанию. Вы недовольны, когда он бездельничает.
10. Вы часто произносите фразу "Ты вечно болеешь (простужаешься)!"
Результаты.
Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы из группы А, в частых болезнях вашего ребенка, скорее всего, "виновата" иммунная система. Поэтому понадобятся:

·         консультация врача-иммунолога

·         специальное исследование иммунной системы - иммунограмма

·         при необходимости - проведение иммунокоррекции

Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы Б - ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям. Нередко аллергические заболевания органов дыхания проходят под маской "частых ОРЗ". Вашему ребенку необходимы:

·         консультация врача-аллерголога, специальный режим и диета, ограничивающие контакт с аллергенами

·         плановое поэтапное лечение основного заболевания.

Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы В, частые респираторные заболевания ребенка могут быть связаны с хроническими заболеваниями ЛОР-органов (тонзиллит, аденоидит). Это может быть как самостоятельной причиной частых ОРЗ, так и следствием иммунологической недостаточности, поэтому необходимы:

·         консультация ЛОР-врача,

·         консультация врача-иммунолога,

·         лечение основного заболевания и при необходимости - иммунокорекция.

Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы Г, у вашего ребенка нельзя исключить заболевание нервной системы. Он может часто болеть, так как нервная и иммунная система очень тесно связаны. Кроме того, дети с патологией вегетативной нервной системы нередко отличаются повышенной потливостью, которая приводит к быстрому переохлаждению и, как следствие, - простуде. Необходимы:

·         совместное наблюдение невролога и иммунолога

·         рациональная одежда и соблюдение режима дня

·          закаливание

Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы Д, у вашего ребенка, скорее всего, есть серьезные психологические проблемы. Частые ОРЗ могут быть "выгодны" ребенку, например, давая возможность получать родительское внимание, которого он лишен. Болезни малыша могут быть "нужны" и родителям - если позволяют объединиться, получить какие-то преимущества. Причем ни взрослые, ни дети чаще всего не осознают происходящего. Склонность к респираторным заболеваниям может усугубляться и неблагоприятной для развития ребенка моделью воспитания в семье. Необходимы:

·         исключение заболевания иммунной и нервной систем, ЛОР-органов

·         консультация психолога.

Возможно, вы набрали 3-10 баллов сразу в нескольких анкетах. Это неудивительно, потому что у большинства часто и длительно болеющих детей есть проблемы с иммунной системой, и с нервной, и ЛОР-органы страдают, и т.д. Поэтому выберите для начала ту анкету, в которой насчитывается максимальное количество очков и начните с того специалиста, который, по-нашему мнению, "главный" именно в этом разделе. Решайте проблемы постепенно и не стремитесь сделать все и сразу.
Если вы набрали равное количество баллов в нескольких анкетах - записывайтесь на прием к нескольким специалистам. Все равно кто-то примет вас первым, кто-то понравится больше, и т.д. В любом случае выберите ведущего врача, потому что народная мудрость права: и у семи нянек дитя бывает без глазу. Обязательно должен быть такой человек, который принимает самые главные решения, руководит всеми действиями и направляет их в нужное русло. Им, кстати, может быть и ваш участковый педиатр.

Анкета для родителей
«Моя семья»

Уважаемые родители!

Напишите, пожалуйста, небольшое письмо о своем ребенке, используя наши вопросы-

подсказки! Заранее благодарим за сотрудничество!

Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень, неуверенный)?

Общительный он или нет? Как это проявляется?

Какое у него любимое занятие?

Есть ли у вашего ребенка какие-либо способности?

Каково обычное состояние ребенка и его настроение?

Часто ли плачеи ваш ребенок?

Как засыпает? Как спит?

Быстро ли он устает? Если да, то как вы думаете, почему?

Как он реагирует на неудачи?

Как реагирует на замечания, наказания?

Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит делать все сам, даже если не умеет;

не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?

Каковы отношения со сверстниками (умеет организовать детей; выполняет только

ведущие роли; успешно выполняет и ведущие и второстепенные роли; подчиняется

другим детям)?

О каких еще особенностях своего ребенка вы хотите нам поведать?

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей
«Мой ребенок и его индивидуальные
особенности»

Уважаемые родители! Просим вас ответить на предлагаемые вопросы.

- Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «экологическое воспитание»?

- Какими качествами должен обладать экологически грамотный

человек?

- Вы любите отдыхать с семьей на природе? Как часто?

- Прививаете ли вы своему ребенку навыки экологического

поведения в природе?

- Знаете ли вы, что такое экологические игры – эксперименты?

- Есть ли у вас домашние животные?

- Готовы ли вы рассказать о своем любимце на родительском

собрании?

- Какие цветы растут в комнате вашего ребенка?

- Какие еще вопросы по данной теме вас интересуют?

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей

«Родительские обязанности»

Уважаемые родители! Просим вас подчеркнуть свои ответы на вопросы анкеты:

- Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего

плохого поведения?

- Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во

время ссоры с другими детьми?

- Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

- Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным

персонажам?

- Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет

свое поведение?

- Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете

самыми эффективными? (физическое наказание, воспитание на

положительных примерах, лишение развлечений и подарков).

Благодарим за сотрудничество!

Анкета для родителей

Ваши взаимоотношения с детьми

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить особенности общения между Вами и вашими детьми.

  1. Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?

·         Да

·         Нет

·         Затрудняюсь ответить

  1. Находите ли Вы время для общения со своими детьми?

·         Да

·         Стараюсь, но не всегда получается

·         Нет, не хватает времени

  1. Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?

·         Спокойным доверительным тоном

·         Стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается

·         Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах

  1. Какой стиль общения у Вас и у вашего ребенка?

·         Общаетесь ли Вы на равных?

·         Считаете свое мнение выше, чем мнение ребенка?

·         Считаю, что ребенку  должна быть предоставлена полная свобода в общении

  1. Всегда ли Вы выслушиваете своих детей?

·         Да

·         По возможности стараюсь, но не хватает времени

·         Не обращаю внимания  на детскую болтовню

  1. Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?

·         Таких причин не существует

·         Занятость на работе и бытовые проблемы

·         Ваш вариант ответа___________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Имеете ли Вы единые требования к воспитанию детей в семье?

·         Да

·         Нет, у каждого члена семьи свои требования

·         Не задумывались над этим вопросом

  1. Внимательно ли Вы выслушиваете своих детей?

·         Да, всегда вникаю в детские проблемы

·         Не всегда, много своих проблем

·         Нет. Откуда у детей проблемы?

  1. Считаете ли Вы проблему  общения с детьми достаточно важной?

·         Да

·         Нет

·         Затрудняюсь ответить

Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по развитию у детей навыков общения. 

Анкета для родителей «Взаимодействие центра и семьи»

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, касающихся взаимодействия центра и семьи.

1. Интересуетесь ли Вы вопросами воспитания и развития ребенка, если да, то через какие источники:

а) у воспитателя;

б) через интернет;

в) через специальную литературу, журналы.

2. Какие из предложенных форма работы с родителями Вам интересны:

а) тематические собрания (педагоги рассказывают о вопросах воспитания и развития детей);

б) организационное собрание (вопросы, касающиеся подготовки к празднику, общие вопросы т. п.);

в) индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка;

г) открытое занятие для родителей, на которых Вы бы могли увидеть успехи и проблемы Вашего ребенка;

д) совместные развлечения (праздники) для детей и родителей;

е) участие родителей в праздниках.

3. От чего зависит Ваше участие / не участие в жизни центра:

а) от наличия свободного времени;

б) от тематики встреч;

в) от собственных интересов / затруднений;

4. С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю:

а) выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его шкафчике, поломка игрушки и др.);

б) аппетит, сон ребенка;

в) настроение и поведение ребенка;

г) успехи ребенка на занятиях;

д) спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье;

е) поделиться своими успехами в воспитании ребенка в семье?

5. С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель:

а) ребенок плохо вел;

б) ребенок плохо (хорошо) ел, спал;

в) ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет, что-либо делать;

г) успехи ребенка на занятиях;

д) просьба оказать помощь центру;

е) посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье;

6. Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспитании ребенка:

а) часто;

б) иногда;

в) никогда.

7. Ваш ребенок ходит в центр:

а) с удовольствием

б) через силу

в) редко с удовольствием

г) со слезами

8. По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны воспитателя?

9. Ваши пожелания и предложения

Спасибо за сотрудничество!

Тест: «Какой Вы родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

4. И в кого ты только такой уродился?!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Ну на кого ты похож(а)?

2

7. Я в твои годы...

2

8. Ты моя опора и помощник(ца).

1

9. Ну что за друзья у тебя?

2

10. О чем ты только думаешь?!

2

11. Какая (какой) ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети, как дети, а ты...

2

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!

1

Ключ к тесту. Теперь подсчитайте общее количество баллов.

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.

Тесты для педагогов по педагогической психологии (часть 1)

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Какие основные методы исследования в педагогической психологии?

а) метод психологического моделирования и сравнительно-генетический метод;

+б) наблюдение, тестирование, эксперимент;

в) биографический метод и метод экспертных оценок.

2. К биогенным потребностям относится:

а) потребность находиться в коллективе и поддерживать социальные связи;

б) потребность реализовать свой потенциал и творческие способности;

+в) потребность в безопасности и продолжении рода.

3. Самосознание предполагает появление способности к:

+а) саморегуляции и самоактуализации;

б) мышлению;

в) сопереживанию чувствам других.

4. Какая наиболее частая причина рассеяности внимания?

+а) перегрузка психики большим количеством впечатлений;

б) отсутствие режима дня;

в) генетическая предрасположенность.

тест 5. Стимулирование конфликта предполагает:

а) изменение норм группового поведения;

+б) создание условий для возникновения конкуренции в коллективе;

в) демонстративное пренебрежительное отношение к конкретным членам коллектива.

6. Кто является основоположником русской педагогической психологии?

а) С. Рубинштейн;

б) Л. Выготский;

+в) К. Ушинский.

7. Какой принцип отечественной педагогической психологии является ведущим?

+а) принцип личностно-деятельностного подхода;

б) принцип целостности;

в) принцип детерминизма.

8. Структура педагогической психологии состоит из следующих трех разделов:

а) психология воспитания, труда, психология личности;

+б) психология обучения, воспитания, психология учителя;

в) психология обучения, воспитания, возрастная психология.

9. Педагогическая психология изучает:

+а) закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования и обучения;

б) формирование и развитие личности на разных этапах взросления;

в) способы преподавания и улучшения образования.

10. Кем был предложен термин «педагогическая психология»?

а) А.Ф. Лазурским;

+б) П.Ф. Каптеревым;

в) А. Г Асмолов.

11. Какой первый этап становления педагогической психологии?

а) этап оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль;

б) этап разработки теоретических основ педагогической психологии;

+в) этап логических построений, основанных на наблюдении, анализе и оценке педагогических процессов.

12. Теоретический этап развития педагогической психологии является:

а) первым этапом становления педагогической психологии;

б) вторым этапом;

+в) третьим этапом;

13. Чем отличается предмет педагогической психологии от возрастной?

а) возрастная психология изучает когнитивные аспекты онтогенеза, педагогическая — все его аспекты;

+б) возрастная психология изучает становление психики человека в онтогенезе, педагогическая — в процессе научения и обучения;

в) возрастная психология изучает психику человека на протяжении всего онтогенеза, педагогическая — только в школьном периоде.

14. Что такое педагогическая запущенность?

+а) нарушение развития ребенка, которое возникает из-за недостатка воспитания и обучения;

б) нарушение развития ребенка, которое делает невозможным сам процесс обучения;

в) нарушение развития ребенка, возникшее из-за полного отсутствия воспитания и образования.

тест_15. Педагогическая психология выделяет три компонента педагогической деятельности:

+а) конструктивный, организаторский, коммуникативный;

б) социальный, воспитательный, коммуникативный;

в) социальный, организаторский, поведенческий.

16. Что такое зона ближайшего развития?

а) план по развитию ребенка, который охватывает определенное количество времени;

+б) расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития;

в) развитие, которого ребенок может достичь в определенном возвратном периоде.

17. Что является исходным моментом в обучении?

а) стимуляция учебного процесса со стороны родителей и преподавателей;

+б) потребностно-мотивационный аспект;

в) зрелость когнитивной сферы ребенка.

18. Что является предметом изменений в учебной деятельности?

+а) сам субъект, осуществляющий эту деятельность;

б) учебная программа и стили преподавания;

в) система поощрения и оценивания.

19. Какие мотивы являются перспективно побуждающими учебную деятельность?

+а) мотивы, связанные с предметной целеустремленностью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее;

б) мотивы, связанные с интересом к процессу умственной деятельности;

в) мотивы, опирающиеся на непроизвольное внимание, основанные на положительных эмоциях.

20. Согласно концепции Ж. Пиаже о развитии…

а) развитие носит прежде всего чувственный и двигательный характер;

+б) развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды;

в) развитие представляет собой ответную реакцию человека на раздражители.

21. В чем проявляется эффект «проецирования» ?

а) человек применяет свой прошлый опыт общения по отношению к другим;

б) общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств;

+в) другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.

22. Среди мотивов учения у младших школьников преобладают:

+а) широкие социальные мотивы;

б) Учебно-познавательные мотивы;

в) статусно – позиционные мотивации.

23. К основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения младших школьников, относятся:

+а) социальные факторы, природные особенности;

б) генетические предрасположенности;

в) особенности когнитивных процессов.

24. Что является основным новообразованием подросткового возраста?

а) самоопределение;

+б) чувство взрослости;

в) закрепление произвольности.

тест№ 25. Психологическая готовность ребенка к школе предполагает…

+а) готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую;

б) готовность социальную, коммуникативную и эмоционально-волевую;

в) готовность интеллектуальную, двигательную и общеобразовательную.

26. Каковы особенности познавательных процессов у первоклассников?

+а) непроизвольность памяти, хорошо развитое воображение, наглядно-действенное мышление;

б) произвольность памяти, смысловая обработка информации, предметное мышление;

в) словестно-логическая память, хорошо развитое воображение, образное мышление.

27. Что такое отрицательная мотивация?

а) это мотивация, которая тормозит активную деятельность индивида;

б) мотивация, основанная на достижении антисоциальных целей;

+в) это мотивация, основанная на отрицательных стимулах.

28. Уровень положительного развития личности определяется…

+а) мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью;

б) степенью готовности человека к переходу к более сложной деятельности;

в) социальной адаптивностью и коммуникабельностью.

29. Что является ведущей деятельностью в подростковом возрасте?

а) учебная деятельность;

+б) Интимно-личностное общение;

в) трудовая деятельность.

30. Что такое обучаемость?

а) активный процесс запоминания и воспроизведения информации;

б) относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия организма со средой;

+в) система свойств личности и деятельности, которая эмпирически характеризует возможности индивида в усвоении учебной программы

Тесты для педагогов по педагогической психологии (часть 2)

1.  Обогащение за счет максимального полного проживания возраста (по ):

а) акселерация; в) амплификация;

б) симплификация; г) интериоризация?

2.  Психологическую готовность ребенка к обучению в школе составляют:

а) личностная, физическая и эмоционально-волевая;

б) физическая, специальная и эмоционально-волевая;

в) специальная, интеллектуальная и эмоционально-волевая;

г) личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая?

3.  Способности, порождающие множество оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности ребенка:

а) дивергентные способности; в) творческие способности;

б) конвергентные способности; г) интеллектуальные способности?

4.  Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является:

а) произвольность; в) послепроизвольность;

б) инертность; г) непроизвольность?

5.  Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «…использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки; сочетание низкоформализованных методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных; тесная связь с образовательными программами обучения и воспитания детей» – это:

а) обязательные требования к построению системы мониторинга;

б) задачи мониторинга;

в) цель мониторинга;

г) формы мониторинга?

Дошкольная педагогика

1.  Какой из перечисленных компонентов игровой деятельности обеспечивает реализацию игрового замысла:

а) цель; б) мотив; в) игровое правило; г) игровое действие?

2.  Что означает термин «Сюжет игры»:

а) цель, на которую направлена детская деятельность;

б) отражение детьми в игре определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих;

в) символическое действие;

г) сценарий?

3.  Личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми – это:

а) альтернатива учебно-дисциплинарной модели;

б) фактор социализации детей дошкольного возраста;

в) обеспечение игровой деятельности;

г) систематическое воспитание и обучение дошкольника?

4.  Какая модель легла в основу образовательного процесса в соответствии с ФГТ?

а) учебная;

б) предметно-средовая;

в) комплексно-тематическая;

г) деятельностная.

5.  Назовите показатели социального развития детей раннего возраста:

а) общение со сверстниками;

б) могут занять сами себя;

в) сформированность внимания, памяти, речи;

г) общение со взрослыми по поводу игрушек?

Рекомендации для педагогов

(Педагог↔ребёнок)

1.     Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем обучающимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому ребёнку все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых обучающихся может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.

2.     Убедитесь в том, что все воспитанники чувствуют себя комфортно и защищено в группе в вашем присутствии. Помните о том, что в их жизни каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений воспитанников может возникнуть проблема, в результате которой они будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.

3.     Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете. 

РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

- задания для детей с ОПФР должны носить конкретный практический характер;

- задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;

- новый материал нужно давать порциями;

- обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность;

- в процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух, зрение, осязание…)

- наиболее сложная информация должна даваться  в период его наибольшей работоспособности;

- учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;

- избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;

- спользовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;

- иметь «установку на добро» — замечать в каждом ребёнке положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала;

- проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на занятии (исключить сарказм и унижение оценкой).

- поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:

- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка;

- Демонстрировать модель неагрессивного поведения;

- Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки;

- Наказания не должны унижать ребёнка;

- Обучать приемлемым способам выражения гнева;

- Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события;

- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей;

- Развивать способность к эмпатии;

- Расширять поведенческий репертуар ребёнка;

- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ:

1.   Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость;

2.   Не сравнивайте ребёнка с окружающими;

3.   Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;

4.   Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что;

5.   Чаще обращайтесь к ребёнку по имени;

6.   Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку;

7.   Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований;

8.   Будьте последовательны в воспитании ребёнка;

9.   Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний;

10.   Используйте наказание лишь в крайних случаях;

11.   Не унижайте ребёнка, наказывая его.

Создание педагогических условий формирования социальной активности воспитанников

1. Обеспечение принятия воспитанником социальной активности как ценности, значимой для него, обращенной к нему, способной удовлетворить его потребности, его приоритетный выбор. Постепенно аккумулируется общественное сознание, осмысливаются идеи, формируются собственные мотивы и стимулы поведения, совершается все более осознанный и сознательный выбор поступков.

Самоутверждение ребенка происходит постепенно, путем все более основательного вхождения в общественные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности. Педагогу необходимо формировать у своих воспитанников способность к межличностным отношениям, сотрудничеству, участию в совместном принятии решений, брать ответственность на себя, решать проблемы в различных жизненных ситуациях, регулировать собственное поведение, чтобы в процессе деятельности такие качества, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность, ответственность стали для школьника с ОПФР личностно значимыми.

2. Создание адаптивной, безбарьерной, развивающей, личностно ориентированной среды, способной обеспечить значительный коррекционно-педагогический эффект, способствовать профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка, облегчать и активизировать ее. Педагогу следует помнить о наличии у обучающихся с ОПФР повышенного уровня общей тревожности, страха самовыражения, сопровождающегося эмоционально негативными переживаниями. Важно обеспечивать эмоциональную причастность такого ребенка к образовательному процессу: обучение и воспитание должно воздействовать не только на разум, мышление, но и на чувства, эмоции.

Для создания положительных эмоциональных переживаний необходимо использовать похвалу, вознаграждение, стимулирование, создавать ситуации взаимопомощи, сотрудничества, а также ситуации успеха для ребенка с ОПФР, уметь видеть его сильные стороны, его пусть даже минимальные достижения. Когда учащиеся с ОПФР ощущают, что они получают эмоциональную поддержку и поощрения со стороны педагогов, от своих сверстников, они более успешно используют саморегулируемые стратегии.

Комфортность общения зависит от нескольких факторов и, прежде всего, от полноценного восприятия информации. Поэтому, учитывая особенности восприятия речевого материала детьми с ОПФР к речи педагога и сверстников предъявляются особые требования. Она должна быть лаконичной, упорядоченной, без использования длинных и сложных речевых конструкций, но не чрезмерно упрощенной и обедненной; четкой, но не утрированной; эмоциональной, выразительной; среднего темпа. Желание ребенка с ОПФР проявлять речевую активность во многом зависит от того, как сверстники и педагоги реагируют на его речевые ошибки. Задача педагога заключается в том, чтобы дать время ребенку самостоятельно выразить свою мысль, а затем помочь оформить высказывание ученика в правильную форму. Стремление же ребенка к общению необходимо поощрять всеми возможными средствами. Таким образом, адаптивная воспитательная среда может быть организована только на основе комплексной оценки возможностей каждого ребенка при реализации дифференцированного и индивидуального подходов.

Проектируемые условия должны быть адресными и аутентичными, т. е. обеспечивающими благоприятный режим и темп жизнедеятельности каждого ребенка в образовательной среде.

3. Наличие активной воспитательной среды. Воспитательная среда рассматривается как пространство взаимодействия — открытое, характеризующееся особым психологическим климатом, атмосферой доверия, принятия каждого человека таким, какой он есть, т. е. созданием атмосферы, когда снимаются защиты, и человек, с одной стороны, открыт для влияния на себя других людей, с другой стороны — обогащает собой пространство взаимодействия. Создание в учреждении активной воспитательной среды позволит обеспечить удовлетворение потребностей в благоприятном социально-психологическом климате на основе доверительного, доброжелательного общения и понимания друг друга, позитивного настроения и взаимного положительного оценивания.

Ведущая роль в создании атмосферы эмоционального комфорта принадлежит педагогу. Основное направление деятельности воспитателя в данном случае заключается в проявлении по отношению к воспитанникам педагогического оптимизма, который заключается в том, что они ожидают от каждого ребёнка высоких результатов, возлагают на них надежды и верят в их способности.

4. Создание атмосферы эмоционального подъема при высокой организации деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми. Примером такого эмоционального состояния может являться яркое эмоциональное событие (фестивали, сборы, концерты, школьные праздники и др.), которое объединяет усилия всех участников воспитательного взаимодействия и побуждает к постоянному поиску, обновлению, упорной борьбе за победу. Достигнутый успех или неудача, переживаемые коллективом, обладают способностью создавать запас активности человека для последующей деятельности. Потребность в новых впечатлениях — это приобретение не только раннего детского возраста, она продолжает играть свою роль в развитии и становлении подростка, юноши и взрослого человека.

5. Наличие творческой среды для самореализации. Личность в результате самореализации в общественно значимой и творческой деятельности овладевает актуальными социально-психологическими навыками, методами рефлексии, анализа и организации обратной связи с внешним миром. Именно в самореализации личность приобретает опыт самовыражения в виде активных действий в реализации проектов и начинаний.

Тактики поведения с воспитанниками.

§  В совершенстве знай спецпсихологию;

§  Создавай в группе благоприятный психологический климат;

§  Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;

§  Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;

§  Помни: максимум поощрения, минимум наказания;

§  Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;

§  Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;

§  Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;

§  Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;

§  Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;

§  Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;

§  Соблюдай все гигиенические требования к занятию.

Рекомендации для родителей

(Семья↔ребёнок)

Взрослый должен:

· Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

· Направлять, помогать в достижении цели;

· Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

· Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

· Учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

· Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).

Причины нарушения дисциплины и неподчинения правилам поведения:

· Несогласованность требований к ребёнку в центре и семье,

· Незнание или отсутствие правил поведения;

· Отсутствие единства методов воспитания;

· Утомление детей вследствие  длительных ожиданий чего-либо;

· Система запретов (запретный плод сладок!).

Условия  воспитания дисциплинированности:

· Чёткий режим, организованность и порядок жизни и окружающей обстановки.

· Установление в семье правил поведения во всех видах деятельности.

· Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.

· Единство требований к детям со стороны всех взрослых.

· Справедливое отношение взрослых к детям.

· Положительный пример взрослых, их авторитет.

· Интересная и содержательная жизнь, атмосфера доброжелательности.

Методы  воспитания дисциплинированности:

· Упражнения (наглядный показ способов поведения)

· Воспитывающие ситуации

· Указания, напоминания

· Убеждение

· Положительный пример взрослых и сверстников

· Поощрения

· Наказания (лучше обходиться без них!)

Советы и правила:

1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените их неповторимость и индивидуальность.

 2.Проблемы и конфликты решайте в атмосфере сотрудничества; очень важно побуждать ребят оказать помощь друг другу, радоваться успеху других.

3. Соблюдайте единство требований. Несогласие взрослых создает для младших сложную ситуацию: кого слушать? Младшие вынуждены приспосабливаться, скрывать свои негативные чувства к старшим.

 4. Чаще создавайте дома ситуацию разговора «по душам», чтобы дети могли спокойно «рассказать» о своих проблемах.

 5. Не вините детей за создавшуюся сложную экономическую ситуацию в семье. Не применяйте физические наказания, когда они испортили куртку, порвали брюки и т. д. Ребенок будет бережнее относится к вещам, если Вы ему вежливо и спокойно объясните, каких трудов вам стоило их купить.

 6. Помните о том, что многие дети не выносят сравнения себя с другими (братьями и сестрами), но безболезненно воспринимают сравнение с самим собой.

 7. Реализовывайте важнейшие средства воспитания - труд, режим, игры. Поощряйте проявления в характере детей таких качеств, как ответственность, самостоятельность. Не делать за него то, что он обязан делать сам. Приучать ежедневно планировать свою деятельность, отработав умение планировать каждый день, приступать к следующему шагу: планирование дел на неделю и т.д.

 8. Идти к здоровью не рядом с детьми, а вместе с ними, стать здоровыми дети могут только в здоровой семье.

9. Не отвечайте на бегу, надевая пальто или отмывая кастрюлю.

10. Не давите на ребенка в порыве беспокойства: «Кто тебе об этом сказал? Где ты это услышал?»

Тактики поведения с ребёнком.

ü Чёткий режим, организованность и порядок жизни и окружающей обстановки.

ü Установление в семье правил поведения во всех видах деятельности.

ü Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.

ü Единство требований к детям со стороны всех взрослых.

ü Справедливое отношение взрослых к детям.

ü Положительный пример взрослых, их авторитет.

ü Интересная и содержательная жизнь, атмосфера доброжелательности.

Рекомендуемые методы  воспитания:

· Упражнения (наглядный показ способов поведения);

· Воспитывающие ситуации;

· Указания, напоминания;

· Убеждение;

· Положительный пример взрослых и сверстников;

· Поощрения;

· Адаптированные наказания.

Рекомендации для педагогов

(для учителей классов/групп, воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов)

(Педагог↔родитель)

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  •  Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.
  • Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости.  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
  • Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя.  А дети пропадают совсем.  И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это  ваш  ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
  • Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
  • Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

 

РАБОТА С СЕМЬЁЙ

Существует два подхода к работе с родителя­ми: традиционный, когда функция психолога — всезнающий эксперт, нетрадиционный, когда основной функцией психолога является помогать, поддерживать, направлять.

Одним из условий эффективности психолого­-педагогического сопровождения семей является трёхуровневая система взаимодействия:

  • макроуровень — уровень коллективной ра­боты;
  • мезоуровень — уровень групповой работы;
  • микроуровень — уровень индивидуальной работы.

Основные направления в работе с семьей:

  • Образовательное.

Важно познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, с довре­менными подходами к процессу воспитания. В ре­зультате у родителей формируется адекватное вос­приятие малыша, принятие своеобразия его (разви­тия, меняется отношение к ребёнку и себе).

  • Психокоррекционное.

Мероприятия данного направления помогают снизить уровень психоэмоционального напряже­ния родителей, сформировать позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом. В резуль­тате чего родители становятся более спокойными, изъявляют желание конструктивных изменений в своей жизни.

  • Социально-тренинговое.

Благодаря мероприятиям логонаправления родители приобретают гибкость поведения и ре­агирования, становятся более коммуникативно-компетентными.

Методы общения:

  • сделать родителей активными участниками педагогического процесса;
  • повысить готовность родителей к взаимо­действию с. психологом;
  • с их помощью проясняются родительские ожиданий, представления, реальные тревоги и страхи, поскольку диагностическая функция этих методов неочевидна и фактор со­циальной желательности не оказывает влияния на результат.

Не менее важным в работе психолога с родителями является использование многообразия пси­хологических методик:

-телесно-ориентированная терапия;

-различные виды арт-терапии: музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изо-терапия, цветотерапия и ароматерапия.

Телесно-ориентированная терапия

Древние мудрецы говорили: «Человек может познать себя через ум, может через сердце, а может – через тело». Телесно ориентированные упражнения, которые родителям, помогают вскрыть, понять причину и устранить серьезные внутренние конфликты.

На занятиях психолог помогает человеку осознать, как он двигается, смотрит, дышит, говорит, слушает, чувствует. Зачем это надо? Каждая эмоция отражается в теле человека в виде зажимов определённых частей те­ла.

Но если эмоции влияют на наше тело, значит и на эмоции можно повлиять через тело. Расслабил мышцы лица, шеи, спины, рук         - и злость прошла, улыбнулся – и обижаться уже не хочется.

Использование телесно ориентированных упражнений позволяет родителям осознать соб­ственное тело, понять и полюбить его, а значит и себя, стать хозяином своего тела и как следствие – своей  жизни, лучше узнать свою внутреннюю при­роду и начать жить в согласии с ней, активизиро­вать жизненную энергию,  расширить границы меж­личностного доверия, развить внимание к своим чувствам и чувствам партнера.

Музыкотерапия

Этот вид арт-терапии обладает огромным влия­нием не только на психику человека, но и на весь организм в целом.

Лучше использовать два вида музыкальной тера­пии: активную и пассивную. Активная: человек не столько слушает, сколько «играет» музыку сам (ча­ще всего это происходит в группе), и неважно, вла­деет он каким-либо инструментом или нет.

Созда­вать ритм можно, например, с помощью хлопков или постукиваний. Пассивная: человек прослуши­вает музыку, которую, сообразно с целями терапии, подбирает психолог.

Музыкотерапию можно использовать как инди­видуально, так и в группе. Главная цепь в групповой работе – суметь влиться в коллектив, нала­дить коммуникативный контакт с другими участ­никами, научиться самоконтролю. Эти упражнения помогают родителям в обычное жизни настраи­вать себя на успешное общение и взаимодействие с другими людьми.

Песочная терапия

Создание в песке сказочной страны - это про­екция внутреннего мира. Песочная картина отра­жает то, что в данный момент времени составляет актуальную ситуацию клиента, его потребности и тревоги, страхи и мечты. С помощью песка мож­но выразить те чувства, о которых трудно гово­рить, те мысли, которые иногда невозможно выра­зить словами. Строя сказочные замки и создавая песочные замки, индивид постепенно начинает видеть в трудностях и проблемах новые возмож­ности для улучшения своей жизненной ситуации. Расставляя фигурки на песке, человек как будто расставляет по местам свои чувства, мысли, отно­шения…

Разыгрывая на песке разнообразные сюжета, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Он начинает применять в реальности песоч­ный опыт. И через некоторое время в его жизни происходят определенные изменения. Выстраивание песочных миров дает взрослому мощное ощущение себя хозяином собствен­ной жизни.

Групповая работа в песочнице (парами, семья­ми, на групповых тренингах) способствует уста­новлению контакта межу участниками, хорошо от­ражает групповую динамику. Коллектив сплачива­ется. Работа с песком и группе помогает учиться строить отношения с внешним миром.

Работая с родителями индивидуально,  песоч­ная терапия способна помочь им разобраться в себе, увидеть и осознать причины того, что с ними происходит.

Индивидуальная работа с песком помогает:

  • мягко разрешить внутренние конфликты и конфликтные ситуации с окружающими;
  • снять стрессовое состояние, обрести душев­ное равновесие и спокойствие;
  • снизить агрессию и напряжение, расслабиться;
  • обрести веру в себя и свои силы;
  • освободиться от ощущения нереализованности.

Изотерапия

Во время работы с рисунком человек избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «про­рабатывая» их через творческое переживание.

Чаще всего на первом занятии многие гово­рят одну и ту же фразу: «Я не умею рисовать». Но цель занятия заключается не в том, чтобы нарисовать красивый рисунок, а в том, чтобы чело­век смог выразить на листе бумаги своё внутрен­нее состояние.

В ходе работы над рисунком часто происходит проработка негатива и замещение его позитивом, раскрепощение, снятие внутреннего напряжения, а у кого-то — выявление творческих способностей.

Изотерапия помогает родителям «особого» ре­бёнка:

  • лучше понять себя;
  • абстрагироваться от внешних проблем;
  • научиться выражать свои чувства;
  • разрешать внутренние конфликты;
  • найти решение в трудной ситуации;
  • развить свою креативность;
  • получить большой заряд положительных эмоций, отдохнуть,

Игровая терапия

В каждом из нас живёт внутренний ребёнок. Но мы настолько зажаты жёсткими рамками соци­альных норм, что прорваться к своему истинному «я» порой очень сложно.

На первые занятия в рамках игровой терапии родители приходят зажатыми, не только внутрен­не, но и внешне. Но спустя некоторое время они играют лучше детей.

Наш внутренний ребёнок за­ставляет нас испытывать игровой азарт, непосред­ственность, забыть о солидных социальных ролях. Игровая терапия помогает привнести в занятия элементы увлекательности и занимательности, что способствует эмоциональному и интеллектуально­му раскрепощению.

Кроме того, игровая терапия способствует:

  • умению сотрудничать, работать и общаться в коллективе;
  • усвоению новых конструктивных поведенческих актов;
  • выявлению и принятию человеком его пе­реживаний и эмоций, их проявлению социально-приемлемыми действиями.

Цветотерапия

Используется дня диагностики и коррекции эмоционального состояния с помощью цвета:

  • помогает родителям осознать свои цветовые пристрастия, стать более восприимчивыми и чувствительными;
  • позволяет снять мышечное и психоэмоцио­нальное напряжение либо наоборот, акти­визировать его;
  • создаёт позитивный эмоциональный фон на встречах с родителями.

Использование различного цветного материа­ла позволяет нам влиять на эмоциональное состо­яние человека не только через зрительный анали­затор, но и кожные рецепторы. Наиболее интерес­ны занятия с цветным тестом, цветными тканями.

Сказкотерапия

Сказка - это самый древний в человеческой ци­вилизации метод практической психологии. В сказ­ках сосредоточена мудрость поколений о духовном пути души и социальной реализации человека.

Сказкотерапия использует сказочную форму для решения сложных ситуаций, развития творче­ских способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим ми­ром.

Занятия развивают креативность родителей, что помогает им в жизни видеть ситуацию с раз­ных сторон, тренирует умение находить нестан­дартные решения в сложных ситуациях, пробуж­дает внутренние ресурсы.

Сказки дают взрослым людям возможность мечтать, увлекают с собой в удивительный волшебный мир, где исполняются заветные желания. Сказочные образы помогают родителям обрести желанные состояния души и внутреннюю гармонию. А если человек по каким- либо причинам не готов говорить о своих трудно­стях напрямую, сказкотерапия позволяет находить дляобсуждения и работы над ситуацией безопасный путь, символический, сказочный.

Сказкотерапия — это легкая и ненавязчивая по­мощь, подсказка и поддержка поступков, решений и начинаний.

Возможности сказкотерапии:

  • учит смотреть на проблему с разных сторон, преодолевая трудности;
  • указывает на возможные средства решения задач;
  • создаёт ресурс для их решения;
  • формирует позитивные ожидания.

Театротерапия

Основная идея — показать необходимость участия каждого челове­ка в построении лучшего будущего, объяснить лю­дям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации зависит от них самих.

В основе метода используется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудиторией.

Основные задачи этой формы работы:

  • устранение причин, способствующих кон­фликтной ситуации;
  • разрешение проблемной ситуации;
  • поддержка положительных проявлений в поведении.

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp  belarusian youth  asked
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.