И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг

Рекомендации для педагогов

(для учителей классов/групп, воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов)

(Педагог↔родитель)

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  •  Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.
  • Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости.  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
  • Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя.  А дети пропадают совсем.  И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это  ваш  ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
  • Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
  • Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

 

РАБОТА С СЕМЬЁЙ

Существует два подхода к работе с родителя­ми: традиционный, когда функция психолога — всезнающий эксперт, нетрадиционный, когда основной функцией психолога является помогать, поддерживать, направлять.

Одним из условий эффективности психолого­-педагогического сопровождения семей является трёхуровневая система взаимодействия:

  • макроуровень — уровень коллективной ра­боты;
  • мезоуровень — уровень групповой работы;
  • микроуровень — уровень индивидуальной работы.

Основные направления в работе с семьей:

  • Образовательное.

Важно познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, с довре­менными подходами к процессу воспитания. В ре­зультате у родителей формируется адекватное вос­приятие малыша, принятие своеобразия его (разви­тия, меняется отношение к ребёнку и себе).

  • Психокоррекционное.

Мероприятия данного направления помогают снизить уровень психоэмоционального напряже­ния родителей, сформировать позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом. В резуль­тате чего родители становятся более спокойными, изъявляют желание конструктивных изменений в своей жизни.

  • Социально-тренинговое.

Благодаря мероприятиям логонаправления родители приобретают гибкость поведения и ре­агирования, становятся более коммуникативно-компетентными.

Методы общения:

  • сделать родителей активными участниками педагогического процесса;
  • повысить готовность родителей к взаимо­действию с. психологом;
  • с их помощью проясняются родительские ожиданий, представления, реальные тревоги и страхи, поскольку диагностическая функция этих методов неочевидна и фактор со­циальной желательности не оказывает влияния на результат.

Не менее важным в работе психолога с родителями является использование многообразия пси­хологических методик:

-телесно-ориентированная терапия;

-различные виды арт-терапии: музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изо-терапия, цветотерапия и ароматерапия.

Телесно-ориентированная терапия

Древние мудрецы говорили: «Человек может познать себя через ум, может через сердце, а может – через тело». Телесно ориентированные упражнения, которые родителям, помогают вскрыть, понять причину и устранить серьезные внутренние конфликты.

На занятиях психолог помогает человеку осознать, как он двигается, смотрит, дышит, говорит, слушает, чувствует. Зачем это надо? Каждая эмоция отражается в теле человека в виде зажимов определённых частей те­ла.

Но если эмоции влияют на наше тело, значит и на эмоции можно повлиять через тело. Расслабил мышцы лица, шеи, спины, рук         - и злость прошла, улыбнулся – и обижаться уже не хочется.

Использование телесно ориентированных упражнений позволяет родителям осознать соб­ственное тело, понять и полюбить его, а значит и себя, стать хозяином своего тела и как следствие – своей  жизни, лучше узнать свою внутреннюю при­роду и начать жить в согласии с ней, активизиро­вать жизненную энергию,  расширить границы меж­личностного доверия, развить внимание к своим чувствам и чувствам партнера.

Музыкотерапия

Этот вид арт-терапии обладает огромным влия­нием не только на психику человека, но и на весь организм в целом.

Лучше использовать два вида музыкальной тера­пии: активную и пассивную. Активная: человек не столько слушает, сколько «играет» музыку сам (ча­ще всего это происходит в группе), и неважно, вла­деет он каким-либо инструментом или нет.

Созда­вать ритм можно, например, с помощью хлопков или постукиваний. Пассивная: человек прослуши­вает музыку, которую, сообразно с целями терапии, подбирает психолог.

Музыкотерапию можно использовать как инди­видуально, так и в группе. Главная цепь в групповой работе – суметь влиться в коллектив, нала­дить коммуникативный контакт с другими участ­никами, научиться самоконтролю. Эти упражнения помогают родителям в обычное жизни настраи­вать себя на успешное общение и взаимодействие с другими людьми.

Песочная терапия

Создание в песке сказочной страны - это про­екция внутреннего мира. Песочная картина отра­жает то, что в данный момент времени составляет актуальную ситуацию клиента, его потребности и тревоги, страхи и мечты. С помощью песка мож­но выразить те чувства, о которых трудно гово­рить, те мысли, которые иногда невозможно выра­зить словами. Строя сказочные замки и создавая песочные замки, индивид постепенно начинает видеть в трудностях и проблемах новые возмож­ности для улучшения своей жизненной ситуации. Расставляя фигурки на песке, человек как будто расставляет по местам свои чувства, мысли, отно­шения…

Разыгрывая на песке разнообразные сюжета, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Он начинает применять в реальности песоч­ный опыт. И через некоторое время в его жизни происходят определенные изменения. Выстраивание песочных миров дает взрослому мощное ощущение себя хозяином собствен­ной жизни.

Групповая работа в песочнице (парами, семья­ми, на групповых тренингах) способствует уста­новлению контакта межу участниками, хорошо от­ражает групповую динамику. Коллектив сплачива­ется. Работа с песком и группе помогает учиться строить отношения с внешним миром.

Работая с родителями индивидуально,  песоч­ная терапия способна помочь им разобраться в себе, увидеть и осознать причины того, что с ними происходит.

Индивидуальная работа с песком помогает:

  • мягко разрешить внутренние конфликты и конфликтные ситуации с окружающими;
  • снять стрессовое состояние, обрести душев­ное равновесие и спокойствие;
  • снизить агрессию и напряжение, расслабиться;
  • обрести веру в себя и свои силы;
  • освободиться от ощущения нереализованности.

Изотерапия

Во время работы с рисунком человек избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «про­рабатывая» их через творческое переживание.

Чаще всего на первом занятии многие гово­рят одну и ту же фразу: «Я не умею рисовать». Но цель занятия заключается не в том, чтобы нарисовать красивый рисунок, а в том, чтобы чело­век смог выразить на листе бумаги своё внутрен­нее состояние.

В ходе работы над рисунком часто происходит проработка негатива и замещение его позитивом, раскрепощение, снятие внутреннего напряжения, а у кого-то — выявление творческих способностей.

Изотерапия помогает родителям «особого» ре­бёнка:

  • лучше понять себя;
  • абстрагироваться от внешних проблем;
  • научиться выражать свои чувства;
  • разрешать внутренние конфликты;
  • найти решение в трудной ситуации;
  • развить свою креативность;
  • получить большой заряд положительных эмоций, отдохнуть,

Игровая терапия

В каждом из нас живёт внутренний ребёнок. Но мы настолько зажаты жёсткими рамками соци­альных норм, что прорваться к своему истинному «я» порой очень сложно.

На первые занятия в рамках игровой терапии родители приходят зажатыми, не только внутрен­не, но и внешне. Но спустя некоторое время они играют лучше детей.

Наш внутренний ребёнок за­ставляет нас испытывать игровой азарт, непосред­ственность, забыть о солидных социальных ролях. Игровая терапия помогает привнести в занятия элементы увлекательности и занимательности, что способствует эмоциональному и интеллектуально­му раскрепощению.

Кроме того, игровая терапия способствует:

  • умению сотрудничать, работать и общаться в коллективе;
  • усвоению новых конструктивных поведенческих актов;
  • выявлению и принятию человеком его пе­реживаний и эмоций, их проявлению социально-приемлемыми действиями.

Цветотерапия

Используется дня диагностики и коррекции эмоционального состояния с помощью цвета:

  • помогает родителям осознать свои цветовые пристрастия, стать более восприимчивыми и чувствительными;
  • позволяет снять мышечное и психоэмоцио­нальное напряжение либо наоборот, акти­визировать его;
  • создаёт позитивный эмоциональный фон на встречах с родителями.

Использование различного цветного материа­ла позволяет нам влиять на эмоциональное состо­яние человека не только через зрительный анали­затор, но и кожные рецепторы. Наиболее интерес­ны занятия с цветным тестом, цветными тканями.

Сказкотерапия

Сказка - это самый древний в человеческой ци­вилизации метод практической психологии. В сказ­ках сосредоточена мудрость поколений о духовном пути души и социальной реализации человека.

Сказкотерапия использует сказочную форму для решения сложных ситуаций, развития творче­ских способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим ми­ром.

Занятия развивают креативность родителей, что помогает им в жизни видеть ситуацию с раз­ных сторон, тренирует умение находить нестан­дартные решения в сложных ситуациях, пробуж­дает внутренние ресурсы.

Сказки дают взрослым людям возможность мечтать, увлекают с собой в удивительный волшебный мир, где исполняются заветные желания. Сказочные образы помогают родителям обрести желанные состояния души и внутреннюю гармонию. А если человек по каким- либо причинам не готов говорить о своих трудно­стях напрямую, сказкотерапия позволяет находить дляобсуждения и работы над ситуацией безопасный путь, символический, сказочный.

Сказкотерапия — это легкая и ненавязчивая по­мощь, подсказка и поддержка поступков, решений и начинаний.

Возможности сказкотерапии:

  • учит смотреть на проблему с разных сторон, преодолевая трудности;
  • указывает на возможные средства решения задач;
  • создаёт ресурс для их решения;
  • формирует позитивные ожидания.

Театротерапия

Основная идея — показать необходимость участия каждого челове­ка в построении лучшего будущего, объяснить лю­дям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации зависит от них самих.

В основе метода используется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудиторией.

Основные задачи этой формы работы:

  • устранение причин, способствующих кон­фликтной ситуации;
  • разрешение проблемной ситуации;
  • поддержка положительных проявлений в поведении.

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp  belarusian youth  asked
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.