Дети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении.
Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.
В связи с этим важно уделять серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию.
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.
Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра. Планируя работу, воспитатели должны четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.
Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребят (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.
Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач:
· повышают активность
· развивают подражательность
· формируют игровые навыки
· совершенствуют просодические компоненты речи
· поощряют творческую активность детей.
Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи.
Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, после занятий физическим трудом лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры.
У детей с речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.
Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, выучить заранее текст игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.
Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
Ниже приводится примерный перечень подвижных игр с речевым сопровождением, которые можно рекомендовать воспитателю специальной группы.
Волк, пастух и гуси. (Игра для закрепления звука Г)
Следить, чтобы дети говорили громко и четко. Текст выучить заранее. Пастуха и волка выбирает воспитатель.
Пастух. Гуси-гуси?
Гуси. Га-га-га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да-да-да.
Пастух. Ну, летите.
Гуси. Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой.
Пастух. Ну, летите как хотите, только крылья берегите.
Гуси бегут, волк ловит гусей. Пойманные выходят из игры.
Тишина. (Игра для закрепления звука Ш).
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши и тихо говорят.
Тише, тише, Маша (Миша) пишет,
Наша Маша буквы пишет.
А кто Маше помешает,
Того Маша догоняет.
После этих слов дети разбегаются. Кого поймали должен придумать слово на звук Ш.
Жуки. (Игра для закрепления звука Ж).
Дети изображают жуков, сидят на стульчиках и говорят:
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
По сигналу воспитателя «жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж». По сигналу «дождь» летят в домишки (на стульчики).
Следить, чтобы дети произносили текст четко, чтобы дети-жуки летали медленно, плавно.
Пила. (Игра для закрепления звука Л).
Дети парами , взявшись за руки крест-накрест, «пилят» дрова и говорят:
Запилила пила,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,
Начинай сначала.
Текст разучить заранее. Воспитатель следит, чтобы дети говорили громко, сочетая слова с движениями рук.
Вороны. (Игра для закрепления звука Р).
Дети делятся на 3 группы: вороны, собаки и елки. Елки становятся в круг и, опустив руки, говорят:
Елки: Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны.
Вороны: Кар-кар-кар.
Елки: Из-за корочки подрались.
Вороны: Кар-кар-кар.
Елки: Вот собаки прибегают, и вороны улетают.
Собаки: Р-р-р-р.
Собаки ловят ворон. Вороны улетают в свое гнездо (заранее отведенное место). Потом дети меняются ролями.
У медведя во бору… (Игра для закрепления звука Р).
Воспитатель выбирает медведя. На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса – там живет медведь. На противоположной стороне линия – дом детей. Дети направляются к опушке леса, собирая грбы, ягоды.
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
Медведь: Р-р-р-р!
Догоняет детей. Пойманного медведь отводит к себе.
Подарки. (Игра с разнообразными движениями).
Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирают водящего, он становится в круг.
Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Дети останавливаются, а стоящий в кругу называет подарок. Если он называет коня, дети изображают, как скачет конь: бегут друг за другом, высоко поднимая ноги, руки протянуты вперед, корпус слегка отклонен назад; если куклу – они пляшут на месте лицом к центру круга; если волчок – кружатся на месте, потом присаживаются; если самолет – подражают полету самолета. Когда водящий скажет «стоп», замедляют ход и плавно опускаются на корточки.
Изображая ту или иную игрушку, дети говорят слова:
Скачет конь наш, чок, чок, чок.
Слышен топот быстрых ног.
Вот как кружится волчок,
Прожужжал и на бок лег.
Кукла, кукла, попляши,
Красной лентой помаши.
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
Стоящий в кругу ребенок выбирает игрушку – одного из участника игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, и игра начинается снова.
Два Мороза.
На противоположных сторонах площадки два дома. Играющие располагаются на одной стороне. Два водящих становятся посредине площадки – это два Мороза, Мороз Синий нос и Мороз Красный нос.
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я Мороз – Красный нос,
Я Мороз – Синий нос.
Ну-ка, кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» все дети перебегают на противоположную сторону, а Морозы стараются их заморозить.