И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Занятия с аутичным ребенком сильно отличаются от занятий с другими детьми. На взгляд не посвященного в проблему человека, такие занятия могут выглядеть по меньшей мере странно. Однако нельзя сравнивать особую ситуацию взаимодействия с аутичным ребенком с обычными стандартными ситуациями обучения. Для того чтобы не возникло непонимания родителями происходящего, мы советуем постоянно и подробно объяснять, что именно происходит на занятии, а также вовлекать их в активную работу. И в самую первую очередь родители аутичного ребенка должны осознать цели занятий. 

Постановка целей

На начальном этапе обучения - это: 

- постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций и страхов; 

- предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций. 

Только когда окружающий мир станет для ребенка более дружелюбным, а сам ребенок более смелым и активным в своем познании мира, станет возможен переход к следующему этапу обучения, целями которого станут: 

- знакомство ребенка с самыми разнообразными сторонами окружающего мира, как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений; 

- формирование поведения ребенка, обучение навыкам контроля над эмоциями, введение необходимых правил и запретов; 

- развитие речи и т.д. 

Анализ ситуации

В процессе занятия психолог (или педагог) внимательно наблюдает за поведением ребенка, за его реакциями с целью понять логику его действий, а также гамму чувств, которые он испытывает. Это одна из самых сложных задач, стоящих перед специалистом, и без ее выполнения невозможно будет двинуться дальше в обучении ребенка. Недопустимо, если ответом на попытку ребенка вступить в контакт станет непонимание. Близкие ребенка тоже должны более вдумчиво относиться к изменениям в его поведении. Для того чтобы объединить усилия специалиста и родителей, советуем уделять некоторое время обсуждению итогов занятия. Разберите с мамой ребенка (или с тем из близких, кто большую часть времени проводит с ребенком) следующее: 

- Содержание занятия: если близкие ребенка не проявляют инициативу сами, то в ходе такого обсуждения втягиваются в процесс обучения. Объясняя смысл происходящего на занятии, отвечая на вопросы, психолог знакомит родителей аутичного ребенка с особенностями подхода к обучению и воспитанию таких детей. Родители смогут использовать эти знания в повседневной жизни; 

- Новое, появившееся в поведении ребенка: это необходимо для того, чтобы обозначить на словах моменты прогресса в развитии ребенка и спланировать дальнейшие действия. Родители, конечно же, должны знать о достижениях ребенка и учитывать это при построении своих взаимоотношений с ним; 

- Непонятные моменты: педагог вынужден "расшифровывать" речь и действия ребенка. Порой это почти невозможно, если речь ребенка неразборчива и невнятна, а действия на первый взгляд лишены логики. Мы советуем запоминать все непонятное, чтобы обсудить это после занятия с мамой. И в этом случае "сокабачны" окажется "яблочным соком", а "усус" "уксусом". Протягивание педагогу веревочки со словом "тот", окажется воспоминанием ребенка о том, как покупали в магазине торт и продавец завязал коробку веревочкой. А набросив на голову полотенце, ребенок, оказывается, изображал привидение, вспомнив образ из мультфильма. Понимание смысла слов и действий ребенка позволяют поддержать его попытку пойти на контакт, вступить в общение. Кроме того, каждая такая попытка может быть использована в дальнейшем, постепенно набор понятых слов и действий ребенка увеличивается, и это дает новые возможности для развития общения; 

- Повседневную жизнь ребенка: педагог должен знать, какие конфетки купил ребенок вчера в магазине, как провел выходные, какие книжки читал вчера с мамой. Ведь все, что происходит в жизни ребенка, может "всплыть" на занятии. Более того, педагог может специально "организовать воспоминание": "А хорошо вчера было в "Макдоналдсе"? Ну-ка, расскажи, что ты там ел". Полезно знать, какие ребенок любит мультфильмы, сказки, детские передачи, сладости, его предпочтения в еде, и использовать эти знания на занятиях. 

Участие мамы в проведении занятия

Не всегда получается точно описать поведение ребенка во время занятия, воспроизвести его непонятные высказывания. Поэтому в некоторых ситуациях полезно участие мамы в занятии. Такое участие должно быть строго ограничено (об этом следует договориться заранее): она будет только наблюдателем и слушателем, не вмешиваясь в ход занятия. Но в ситуации затруднения поможет найти нужную вещь - игрушку или пластилин, а если педагог не понимает, что ребенок делает или говорит, - выступит в качестве "переводчика". Такой подход может значительно повысить эффективность занятий. Стремление понять ребенка во всех тонкостях его проявлений становится на определенном этапе занятий одной из главных задач. Это произойдет, когда ребенок станет более активен во взаимодействии с миром. Задача специалистов и родителей - поддержать эту активность и развивать ее в дальнейшем. Для этого необходимо вникать в смысл действий ребенка, принимать его предложения поиграть. И стараться понять, что он говорит, реализовать любую возможность развития диалога. 

Закрепление полученных знаний в повседневной жизни

В ходе бесед родители знакомятся с содержанием занятий, получают информацию о психологических новообразованиях в развитии ребенка и используют эти знания в повседневной жизни. Например, если на занятии педагог организовал игру "Цветная вода", мама повторяет эту игру, закрепляя названия цветов, а в дальнейшем воспроизводится игра в "Кафе" (см. с.34). Также педагог дает задания на дом. Обычно это задания, которые невозможно выполнить на занятии. Например, помочь ребенку осуществить покупку в магазине, на прогулке организовать взаимодействие с другим ребенком. 

Выработка единого подхода к обучению и воспитанию.

Для того, чтобы занятия с аутичным ребенком были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребенка. 

Нередки случаи, когда проявления аутичным ребенком активности, часто резко выраженные, даже неадекватные, воспринимаются родителями как упрямство, капризы, попытка манипулировать взрослыми. Если такое происходит, психолог (или педагог) должен объяснить родителям особенности поведения аутичных детей, их одержимость своими желаниями, неумение ждать. Иначе может возникнуть ситуация, когда со стороны значимых взрослых предъявляются разные требования: один запрещает, а другой разрешает и поддерживает. Противоречивость требований вредна любому ребенку, а ребенок с синдромом аутизма в таком случае теряет ориентиры в жизни, возможность адаптироваться к окружающей среде снижается. 

Игровая деятельность аутичного ребенка

Организация занятий с аутичным ребенком предполагает создание специальных условий и пространства для игр. Следует с самого начала оговорить это с родителями, предупредить о возможных последствиях (например, беспорядке), убедить предоставить как можно больше свободы ребенку. 

Взаимосвязь разных видов игр

1. Каждый вид игры имеет свою основную задачу: 

- стереотипная игра ребенка - основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля; 

- сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком; 

- терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением; 

- психодрама - способ борьбы со страхами и избавления от них; 

- совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем. 

2. Игры вводятся в занятия в определенной последовательности. Построение взаимодействия с аутичпым ребенком основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование. В дальнейшем на разных занятиях используются вы виды игр попеременно. При этом выбор игры часто зависит не только от целей, которые поставил педагог, но и от того, как протекает занятие, от реакций ребенка. Это требует гибкости в использовании различных игр. 

3. Все игры взаимосвязаны между собой и свободно "перетекают" одна в другую. Игры развиваются в тесной взаимосвязи. Так, в ходе сенсорной игры может возникнуть игра терапевтическая. В этом случае спокойная игра перерастает в бурное выплескивание эмоций. Точно так же она может вернуться в прежнее спокойное русло. В терапевтической игре выявляются старые, скрытые страхи ребенка, что тут же может вылиться в разыгрывание психодрамы. С другой стороны, чтобы не допустить перевозбуждения ребенка во время терапевтической игры или психодрамы, в нужный момент у нас есть возможность переключить его на воспроизведение действий его стереотипной игры или предложить полюбившуюся сенсорную игру. Кроме этого, возможно развитие одного и того же игрового сюжета в разных видах игр. 

4. Для всех видов игр характерны общие закономерности: 

- повторяемость; 

- путь "от ребенка": недопустимо навязывать ребенку игру, это бесполезно и даже вредно; игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть; 

- каждая игра требует развития внутри себя - введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов.

Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень ранний, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость. 

По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на бытовое - все, что касается усвоения навыков повседневной жизни (туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т.д.), игровое - место для разнообразных игр, учебное - место для специальных развивающих занятий, и ближайшее социальное окружение - лестничная клетка, где происходит общение с соседями, детская площадка, где ребенок вступает в общение с другими детьми, магазин, улица. Постараемся описать возможности организации пространства, в котором живет и действует аутичный ребенок, учитывая все аспекты.

Детская комната, класс.

Позаботьтесь о том, чтобы комната стала для ребенка "крепостью", комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует  выполнения ряда необходимых условий:

ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ

Комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т.д. Поскольку у ребенка с синдромом  детского аутизма часто отсутствует "чувство края", а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить комнату устойчивой мебелью без острых углов.

В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Поскольку аутичного ребенка очень трудно, а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия, а запреты оказываются безрезультатными, возникает ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с ножницами, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать их у него, так как он сопротивляется. Действуя силой, мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо постараться заранее застраховаться от подобных ситуаций, хотя всего, конечно же, не предусмотришь.

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТА И УЮТА.

Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ - НАЛИЧИЕ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ.

Поскольку  комната-это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения.

Так, в комнате обязательно должна быть парта или столик со стульчиком.

Ребенку нужны игрушки:

- деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы; 

- разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши;

- звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов; 

- игры для развития мелкой моторики - мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками и др.;

- развивающие настольно-печатные игры - разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.; 

- игрушки для сюжетно-ролевых игр - куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка и т.д.

Детские книжки для  библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребенку, полезны для реального освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов), вызывать положительные эмоции (книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить). Если ребенку особенно нравится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью.

Кроме этого, у ребенка должен быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т.д.

Особо отметим необходимость для физического развития ребенка спортивного оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Кроме того,  ребенку необходимы разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед.

Принцип действия многих спортивных снарядов очевиден, и после небольшого обучения ребенок вполне может действовать самостоятельно. Это же правило касается и большинства дидактических игрушек, с которыми ребенок может самостоятельно играть, постепенно усваивая понятия величины, формы и т.д. Ребенок вставляет фигуры в рамки, нанизывает кольца пирамидки на стержень, так как этот способ действия заложен в устройстве игрушки, адекватно действовать с ней по-другому не получится. Обеспечение ребенка такими предметами, игрушками, снарядами поможет освоить многие навыки действий с предметами, физически развиваться даже в условиях, когда контакт со взрослым не налажен и специальное обучение не проводится.

Однако ни в коем случае не следует ограничиваться созданием развивающей предметной среды. В отсутствие другого человека такой предметный мир остается эмоционально мертвым. Необходимо вновь и вновь пытаться организовывать взаимодействие с ребенком уже на основе усвоенных им навыков действия с предметами.

ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ - ПОДДЕРЖАНИЕ ПОРЯДКА

В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Например, возле дивана стоит коробка с пластмассовыми кубиками, матрешки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски, у стены стоит кукольный домик, в котором живет любимый плюшевый мишка.

Вещи в  шкафу лучше раскладывать на те же места - так легче приучать ребенка к самостоятельности. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он - необходимое условие жизни. Однако избегайте раз и навсегда установленной завершенности. Время от времени вводите новые приятные ребенку детали - развесьте на стене его рисунки, выберите вместе с ним новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь. Не забывайте о необходимости создания эмоционально положительного настроя: заранее обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.

Пространство квартиры

Пространство квартиры в большой степени связано с освоением ребенком бытовых навыков. Здесь на первом плане стоит задача "обжить" пространство квартиры, осознать многие социальные смыслы, связанные с обыденным течением жизни людей. В норме такие смыслы усваиваются ребенком спонтанно, без специального обучения. Аутичному же ребенку необходимо помочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей и т.д.

Для этого следует, во-первых, постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего: "Мы сейчас с прогулки вернулись - руки-то какие грязные! Пойдем мыть! Где мы руки моем! Правильно, в ванной комнате. А что нужно взять? Вот оно, мыло - как приятно пахнет. Ну, все? Пошли! Ах, какой ты молодец - вспомнил, что руки надо полотенцем вытереть, а я-то забыла. Вот полотенце висит на крючочке. А теперь идем обедать".

Во-вторых, необходимо вовлекать ребенка в работу по дому. Пусть ребенок участвует в приготовлении обеда - бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по полкам; предложить ему расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер и т.д. Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности. Не забывайте, что здесь главное не качество выполнения работы, а участие в выполнении домашних обязанностей. Используйте для этого все возможности, постепенно расширяя виды домашней работы. Часто дети сами хотят поучаствовать в происходящем - позвольте ребенку засыпать порошок в стиральную машину, капнуть на губку средство для мытья посуды, порезать хлеб к обеду. И эти несложные действия станут точкой отсчета на пути ребенка к самостоятельности.

Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, постарайтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры. Свобода перемещения наполнит жизнь ребенка новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями. Так, на лоджии можно "полететь в космическом корабле", на кухне "печь пироги" и т.д. - часто ребенок сам предлагает, где и во что хочет поиграть.

Ближайшее социальное окружение.

Под "ближайшим социальным окружением" подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в первую очередь в социальном аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке - контакты с детьми; в магазине - общение с продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, "ближайшее социальное окружение"-это территория, где ребенок знакомится с окружающим миром - миром людей и предметов, природой.

Помните, что, покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается "на вражеской территории", зачастую остро ощущая враждебность окружающего мира.

Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт.

Чтобы ребенок "обжил", принял в свое сознание еще "кусочек мира", необходимо прежде всего выявить негативные эмоции и страхи, связанные с определенными местами, предметами, людьми. Так, если ребенок боится машин, он никогда не будет чувствовать себя на улице безопасно и комфортно. К сожалению, страхи аутичного ребенка часто глубоко скрыты и внешне никак не проявляются. Ребенок может годами чего-то бояться, испытывая при этом острейшие эмоции, а близкие даже не будут догадываться об этом. В другом случае ребенок может постоянно говорить о своем страхе, нагнетая его, будет искать повторения травмирующей ситуации, однако выйти из нее самостоятельно не умеет. Он зацикливается на своем страхе, и это мешает дальнейшему развитию. 

Когда страх выявлен и постепенно, в ходе специальной психотерапевтической работы, теряет свою остроту, можно начинать "обживать" новый участок пространства. Во-первых, постарайтесь связать с данным местом переживание разнообразных положительных эмоций. Например, если знаете, что ребенок обожает кататься на велосипеде или самокате, не ленитесь брать их с собой на прогулку. Если ребенок испытывает особый интерес к бутылкам - не запрещайте играть с найденными на улице бутылками, даже если они грязные.

Во-вторых, помогайте ребенку в случаях затруднений во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Не забывайте, что самые серьезные трудности аутичного ребенка находятся именно в сфере общения с людьми. Например, если он решился подойти к другому малышу, но после этого застыл, не умея обратиться, не зная, что следует делать дальше, не упустите этот момент - быстро подойдите и озвучьте его намерения: поприветствуйте другого малыша, спросите, как его зовут и предстаньте вашего, помогите своей рукой протянуть ручку новому знакомому, предложить ему игрушку. Делайте все это от имени вашего ребенка, словно слившись с ним в единое целое: "Привет! Как тебя зовут?" (в этом месте попробуйте побудить вашего ребенка представиться, если не получится - представьте его сами: "А это Миша".) Придумайте варианты продолжения контакта: предложите поменяться игрушками и организуйте игру рядом, когда дети играют независимо, но могут наблюдать за игрой другого, спойте вместе песенку, затейте игру в мяч и т.д. Конечно, варианты зависят от возраста детей, причем надо поддерживать интерес вашего ребенка и к малышам, и к ровесникам, и к детям постарше. Выберите занятие, которое понравится всем; на основе общего интереса станет возможным взаимодействие.

В-третьих, следует постоянно быть начеку, и в случае возникновения трудной или опасной для ребенка ситуации защитить и подстраховать его. Помните, что присутствие вокруг чужих детей и взрослых может привести к возникновению непредсказуемых ситуаций. Например, если на улице к ребенку обратился чужой взрослый, порицая за неправильное поведение, что случается довольно часто, подойдите, но не вступайте в дискуссию, не пытайтесь объяснить поведение ребенка и его особенности, а постарайтесь быстро закончить разговор и увести ребенка.

Помните, что ребенок обязательно отреагировал, даже если внешне остался невозмутим. Всем видом выражая спокойствие, приобнимите ребенка, как бы показывая, что ничего страшного не произошло, а затем объясните, почему "тетя назвала хулиганом": "Ты быстро бегаешь, а тут малыши - смотри. Если случайно заденешь, маленький может упасть и будет плакать". В таких случаях перед взрослым стоят две задачи. Первая - объясняя причинно-следственные связи, дать ребенку понять, что не он "плохой", а просто возникла сложная ситуация. А уже затем предложить ребенку конкретные пути ее исправления. Вторая - дать ребенку почувствовать, что вы его любите, что вы вместе с ним и не дадите его в обиду ни в коем случае, что всегда придете на помощь.

Если же реакция ребенка на замечание выражается бурно - например, он плачет или топает ногами и с криками пинает велосипед, катаясь на котором "не смотрит, куда едет", - не мешайте ему, дайте возможность выплеснуть негативные эмоции и лишь после этого тактично объясните, что произошло и как возникновения подобной ситуации можно избежать впредь.

В магазине учите ребенка выбирать необходимое - продукты, хозяйственные товары, организуйте его общение с продавцом и самостоятельные мелкие покупки - дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик сока у знакомого продавца. Это станет возможным, когда ребенок вполне освоится в этой ситуации. Попросите вашего малыша помочь вам понести сумку с продуктами. А когда ситуация похода в магазин, где "тетя Оля-продавец", будет достаточно обжита, станет привычной и естественной, можно заглянуть в другой магазин, вместе отправиться на автобусе на ярмарку, чтобы выбрать пластилин и краски и т.д.

Гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ребенок противится выбору нового маршрута прогулки, не возражайте, а старайтесь расширить знания о знакомом пути: обратите внимание на светофор на перекрестке, объясните, что следует делать, когда горит зеленый свет, красный и т.д.; покажите, где расположен детский садик, загляните туда и понаблюдайте вместе, как играет детвора на прогулке; напомните: "Смотри-ка - автобусная остановка. Мы садимся здесь на автобус, когда едем в бассейн". Описывайте все, что видите по дороге; причем делайте это многократно, даже если ребенок не обращает на эти описания внимание (стараясь разнообразить комментарий, вводя в него интересные детали). А в следующий раз снова попытайтесь немного изменить маршрут, постепенно удаляясь от дома на большие расстояния. Для этого постарайтесь создать у ребенка мотив - "Пойдем туда, чтобы краски купить", "Давай зайдем в парк, помнишь, как ты там познакомился с собачкой, а ее хозяин разрешил тебе подержать ее за поводок?".

Если ваш малыш достаточно подрос, берите его с собой, когда отправляетесь "по делам": на почту, в банк, в аптеку и т.д. Часто мама оказывается вынуждена поступать так: ребенок не отпускает ее от себя надолго. Попутно рассказывайте ребенку, что такое почта, что делает почтальон, напишите вместе с ребенком и отправьте письмо бабушке. В аптеке купите вместе с ребенком для кукольной аптечки бинтик, вату и пластырь, с помощью которых ребенок дома станет "лечить" кукол.

Не стесняйтесь повторяться и говорить само собой разумеющиеся вещи. Помните, что это поможет ребенку усвоить многие аспекты социальной жизни. А главное - не бойтесь исследовать мир вместе с ребенком! При правильном подходе, требующем постоянного внимания и мудрой помощи взрослого, новые впечатления обогатят опыт взаимодействия аутичного ребенка с другими людьми, научат жизни в социуме. Необходимость принимать решение в трудных ситуациях закалит ребенка, поможет стать более самостоятельным. Однако следует набраться терпения, т.к. придется решать не только проблемы ребенка, но и преодолевать людское непонимание. Но при благоприятном развитии событий возможно заручиться поддержкой окружающих, найти новых друзей, наладить доброжелательные отношения с соседями.

Дальние прогулки.

Прогулки в дальний парк, в гости; "вылазки" в театр, цирк, кафе; посещение бассейна, детской студии могут быть тяжелы для аутичного ребенка и сопровождающих его близких, а порой и вовсе невозможны. Удаляясь от знакомых "мест обитания", ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Такое состояние может вызвать острую реакцию - ребенок начинает плакать, мечется с криками "Не хочешь!", тянет за руку, выражая таким образом просьбу вернуться. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоиться. Действуйте по ситуации; остановитесь ненадолго, поглядите с ребенком по сторонам, поговорите, а затем продолжите путь дальше или вернитесь домой. Сложнее оказывается ситуация, когда ребенок не выражает свое состояние бурно, однако переживает острые негативные эмоции глубоко внутри себя. Это для него очень вредно, может вновь затормозить его развитие. Поэтому родители, решившиеся "выйти в свет", должны чутко следить за состоянием ребенка, за его настроением; при появлении тревоги и дискомфорта лучше повернуть домой со словами: "Ничего, в следующий раз поедем к бабушке. А сейчас вернемся, ведь у нас мишка один дома остался, будет скучать". При этом предпочтительно назвать нейтральную причину возвращения домой, о страхе ребенка не говорите, ведь это может стать дополнительной травмой.

Однако прятаться от мира, сидя дома, - хотя и более легкий путь, но он не дает ребенку возможности познавать мир во всем его многообразии, не решает проблему страхов, препятствует развитию самостоятельности. Конечно, дальние прогулки нужны и обязательны, но необходимо соблюдать следующие правила:

1. Осваивайте пространство постепенно. Это значит, что поход в театр возможен только после того, как ребенок достаточно освоился на более близкой территории.

2. Готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет. В данном случае лучше постараться обойтись без сюрпризов, которые могут испугать аутичного ребенка, поэтому расскажите ему подробно, что его ждет. Вспомните мультфильм, покажите подходящую картинку.

3. Приучайте ребенка пользоваться общественным транспортом. Для начала можно проехать на автобусе или в метро всего одну остановку. Подготовьте ребенка к поездке, рассказав заранее, как это будет происходить, куда и зачем поедете. В дальнейшем предпринимайте недалекие поездки; хорошо, когда цель поездки понятна ребенку: "На этом автобусе поедем в магазин за карандашами. Надо будет проехать три остановки. Давай вместе их считать". Можно взять с собой любимую игрушку: что-то родное в незнакомой обстановке поможет ему успокоиться. Попутно объясняйте ребенку правила поведения в транспорте: "Держись за поручень, а то сейчас автобус будет поворачивать, можно упасть", "Надо оплатить проезд: вот компостер - вставим талончики и нажмем на ручку. Смотри, какие дырочки получились". То же касается и поездок в легковом автомобиле.

4. Места для посещения выбирайте осторожно. Для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей. Постепенно приучайте ребенка бывать в компаниях, и со временем он перестанет бояться скопления людей.

5. Посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые - кружок рисования, бассейн, - поначалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу, к новым взрослым. Можно договориться с педагогом или тренером и первое время присутствовать на занятиях вместе с ребенком, а в случае, если ребенок захочет, ненадолго выйти вместе с ним. Отдохнув, ребенок может вернуться к занятиям. Но если он захотел домой, поступите так, как просит ребенок. Не забывайте, что ситуация, требующая от ребенка активного взаимодействия с другими людьми,- огромный труд для него. Но при правильной организации посещение детского коллектива очень полезно для ребенка, дает ему неоценимый опыт социальной жизни и разнообразные впечатления, которые подталкивают развитие.

6. Действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по-разному. Так, он может в любой момент захотеть уединиться, потому что скопление народа утомило его, - найдите более тихое место, где можно передохнуть. А если ребенок, не дождавшись представления, захочет вернуться домой - не противьтесь. Это значит, что на сегодня он уже получил достаточное количество впечатлений. Не настаивайте ни в коем случае, избегайте давления, иначе в следующий раз малыш будет бояться отправиться с вами в подобное путешествие.

7. Дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, смакуйте интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру. Задавайте вопросы, объясняйте в ходе беседы причинно-следственные связи, логику событий, заражайте ребенка своим положительным эмоциональным отношением.

Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнут лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ

Режим дня ребенка.

Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка же с синдромом аутизма создание особого режима всей жизни имеет первостепенное значение - это необходимое условие развития. Распорядок дня (как и порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда хаос и фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастут в более целостную картину мира, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение.

В организации режим дня опирается на следующие составляющие:

- Возраст ребенка. Например, в младенчестве ребенок много спит, а в дошкольном возрасте может долго играть и заниматься.

- Биологические ритмы ребенка, которые проявляются прежде всего в особенностях чередования периодов сна и бодрствования: ребенок может спать мало - или нуждаться в продолжительном времени для сна; поздно ложиться и поздно вставать ("сова") - или рано ложиться и рано вставать ("жаворонок"). Эти особенности обусловлены типом высшей нервной деятельности ребенка, который не поддается изменению.

- Традиции семьи: как в ней принято начинать день, питаться (в некоторых семьях "хватают на лету", в других еда - целый ритуал), проводить вместе время и т.д. Обычно взрослые приносят традиции и сам стиль отношений в собственную семью из родительской. Сюда же можно отнести и передаваемые из поколения в поколение игры, стишки, шутки, колыбельные и сказки.

- Возможности семьи: например, может ли кто-либо из взрослых постоянно находиться рядом с ребенком в течение дня и т.п.

Таким образом, режим дня ребенка складывается исходя из его индивидуальных физиологических особенностей, а также особенностей внутрисемейных отношений, т.е. здесь сочетаются физиологические и социальные аспекты. При этом режим дня ребенка не статичен, а меняется по мере его развития и постепенного взросления.

Режим дня ребенка обычно складывается естественным путем. Но для аутичного ребенка требуется специальная работа по организации режима: ведь он может не выражать активно свои физиологические потребности. Кроме того, не происходит спонтанного усвоения социального смысла происходящего, ребенок не понимает, почему повторяются те или иные действия. Его поведение в быту часто лишь пассивное подчинение предложениям и требованиям взрослого.

Предлагаем следующие рекомендации по организации режима дня:

1. Эмоциональный комментарий всего, что происходит в течение дня. Постоянно объясняйте ребенку, что происходит, заражая его при этом своим восприятием, - сейчас вы "окошко", через которое ребенок выглядывает в окружающий мир. Комментарий при этом, как правило, не содержит ничего особенного - самые просты обычные слова, движения и действия лучше всего передадут ваши чувства. Оставайтесь естественны. При этом не забывайте: все, что для вас, само собой разумеется, что обычный ребенок усваивает спонтанно, для аутичного ребенка трудно и требует специальной работы. Выполнение этой рекомендации поможет ребенку осмыслить происходящее, понять, почему все происходит так, а не иначе. Это позволяет избежать механического повторения действий, а также помогает ребенку чувствовать себя более комфортно в рамках повседневной жизни.

2. Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, которые происходят на протяжении дня, а также порядка действий в той или иной ситуации. Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагайте ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо делать дальше. В запоминании последовательности событий дня вам поможет самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня вашего ребенка.

3. Старайтесь, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие. Для этого во время купания поиграйте с ребенком в "фонтан", "брызги", а укладывая ребенка спать, спойте ему песенку. Никто лучше близких ребенка не знает, что доставляет ему удовольствие.

4. Предлагайте ребенку вещественные ориентиры, символические обозначения того или иного события, помогающие ребенку быстрее переключаться: так, перед едой можно звонить в колокольчик, созывая всех членов семьи на кухню; перед купанием достаньте специальную плавающую игрушку и т.п.

5. Вводите новые детали в привычные действия, отступайте иногда от привычного режима. Например, вместо обеда дома отправьтесь в ближайшее кафе. При этом не забудьте обсудить такой план заранее.

Трудности аутичного ребенка в произвольной организации себя в пространстве и времени, трудность активного диалога с миром, невозможность уверенно чувствовать себя в ситуации, развитие которой непредсказуемо, — все это делает необходимым специальную работу по организации его жизни в школе. Необходимо помочь ребенку в создании устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.

Сохранение постоянства в пространственной организации жизни ребенка поможет избежать многих поведенческих проблем. Растерянность, тревога уменьшатся,если ребенок четко усвоит свое основное место занятий и что он должен делать во всехдругих местах школы, где он бывает. На первых этапах рекомендуется  вводить предметное и цветовое обозначение каждого урока, а также места для личных вещей ребенка.

Усвоение  четкого и стабильного расписания каждого текущего школьного дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в школу и уходом домой, порядком этих дней в школьной неделе, а также ритм рабочих дней и каникул, праздников в течение школьного года.

Планируя занятия такого ребенка, необходимо помнить о его высокой психической пресыщаемости, легком физическом истощении.

 Поэтому для него важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха. Это можно сделать даже в условиях работы в классе, спланировав для такого ребенка возможность временно выйти из общего ритма, а затем вернуться к общим занятиям. В условиях данной группы детей эту часть работы выполнял сопровождающий класс психолог.

Для адекватной оценки возможностей ребенка необходимо четко различать его достижения в спонтанных проявлениях, стереотипных интересах и результатах, полученных при попытке произвольной организации такого ребенка, в его действиях по просьбе учителя, а также обращать внимание на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях.

В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. При работе с данной группой приходилось выверять и ограничивать все речевые инструкции, именно поэтому инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми карандаш».

В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка. При работе с данной группой непосредственно использовалась поддержка руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.

Физические упражнения, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятия помимо стандартной динамической паузы мы старались привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками.

Опора на сенсорные анализаторы. В нашем случае мы дополнительно использовали «сенсорные буквы», фонетическую ритмику.

Учитывая трудности произвольной организации, нестойкость объединения внимания на общем со взрослым объекте, неспособность к гибкому диалогу (речевому и действенному), жесткость, ригидность всей линии поведения, мы подбирали необходимое сочетание прямых, произвольных и опосредованных способов организации именно данной группе детей.

Работа по расписанию

Создание особого режима дня для ребенка с синдромом детского аутизма является необходимым условием его развития. Различные явления окружающего мира и события, происходящие с аутичным ребенком, часто в его сознании не связаны с определенными временными рамками. У него не формируется структура времени, он как бы «потерян» во времени. В результате – понимание последовательности событий оказывается несформированным. Он не знает, когда и что делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к нарушениям поведения.

Склонность к стереотипам обеспечивает определенную безопасность аутичным детям.

Именно для этой цели служит создание режима дня ребенка, который должен иметь определённую последовательность и повторяемость. Тогда картина мира в сознании аутичного ребёнка становится упорядоченной, а спланированная жизнь поможет структурировать его поведение и избежать многих страхов.

Но жизнь часто «диктует» свои законы, и в выходной день надо ехать к бабушке, а не в школу. Поэтому необходимо учитывать, что ребенку часто бывает недостаточно слов, нужна наглядность. Привычные для обычных людей вербальные способы объяснений некоторых событий для таких детей недостаточны.

Ввиду того, что у аутичного ребенка плохо сформировано понимание речи, а точнее, он с трудом соотносит слова и объекты, ребенок не понимает (в самом прямом смысле), что и почему должно происходить. Надо «проговорить» и просмотреть все изменения в жизни с использованием фото или карточек с изображением предполагаемых режимных моментов (последовательности событий), по которым ребенок сможет понять, что произойдет позже.

Режим дня составляется для того, чтобы у аутичного ребёнка вырабатывался стереотип изменения событий в течение дня на «наглядном» материале (ребенок будет чувствовать себя в безопасности и не будет подвержен тревожным (состояниям). Расписание на целый день представляет для детей с аутизмом слишком большую трудность. Они не в состоянии охватить такой большой отрезок времени. Поэтому сначала следует помочь им увидеть предсказуемость двух последовательных событий, научиться видеть порядок во всем, например, сначала работаем, затем играем (в основе обучения лежит понимание, что в жизни есть определенный ритм.

С этого нужно начинать. Иногда одно событие предшествует другому, например работа. Только после выполнения работы, можно делать то, что хочется, – играть). Только после того, как освоена последовательность двух действий, можно переходить к распорядку одной половины дня, а затем и на весь день. Им нужно именно «увидеть», что все в их жизни происходит не случайно.

Связь между событиями ребёнок понимает не сразу, он не понимает, почему повторяются те или иные действия, и его поведение в быту часто является пассивным подчинением требованиям и предложениям взрослого. Не менее важен выбор символов для достижения наибольшей самостоятельности учеников. В качестве символов могут быть использованы: рисунки (нарисованные от руки или типографским способом), фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом), комбинированные формы (предметы, приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками, надписи под картинками).

Различные виды:

1. Коробочное расписание

2. Фотографии

3. Символы и надписи

4. Обычное школьное расписание.

Организация утреннего круга

Одним из важных введений является проведение ежедневного «общего круга».

Данная форма была разработана Марией Монтессори [Хилтунен, 2008)] и представляет собой 15-минутное мини-занятие. Цели такого занятия ежегодно изменяются в соответствии с возможностями и потребностями класса. Это может быть: вовлечение в коммуникативную среду, научение фиксировать основные события своей и чужой жизни, настраивание на учебный день (гимнастика), а также проработка темы, выбранной на неделю.

В реальности, существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с отклонениями в развитии. А именно – 4 основные методики, ярко отличающиеся по первичному подходу к рассмотрению «особого» ребёнка, а также по философии и педагогическим методам: ТЕАССН, АВА, Son-rise, метод Томатиса.

Любой педагог (будь то музтерапевт, дефектолог или психолог) опирается в своей работе на какую-то из этих методик, сильно отличающихся по подходу и педагогическим приёмам. Разберёмся, что за методики существуют, в чём их плюсы и минусы.

TEACCH (Teaching children with Autism to Mind-Read) 

Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler.

Изначально методика представляла собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития. Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США.

В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПРР. На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей.

Речь идет о трех основных принципах:

• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.

• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.

• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.

Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:

· Имитация

· Восприятие

· Крупная моторика

· Тонкая моторика

· Координация глаз и рук

· Элементарная познавательная деятельность

· Речь

· Самообслуживание

· Социальные отношения

 

Все упражнения в рамках каждой сферы содействия развитию сгруппированы в соответствии 3-м уровням развития. Степень сложности задачи определяется возрастом развития. Первый уровень содержит задания для детей, чей общий результат развития соответствует возрасту от 0 до 2-х лет; второй уровень - от 2-х до 4-х лет, третий - от 4-х до 6-ти лет (диагностика проводится по Профилю психологического развития (PEP, Э.Шоплер, Р.Рейчл)). 

В общем, вся индивидуальная программа развития ребёнка согласно этой методике делится на 3 части - понимание эмоций и их причин, понимание механизмов получения информации и игра. Каждая из трех частей программы разделена на этапы, которые включают перечень упражнений и набор стимульного материала. Работа по методике TEACCH требует определённой организации пространственной среды. Если вы не имеете возможность перемещать мебель, убирать из поля зрения ребёнка лишние предметы, подбирать многообразные пособия и материалы для занятий, вам лучше отказаться от систематического применения этой методики.

Формирование понимания эмоций и причин их возникновения проходит в четыре этапа.

Первый этап – подготовительный, ребенок должен научиться узнавать и называть основные эмоции (радость, грусть, страх, гнев) на фотографиях и пиктограммах.

На следующем этапе детям предлагают схематично изображенные жизненные ситуации, которые вызывают у них различные эмоции. Ребенок должен усвоить, какую эмоцию должна вызывать та или иная ситуация.

Третий этап – формирование понимания эмоций, обусловленных желанием, и последний – понимание эмоций, обусловленных мнением. 
Упражнения подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности). Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм.

Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Весь день подчинён строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребёнок. Всем вещам присуждается определённое место. Так занятие начинается только после того, как на столе в определённом порядке будут уложены вещи. Рекомендуется, чтобы у ребёнка был определённый стул и стол – только для занятий. Личная тарелка, личная тряпочка для вытирания пола или стола, личный веник и т.д. Определённые действия усваиваются ребёнком до автоматизма многократным повторением, при этом используются карточки-подсказки. Например, для обозначения еды - карточка с тарелкой, сна – рисунок кровати. Кроме слов педагог (мама) показывают ребёнку карточки.

Ребёнок, не имеющий речи, также использует для общения карточки-подсказки.

Плюсы методики -

В России в государственных учреждениях используется именно эта система, так как она наилучшим способом подготавливает ребёнка для его помещения в социальные государственные учреждения. Например, если вы планируете отдавать ребенка в интернат.

Методика позволяет добиться управляемости ребёнка в ограниченном пространстве.

Методика последовательна, имеет широкий спектр наработок. Методика не требует стопроцентного  включения в процесс коррекции родителей.

Методика идеально подходит для детей с наиболее тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Методика подходит для организации жизни семьи ребёнка с ограниченными умственными возможностями. Только эта система подходит для привития бытовых навыков детям с умственной отсталостью с коэффициентом умственного развития ниже 34 баллов

Минусы методики.

Методика опирается на утверждение, что ребёнку необходимо создать комфортную среду обитания хотя бы в рамках дома и заведения, которое посещает ребёнок. К сожалению, ребёнок начинает себя чувствовать себя спокойно только в знакомой среде.

Например, дома ребёнок, обучавшийся по ТЕАССН, пролив воду, может её спокойно вытереть, взяв личную тряпку в обусловленном месте. Но пролив воду из чашки в гостях у бабушки, ребёнок или не заметит содеянного, или впадет в истерику, так как не сможет выполнить отработанную ранее программу: пойти в ванную, взять на определённой полке определённую тряпочку, вытереть, положить на место тряпочку. В доме бабушки всё иначе - другой стол, нет привычной ванной комнаты, а в ванной иная мебель, нет персональной тряпочки в цветочек, как дома. Алгоритм выполнения нарушен, и ребёнок ведёт себя так, будто навыка вытирания пролитой воды у него нет.

Ещё один минус- эта методика не учитывает социальные потребности ребёнка, более того, старается ограничить общение ребёнка, делая его адаптацию к жизни в обществе малоосуществимой.

АВА (методика модификации поведения).

Доктор Іvar Lovaas и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе используют поведенческие методики для работы с детьми с 1963 года.

Задача данного метода терапии двойная: выработать у ребенка желание учиться и помочь понять ему, что обучение возможно. Методика предусматривает занятия один на один с последовательной поведенческой перспективой функционирования в обществе.

Классическая модель «стимул – реакция – результат» предусматривает разбивку необходимого навыка на небольшие последовательные этапы. Каждый из этих этапов должен быть усвоен ребенком перед тем, как будет введен следующий. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. 

Эта методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия.

Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – строго пресекаются.

Например, если у ребёнка стереотипная тяга к постукиванию руками друг о друга, руки контролируют строжайшим образом – вплоть до фиксации рук в моменты возникновения стереотипии. То есть, это директивное направление в психотерапии, когда взрослый учит ребёнка правильному поведению и корректирует нежелательные проявления, вплоть до жёстких мер. В рамках обучающей программы по этой методике ребёнок - всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого.

При всей строгости обучающей программы по методике АВА, отмечу, что только она подходит для тяжёлых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжёлых форм интеллектуальной недостаточности.

Эта методика не ждёт, например, когда ребёнок захочет научиться завинчивать крышки баночек. У ребёнка нет выбора – ему поставили баночки, его рукой показывают движения и закрепляют движения до тех пор, пока ребёнок самостоятельно не сможет выполнить навык. При этом закреплённым навык считается только тогда, когда ребёнок сможет выполнять это действие без ошибок в не менее чем 80% ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребёнок может осваивать одновременно 2-3 не связанных между собой навыка, однако педагогом выстраивается чётка система усложнения и поэтапного освоения всё новых и новых навыков.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них

невербальная и вербальная имитация,

общая и мелкая моторика,

понимание языка.

Примеры упражнений:  называние предметов, называние действий, классификация предметов (кладет карточки с вилкой и ложкой в одну стопку, а карточки с кошкой и собакой – в другую), "покажи, как ты... " (делает вид, что причесывается / надевает шапку / крутит руль / тушит пожар / мяукает и ловит мышей), местоимения (правильно употребляет "я иду" – "ты идешь"), ответы на вопросы "Что", "кто", "где", "когда", "как", употребление "да" и "нет", и др. Среди более продвинутых программ – "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть", и др

Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно. 

Поэлементное разучивание многих десятков действий занимает много времени. Считается, что АВА дает наибольший эффект, если заниматься с ребенком по этой методике 30-40 часов в неделю (при этом проверено, что аналогичное количество часов, проведенное с ребенком без особой методики, далеко не столь результативно). Кроме того, в идеальном варианте надо начинать занятия по этой методике до того, как ребенку исполнится 6 лет (АВА помогает также старшим детям, но чем раньше начать занятия, тем выше будет результат). Родители, даже при наличии сил и ресурсов, как правило, не могут давать ребенку сорок часов интенсивных занятий в неделю на протяжении нескольких лет. Обычно домашняя программа АВА для ребенка организуется силами родителей, плюс обязательные занятия с дефектологом, являющимся специалистом по данной программе.

В зарубежных странах обучение по систем АВА строится так: с ребёнком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (несколько специалистов разной направленности: дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт и т.п.), а контроль осуществляет супервизор – специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух-трех часов (делая за это время пять-шесть программ), на протяжение одного дня с ребенком могут последовательно работать два-три специалиста, и таким образом ребенок получает пять-шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребёнком, корректируя свои действия один относительно другого.

Пример одного из упражнений из программы "Язык – понимание": Дефектолог дает задание ("сделай как я"), поднимает руку, затем дает подсказку (поднимает руку ребенка), вознаграждает ребенка за правильный ответ. После несколько попыток (задание – подсказка – вознаграждение) делается попытка без подсказки: дефектолог поднимает руки вверх и просит «сделай как я", и ждёт, даст ли ребенок правильный ответ. Если ребенок отвечает правильно без подсказки, он получает вознаграждение (его хвалят, дают что-нибудь вкусное, отпускают играть). Если ребенок дает неправильный ответ или не дает никакого ответа, тренировка с подсказками продолжается. Упражнение заканчивается, когда ребенок начинает в 80-90 случаях действовать правильно. Тут же вводится новое задание.

Например, педагог говорит «сделай как я», и хлопает в ладоши. Первые два задания должны быть максимально непохожими. Затем, когда ребенок станет выполнять оба действия без ошибок, их начинают показывать вместе. «Сделай как я» - и педагог хлопает в ладоши, затем поднимает руки вверх. Затем – наоборот: поднимает руки, потом хлопает. Эти два стимула считаются освоенными, когда ребенок дает 80% правильных ответов при чередовании двух действий в произвольном порядке. Затем вводят и отрабатывают третий стимул, затем чередуют все три, затем вводят четвертый, и др.

Когда у ребенка в запасе много освоенных стимулов (включая такие полезные для ежедневной жизни, как "иди сюда", "дай (название предмета)", "возьми (название предмета)"), начинают работать над обобщением, или генерализацией навыков – проводят упражнения в неожиданных местах (в ванной, на улице, в магазине), чередуют людей, дающих задание (дефектологи, родители, бабушки и дедушки, знакомые, другие дети). 

В какой-то момент ребенок не только осваивает те стимулы, которые с ним отрабатывали, но и начинает сам понимать новые задания без дополнительной отработки (например, "закрой дверь" ему показывают один-два раза, и этого оказывается достаточно). В таком случае программа считается освоенной – ребенок дальше может осваивать информацию из окружающей среды, как это делают типично развивающиеся дети.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребёнка не поддаётся контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребёнок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания. Именно эта методика помогает снизить число и интенсивность стереотипий, особенно двигательных при коррекции ребёнка с аутизмом, а также если ребёнок агрессивен или склонен к самоагрессии.

Отличие Данная методика не пытается адаптировать мир под ребёнка (то есть, не создаёт комфортную среду, как методика TEACCH или Son-Rise). Методика АВА заставляет ребёнка войти в окружающий мир, в общение, даже помимо его воли на первом этапе коррекции.

В рамках системы АВА могут активно применять абсолютно все методы работы – от чтения по складовой системе Зайцева и куклотерапии до работы со стимульным материалом по Монтессори. Обратим особое внимание на то, что методика АВА ТРЕБУЕТ, чтобы ребёнок вступил в коммуникацию и достигает этого любым путём, который доступен ребёнку.

Пример: Методика облегченной коммуникации (Facilitated Communication training. Rosemary Crossley)

Обучение по методу облегченной (альтернативной) коммуникации – стратегия для обучения детей с серьезными нарушениями. Дети, имеющие серьезные нарушения коммуникации, как правило, имеют ряд проблем, связанных с недостаточностью речи (как устной, так и письменной), не удовлетворяющей их потребности в коммуникативном взаимодействии. Этот метод применяют у детей с различными видами афазических расстройств, с нарушениями речевого общения, имеющими трудности с письменной речью.

У таких детей при общих нарушениях развития наблюдается достаточно широкий спектр нарушений коммуникативного взаимодействия, в связи с чем использование метода облегченной коммуникации исключительно актуально. 
Облегченная, или альтернативная коммуникация – формальное название для стратегий неречевой коммуникации, призванных сделать речь ребенка более функциональной. Альтернативная связь включает любую используемую стратегию коммуникации (жесты, планшеты, карточки, современные технические средства, компьютер и прочее) при отсутствии у ребенка собственной устной и письменной речи. 

Стратегии безречевой коммуникации: речь может быть заменена жестом, языком тела, письменной речью, пособиями для коммуникации.

Но вернёмся к принципам методика АВА. Методика АВА требует четкости в использовании поощрений и наказаний, при этом наказания могут быть достаточно строгие, вплоть до физических методов. Например, если ребёнок агрессивен по отношению к педагогу, педагог имеет право фиксировать своими руками руки ребёнка, не давая ему ударить. По согласованию с родителями могут применяться различные методы наказаний и физического воздействия. Например, если у ребёнка патологическая страсть к засовыванию предметов в розетки, система АВА не закрывает розетки заглушками, как это принято в иных методиках.

Система АВА говорит, что когда-нибудь ребёнок обязательно найдёт незакрытую розетку, и всё закончится смертельным исходом. Поэтому ребёнку предоставляют доступ к розетке. Но каждый раз, когда ребёнок тянет руку к розетке, он получает в руку быстрый лёгкий укол специальным гвоздиком-иголочкой. Так постепенно ребёнок начинает связывать, что если тянуться к розетке, будет больно. И ребёнок делает логический вывод: тянусь к розетке- больно. Не тянусь- не больно.

Другой пример (менее экстремальный). Ребёнок с РДА пытается съесть клей из клеящего карандаша каждый раз, когда его видит. Согласно TEACCH мы должны были бы убрать клей из поля зрения ребёнка, а занятия по аппликации и коллажу – исключить.

Согласно методике АВА ребёнка специально заставляют ежедневно делать аппликации и коллажи. Причём каждый раз, когда ребёнок применяет клей правильно, он получает поощрение – сухарик, мини-кусочек конфетки, похвалу, поглаживание. Когда ребёнком клей направляется в рот, взрослый фиксирует руку, вплоть до лёгкого шлепка по руке или, например, может использоваться иной неприятный ребёнку сигнал - лёгкое обрызгивание водой из бутылочки с пульверизатором, свисток, лишение игрушки или выключение музыки, если ребёнку нравится заниматься под музыку.

Если на начальном этапе в качестве поощрений разрешено использовать вкусовые поощрения (кусочки булочки, решки) и физические нетравматичные наказания, то постепенно эти методы вытесняются нематериальными поощрениями (похвалой, любимой игрой – как поощрениями, изыманием игрушки или отказом от любимой игры - как наказанием). Таким образом, формируется правильное и безопасное поведение.

Отметим, что только методика АВА позволяет сформировать у ребёнка с неврологическими и психиатрическими заболеваниями и умственной неполноценностью устойчивые навыки безопасного поведения. В результате ребёнок начинает регулировать САМОСТОЯТЕЛЬНО свою деятельность. То есть, его поведение приближается к поведению обычного ребёнка.

Плюсы методики АВА.

Методика приносит быстрые и ярковыраженные результаты. При этом ребёнок может показывать результаты в любой ситуации и любым людям. По результатам Ивара Ловааса, основателя этой методики, примерно половина детей, получавших коррекцию по методике АВА, может обучаться в обычной школе. Из общего числа детей, получавших коррекцию по методике АВА, до 90% улучшают свое состояние. Нередки случаи, когда при рано начатой коррекции, дети с ЗПРР и аутоподобным поведением преодолевали задержку в развитии и поступали, а потом хорошо учились, в обычных общеобразовательных школах.

Методика позволяет последовательно развивать ребёнка, вплоть до вывода ребёнка из неадекватного состояния. Методика позволяет использовать практически все известные приёмы работы и заимствовать методы других методик. Согласно данной методике дети социализируются и входят в общество, развивают инициативность.

Дети с аутизмом полностью или практически полностью избавляются от стереотипий. То есть, эта методика наиболее перспективна, если вы хотите добиться, чтобы ребёнок с отклонениями в развитии получил нормальное образование, смог самореализоваться с точки зрения профессии и социализации). Отметим, что только методика АВА позволяет освоить речь детям, которые обратились к коррекции поздно (когда на занятия к дефектологу попадает ребёнок, с полным отсутствием речи в 5-6 лет). Изначально доводится подражательная деятельность до автоматизма, с фиксацией внимания на лицо педагога. Потом осваиваются подражательные артикуляционные движения, которые постепенно озвучиваются. Одновременно с логопедическими массажами, дыхательной гимнастикой по Стрельниковой, артикуляционные упражнения позволяют разработать паретичные артикуляционные мышцы, что позволяет заложить основы речи, а зачастую и освоить на примитивном уровне речь детям, которые с позиции отечественной медицины заговорить уже не могут.

Методика чётко структурирована, имеет систему генерализации и автоматизации навыков.

Методика комплексна, то есть охватывает абсолютно все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления бытовых навыков самообслуживания.

Минусы методики АВА – Эта методика не подходит на начальном этапе коррекции ребёнка, если у ребёнка имеется страх чужих людей, зато наблюдается сильная привязанность к матери.

Также эту достаточно жёсткую методику лучше использовать ограниченно (например, только для формирования речи), если ребёнок не просто контактен, а социально адаптирован и стремится, легко вступает в общение с детьми. Эта методика требует полной самоотдачи кого-то из родственников ребёнка.

Методика учитывает достаточно строгую систему наказаний и поощрений, отчего некоторым родителям начинает казаться, что она похожа на дрессировку, хотя это не так. Нельзя путать дрессировку (обучение ребёнка бесполезным навыкам) и тренировку (формирование полезного навыка посредством повторений). Однако коррекция требует полного доверия со стороны родителей к действиям педагога, иначе результата не будет.

Если родители не согласны или не могут использовать чётко систему поощрений-наказаний, то занятия по АВА становятся затруднительными, а зачастую- невозможными. Работа по данной системе не терпит перерыва в занятиях. Даже в случае болезни с ребёнком проводится занятие (в облегчённой форме, короткое, на повторение пройденного). Но послабления невозможны. Поэтому некоторые родители оказываются морально и физически неготовыми к такой самоотдаче.

Методика требует постоянных супервизий, чёткого контроля не только за занятиями, но и за созданием дома системы развития соответствующей плану коррекции. Методика требует на начальном этапе полного послушания ребёнка, который не всегда легко достигнуть, если ребёнок воспитывался до начала коррекции в системе вседозволенности и полного обслуживания со стороны родственников. И только в процессе расширения понятийного аппарата формируется инициативность.

Система категорически не подходит для применения к ребёнку, растущему в деструктивной семье (в семье с устойчивыми внутренними проблемами, сказывающимися на развитии ребёнка). Изначально необходимо провести психотерапевтическую работу с семьёй, и только потом начинать коррекцию развития ребёнка.

Методика Son-Rise (Flu time?)

Программа Son-Rise, предназначенная для помощи детям, страдающим аутизмом, создана более тридцати лет назад супругами Барри и Самарией Кауфманами, у которых один из детей имеет аутизм. Считается, что присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к пониманию такого поведения. Это облегчает установление зрительного контакта, развивает взаимодействие и дает возможность включиться в игру ребенка. То есть, здесь дефектологи не разбивают аутичный мир ребёнка, а как бы присоединяются к нему, дают аутичным действиям новое понимание и осмысленность.

Например, ребёнок фанатично стучит по всем предметам, ему не только это позволяется, но и даются дополнительные предметы – постучи молоточком, погремушкой, палочкой, завернутой в тряпочку… В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка. Обучение через игру приводит по мнению сторонников этой методики к эффективному и осмысленному взаимодействию и коммуникации.

Программа требует создания безопасного пространства для работы и игры, в котором ничто не отвлекает внимание ребенка, поддерживает атмосферу, наиболее благоприятную для обучения и развития. К сожалению, методика не подходит для коррекции сложных расстройств аутистического спектра, а также для коррекции детей старше 5 лет, у которых «уход» в «иной» мир уже совершился достаточно глубоко. Данная методика также неприменима к детям, имеющим ярковыраженные аффективные всплески (для депрессивных и крайне агрессивных детей). Эта методика не подходит для коррекции развития детей с глубокими стадиями умственной неполноценности. Зато для детей, которые сверхпугливы, имеют массу навязчивых страхов, именно эта методика при планомерном и медленном подключении взрослого, помогает наладить контакт с педагогом. А, как известно, в основе любого обучающего процесса лежит способность и стремление к коммуникации.

 
Методика Сонрайз предполагает, что уважение и глубокая забота будут наиважнейшими факторами, влияющими на мотивацию ребенка к обучению, и с начала обучения делают любовь и "приятие" наиболее значимыми частями каждого обучающего занятия.

В качестве плюсов этой методики называют следующие: присоединение к повторяющимся (аутостимуляции) и ритуальным действиям ребенка (н-р. выстраивание объектов в линию) позволяет деблокировать тайну этого поведения и усиливает зрительный контакт, социальное развитие и включение других в игру. Использование собственной мотивации ребенка усиливает эффект от обучения. Обучение через интерактивную игру ведет к эффективной социализации. Родитель как наиболее важный и долговременный ресурс обеспечивает контроль и постоянство процесса обучения.

Плюсы методики - эта методика является социально-направленной, так как предусматривает вовлечение в общение с ребенком как самых близких людей ,так и обученных специалистов и единомышленников программы. Одновременно она требует полной самоотдачи кого-то из близких и педагога, так как ребёнок не должен ни секунды находиться вне контроля взрослого, и подключение к деятельности ребёнка производится постоянно.

 
            В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка. Это часто помогает создать контакт между матерью и ребёнком, когда мать в силу «особости» ребёнка и проблем склонна к отторжению и неприятию своего ребёнка. 

Зачастую именно эта методика позволяет лучше любой психотерапии восстановить равновесие в семье. Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к пониманию такого поведения. Это облегчает, например, установление глазного контакта с детьми-аутистами, развивает взаимодействие и дает возможность включиться в игру ребенка. Обучение через игру приводит в ряде случаев к эффективному и осмысленному взаимодействию и коммуникации. 

Минусы методики:

 - нет схемы работы над конкретными навыками, поэтому нередки случае ошибочности в выборе методов выработки навыка. 
- считается, что только родитель может обучать ребенка, хотя это нет так. Зачастую ребёнок, обучавшийся по этой программе, эффективно вступает в общение с близкими и хорошо знакомыми людьми, а в незнакомой обстановке «теряется». 
- родители часто приходят к неправильному выводу, что все, что нужно делать 
- это любить ребенка, а специально направленные занятия не нужны. 
- часть навыков, которые действительно важны для ребёнка, но к которым ребёнок в силу особенностей заболевания не стремиться, просто ускользают из спектра развивающей работы с ребёнком. Одновременно у детей с глубокими нарушениями психики и интеллекта стремление к познанию мира настолько снижено, что эффективность занятий крайне мала. 

- ребёнку необходимо создать специальную среду. Для возникновения интереса к какому-либо новому навыку ребёнку не оставляют выбора - оставляют в поле его зрения только тот предмет (стимульные материалы), которые нужны для развития этого навыка. Но отсутствие помех в зоне обучения затрудняет процесс генерализации навыка.

- Считается, что энтузиазм и заинтересованность взрослого вовлекают ребенка в общение и пробуждают у него устойчивый интерес к взаимодействию и обучению, что абсолютно не так. Например, в случае, например, глубокой умственной отсталости и ряда психических заболеваний ребёнок может игнорировать попытки взрослого заинтересовать его новинками.

- Считается, что безоценочное и оптимистическое отношение взрослого дают ребенку ощущение радости, усиливают его внимание и мотивацию в течение всей программы. При этом непонятно, каким образом ребёнку пояснить, например, границы безопасного поведения, ведь наказание согласно этой методике недопустимо. 

- Эта методика задерживает социализацию ребёнка, подавая неверный пример, как вступать в контакт. Ребёнок всегда ждёт инициативы со стороны второго участника общения. 

Пример обучения – Ребёнок с РДА имеет моторную стимуляцию – постоянно прыгает. Родитель включается во взаимодействие - прыгает вместе с ребенком. Подразумевается, что через какое-то время (это может быть день, два или даже месяц, ребёнок должен каким-то образом осознать, что родитель имитирует его действия. Как только ребёнок обратит внимание на связь – он начал прыгать, родитель тоже, считается, что ребёнок сам, через инициацию прыганья, будет пытаться вступить в контакт со взрослым. Так начинается процесс активной коммуникации. Далее родитель начинает модифицировать движения аутостимуляции, предлагая ребёнку прыгать по кочкам, по карточкам с буквами, выполняя прыжки на батуте, поочерёдно, под музыку в особом ритме и т.д. 

МЕТОД ТОМАТИСА

Курс аудиотренировок состоит из нескольких сессий прослушивания специально обработанной музыки на специальном устройстве, для стимуляции функций мозга, развития его способности эффективной обработки сенсорной информации. Методика учит ухо слышать. Популярность этого научно обоснованного метода давно вышла за пределы Франции, и он широко применяется в 40 странах мира.

Развивая умение слышать - можно изменить свою жизнь!

Возможно, вы удивитесь, но предназначением уха является не только слух. Также оно выполняет вестибулярную и стимулирующую функции. Именно поэтому умение слышать является необходимым условием гармоничного развития любой личности.

Используя метод ТОМАТИС, взрослые и дети могут намного быстрее изучать различные языки, улучшать свои голосовые данные, успешно бороться с депрессиями, преодолевать трудности общения и увеличить работоспособность и творческий потенциал.

После прохождения курса ТОМАТИС люди отмечают положительные психологические изменения – они обретают уверенность в себе, ощущают большую энергичность, ощущение благополучия и ясность мышления.

На сегодняшний день метод, разработанный профессором Томатисом, применяют более 250 центров в разных странах мира.

Предложенная методика проста и удобна: Вам нужно только надеть наушники и наслаждаться подобранной индивидуально для Вас музыкальной программой – композициями Вивальди, Моцарта, Григорианскими песнопениями.

За счёт происходящих во время прослушивания едва заметных или совсем незаметных для Вашего слуха колебаний звука происходит тренировка мышц Вашего уха, а также мозга, их обучение к более чёткой, слаженной и эффективной работе.

Благодаря методу ТОМАТИС стимулируется работа мозга, развивается его способность эффективно обрабатывать информацию и заряжается энергией тело.

Принципы действия метода ТОМАТИС

Действие метода основано на следующих научно обоснованных подходах:

  • Аудиотренировки выполняются с использованием специально обработанных скрипичных концертов Моцарта. Благодаря контрастности, непредсказуемым изменениям интенсивности звука и его тембра мозг «удивляется», вследствие чего начинают развиваться механизмы звукового внимания.
  • Наушники специальной конструкции обеспечивают передачу звуковых колебаний посредством как воздушной, так и костной проводимости. Воздействие звукового сигнала на молоточек, стремечко и крохотные мышцы, приводящие в движение улитку и вызывающие колебания вестибулярной мембраны среднего уха, тренируют эту самую миниатюрную «мускулатуру» нашего организма. К тому же, благодаря костной проводимости сигнал передаётся прямо во внутреннее ухо и улучшает его регуляцию.

Указанные процессы превращают акустическую вибрацию в электрический импульс, при этом происходит стимуляция активности головного мозга под воздействием сигналов, поступающих от внутреннего уха, и заряжение энергией тела.

Когда ждать результатов при прохождении терапии ТОМАТИС?

Использование метода ТОМАТИС приводит к изменениям на поверхностном и глубинном уровнях.

На поверхностном уровне первые результаты аудиотренировок становятся заметными достаточно быстро, спустя несколько недель (в некоторых случаях – даже дней) с момента начала занятий.

При этом следует понимать, что в результате перестройки на глубинном уровне, происходящей под воздействием терапии, происходит восстановление внутреннего равновесия индивидуума и, как следствие, изменение – в лучшем смысле слова – личной системы ценностей. Такие глубинные преобразования менее заметны и происходят медленнее.

Важным преимуществом метода является длительное сохранение достигнутых положительных изменений, их продолжение по окончании курса аудиотренировок по методу ТОМАТИС.

Качественное проведение аудиотренировок с применением «Электронного уха» обеспечивает сохранение результатов на несколько лет, поскольку при этом происходит нормализация состояния человека и продолжается положительное развитие.

Тем, кто уже занимался по методике ТОМАТИС, для восстановления равновесия и возвращения к непрерывному развитию достаточно спустя некоторое время по окончании тренировок пройти курс активирующей программы в центре.

Является ли метод ТОМАТИС опасным?

Метод ТОМАТИС не представляет какой-либо опасности для человека, поскольку не является лечением в традиционном медицинском понимании.

Не смотря на то, что его применяют специалисты в области медицины, педагогики, спорта и искусства, он не заменяет существующие лечебные практики, используемые в указанных сферах, а лишь дополняет их, усиливая эффективность.

Фактически метод ТОМАТИС является деликатным способом возвращения в норму, минуя состояние дисбаланса и травмы.

Возвращение человека к его нормальному состоянию приносит двойную пользу: им обретается эмоциональное равновесие и покой и без лишних усилий сохраняется прогресс, который был достигнут в ходе аудиотренировок.

Почему выбрана музыка Моцарта?

Многочисленные испытания с музыкой разных авторов подтвердили неизменно высокую результативность произведений Моцарта независимо от географии эксперимента. Более того, было замечено, что именно эта музыка, получившая признание на всех континентах, обеспечивает восстановление внутреннего равновесия слушателей.

Действие любой музыки на чувство равновесия обусловлено её ритмом, стимулирующим тело; гармонией, пробуждающей эмоции; мелодией, обращённой к интеллекту. Столь сильное влияние музыки Моцарта объясняется её полным соответствие канонам классицизма, в соответствии с которыми все указанные составляющие должны пребывать в равновесии, что на деле является большой редкостью. Обычно одна из этих характеристик доминирует, что приводит к достаточной необычности музыкального высказывания. Однако в музыке Моцарта такое равновесие сохранено, что и является причиной её универсальности.

Чем обусловлен интенсивный курс аудиотренировок?

Для изменения режима восприятия мозга необходимо частое повторение получаемой информации с соблюдением постоянного ритма на протяжении ограниченного времени.

Благодаря таким упражнениям, как и любым другим умственным или физическим тренировкам, возникает процесс, который позволяет открыть телу другие механизмы его работы, предоставляя своеобразный выбор.

Зачем нужны перерывы?

Мозгу в равной мере нужна и повторяющаяся стимуляция, и отдых. Стимуляция позволяет изменить восприятие, а отдых – ассимилировать и интегрировать полученные изменения.

На таком принципе основаны любые развивающие процессы: приходящая на смену периоду активности фаза кажущейся пассивности обеспечивает интеграцию.

К тому же, для получения стойких результатов необходима ассимиляция. Стимуляция нарушает равновесие организма, а во время его отдыха и происходит ассимиляция.

Насколько долговечными являются результаты тренировок по программе ТОМАТИС? 

Преимуществом программы ТОМАТИС является эффективность и гарантия долговечных результатов, что объясняется не выработкой условных рефлексов, а восстановлением равновесия.

Тренировка слуха при помощи «Электронного уха» возвращает человека в состояние равновесия, являющееся нормой и требующее для своего поддержания намного меньших усилий, чем при нарушениях различной тяжести.

Именно поэтому можно обоснованно утверждать, что приведенные в норму механизмы развития позволяют не только сохранить результаты, которые были достигнуты в ходе аудиотренировок по курсу ТОМАТИС, но и продолжить прогресс.

Трудности аутичного ребенка в произвольной организации себя в пространстве и времени, трудность активного диалога с миром, невозможность уверенно чувствовать себя в ситуации, развитие которой непредсказуемо, — все это делает необходимым специальную работу по организации его жизни.

1. Сохранение постоянства в пространственной организации жизни ребенка поможет избежать многих поведенческих проблем. Растерянность, тревога уменьшатся, если ребенок четко усвоит свое основное место.

2. Усвоение  четкого и стабильного расписания каждого текущего  дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому.

3. Индивидуальный адаптированный ритм занятий.

Планируя занятия такого ребенка, необходимо помнить о его высокой психической пресыщаемости, легком физическом истощении, ребенку необходимо предоставлять  возможность своевременного переключения и отдыха.

4. Организация выполнения одного и того же задания в разных условиях. 

5.Физические упражнения, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение.

6. Организация утреннего круга

Ежедневное 15 минутное занятие проводиться для вовлечение в коммуникативную среду, научение фиксировать основные события своей и чужой жизни, настраивание на учебный день (гимнастика), а также проработка темы, выбранной на неделю.

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp  belarusian youth  asked
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.