И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг

1.     Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Один из клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции.

ММД – термин используется для определения таких состояний, как расстройство поведения и трудности обучения, которые не связаны с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

Нейропсихический подход рассматривает СДВГ как незаконченность развития мозга, которая проявляется в:

- недостаточности сформированности функций программирования

- регуляции и контроля ребенка, что связано с парциальным недоразвитием участков коры головного мозга.

Функции лобной коры: (исполнительные функции)

1.     общий контроль

2.     регуляция

3.     программирование

4.     организация поведения человека

При рождении они не сформированы, но развиваются с возрастом, опытом, биологическим созреванием.

Способности лобной коры:

- притормаживать импульсы

- планировать свое поведение

- контроль внимания

Все функции важны для саморегуляции, для способности руководить своим поведением. ВАЖНО: у детей с СДВГ исполнительные функции лобной коры не отсутствуют полностью, ошибочно представление о том, что эти функции не будут развиваться с возрастом. Процесс возрастного созревания идет, но в сравнении со сверстниками степень этого развития будет всегда несколько ниже.

СДВГ (американский термин, МКБ – 10 – гиперкинетическое расстройство):

- от 3х до 15 лет (пик 6-7,14-15 – уменьшается, но не исчезает)

- среди мальчиков встречается чаще, чем среди девочек.

- Проявления – 3 симптома: 1. нарушение внимания (6 признаков), 2. импульсивность (1), 3. гиперактивность (3) + социальная дезадптация. ПО МКБ – 10 есть дополнительные требования для постановки диагноза:

- симптомы не позже 7ми лет

- Симптомы появились в нескольких ситуациях (поведение дома, в школе, в общественных местах)

- все три типа симптомов были отмечены, по меньшей мере в 2х  различных типах ситуаций

- расстройство не отвечает критериям, которые позволяют диагностировать общее нарушение развития (аутизм, депрессия …)

Интеллект

Сообразительны, быстро схватывают, обладают неординарными способностями. Тест Векслера: по показателям, как общая осведомленность и обьем простых знаний, дети с гиперактивностью ничем не отличаются от здоровых сверстников, а вот умение строить умозаключения, способность к применению социальных правил, норм, самостоятельность, долговременная слухо – речевая память у них сформированы хуже нормы.

Специфика интеллектуальной деятельности в цикличности:  произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, далее в течение 3 7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.

Мышление

Наглядно – образное : трудности  в выделении существенных признаков предмета (идет смешение), различие предметов внутри одной группы (сапог – ботинок, жираф  - верблюд…), трудности в назывании образов и тд.

Трудности в пространственном и квазипространственном восприятии, зрительно – предметной памяти и тд

DSM-V – 3-клинических подтипа СДВГ:

1.     сочетанный ( комбинированный) тип - проявляются все три группы симптомов

2.     СДВГ с преимущественными нарушениями внимания

3.     СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности.

С позиции нейропсихологического подхода несформированность программирования, регуляции и контроля позволяет выделить и описать три различных субварианта СДВГ:

- несформированность преимущественно регуляторного компонента деятельности с высоким уровнем психического тонуса (гиперактивный тип)

- регуляторная несформированность с трудностями удержания и усвоения алгоритма деятельности (комбинированный тип)

- регуляторная несформированность с низким уровнем психического тонуса (гипоактивный тип)

2.     Средовые ресурсы обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Поведение детей с СДВГ определяется факторами внешней среды гораздо сильнее, чем внутренними правилами, указаниями – нужна соответствующая организация внешней среды.

- планировка класса

- размер класса, его наполняемость

- перемена положения в классной комнате

- стоячая парта

-отдельный кабинет

- отдельная парта

- расстановка парт с положительным окружением для ребенка

- Место в классе / группе

- усаживать дальше от посторонних раздражителей

- не садим за последнюю парту в самый дальний угол

- видимые правила, принятие, понимание (жесты, пиктограммы, колокольчик, свет, карточки саморегуляции, таблички треугольником («Помогите мне, пожалуйста», «Пожалуйста, продолжай работу»))

Учебный процесс

Оптимизация:

три области

– учебный процесс

- параметры заданий и различных учебных материалов (пр. наглядные материалы)

- управление поведением ребенка с СДВГ

Для включения:

1.     поэтапный план занятия

2.     наличие наглядных моделей и иллюстраций

3.     проконтролировать усвоение новой информации

4.     модифицировать структуру учебного процесса

5.     постоянная корректирующая обратная связь

6.     использование различных средств

7.     график

8.     требования – четко и структурировано

Задания и материалы

Факторы:

1.     сложность

2.     длительность

3.     вид и интенсивность поддержки

4.     способ подачи

Поведение ребенка с СДВГ

1.     лучше справляются с деятельностью и лучше себя ведут при наличии частой оценки (обратной связи) своего поведения.

Способы напоминания:

- монеты

- таймер, сигнал

Система контроля поведения:

- похвала, позитивное подкрепление

- мягкий выговор, нестрогое наказание

Устный выговор как действенное средство влияния на ребенка с СДВГ

А) замечание делать как можно более спокойно и неэмоционально, по возможности, наедине с учеником, а не публично.

Б) требование должно звучать твердо: (Немедленно принимайся за работу)

В) Краткость

Г) Своевременность замечаний

Д) Избегать контекста похвалы + замечания

Е) действенность замечания увеличится через сокращения дистанции

Ж) Не повторяем замечаний и не напоминаем о прошлом поведении , если в этом нет нужды

З) Четкость требований

Эффективность предъявлений требований

1.     прежде чем давать указания нужно зафиксировать внимание

2.     короткое, однозначное указание

3.     конкретные требования к поведению (убери все с парты)

4.     1 задача, одно действие

5.     простая лексика

6.     указание, а не просьба

7.     дать указание 3 раза (озвучить, показать на карточке + слегка перефразировать, повторить и «что ты будешь делать?»)

8.     указание сначала на желаемое действие, а затем на нежелательное

9.     предупредительный сигнал (5 минут)

10.  указания, которые выполняются немедленно – поощряются

2.     высокий уровень участия ребенка в деятельности

3.     карточки ответа (доски с эффектом стирания)

4.     самостоятельный выбор деятельности из предложенных вариантов

Стратегии уменьшения проблем с вниманием

1.     занятие интересное, захватывающее

2.     мультисенсорный способ (полимодальная подача)

3.     хитрости: интрига открытыми вопросами, юмор, истории и интересные примеры, диалог, наглядность – яркие раздаточные материалы – подача небольшими порциями.

4.     выделение цветом, проекция фонариком

5.     фактор новизны

6.     аудио – и визуальные собиратели внимания (муз. минутка)

7.     «индивидуальное задание»

8.     мять предмет

9.     ТСО

10.   1 на 1, дополнительные занятия

Способы улучшения поведения

1.     формулировки

2.     сидим ближе

3.     проактивный подход

4.     объяснение

Подкрепление деятельности

1.     выбрать самому воспитаннику

2.     положительное – отрицательное

3.     избегать пресыщения

4.     целенаправленное действие – подкрепление

Функциональный подход

Стоимость действия

Тайм – аут

Часы хорошего поведения

Символическая экономика

Договор о хорошем поведении

Методы самоконтроля

Рекомендации для построения хороших взаимоотношений с ребенком с СДВГ

1.     ежедневное личное приветствие ребенка

2.     использование возможностей общения

3.     невербальное выражение хорошего отношения

4.     внимательность, доброжелательность, поддержка

5.     внимание к успехам

6.     избегание унизительной критики, некорректных форм высказывания замечаний и тд.

7.     эмоциональное, интересное проведение занятий с привлечением детей, активное их участие  в занятиях, поощрение сотрудничества.

Сотрудничество педагога с родителями ребенка с СДВГ

1.     партнерские отношения

2.     психологическое консультирование 3

Дети с СДВГ и ровесники

1.     Лотерея

2.     Игра в хорошее поведение

3.     Взаимное обучение

Основные характеристики адаптированной к потребностям ребенка с СДВГ среды

1.     Позитивная среда, без негативного влияния

2.     среда должна быть максимально свободна от соблазнов и отвлекающих стимулов

3.     структурированная среда

4.     средовые рамки

5.     среда должна быть понятной и предсказуемой для ребенка, должна функционировать согласно четким правилам.

6.     указательные знаки

7.     вспомогательная система наблюдения за временем

8.     важное – максимально интересное

9.     поощрение – замечание

10.   контроль со стороны

11.   свое собственное место

12.   организация среды по принципу предвидения и опережения проблем

 

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp  belarusian youth  asked
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.