1. Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Один из клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции.
ММД – термин используется для определения таких состояний, как расстройство поведения и трудности обучения, которые не связаны с выраженными нарушениями интеллектуального развития.
Нейропсихический подход рассматривает СДВГ как незаконченность развития мозга, которая проявляется в:
- недостаточности сформированности функций программирования
- регуляции и контроля ребенка, что связано с парциальным недоразвитием участков коры головного мозга.
Функции лобной коры: (исполнительные функции)
1. общий контроль
2. регуляция
3. программирование
4. организация поведения человека
При рождении они не сформированы, но развиваются с возрастом, опытом, биологическим созреванием.
Способности лобной коры:
- притормаживать импульсы
- планировать свое поведение
- контроль внимания
Все функции важны для саморегуляции, для способности руководить своим поведением. ВАЖНО: у детей с СДВГ исполнительные функции лобной коры не отсутствуют полностью, ошибочно представление о том, что эти функции не будут развиваться с возрастом. Процесс возрастного созревания идет, но в сравнении со сверстниками степень этого развития будет всегда несколько ниже.
СДВГ (американский термин, МКБ – 10 – гиперкинетическое расстройство):
- от 3х до 15 лет (пик 6-7,14-15 – уменьшается, но не исчезает)
- среди мальчиков встречается чаще, чем среди девочек.
- Проявления – 3 симптома: 1. нарушение внимания (6 признаков), 2. импульсивность (1), 3. гиперактивность (3) + социальная дезадптация. ПО МКБ – 10 есть дополнительные требования для постановки диагноза:
- симптомы не позже 7ми лет
- Симптомы появились в нескольких ситуациях (поведение дома, в школе, в общественных местах)
- все три типа симптомов были отмечены, по меньшей мере в 2х различных типах ситуаций
- расстройство не отвечает критериям, которые позволяют диагностировать общее нарушение развития (аутизм, депрессия …)
Интеллект
Сообразительны, быстро схватывают, обладают неординарными способностями. Тест Векслера: по показателям, как общая осведомленность и обьем простых знаний, дети с гиперактивностью ничем не отличаются от здоровых сверстников, а вот умение строить умозаключения, способность к применению социальных правил, норм, самостоятельность, долговременная слухо – речевая память у них сформированы хуже нормы.
Специфика интеллектуальной деятельности в цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, далее в течение 3 7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.
Мышление
Наглядно – образное : трудности в выделении существенных признаков предмета (идет смешение), различие предметов внутри одной группы (сапог – ботинок, жираф - верблюд…), трудности в назывании образов и тд.
Трудности в пространственном и квазипространственном восприятии, зрительно – предметной памяти и тд
DSM-V – 3-клинических подтипа СДВГ:
1. сочетанный ( комбинированный) тип - проявляются все три группы симптомов
2. СДВГ с преимущественными нарушениями внимания
3. СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности.
С позиции нейропсихологического подхода несформированность программирования, регуляции и контроля позволяет выделить и описать три различных субварианта СДВГ:
- несформированность преимущественно регуляторного компонента деятельности с высоким уровнем психического тонуса (гиперактивный тип)
- регуляторная несформированность с трудностями удержания и усвоения алгоритма деятельности (комбинированный тип)
- регуляторная несформированность с низким уровнем психического тонуса (гипоактивный тип)
2. Средовые ресурсы обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Поведение детей с СДВГ определяется факторами внешней среды гораздо сильнее, чем внутренними правилами, указаниями – нужна соответствующая организация внешней среды.
- планировка класса
- размер класса, его наполняемость
- перемена положения в классной комнате
- стоячая парта
-отдельный кабинет
- отдельная парта
- расстановка парт с положительным окружением для ребенка
- Место в классе / группе
- усаживать дальше от посторонних раздражителей
- не садим за последнюю парту в самый дальний угол
- видимые правила, принятие, понимание (жесты, пиктограммы, колокольчик, свет, карточки саморегуляции, таблички треугольником («Помогите мне, пожалуйста», «Пожалуйста, продолжай работу»))
Учебный процесс
Оптимизация:
три области
– учебный процесс
- параметры заданий и различных учебных материалов (пр. наглядные материалы)
- управление поведением ребенка с СДВГ
Для включения:
1. поэтапный план занятия
2. наличие наглядных моделей и иллюстраций
3. проконтролировать усвоение новой информации
4. модифицировать структуру учебного процесса
5. постоянная корректирующая обратная связь
6. использование различных средств
7. график
8. требования – четко и структурировано
Задания и материалы
Факторы:
1. сложность
2. длительность
3. вид и интенсивность поддержки
4. способ подачи
Поведение ребенка с СДВГ
1. лучше справляются с деятельностью и лучше себя ведут при наличии частой оценки (обратной связи) своего поведения.
Способы напоминания:
- монеты
- таймер, сигнал
Система контроля поведения:
- похвала, позитивное подкрепление
- мягкий выговор, нестрогое наказание
Устный выговор как действенное средство влияния на ребенка с СДВГ
А) замечание делать как можно более спокойно и неэмоционально, по возможности, наедине с учеником, а не публично.
Б) требование должно звучать твердо: (Немедленно принимайся за работу)
В) Краткость
Г) Своевременность замечаний
Д) Избегать контекста похвалы + замечания
Е) действенность замечания увеличится через сокращения дистанции
Ж) Не повторяем замечаний и не напоминаем о прошлом поведении , если в этом нет нужды
З) Четкость требований
Эффективность предъявлений требований
1. прежде чем давать указания нужно зафиксировать внимание
2. короткое, однозначное указание
3. конкретные требования к поведению (убери все с парты)
4. 1 задача, одно действие
5. простая лексика
6. указание, а не просьба
7. дать указание 3 раза (озвучить, показать на карточке + слегка перефразировать, повторить и «что ты будешь делать?»)
8. указание сначала на желаемое действие, а затем на нежелательное
9. предупредительный сигнал (5 минут)
10. указания, которые выполняются немедленно – поощряются
2. высокий уровень участия ребенка в деятельности
3. карточки ответа (доски с эффектом стирания)
4. самостоятельный выбор деятельности из предложенных вариантов
Стратегии уменьшения проблем с вниманием
1. занятие интересное, захватывающее
2. мультисенсорный способ (полимодальная подача)
3. хитрости: интрига открытыми вопросами, юмор, истории и интересные примеры, диалог, наглядность – яркие раздаточные материалы – подача небольшими порциями.
4. выделение цветом, проекция фонариком
5. фактор новизны
6. аудио – и визуальные собиратели внимания (муз. минутка)
7. «индивидуальное задание»
8. мять предмет
9. ТСО
10. 1 на 1, дополнительные занятия
Способы улучшения поведения
1. формулировки
2. сидим ближе
3. проактивный подход
4. объяснение
Подкрепление деятельности
1. выбрать самому воспитаннику
2. положительное – отрицательное
3. избегать пресыщения
4. целенаправленное действие – подкрепление
Функциональный подход
Стоимость действия
Тайм – аут
Часы хорошего поведения
Символическая экономика
Договор о хорошем поведении
Методы самоконтроля
Рекомендации для построения хороших взаимоотношений с ребенком с СДВГ
1. ежедневное личное приветствие ребенка
2. использование возможностей общения
3. невербальное выражение хорошего отношения
4. внимательность, доброжелательность, поддержка
5. внимание к успехам
6. избегание унизительной критики, некорректных форм высказывания замечаний и тд.
7. эмоциональное, интересное проведение занятий с привлечением детей, активное их участие в занятиях, поощрение сотрудничества.
Сотрудничество педагога с родителями ребенка с СДВГ
1. партнерские отношения
2. психологическое консультирование 3
Дети с СДВГ и ровесники
1. Лотерея
2. Игра в хорошее поведение
3. Взаимное обучение
Основные характеристики адаптированной к потребностям ребенка с СДВГ среды
1. Позитивная среда, без негативного влияния
2. среда должна быть максимально свободна от соблазнов и отвлекающих стимулов
3. структурированная среда
4. средовые рамки
5. среда должна быть понятной и предсказуемой для ребенка, должна функционировать согласно четким правилам.
6. указательные знаки
7. вспомогательная система наблюдения за временем
8. важное – максимально интересное
9. поощрение – замечание
10. контроль со стороны
11. свое собственное место
12. организация среды по принципу предвидения и опережения проблем