· Учить ребенка слушать и слышать («послушай — это машина едет, а это тикают часы и т. п.).
· Читать небольшие сказки, простые стишки которые соответствуют возрасту ребенка.
· Рассматривать семейные фотографии.
· Рассматривать иллюстрации в книгах.
· Гуляя на улице, рассматривать явления природы.
· Развивать мелкую моторику рук (с помощью мозаик, пазлов, пластилина, перебирая крупы, можно использовать прищепки).
· Напевайте ребенку простые песенки, проговаривайте потешки.
· Не говорите при ребенке об его отставании, не злитесь на него из-за этого.
· Вызывайте желание подражать взрослому. Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты!»
Общее недоразвитие речи (сокращенно, ОНР) — это речевые расстройства, при которых у детей с нормальным уровнем слуха и интеллекта наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики.
Причины возникновения ОНР:
· различные инфекции в период беременности;
· ранний или поздний токсикозы при беременности;
· несовместимость резус-фактора и группы крови ребёнка и матери;
· родовая травма или патология во время родов;
· различные заболевания ЦНС;
· травмы головного мозга в первые годы жизни ребёнка.
Характеристики детей с ОНР
Несмотря на различные причины возникновения дефектов, у детей с ОНР наблюдаются типичные проявления: первые слова появляются ближе к 3-4 годам, речь малопонятна, аграмматична, недостаточно фонетична, кроме того, ребёнок понимает речь окружающих, но не может сам сформулировать свои мысли.
Выделяют четыре уровня ОНР
1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искажённые, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень — уже появляется развёрнутая речь, ребёнок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребёнка процесс обучения чтению и письму.
Лечение ОНР
Одним из составляющих комплексного лечения ОНР является систематические занятия с логопедом. Также проводится логопедический массаж, способствующий нормализации речевых мышц для улучшения звукопроизношения.