Каждая мама время от времени прибегает к услугам нянь, бабушек, подруг или знакомых, а у них собственные взгляды на воспитание подрастающего поколения. И, конечно, только их взгляды — обоснованные и единственно правильные. Так они считают. Вы же убеждены, что никто лучше вас не знает вашего ребенка, и только вам ведомо, как нужно обращаться с вашей дочерью или сыном.
Возникает проблема: оставляя на кого-то своего малыша, вы бы хотели, чтобы с ним обращались согласно вашим рекомендациям. Однако временный, скажем так, «опекун» полагает, что коль он остался один на один с вашим чадом, то вправе воспитывать его по своему усмотрению. При этом старший товарищ жалуется на вашего кроху, а малыш — на взрослого. Взаимная перекрестная обида. Как разобраться в ситуации?
Начать надо, пожалуй, с того, что уяснить простую мысль. Аксиому аксиом — «Вам никто ничего не должен». Тогда многие вопросы и претензии отпадут сами собой.
В фокусе — позитив!
Если разговор все же не минуем, воспользуйтесь известной схемой построения таких бесед: позитив-негатив-позитив. В начале беседы ваш собеседник должен получить от вас порцию «поглаживаний» в виде одобрения, восхищения. В середине разговора выскажите свое мнение, чем вы недовольны, что вас огорчает, и что бы вы хотели изменить. А закончите общение позитивом, подарите надежду, что все будет замечательно, спорные вопросы разрешатся, ситуация изменится в лучшую сторону, вы верите, вы знаете, все будет «ОК».
А теперь разберем каждый пункт в отдельности.
Вы приходите домой, и вам на встречу кидаются зареванные дети, жалующиеся друг на друга и на бабушку. Подходит бабушка и начинает жаловаться на детей, на свое здоровье и усталость. А у вас нет сил, но всех надо выслушать, разобраться, «разрулить» ситуацию.
Скажем себе «стоп!» Сядем и расслабимся. Мы дома, все живы и здоровы. Это главное. Дети, как маленькие мышата, норовят забраться вам на колени, прижаться, не задумываясь о том, что вы устали. Помогите им разместиться, чтобы вы могли соприкасаться друг с другом, и обнимите малышей.
Бабушка обижена, что дети облепили маму со всех сторон, а ей, которая, как каторжная отсидела с ними, никакого внимания. А она устала, и не обязана...
Устремите на бабушку все свое внимание, изобразите живейший интерес к тому, что она рассказывает, как сетует на жизнь и на детей… Слушая героический рассказ бабушки о ее подвиге по выгулу и кормлению внуков, восхититесь ее выдержкой и неутомимой энергией. А сами поглаживайте, обнимайте и целуйте своих ненаглядных чад. Они же соскучились по маме! Дайте им максимум тактильного общения. Крохам это необходимо, в очередной раз почувствовать, что мама их любит, что она по ним соскучилась, что мама рядом.
При этом внимательно слушайте бабушку! Это ее звездный час! С каким удовольствием, наслаждением она начнет описывать вам все трудности воспитательного процесса. Бабушке нужно излить душу, и пока она этого не сделает, она не успокоится и, к сожалению, не сможет услышать вас. Покажите всем своим поведением, что вы разделяете се состояние и понимаете, как ей было тяжело.
Если бабушка в своих стенаниях и жалобах пошла на второй круг, отвлеките ее внимание. Вы совершенно забыли, у вас ведь есть подарок для нее! Это может быть свежая газета, коробочка чая, лекарство, которая она просила купить, или приятная новость. Бабушка отвлеклась на презент, который вы заблаговременно приготовили, и у вас есть пара минут, чтобы разобраться в той информации, которую вы смогли выловить между ее нравоучениями и жалобами.
Если вы еще не научились фильтровать информацию, учитесь немедленно, иначе посадите свою нервную систему. Есть вопросы принципиальные и непринципиальные. Если внук грубо ответил бабушке — эту ситуацию нужно разобрать. Если дети проигнорировали бабушкино требование доесть кашу, обсуждение сего факта можно опустить. Научитесь отделять важное от второстепенного. Если что-то является для вас принципиальным, обязательно обсудите это с тем, кто остался с вашим малышом, не держите в себе.
Перескажите ситуацию, как вы ее видите, но без лишних эмоций. Это должна быть некая констатация фактов и чувств по поводу того или иного действия. В конце монолога спросите у бабушки: «Я правильно поняла вас? Все было именно так?» Описывая ситуацию, заменяйте негативные бабушкины высказывания нейтральными.
Пересказав и посчитав, что ситуация достойна обсуждения, обратитесь к детям. «А что вы думаете? Все было так, как рассказала бабушка?» Наверняка малыши забьют вас своими версиями происходящего. Разумеется, «Все было не так, они этого не хотели, но так получилось...» Выслушать детей необходимо, иначе не будет конструктивного диалога. Постарайтесь услышать то, что звучит между словами, прячется в интонациях, найдите истинную причину поведения малышей. Возможно, им было скучно, бабушка не обращала на них внимания, и они стали шуметь, задевать друг друга, чтобы привлечь внимание взрослого.
Проявляйте живой интерес к тому, что рассказывает ребенок, уточняйте детали, переспрашивайте, озвучивайте: «Ты расстроился? Обиделся на бабушку?» Дублируйте высказывания малыша, чтобы он почувствовал, что вы разделяете его эмоции, понимаете его. Если ребенок услышан, он в свою очередь; постарается услышать вас.
Предложите обсудить, как надо было поступить в сложившейся ситуации. Идеи предлагают все. Из нескольких вариантов выберите один, который смог бы удовлетворить обе стороны.
Если же вы считаете, что ничего страшного не произошло, и жалобы бабушки беспочвенны, пообещайте ей чуть позже разобраться с детьми. В отсутствии бабушки пожурите малышей. Чтобы если потом она их спросит строгим голосом: «Ну, что, дети, мама с вами говорила?», они единодушно могли бы ответить: «Да!»
Все вышесказанное справедливо и для ситуации, когда с вашим ребенком сидит няня. С соответствующими поправками, разумеется...
Приятно о неприятном.
А теперь давайте поговорим о том, в какой форме сделать замечание, чтобы собеседник не обиделся и принял вашу точку зрения?
Мысль формулируйте точно так же: позитив — негатив — позитив.
«Мне искрение жаль, что вас так вымотали дети. Если бы вместо совместного просмотра сериала, вы пошли гулять в парк, этого бы не случилось. Вы бы отдохнули на скамеечке, погрелись на солнышке, а малыши вдоволь набегались и были бы спокойны дома. Вот почему я прошу вас все свободное время проводить на улице. Кроме того, в следующий раз я сама приготовлю одежду для малышей, чтобы вам было легче собирать их на прогулку».
Обратите внимание на ряд аспектов.
Замечание о том, что «нужно гулять, а не сидеть у телевизора», подается в виде просьбы, пожелания. При этом учитывается не только то, что нужно детям, но и сидящему с ними взрослому. У бабушки или няни формируется мысль, что вы заботитесь о ней.
Будьте изобретательны!
У каждого из нас своя шкала ценностей и приоритетов. При обсуждении с бабушкой или няней важных для вас аспектов воспитания, базируйте свою точку зрения на ее приоритетах.
Допустим, бабушка или няня считает, что основу воспитания составляет послушание. Дети должны слушаться взрослых и точка!
Объясните, что взрослый, безусловно, прав, но бывают случаи, когда старших слушаться не следует. Например, злых дядей на улице. Отсюда вывод: чтобы разбираться, когда и как поступать, нужно не слепо следовать приказам няни или бабушки, а научится думать.
Любой рефлекс необходимо закреплять, и если вы хотите, чтобы ваши пожелания были не только услышаны, но и приняты к сведению, не стесняйтесь, повторяйте, варьируйте форму подачи, обосновывайте свою точку зрения.
Беседу заканчиваете благодарственной речью в адрес бабушки или няни и светлой верой, что в дальнейшем все будет замечательно. Дети подумают, осознают, больше такого не повторится...
Бабушка должна выйти из разговора с ощущением, что ее услышали, что она равноправный член вашей семьи, хотя редко приезжает в гости, а с детьми сидит по великим праздникам. Да и няне будет приятно ощутить доброе, человеческое отношение.