И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг

В танце возможности не ограничены или неограниченные возможности танца.

(технология использования элементов хореографии на музыкально-ритмических занятиях с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в условиях ЦКРОиР) 

     Мечта и музыка дают крылья,

но только танец позволяет взмахнуть ими.

В настоящее время существует противоречие между потенциальными возможностями  хореографии и недостаточно эффективным практическим её использованием в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью и двигательными нарушениями. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие  двигательных форм, снимает  утомление, повышает эмоциональный фон. 

С этой целью помимо программных требований, с 2009 года на музыкально- ритмических занятиях  используются элементы хореографии.

Хореография это деятельность, которая включает в себя основные движения,  необходимые в повседневной жизни – ходьбу, бег, прыжки, наклоны, приседания, является естественной потребностью и доступной формой активности, как двигательной, так и эмоциональной.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

  1. активизация интереса и положительного отношения к окружающему миру;
  2. развитие слухового восприятия;
  3. расширение коммуникативного опыта, стимулирование потребности в общении со сверстниками и взрослыми
  4. коррекция нарушений двигательной сферы;
  5. повышение жизненного тонуса.

Включение элементов хореографии на музыкально-ритмических позволило решить следующие задачи:

  1. развитие основ музыкальной культуры, музыкальных и творческих способностей;
  2. формирование красивой осанки,   выразительных, пластичных  движений в игре, танце, хороводе, упражнениях;
  3. развитие чувства ритма;
  4. воспитание самостоятельности.

Решая поставленные задачи, я вначале учила детей слушать звучание различных инструментов (фортепиано, свирелей, детских гармошек, металлофона и пр.),  на занятиях дети учились различать голоса людей, животных, различных предметов.  При проведении занятий учитывала жизненный опыт и опыт предметно-игровых действий, применяла наглядно – слуховой метод. После прослушивания проводилось обсуждение о   характере   музыки,   темпе.  Во время повторного прослушивания учащимся предлагалось самостоятельно двигаться под музыку

Игра на инструментах (деревянных ложках, металлофоне, маракасах) помогала развивать мелкую моторику, чувство ритма, умение работать в паре, коллективе.

Так как учащимся  с умеренной умственной отсталостью и с нарушениями опорно-двигательного аппарата свойственна быстрая утомляемость, на занятиях использовала элементы психогимнастики и аутотренинга, с целью снятия у ребенка напряжения. Учила детей  методам расслабления с помощью   упражнений «Кулачки», «Варвара» «Отдыхаем».

Много времени уделялось разучиванию танцевальных движений.

Разучивание танца начинается с прослушивания музыки, определения ее характера: быстрая или медленная, веселая или грустная, знакомство участников коллектива с замыслом и рисунком танца.  Несмотря на  трудности даже при выполнении элементарных движений, таких как приставной шаг, синхронное поднятие рук, шаг в ногу, дети с большим желанием участвуют в репетициях. В паре с учащимися находятся педагоги. Дети имитируют движения   взрослых,  что существенно облегчает работу.

Так как в ходе проделанной работы учащиеся научились  элементарным танцевальным движениям, был преодолён негативизм некоторых учащихся к занятиям музыкой и танцами, и что важно, детям интересно на таких занятиях,   было  решено создать танцевальный коллектив «Путь к мечте», который с самого начала был интегрированным. В него вошли учащиеся   и специалисты центра.

Сложно стандартизировать успехи, достигнутые благодаря использованию элементов  хореографии на занятиях.  Для каждого конкретного ребенка это была своя победа.

Для учащегося  с аутизмом положительным результатом занятий стало то, что он взял своего партнера за руку, что  он не только начал танцевать на занятии,  но и вышел на сцену. Своеобразным достижением  стало участие в танцевальных номерах мальчика с нарушением слуха и ДЦП.  С проворностью, которой от него никто не ожидал,  он двигался в танце,  чувствуя ритм и темп музыки. Еще один ученик с выраженным агрессивным поведением, становился более спокойным и сосредоточенным,  быстро запоминал последовательность движений, порой подсказывая  педагогам, следующие движения.  Танцы стимулировали удержание правильной позы у учащегося с ДЦП и кифозом  третьей степени. В этом учебном году к нам поступила новая ученица и сразу же заняла почетное место солистки в танцевальном коллективе. Попав впервые на сцену,  она сказала: «Наверное, это сон, я мечтала выступать. Неужели моя мечта сбылась!?». 

За время своего существования коллектив принял участие во многих областных и международных конкурсах и  художественных мероприятиях: «Мир детства», «Шаг за шагом к радости», «Мы вместе».

В 2012/2013 учебном году проходил Х областной фестиваль художественного творчества «Вясёлкавы карагод». Впервые наш коллектив «Путь к мечте» вышел в заключительный этап. Областное и республиканское жюри отметило высокое исполнительское мастерство учащихся и педагогов,  Итог проделанной работы - диплом лучшему танцевальному коллективу.

Наши успехи измеряются не только наградами и грамотами, а   успехами детей, их победами над собственными проблемами.

Хореография закладывает надежный фундамент для  физического совершенствования ребенка,  формирует любовь к танцам, движению на всю жизнь. 

Двигательная активность, новые впечатления, новые города, новые люди, новые возможности своего тела, новые костюмы, новое видение родителей своих детей как артистов, приятные эмоции – и все это благодаря танцам, благодаря использованию хореографии на занятиях с учащимися ЦКРОиР.

Создание танцевальной группы дало возможность участвовать детям в фестивалях, конкурсах и, тем самым,  решить одну из проблем специального образования - включение учащихся с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности в социум.  У детей   расширился  круг общения, появилась  возможность участвовать в совместной деятельности со здоровыми сверстниками.

«Рио-Рита» 2011 год.  «Испанский танец», 2010 год   «Зимний вальс», 2013 год. 
 image001  image003  image005

«Купалинка» 2013год

 image007


Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp  belarusian youth  asked
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.