В танце возможности не ограничены или неограниченные возможности танца.
(технология использования элементов хореографии на музыкально-ритмических занятиях с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в условиях ЦКРОиР)
Мечта и музыка дают крылья,
но только танец позволяет взмахнуть ими.
В настоящее время существует противоречие между потенциальными возможностями хореографии и недостаточно эффективным практическим её использованием в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью и двигательными нарушениями. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие двигательных форм, снимает утомление, повышает эмоциональный фон.
С этой целью помимо программных требований, с 2009 года на музыкально- ритмических занятиях используются элементы хореографии.
Хореография это деятельность, которая включает в себя основные движения, необходимые в повседневной жизни – ходьбу, бег, прыжки, наклоны, приседания, является естественной потребностью и доступной формой активности, как двигательной, так и эмоциональной.
В ходе занятий решаются следующие задачи:
- активизация интереса и положительного отношения к окружающему миру;
- развитие слухового восприятия;
- расширение коммуникативного опыта, стимулирование потребности в общении со сверстниками и взрослыми
- коррекция нарушений двигательной сферы;
- повышение жизненного тонуса.
Включение элементов хореографии на музыкально-ритмических позволило решить следующие задачи:
- развитие основ музыкальной культуры, музыкальных и творческих способностей;
- формирование красивой осанки, выразительных, пластичных движений в игре, танце, хороводе, упражнениях;
- развитие чувства ритма;
- воспитание самостоятельности.
Решая поставленные задачи, я вначале учила детей слушать звучание различных инструментов (фортепиано, свирелей, детских гармошек, металлофона и пр.), на занятиях дети учились различать голоса людей, животных, различных предметов. При проведении занятий учитывала жизненный опыт и опыт предметно-игровых действий, применяла наглядно – слуховой метод. После прослушивания проводилось обсуждение о характере музыки, темпе. Во время повторного прослушивания учащимся предлагалось самостоятельно двигаться под музыку
Игра на инструментах (деревянных ложках, металлофоне, маракасах) помогала развивать мелкую моторику, чувство ритма, умение работать в паре, коллективе.
Так как учащимся с умеренной умственной отсталостью и с нарушениями опорно-двигательного аппарата свойственна быстрая утомляемость, на занятиях использовала элементы психогимнастики и аутотренинга, с целью снятия у ребенка напряжения. Учила детей методам расслабления с помощью упражнений «Кулачки», «Варвара» «Отдыхаем».
Много времени уделялось разучиванию танцевальных движений.
Разучивание танца начинается с прослушивания музыки, определения ее характера: быстрая или медленная, веселая или грустная, знакомство участников коллектива с замыслом и рисунком танца. Несмотря на трудности даже при выполнении элементарных движений, таких как приставной шаг, синхронное поднятие рук, шаг в ногу, дети с большим желанием участвуют в репетициях. В паре с учащимися находятся педагоги. Дети имитируют движения взрослых, что существенно облегчает работу.
Так как в ходе проделанной работы учащиеся научились элементарным танцевальным движениям, был преодолён негативизм некоторых учащихся к занятиям музыкой и танцами, и что важно, детям интересно на таких занятиях, было решено создать танцевальный коллектив «Путь к мечте», который с самого начала был интегрированным. В него вошли учащиеся и специалисты центра.
Сложно стандартизировать успехи, достигнутые благодаря использованию элементов хореографии на занятиях. Для каждого конкретного ребенка это была своя победа.
Для учащегося с аутизмом положительным результатом занятий стало то, что он взял своего партнера за руку, что он не только начал танцевать на занятии, но и вышел на сцену. Своеобразным достижением стало участие в танцевальных номерах мальчика с нарушением слуха и ДЦП. С проворностью, которой от него никто не ожидал, он двигался в танце, чувствуя ритм и темп музыки. Еще один ученик с выраженным агрессивным поведением, становился более спокойным и сосредоточенным, быстро запоминал последовательность движений, порой подсказывая педагогам, следующие движения. Танцы стимулировали удержание правильной позы у учащегося с ДЦП и кифозом третьей степени. В этом учебном году к нам поступила новая ученица и сразу же заняла почетное место солистки в танцевальном коллективе. Попав впервые на сцену, она сказала: «Наверное, это сон, я мечтала выступать. Неужели моя мечта сбылась!?».
За время своего существования коллектив принял участие во многих областных и международных конкурсах и художественных мероприятиях: «Мир детства», «Шаг за шагом к радости», «Мы вместе».
В 2012/2013 учебном году проходил Х областной фестиваль художественного творчества «Вясёлкавы карагод». Впервые наш коллектив «Путь к мечте» вышел в заключительный этап. Областное и республиканское жюри отметило высокое исполнительское мастерство учащихся и педагогов, Итог проделанной работы - диплом лучшему танцевальному коллективу.
Наши успехи измеряются не только наградами и грамотами, а успехами детей, их победами над собственными проблемами.
Хореография закладывает надежный фундамент для физического совершенствования ребенка, формирует любовь к танцам, движению на всю жизнь.
Двигательная активность, новые впечатления, новые города, новые люди, новые возможности своего тела, новые костюмы, новое видение родителей своих детей как артистов, приятные эмоции – и все это благодаря танцам, благодаря использованию хореографии на занятиях с учащимися ЦКРОиР.
Создание танцевальной группы дало возможность участвовать детям в фестивалях, конкурсах и, тем самым, решить одну из проблем специального образования - включение учащихся с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности в социум. У детей расширился круг общения, появилась возможность участвовать в совместной деятельности со здоровыми сверстниками.
«Рио-Рита» 2011 год. | «Испанский танец», 2010 год | «Зимний вальс», 2013 год. |
«Купалинка» 2013год