И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг
у обучающихся центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), являясь учреждением специального образования, играет важную роль в создании комплексной системы оказания педагогической, социально-психологической, коррекционно-реабилитационной помощи детям-инвалидам и детям с особенностями психофизического развития.

Образовательный процесс в ЦКРОиР, прежде всего, направлен на приобретение детьми с особенностями в развитии основ знаний об окружающем мире, формирование у них социально-бытовой компетенции.

Кроме того, одной из главных задач деятельности центра является социальная реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, предоставление им равных возможностей для активного участия в социокультурной жизни общества, формирование и развитие умений и навыков, необходимых в жизни.

Подготовить ребенка-инвалида к максимально возможной самостоятельной жизни, снизить его зависимость от посторонней помощи, обеспечить оптимальные условия для жизненного самоопределения, сформировать умения и навыки обслуживать себя, ориентироваться в бытовой и социальной среде,  и, главное, БЕЗОПАСНО адаптироваться к окружающему миру – таково предназначение учреждений специального образования и цель данной работы, позволяющей ответить на вопросы: ДЛЯ ЧЕГО это необходимо? ЧТО нужно делать? КТО участник данного процесса? КАКИЕ можно получить результаты? КАК организовать работу?

1.    Описание концептуальной основы технологии

В настоящее время законодательная база  Республики Беларусь предусматривает социальные гарантии по  защите прав и интересов детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. 

Все дети имеют равные права независимо от происхождения, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей.

                 К сожалению, не все обучающиеся ЦКРОиР смогут в дальнейшем жить в относительной самостоятельности в социуме по причине тяжести имеющихся у них нарушений.

         Поэтому важным моментом в деятельности педагогов ЦКРОиР является формирование социально-бытового опыта через выделение «порога» развития навыка и дальнейшей его надстройки.

Актуальность работы:

а) обучение детей в ЦКРОиР строится на основе учебных программ и учебных планов Министерства образования Республики Беларусь для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.   Программы включают ряд учебных предметов (Основы жизнедеятельности, Коммуникация и др.), коррекционных занятий, при проведении которых формируются понятия и навыки безопасного поведения.  Однако, данного объема учебного материала и  часов, предусмотренных учебным планом, недостаточно для усвоения содержания программы. Поэтому существует необходимость дополнительных занятий как учебных, так и внеурочных, которые смогут усилить эффект успешности изучения программного материала посредством многократного его повторения, а также включения в эту деятельность как педагогов, так и родителей. 

б) По окончанию ЦКРОиР переход выпускника в территориальный центр социального обслуживания населения (далее - ТЦСОН) означает смену его социального статуса, рода занятий, места регулярного пребывания. Но молодой человек с инвалидностью не может и не должен быть изолирован от общества и проблем, существующих в социуме. Продолжить формировать и закреплять приобретенные навыки безопасного поведения – теперь становится задачей специалистов ТЦСОН.

Вместе с тем в методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по организации процесса перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН предложены 2 профиля: профиль овладения продуктивной и элементарной трудовой деятельностью и профиль овладения социально-бытовыми навыками. Однако для наиболее успешной адаптации нашего выпускника в условиях ТЦСОН существует необходимость в разработке дополнительного профиля - профиля овладения навыками безопасного поведения,  который позволит продолжить работу по предупреждению попадания его в опасные ситуации.

Ценностными основаниями для преобразования педагогической практики с целью разрешения отмеченных проблем является: во-первых, включение основ формирования понятий и навыков безопасного поведения либо в отдельный учебный предмет, либо во все предметы для эффекта многократности повторения и успешного усвоения; во-вторых, необходимость максимальной адаптации выпускников ЦКРОиР в социуме.

Цель предоставляемого опыта–  повышение эффективности формирования понятий и навыков безопасного поведения у обучающихся ЦКРОиР через комплексную  целенаправленную деятельность педагогического коллектива.

Задачи:

1.  Определить основные разделы и направления деятельности по формированию умений и навыков безопасного поведения обучающихся через разработку индивидуальной диагностической карты.

2.      Составить комплексно-целевую программу деятельности субъектов образовательного процесса по формированию понятий и навыков безопасного поведения.

3. Реализовать комплексный подход и практическое выполнение комплексно-целевой программы.

4. Провести анализ результативности  разработанной программы для обучающихся ЦКРОиР и создать дополнительный профиль для передачи выпускника в ТЦСОН.

2.    Процессуальная характеристика опыта

Для внедрения данной технологии в условиях ЦКРОиР, прежде всего, необходимо: 1)совместная работа группы специалистов – учитель-дефектолог, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный,  музыкальный руководитель, а также родители; 2) соблюдение определенных условий и поэтапности реализации.

В работе выделяется четыре взаимосвязанных этапа:

1 этап – диагностика;2 этап – составление комплексно-целевой программы деятельности педагогического коллектива;3 этап – организация и реализация выполнения комплексно-целевой программы;4 этап  – заключительный.

На каждом этапе были разработаны  технологические характеристика каждого этапа: цель, средства достижения цели, результат.

I этап – диагностика (1 раз в  полугодие).

Цель – объективная  информация об уровне овладения понятиями и навыками  безопасного  поведения у обучающихся ЦКРОиР.

Средства достижения цели: индивидуальная карта овладения понятиями и навыками безопасного поведения у обучающегося ЦКРОиР.

Результат 1 этапа – заполнение карты и  определение уровня сформированности понятий и навыков безопасного поведения обучающихся ЦКРОиР для определения направлений дальнейшей работы.

Действия всех субъектов образовательного процесса:

1.                Коллегиально выбираются темы, наиболее актуальные для формирования основ безопасного поведения у обучающихся ЦКРОиР.

2.                Педагогом социальным составляется индивидуальная карта овладения понятиями и навыками.

3.     Воспитатели заполняют индивидуальную карту 1 раз в полгода.

4.     Педагог социальный анализирует и обобщает полученную информацию.

5.     Коллегиально определяются направления дальнейшей работы.

II этап – составление комплексно-целевой программы деятельности всех участников педагогического процесса по формированию понятий и навыков безопасного поведения (сентябрь).

Цель этапа комплексно-целевая программа деятельности всех участников образовательного процесса по формированию понятий и навыков безопасного поведения (сентябрь).

Средства достижения цели:  ресурсы медиатеки, лекотеки, дидактические материалы, художественная литература, планы-конспекты   занятий,  мероприятий и других видов продуктивной деятельности; организация обратной связи с родителями через дневники обучающихся и официальный сайт учреждения образования.

Результат 2 этапа –  комплексно-целевая программа деятельности, где определена  система работы педагогов  и  родителей  по  формированию понятий и навыков безопасного поведения

Действия всех субъектов образовательного процесса:

1.                Педагог социальный собирает информацию каждого участника реализации комплексно-целевой программы.

2.                Воспитатели, учителя-дефектологи, музыкальный руководитель –

подбор занятий, мероприятий и других видов продуктивной деятельности по заданной теме.

3.                Родители – вносят предложения по реализации программы.

III этап – организация и реализация выполнения комплексно-целевой программы практической деятельности участников образовательного процесса (сентябрь-май).

Цель  - выполнение программы в образовательном процессе на практике. Средства достижения цели: информационный стенд, технические средства обучения, медиатека.

Результат 3 этапа - стенд визуальной поддержки, где размещены фотоматериалы о проводимой работе по реализации комплексно-целевой программы.

Действия всех субъектов образовательного процесса:

1.     Педагог социальный –проводит вводное занятие.

2.                Воспитатели, учителя-дефектологи, музыкальный руководитель – в рамках учебных занятий формируют  необходимые понятия и навыки

3.                Родители – закрепляют и отрабатывают понятия и навыки, формируемые в процессе реализации программы.

4.                Обучающиеся – усваивают понятия и отрабатывают навыки в силу своих индивидуальных особенностей.

IV этап – заключительный (июнь)

Цель - определение уровня сформированности понятий и навыков обучающихся, деятельности педагогов, удовлетворенности родителей результатами работы, направленный на построение дальнейшей работы.

Средства достижения цели: анализ индивидуальных карт овладения понятиями и навыками безопасного поведения; анкетирование родителей; профиль овладения навыками безопасного поведения выпускника ЦКРОиР; разработка рекомендаций для  родителей  выпускников ЦКРОиР.

Результат  4 этапа – определение успешности созданной системы работы по данному направлению.

Критериями для диагностирования успешности применения данной технологии являются:

- повышение уровня сформированности понятий и навыков безопасного поведения у обучающихся ЦКРОиР;

- удовлетворенность родителей уровнем сформированности необходимых понятий и навыков;

- удовлетворенность специалистов ТЦСОН уровнем сформированности понятий и навыков безопасного поведения выпускников ЦКРОиР.

Доказательностью результативности работы служат данные последних мониторингов деятельности  педагогов, обучающихся, родителей.

3.    Ресурсное обеспечение

Основными ресурсами для воспроизведения данной  опыта служат:

1.                Кадры (педагог социальный – организатор, координатор деятельности, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель -   непосредственные участники в создании и реализации программы деятельности, родители).

2.                Индивидуальная карта овладения понятиями и  навыками по формированию основ безопасного поведения  у обучающихся центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; профиль овладения навыками безопасного поведения; комплексно-целевая программа деятельности  педагогов ГУО «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» по формированию у обучающихся  навыков  безопасного поведения на учебный год.

3.                Стенд визуальной поддержки. Данный ресурс используется как на этапе работы с комплексно-целевой программой, так и на заключительном этапе. Предназначен для согласованной работы педагогов и родителей, так как информация, размещенная на нем содержит следующие разделы: тема, визуальные объекты, словарь, примерные виды деятельности, ресурсы медиатеки и лекотеки, а также предполагаемый результат работы

4. Официальный сайт учреждения – www. osobennosti.net.

Заключение

Результатом работы  по реализации опыта стало глубокое и всестороннее изучение доступной нам литературы, что позволило конкретизировать   аспекты и принципы работы, определить основные блоки, структурировать содержание.

Структурирование содержания работы позволило активно включить родителей в процесс обучения детей. Для родителей стала доступной информация о  формируемых навыках безопасного поведения у детей. Форма дневникового ведения записей родителей позволило организовывать работу с ребенком целенаправленно,  добиваясь продуктивной деятельности.

Был разработан и апробирован новый диагностический инструментарий. В процессе деятельности удалось привести в систему содержание коррекционной работы, определить направления, обеспечивающие компетенцию безопасного поведения у обучающихся.

Данные, полученные в результате итоговой диагностики, подтвердили правильность выбора системы работы.

Считаем, что для наиболее успешной адаптации выпускника ЦКРОиР в условиях ТЦСОН разработанные профили позволяют продолжать работу по предупреждению попадания молодых людей в опасные ситуации и создают прецедент беспрерывного обучения молодого человека с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в дальнейшей жизни. 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Индивидуальная карта овладения понятиями и  навыками по формированию основ безопасного поведения  у обучающихся центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

 

Ф.И. ребенка, дата рождения :Петров Роман, 04.12.2008

                                                                                                                     

№ п/п

 

Формируемые понятия и  навыки

Проведение диагностики

 

2015/2016 учебный год

2016/2017 учебный год

 

сентябрь

декабрь

март

май

сентябрь

декабрь

март

май

 

Тема I.    Безопасность на дороге (степень овладение понятиями).

 

1.1

Улица, дорога, пешеходный переход.

2

 

 

3

 

3

 

4

 

2

 

3

 

4

 

 

4

 

 

1.2

Светофор, дорожные знаки.

2

 

3

 

3

 

4

 

2

 

3

 

4

 

4

 

 

1.3

Транспорт, виды транспорта.

3

3

 

3

 

4

 

3

 

3

 

4

 

4

 

 

Соблюдение последовательности действий при переходе дороги (степень развития навыков).

 

1.

Останавливается перед  пешеходным переходом.

 

1

 

 

 

2

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

2

 

 

 

4

 

 

 

3

 

 

 

5

 

 

 

2.

Смотрит налево, затем направо.

1

2

3

4

2

 

3

3

 

4

 

3.

Пропускает машины.

1

2

3

4

2

 

4

4

 

5

 

4.

Переходит дорогу по пешеходному переходу.

 

1

 

 

3

 

3

 

4

 

2

 

4

 

3

 

 

4

 

 

5.

Переходит дорогу на зеленый свет светофора.

 

1

 

 

3

 

 

3

 

 

4

 

 

2

 

 

4

 

 

2

 

 

4

 

 

6.

Стоит при красном свете светофора.

 

1

 

3

 

3

 

4

 

2

 

4

 

2

 

 

4

 

 

Тема II.   Пожарная безопасность (степень овладение понятиями).

 

2.1

 

Огонь, спички,

огнетушитель.

2

3

 

3

 

4

3

 

5

 

5

 

5

 

 

2.2

Пожарные, пожарная машина.

2

3

 

3

 

4

3

 

5

 

5

 

5

 

 

2.3

Звонок 101 или 112.

1

1

 

1

 

2

1

 

1

 

1

 

3

 

 

2.4

Сообщение о себе и пожаре.

1

1

 

1

 

2

1

 

1

 

1

 

3

 

 

2.5

Сообщение о месте пожара.

1

 

2

 

2

 

2

2

 

2

 

2

 

3

 

 

2.6

Выход из дома (горящего помещения) эвакуация.

2

3

 

 

3

 

4

3

 

5

 

5

 

5

 

 

2.7

Сообщение соседям, родным.

1

1

 

2

3

1

 

1

 

1

 

3

 

 

Соблюдение последовательности действий при пожаре (степень развития навыков).

 

1.

Увидел задымление (огонь) и позвал на помощь.

1

2

 

3

4

2

 

3

 

2

 

 

3

 

 

2.

Закрыл окна, перекрыл доступ кислорода к горящему предмету.

1

1

 

2

3

1

 

1

 

1

 

 

3

 

 

3.

Набрал номер 101 или 112.

1

1

 

1

2

1

 

1

 

1

 

3

 

 

4.

Сообщил адрес и что горит.

1

1

 

1

2

 

1

 

1

 

1

 

3

 

5.

Вышел из помещения при опасности.

3

3

 

4

4

4

 

4

 

3

 

 

4

 

 

Тема III .    Бытовые приборы (степень овладение понятиями).

 

3.1

Утюг.

1

2

2

3

3

4

5

5

3.2

Чайник.

1

2

2

3

3

4

5

5

3.3

Телевизор.

1

3

2

3

3

4

5

5

3.4

Пылесос.

1

2

2

3

3

4

5

5

3.5

Фен.

1

2

2

3

3

4

5

5

3.6

Холодильник.

1

2

2

3

3

4

5

5

Соблюдение последовательности действий при пользовании бытовыми приборами (степень развития навыков).

 

1.

 Распознает  бытовой прибор среди других.

1

2

2

3

4

 

4

 

5

 

5

 

2.

 Включает  прибор.

1

2

3

3

4

 

4

 

5

 

5

 

3.

Правильно (по назначению) использует прибор.

1

2

 

3

3

3

 

4

 

5

 

5

 

 

4.

Выключает прибор.

1

2

 

2

 

3

 

3

4

 

5

 

5

 

5.

Не нарушает правила безопасного пользования.

1

2

2

3

4

 

4

5

 

5

Тема IV.    Опасные предметы дома (степень овладения понятиями).

 

4.1

Градусник.

1

2

3

3

2

3

4

4

 

4.2

Нож.

1

2

3

3

2

3

4

4

 

4.3

Вилка.

1

2

3

3

2

3

4

4

 

4.4

Лекарства.

1

2

3

3

2

3

4

4

 

4.5

Бытовая химия.

1

1

3

3

2

3

4

4

 

Соблюдение последовательности действий при использовании опасных предметов (степень развития навыков).

 

1.

Распознает опасный предмет.

1

2

1

2

 

3

 

4

 

4

4

 

 

2.

Дифференцирует предметы (что можно брать, что нельзя).

1

2

1

1

 

1

 

2

 

3

3

 

 

3.

Правильно обращается с опасными предметами.

1

2

1

2

 

3

 

4

 

4

4

 

 

Тема V.    Незнакомый человек (степень овладения понятиями).

 

5.1

Незнакомый человек.

1

1

2

 

3

 

3

 

4

 

3

 

5

 

 

5.2

Разговор с незнакомцем.

1

1

2

 

3

 

3

 

4

 

3

 

5

 

 

5.3

Угощения и подарки от незнакомого.

1

1

2

 

3

 

3

 

4

 

3

 

5

 

 

5.4

Просьбы незнакомца.

1

1

2

 

3

 

3

 

4

 

3

 

5

 

Соблюдение последовательности действий при встрече с незнакомым человеком  (степень развития навыков).

 

1.

Различает знакомых и незнакомых людей.

2

 

3

3

 

4

 

3

 

4

 

5

 

5

 

 

2.

Не принимает подарки от угощения незнакомого человека.

1

1

2

 

2

 

2

 

3

 

3

 

4

 

 

3.

Не садится в машину к незнакомцу.

1

1

2

 

3

 

3

 

4

 

4

 

5

 

 

4.

Не выполняет просьбы незнакомца.

1

1

2

 

2

 

2

 

3

 

2

 

 

4

 

 

5.

Не открывает дверь незнакомому человеку.

1

1

2

 

2

 

2

 

3

 

2

 

 

4

 

 

Тема VI.    Общение с животными (степень овладения понятиями).

 

6.1

Животные (домашние и дикие).

1

1

2

2

 

2

 

3

 

4

 

5

 

 

6.2

Кормление животных.

1

1

2

2

 

2

 

3

 

4

 

4

 

 

6.3

Уход за животными.

1

1

2

2

2

3

4

 

4

 

 

6.4

Общение с животными.

1

1

2

2

 

2

 

3

 

4

 

4

 

Соблюдение последовательности действий при общении с животными (степень развития навыков).

 

1.

Дифференцирует животных.

1

1

2

2

 

2

 

3

 

4

 

4

 

 

2.

Не трогает и не гладит незнакомую собаку.

1

1

2

2

 

2

 

3

 

4

 

 

5

 

 

3.

Правильно ведет себя, когда собака хочет наброситься.

1

1

2

2

 

2

 

3

 

3

 

3

 

 

4.

Поступает правильно, если собака укусила.

1

1

2

2

 

2

 

3

 

4

 

4

 

 

                                   

 

                    Выполнение сопряженных действий взрослого и ребенка -1 балл.

                    Выполнение действий по подражанию – 2 балла.

                    Выполнение действий по образцу – 3 балла.

                    Выполнение действий по инструкции взрослого  - 4 балла.

                    Выполнение действий самостоятельно – 5 баллов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Профиль овладения навыками безопасного поведения

п/п

Навыки

Нет

С помощью

Под

при-

смотром

Самостоя-

тельно

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

1.

Безопасность на дороге.

 

 

 

 

 

1.1

Знает знак «Пешеходный переход».

 

 

 

 

 

1.2

Определяет местонахождение пешеходного перехода.

 

 

 

 

 

1.3

Останавливается перед пешеходным переходом и оценивает ситуацию на дороге.

 

 

 

 

 

1.4

Пропускает машины в случае необходимости.

 

 

 

 

 

1.5

Переходит дорогу пешеходному переходу.

 

 

 

 

 

1.6

Знает назначение светофора.

 

 

 

 

 

1.7

Понимает сигналы светофора.

 

 

 

 

 

1.8

Использует сигналы светофора по назначению.

 

 

 

 

 

1.9

Знает виды общественного транспорта.

 

 

 

 

 

1.10

Находит остановку по опорам (заметные здания, характерный ландшафт и др.).

 

 

 

 

 

1.11

Знает основные правила поведения в транспорте.

 

 

 

 

 

1.12

Умеет выйти из транспорта на нужной остановке.

 

 

 

 

 

1.13

Способен обратиться к окружающим с просьбой.

 

 

 

 

 

2.

Пожарная безопасность.

 

 

 

 

 

2.1

Сформированы основные понятия о правилах пожарной безопасности.

 

 

 

 

 

2.2

Распознает основные признаки пожара (задымление, огонь).

 

 

 

 

 

2.3

Знает правила поведения при возникновении пожара.

 

 

 

 

 

2.4.

Понимает и использует знаки, обозначающие направление движения к выходу.

 

 

 

 

 

2.5

Умеет воспользоваться телефоном для набора номера пожарной службы 101 и 112 в случае опасности.

 

 

 

 

 

2.6

Умеет позвать на помощь в случае опасности.

 

 

 

 

 

3.

Бытовые приборы. Опасные предметы в быту.

 

 

 

 

 

3.1

Сформированы понятия об опасных предметах.

 

 

 

 

 

3.2

Применяет острые  предметы по назначению (ножницы, игла, нож, вилка и др.).

 

 

 

 

 

3.3

Умеет пользоваться бытовыми электро-приборами (чайник, пылесос, телевизор и др.).

 

 

 

 

 

3.4

Знает и использует по назначению средства бытовой химии.

 

 

 

 

 

4.

Незнакомый человек.

 

 

 

 

 

4.1

Соблюдает дистанцию при встрече с незнакомыми людьми.

 

 

 

 

 

4.2

Умеет выйти из конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

4.3

Применяет коммуникативные навыки при общении.

 

 

 

 

 

4.4

Соблюдает осторожность при общении с незнакомцем.

 

 

 

 

 

4.5

Знает алгоритм действий, если в дверь позвонили  (постучали).

 

 

 

 

 

5.

Общение с животными.

 

 

 

 

 

5.1

Знает основные правила общения с домашними животными.

 

 

 

 

 

5.2

Соблюдает правила гигиены после общения с домашними животными.

 

 

 

 

 

5.3

Соблюдает осторожность при встрече с бродячими животными.

 

 

 

 

 

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp  belarusian youth  asked
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.