Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), являясь учреждением специального образования, играет важную роль в создании комплексной системы оказания педагогической, социально-психологической, коррекционно-реабилитационной помощи детям-инвалидам и детям с особенностями психофизического развития.
Образовательный процесс в ЦКРОиР, прежде всего, направлен на приобретение детьми с особенностями в развитии основ знаний об окружающем мире, формирование у них социально-бытовой компетенции.
Кроме того, одной из главных задач деятельности центра является социальная реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, предоставление им равных возможностей для активного участия в социокультурной жизни общества, формирование и развитие умений и навыков, необходимых в жизни.
Подготовить ребенка-инвалида к максимально возможной самостоятельной жизни, снизить его зависимость от посторонней помощи, обеспечить оптимальные условия для жизненного самоопределения, сформировать умения и навыки обслуживать себя, ориентироваться в бытовой и социальной среде, и, главное, БЕЗОПАСНО адаптироваться к окружающему миру – таково предназначение учреждений специального образования и цель данной работы, позволяющей ответить на вопросы: ДЛЯ ЧЕГО это необходимо? ЧТО нужно делать? КТО участник данного процесса? КАКИЕ можно получить результаты? КАК организовать работу?
1. Описание концептуальной основы технологии
В настоящее время законодательная база Республики Беларусь предусматривает социальные гарантии по защите прав и интересов детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.
Все дети имеют равные права независимо от происхождения, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей.
К сожалению, не все обучающиеся ЦКРОиР смогут в дальнейшем жить в относительной самостоятельности в социуме по причине тяжести имеющихся у них нарушений.
Поэтому важным моментом в деятельности педагогов ЦКРОиР является формирование социально-бытового опыта через выделение «порога» развития навыка и дальнейшей его надстройки.
Актуальность работы:
а) обучение детей в ЦКРОиР строится на основе учебных программ и учебных планов Министерства образования Республики Беларусь для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Программы включают ряд учебных предметов (Основы жизнедеятельности, Коммуникация и др.), коррекционных занятий, при проведении которых формируются понятия и навыки безопасного поведения. Однако, данного объема учебного материала и часов, предусмотренных учебным планом, недостаточно для усвоения содержания программы. Поэтому существует необходимость дополнительных занятий как учебных, так и внеурочных, которые смогут усилить эффект успешности изучения программного материала посредством многократного его повторения, а также включения в эту деятельность как педагогов, так и родителей.
б) По окончанию ЦКРОиР переход выпускника в территориальный центр социального обслуживания населения (далее - ТЦСОН) означает смену его социального статуса, рода занятий, места регулярного пребывания. Но молодой человек с инвалидностью не может и не должен быть изолирован от общества и проблем, существующих в социуме. Продолжить формировать и закреплять приобретенные навыки безопасного поведения – теперь становится задачей специалистов ТЦСОН.
Вместе с тем в методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по организации процесса перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН предложены 2 профиля: профиль овладения продуктивной и элементарной трудовой деятельностью и профиль овладения социально-бытовыми навыками. Однако для наиболее успешной адаптации нашего выпускника в условиях ТЦСОН существует необходимость в разработке дополнительного профиля - профиля овладения навыками безопасного поведения, который позволит продолжить работу по предупреждению попадания его в опасные ситуации.
Ценностными основаниями для преобразования педагогической практики с целью разрешения отмеченных проблем является: во-первых, включение основ формирования понятий и навыков безопасного поведения либо в отдельный учебный предмет, либо во все предметы для эффекта многократности повторения и успешного усвоения; во-вторых, необходимость максимальной адаптации выпускников ЦКРОиР в социуме.
Цель предоставляемого опыта– повышение эффективности формирования понятий и навыков безопасного поведения у обучающихся ЦКРОиР через комплексную целенаправленную деятельность педагогического коллектива.
Задачи:
1. Определить основные разделы и направления деятельности по формированию умений и навыков безопасного поведения обучающихся через разработку индивидуальной диагностической карты.
2. Составить комплексно-целевую программу деятельности субъектов образовательного процесса по формированию понятий и навыков безопасного поведения.
3. Реализовать комплексный подход и практическое выполнение комплексно-целевой программы.
4. Провести анализ результативности разработанной программы для обучающихся ЦКРОиР и создать дополнительный профиль для передачи выпускника в ТЦСОН.
2. Процессуальная характеристика опыта
Для внедрения данной технологии в условиях ЦКРОиР, прежде всего, необходимо: 1)совместная работа группы специалистов – учитель-дефектолог, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный, музыкальный руководитель, а также родители; 2) соблюдение определенных условий и поэтапности реализации.
В работе выделяется четыре взаимосвязанных этапа:
1 этап – диагностика;2 этап – составление комплексно-целевой программы деятельности педагогического коллектива;3 этап – организация и реализация выполнения комплексно-целевой программы;4 этап – заключительный.
На каждом этапе были разработаны технологические характеристика каждого этапа: цель, средства достижения цели, результат.
I этап – диагностика (1 раз в полугодие).
Цель – объективная информация об уровне овладения понятиями и навыками безопасного поведения у обучающихся ЦКРОиР.
Средства достижения цели: индивидуальная карта овладения понятиями и навыками безопасного поведения у обучающегося ЦКРОиР.
Результат 1 этапа – заполнение карты и определение уровня сформированности понятий и навыков безопасного поведения обучающихся ЦКРОиР для определения направлений дальнейшей работы.
Действия всех субъектов образовательного процесса:
1. Коллегиально выбираются темы, наиболее актуальные для формирования основ безопасного поведения у обучающихся ЦКРОиР.
2. Педагогом социальным составляется индивидуальная карта овладения понятиями и навыками.
3. Воспитатели заполняют индивидуальную карту 1 раз в полгода.
4. Педагог социальный анализирует и обобщает полученную информацию.
5. Коллегиально определяются направления дальнейшей работы.
II этап – составление комплексно-целевой программы деятельности всех участников педагогического процесса по формированию понятий и навыков безопасного поведения (сентябрь).
Цель этапа – комплексно-целевая программа деятельности всех участников образовательного процесса по формированию понятий и навыков безопасного поведения (сентябрь).
Средства достижения цели: ресурсы медиатеки, лекотеки, дидактические материалы, художественная литература, планы-конспекты занятий, мероприятий и других видов продуктивной деятельности; организация обратной связи с родителями через дневники обучающихся и официальный сайт учреждения образования.
Результат 2 этапа – комплексно-целевая программа деятельности, где определена система работы педагогов и родителей по формированию понятий и навыков безопасного поведения
Действия всех субъектов образовательного процесса:
1. Педагог социальный собирает информацию каждого участника реализации комплексно-целевой программы.
2. Воспитатели, учителя-дефектологи, музыкальный руководитель –
подбор занятий, мероприятий и других видов продуктивной деятельности по заданной теме.
3. Родители – вносят предложения по реализации программы.
III этап – организация и реализация выполнения комплексно-целевой программы практической деятельности участников образовательного процесса (сентябрь-май).
Цель - выполнение программы в образовательном процессе на практике. Средства достижения цели: информационный стенд, технические средства обучения, медиатека.
Результат 3 этапа - стенд визуальной поддержки, где размещены фотоматериалы о проводимой работе по реализации комплексно-целевой программы.
Действия всех субъектов образовательного процесса:
1. Педагог социальный –проводит вводное занятие.
2. Воспитатели, учителя-дефектологи, музыкальный руководитель – в рамках учебных занятий формируют необходимые понятия и навыки
3. Родители – закрепляют и отрабатывают понятия и навыки, формируемые в процессе реализации программы.
4. Обучающиеся – усваивают понятия и отрабатывают навыки в силу своих индивидуальных особенностей.
IV этап – заключительный (июнь)
Цель - определение уровня сформированности понятий и навыков обучающихся, деятельности педагогов, удовлетворенности родителей результатами работы, направленный на построение дальнейшей работы.
Средства достижения цели: анализ индивидуальных карт овладения понятиями и навыками безопасного поведения; анкетирование родителей; профиль овладения навыками безопасного поведения выпускника ЦКРОиР; разработка рекомендаций для родителей выпускников ЦКРОиР.
Результат 4 этапа – определение успешности созданной системы работы по данному направлению.
Критериями для диагностирования успешности применения данной технологии являются:
- повышение уровня сформированности понятий и навыков безопасного поведения у обучающихся ЦКРОиР;
- удовлетворенность родителей уровнем сформированности необходимых понятий и навыков;
- удовлетворенность специалистов ТЦСОН уровнем сформированности понятий и навыков безопасного поведения выпускников ЦКРОиР.
Доказательностью результативности работы служат данные последних мониторингов деятельности педагогов, обучающихся, родителей.
3. Ресурсное обеспечение
Основными ресурсами для воспроизведения данной опыта служат:
1. Кадры (педагог социальный – организатор, координатор деятельности, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель - непосредственные участники в создании и реализации программы деятельности, родители).
2. Индивидуальная карта овладения понятиями и навыками по формированию основ безопасного поведения у обучающихся центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; профиль овладения навыками безопасного поведения; комплексно-целевая программа деятельности педагогов ГУО «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на учебный год.
3. Стенд визуальной поддержки. Данный ресурс используется как на этапе работы с комплексно-целевой программой, так и на заключительном этапе. Предназначен для согласованной работы педагогов и родителей, так как информация, размещенная на нем содержит следующие разделы: тема, визуальные объекты, словарь, примерные виды деятельности, ресурсы медиатеки и лекотеки, а также предполагаемый результат работы
4. Официальный сайт учреждения – www. osobennosti.net.
Заключение
Результатом работы по реализации опыта стало глубокое и всестороннее изучение доступной нам литературы, что позволило конкретизировать аспекты и принципы работы, определить основные блоки, структурировать содержание.
Структурирование содержания работы позволило активно включить родителей в процесс обучения детей. Для родителей стала доступной информация о формируемых навыках безопасного поведения у детей. Форма дневникового ведения записей родителей позволило организовывать работу с ребенком целенаправленно, добиваясь продуктивной деятельности.
Был разработан и апробирован новый диагностический инструментарий. В процессе деятельности удалось привести в систему содержание коррекционной работы, определить направления, обеспечивающие компетенцию безопасного поведения у обучающихся.
Данные, полученные в результате итоговой диагностики, подтвердили правильность выбора системы работы.
Считаем, что для наиболее успешной адаптации выпускника ЦКРОиР в условиях ТЦСОН разработанные профили позволяют продолжать работу по предупреждению попадания молодых людей в опасные ситуации и создают прецедент беспрерывного обучения молодого человека с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в дальнейшей жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индивидуальная карта овладения понятиями и навыками по формированию основ безопасного поведения у обучающихся центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Ф.И. ребенка, дата рождения :Петров Роман, 04.12.2008
№ п/п |
Формируемые понятия и навыки |
Проведение диагностики |
|
||||||||||||||
2015/2016 учебный год |
2016/2017 учебный год |
|
|||||||||||||||
сентябрь
|
декабрь |
март |
май |
сентябрь |
декабрь |
март |
май |
|
|||||||||
Тема I. Безопасность на дороге (степень овладение понятиями). |
|
||||||||||||||||
1.1 |
Улица, дорога, пешеходный переход. |
2
|
3
|
3
|
4
|
2
|
3
|
4
|
4
|
|
|||||||
1.2 |
Светофор, дорожные знаки. |
2
|
3
|
3
|
4
|
2
|
3
|
4
|
4
|
|
|||||||
1.3 |
Транспорт, виды транспорта. |
3 |
3
|
3
|
4
|
3
|
3
|
4
|
4
|
|
|||||||
Соблюдение последовательности действий при переходе дороги (степень развития навыков). |
|
||||||||||||||||
1. |
Останавливается перед пешеходным переходом. |
1
|
2
|
3
|
4
|
2
|
4
|
3
|
5
|
|
|||||||
2. |
Смотрит налево, затем направо. |
1 |
2 |
3 |
4 |
2
|
3 |
3
|
4 |
|
|||||||
3. |
Пропускает машины. |
1 |
2 |
3 |
4 |
2
|
4 |
4
|
5 |
|
|||||||
4. |
Переходит дорогу по пешеходному переходу. |
1
|
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3
|
4
|
|
|||||||
5. |
Переходит дорогу на зеленый свет светофора. |
1
|
3
|
3
|
4
|
2
|
4
|
2
|
4
|
|
|||||||
6. |
Стоит при красном свете светофора. |
1 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
2
|
4
|
|
|||||||
Тема II. Пожарная безопасность (степень овладение понятиями). |
|
||||||||||||||||
2.1
|
Огонь, спички, огнетушитель. |
2 |
3
|
3
|
4 |
3
|
5
|
5
|
5
|
|
|||||||
2.2 |
Пожарные, пожарная машина. |
2 |
3
|
3
|
4 |
3
|
5
|
5
|
5
|
|
|||||||
2.3 |
Звонок 101 или 112. |
1 |
1
|
1
|
2 |
1
|
1
|
1
|
3
|
|
|||||||
2.4 |
Сообщение о себе и пожаре. |
1 |
1
|
1
|
2 |
1
|
1
|
1
|
3
|
|
|||||||
2.5 |
Сообщение о месте пожара. |
1
|
2
|
2
|
2 |
2
|
2
|
2
|
3
|
|
|||||||
2.6 |
Выход из дома (горящего помещения) эвакуация. |
2 |
3
|
3
|
4 |
3
|
5
|
5
|
5
|
|
|||||||
2.7 |
Сообщение соседям, родным. |
1 |
1
|
2 |
3 |
1
|
1
|
1
|
3
|
|
|||||||
Соблюдение последовательности действий при пожаре (степень развития навыков). |
|
||||||||||||||||
1. |
Увидел задымление (огонь) и позвал на помощь. |
1 |
2
|
3 |
4 |
2
|
3
|
2
|
3
|
|
|||||||
2. |
Закрыл окна, перекрыл доступ кислорода к горящему предмету. |
1 |
1
|
2 |
3 |
1
|
1
|
1
|
3
|
|
|||||||
3. |
Набрал номер 101 или 112. |
1 |
1
|
1 |
2 |
1
|
1
|
1
|
3
|
|
|||||||
4. |
Сообщил адрес и что горит. |
1 |
1
|
1 |
2
|
1
|
1
|
1
|
3 |
|
|||||||
5. |
Вышел из помещения при опасности. |
3 |
3
|
4 |
4 |
4
|
4
|
3
|
4
|
|
|||||||
Тема III . Бытовые приборы (степень овладение понятиями). |
|
||||||||||||||||
3.1 |
Утюг. |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
|
|||||||
3.2 |
Чайник. |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
|
|||||||
3.3 |
Телевизор. |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
|
|||||||
3.4 |
Пылесос. |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
|
|||||||
3.5 |
Фен. |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
|
|||||||
3.6 |
Холодильник. |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
|
|||||||
Соблюдение последовательности действий при пользовании бытовыми приборами (степень развития навыков). |
|
||||||||||||||||
1. |
Распознает бытовой прибор среди других. |
1 |
2 |
2 |
3 |
4
|
4
|
5
|
5
|
|
|||||||
2. |
Включает прибор. |
1 |
2 |
3 |
3 |
4
|
4
|
5
|
5
|
|
|||||||
3. |
Правильно (по назначению) использует прибор. |
1 |
2
|
3 |
3 |
3
|
4
|
5
|
5
|
|
|||||||
4. |
Выключает прибор. |
1 |
2
|
2
|
3
|
3 |
4
|
5
|
5
|
|
|||||||
5. |
Не нарушает правила безопасного пользования. |
1 |
2 |
2 |
3 |
4
|
4 |
5
|
5 |
|
|||||||
Тема IV. Опасные предметы дома (степень овладения понятиями). |
|
||||||||||||||||
4.1 |
Градусник. |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
|
|||||||
4.2 |
Нож. |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
|
|||||||
4.3 |
Вилка. |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
|
|||||||
4.4 |
Лекарства. |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
|
|||||||
4.5 |
Бытовая химия. |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
|
|||||||
Соблюдение последовательности действий при использовании опасных предметов (степень развития навыков). |
|
||||||||||||||||
1. |
Распознает опасный предмет. |
1 |
2 |
1 |
2
|
3
|
4
|
4 |
4
|
|
|||||||
2. |
Дифференцирует предметы (что можно брать, что нельзя). |
1 |
2 |
1 |
1
|
1
|
2
|
3 |
3
|
|
|||||||
3. |
Правильно обращается с опасными предметами. |
1 |
2 |
1 |
2
|
3
|
4
|
4 |
4
|
|
|||||||
Тема V. Незнакомый человек (степень овладения понятиями). |
|
||||||||||||||||
5.1 |
Незнакомый человек. |
1 |
1 |
2
|
3
|
3
|
4
|
3
|
5
|
|
|||||||
5.2 |
Разговор с незнакомцем. |
1 |
1 |
2
|
3
|
3
|
4
|
3
|
5
|
|
|||||||
5.3 |
Угощения и подарки от незнакомого. |
1 |
1 |
2
|
3
|
3
|
4
|
3
|
5
|
|
|||||||
5.4 |
Просьбы незнакомца. |
1 |
1 |
2
|
3
|
3
|
4
|
3
|
5 |
|
|||||||
Соблюдение последовательности действий при встрече с незнакомым человеком (степень развития навыков). |
|
||||||||||||||||
1. |
Различает знакомых и незнакомых людей. |
2
|
3 |
3
|
4
|
3
|
4
|
5
|
5
|
|
|||||||
2. |
Не принимает подарки от угощения незнакомого человека. |
1 |
1 |
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
4
|
|
|||||||
3. |
Не садится в машину к незнакомцу. |
1 |
1 |
2
|
3
|
3
|
4
|
4
|
5
|
|
|||||||
4. |
Не выполняет просьбы незнакомца. |
1 |
1 |
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
4
|
|
|||||||
5. |
Не открывает дверь незнакомому человеку. |
1 |
1 |
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
4
|
|
|||||||
Тема VI. Общение с животными (степень овладения понятиями). |
|
||||||||||||||||
6.1 |
Животные (домашние и дикие). |
1 |
1 |
2 |
2
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|||||||
6.2 |
Кормление животных. |
1 |
1 |
2 |
2
|
2
|
3
|
4
|
4
|
|
|||||||
6.3 |
Уход за животными. |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
4
|
4
|
|
|||||||
6.4 |
Общение с животными. |
1 |
1 |
2 |
2
|
2
|
3
|
4
|
4 |
|
|||||||
Соблюдение последовательности действий при общении с животными (степень развития навыков). |
|
||||||||||||||||
1. |
Дифференцирует животных. |
1 |
1 |
2 |
2
|
2
|
3
|
4
|
4
|
|
|||||||
2. |
Не трогает и не гладит незнакомую собаку. |
1 |
1 |
2 |
2
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|||||||
3. |
Правильно ведет себя, когда собака хочет наброситься. |
1 |
1 |
2 |
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
|
|||||||
4. |
Поступает правильно, если собака укусила. |
1 |
1 |
2 |
2
|
2
|
3
|
4
|
4
|
|
|||||||
• Выполнение сопряженных действий взрослого и ребенка -1 балл.
• Выполнение действий по подражанию – 2 балла.
• Выполнение действий по образцу – 3 балла.
• Выполнение действий по инструкции взрослого - 4 балла.
• Выполнение действий самостоятельно – 5 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Профиль овладения навыками безопасного поведения
№ п/п |
Навыки |
Нет |
С помощью |
Под при- смотром |
Самостоя- тельно |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Безопасность на дороге. |
|
|
|
|
|
1.1 |
Знает знак «Пешеходный переход». |
|
|
|
|
|
1.2 |
Определяет местонахождение пешеходного перехода. |
|
|
|
|
|
1.3 |
Останавливается перед пешеходным переходом и оценивает ситуацию на дороге. |
|
|
|
|
|
1.4 |
Пропускает машины в случае необходимости. |
|
|
|
|
|
1.5 |
Переходит дорогу пешеходному переходу. |
|
|
|
|
|
1.6 |
Знает назначение светофора. |
|
|
|
|
|
1.7 |
Понимает сигналы светофора. |
|
|
|
|
|
1.8 |
Использует сигналы светофора по назначению. |
|
|
|
|
|
1.9 |
Знает виды общественного транспорта. |
|
|
|
|
|
1.10 |
Находит остановку по опорам (заметные здания, характерный ландшафт и др.). |
|
|
|
|
|
1.11 |
Знает основные правила поведения в транспорте. |
|
|
|
|
|
1.12 |
Умеет выйти из транспорта на нужной остановке. |
|
|
|
|
|
1.13 |
Способен обратиться к окружающим с просьбой. |
|
|
|
|
|
2. |
Пожарная безопасность. |
|
|
|
|
|
2.1 |
Сформированы основные понятия о правилах пожарной безопасности. |
|
|
|
|
|
2.2 |
Распознает основные признаки пожара (задымление, огонь). |
|
|
|
|
|
2.3 |
Знает правила поведения при возникновении пожара. |
|
|
|
|
|
2.4. |
Понимает и использует знаки, обозначающие направление движения к выходу. |
|
|
|
|
|
2.5 |
Умеет воспользоваться телефоном для набора номера пожарной службы 101 и 112 в случае опасности. |
|
|
|
|
|
2.6 |
Умеет позвать на помощь в случае опасности. |
|
|
|
|
|
3. |
Бытовые приборы. Опасные предметы в быту. |
|
|
|
|
|
3.1 |
Сформированы понятия об опасных предметах. |
|
|
|
|
|
3.2 |
Применяет острые предметы по назначению (ножницы, игла, нож, вилка и др.). |
|
|
|
|
|
3.3 |
Умеет пользоваться бытовыми электро-приборами (чайник, пылесос, телевизор и др.). |
|
|
|
|
|
3.4 |
Знает и использует по назначению средства бытовой химии. |
|
|
|
|
|
4. |
Незнакомый человек. |
|
|
|
|
|
4.1 |
Соблюдает дистанцию при встрече с незнакомыми людьми. |
|
|
|
|
|
4.2 |
Умеет выйти из конфликтной ситуации. |
|
|
|
|
|
4.3 |
Применяет коммуникативные навыки при общении. |
|
|
|
|
|
4.4 |
Соблюдает осторожность при общении с незнакомцем. |
|
|
|
|
|
4.5 |
Знает алгоритм действий, если в дверь позвонили (постучали). |
|
|
|
|
|
5. |
Общение с животными. |
|
|
|
|
|
5.1 |
Знает основные правила общения с домашними животными. |
|
|
|
|
|
5.2 |
Соблюдает правила гигиены после общения с домашними животными. |
|
|
|
|
|
5.3 |
Соблюдает осторожность при встрече с бродячими животными. |
|
|
|
|
|