Психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития.
Цель работы группы: успешная социализация детей с ОПФР, повышение качества их образования, а также уровня компетентности всех участников педагогического процесса за счёт внедрения комплексного психолого – педагогического сопровождения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
• помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
• коррекция эмоционально – волевой сферы;
• психолого – медико – педагогическое сопровождение образовательных задач;
• всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка специалистами разного профиля;
• утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;
• коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;
• рассмотрение конфликтных аспектов;
• включение родителей в деятельность группы сопровождения;
• повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.
Принципы психолого-педагогического сопровождения.
1. Рекомендательный характер.
2. Приоритет интересов сопровождаемого.
3. Непрерывность сопровождения.
4. Мультидисциплинарность.
Этапы сопровождения:
1. Аналитический.
2. Диагностический.
3. Практический.
4. Рефлексивный.
Факторы успешной работы группы:
• необходимость тщательной диагностики;
• необходимость дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях;
• необходимость чёткого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врача;
• необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
• необходимость отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребёнка;
• включение родителей в сопровождение как участников реабилитационного процесса.
Этапы индивидуального сопровождения ребенка.
• сбор информации о ребёнке;
• анализ полученной информации;
• этап совместной выработки рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей специалистами; составление плана комплексной помощи для каждого воспитанника;
• консультирование всех участников сопровождения о способах решения проблем;
• выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
• анализ выполнения рекомендаций всеми участниками (Что удалось? Что не получилось? Почему?);
• дальнейший этап развития ребёнка (что делаем дальше?).
Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения.
Представитель администрации.
• руководитель службы сопровождения:
• перспективное планирование деятельности службы;
• координация деятельности и взаимодействия специалистов;
• контроль над организацией работы, анализ эффективности.
Учитель-дефектолог.
• проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;
• осуществление образовательной работы;
• осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).
Учитель класса.
• выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно-познавательной и трудовой деятельности);
• учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в образовательном процессе; создание ситуации успеха.
Воспитатель группы продленного дня.
• определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;
• реализация рекомендаций учителя, учителя-дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально-значимой деятельности детей.
Педагог-психолог:
• психологическая диагностика;
• психокоррекция;
• психологическое консультирование;
• разработка рекомендаций другим специалистам.
Педагог социальный:
• объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;
• изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;
• решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
Медицинский работник:
• организация и контроль антропометрии;
• разработка медицинских рекомендаций для педагогических работников в целях обеспечения здоровьесберегающей среды;
• обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима;
• ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.
Области деятельности специалистов.
Педагог-психолог.
• результаты познавательной сферы ребенка;
• особенности эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности ребенка, характер самооценки.
• особенности межличностных отношений ребенка;
• итоги промежуточного анализа хода развития ребенка.
Педагог социальный.
• характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания;
• жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;
• конфликтные аспекты в работе с семьей.
Учитель-дефектолог.
• трудности в усвоении программы;
• поведенческие особенности ребенка;
• рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);
• особенности речевого развития ребенка;
• итоги промежуточного анализа хода развития ребенка;
• возможности коррекции и прогноз.
Воспитатель.
• навыки самообслуживания;
• характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;
• особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей;
• формирование социальных связей, подготовка к продуктивному сотрудничеству с другими людьми.
Учитель музыки.
• способности к творческой деятельности;
• возможности использования эстетопсихотерапевтических приемов в коррекции проблем ребенка.
Учитель физической культуры.
• активность на занятиях;
• предпочтения в упражнениях;
• понимание команд, координация движений.
Организация взаимодействия специалистов группы психолого-педагогического сопровождения.
• Создание службы сопровождения ребёнка как организационной структуры образовательного учреждения:
- определение целей и задач;
- определение состава;
- назначение руководителя;
- определение направлений деятельности.
• Организация динамических связей между специалистами в процессе работы.
• Создание и поддержание в коллективе сопровождения атмосферы всеобщей заинтересованности в результате труда, взаимопонимания и взаимного уважения к профессиональным и личностным качествам коллег.
• Создание условий для результативного труда «команды», исходя из профессиональных требований к работе каждого специалиста.
• Обучение специалистов в новой логике взаимодействия: комплексности и мультидисциплинарности в решении проблем ребёнка и его семьи.
• Внесение корректив в работу команды для повышения результативности.
Планирование заседаний группы психолого-педагогического сопровождения.
Рассматриваемые вопросы |
Форма проведения заседаний |
Сроки |
Ответственный |
|
|
|
|
Планирование работы группы психолого-педагогического сопровождения.
месяц |
Направления работы |
||||||
Коррекционно-развивающая работа |
Консультационная деятельность |
||||||
Диагностическая |
Коррекционно- |
Социа- |
Психо- |
Работа |
Работа |
Учебно- |