Исходя из оценки проблем, которые испытывают дети с трудностями в обучении в рамках учебной деятельности, можно выделить две группы взаимосвязанных задач коррекционно-педагогической работы с ними:
• устранение причин трудностей в обучении, которые определяются особенностями психического развития этих детей;
• восполнение пробелов предшествующего обучения.
Решение указанных задач осуществляется в процессе работы по направлениям В.В. Гладкой:
1). Формирование учебной деятельности и коррекция ее недостатков.
2). Развитие до необходимого уровня психических функций, которые обеспечивают учебную деятельность (зрительного восприятия, пространственной ориентировки, фонематического восприятия и др.).
3). Формирование базовых представлений и умений, которые нужны для усвоения программного материала.
Принципы, определяющие методику проведения коррекционно-развивающих занятий.
На основе анализа особенности развития детей с трудностями в обучении, обусловленной задержкой психического развития, выделены основные принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий с младшими школьниками этой категории.
Первая группа принципов – стратегические, определяющие в целом стратегию (общий план) деятельности на коррекционном занятии.
1. Создавать условия для возникновения у детей положительных эмоций в процессе осуществляемой деятельности.
2. Осуществлять коррекционную работу на занятиях в зоне «ближайшего развития».
Особенностью коррекционного занятия является то, что оно предполагает формирование отсутствующих у детей или недостаточно сформированных умений. В этой связи имеют значение три следующих методических момента:
ü Педагог подбирает такие задания, которые дети еще не умеют самостоятельно и уверенно успешно выполнять.
ü Предусмотреть возможные варианты помощи, которую можно будет предлагать учащимся в случае затруднений разного характера при выполнении заданий.
ü Помощь в случае затруднения предлагается постепенно, дозировано.
3. Привлекать для формирования обобщенных умений разный по содержанию материал.
Этот принцип основывается на представлении о планируемых результатах коррекционной работы — обобщенных умениях в той или иной области развития (умениях выделять существенные признаки, определять последовательность, сравнивать, описывать, осуществлять планирование деятельности, ориентироваться на плоскости листа, в пространственно-временных отношениях и др.)
4. Учитывать роль целенаправленной двигательной активности в коррекции нарушений развития у детей.
(Неподвижный ребенок не обучается и не развивается!)
Вторая группа принципов – тактические, определяющие тактику работы над конкретным умением.
Ø Учитывать последовательность развития школьно-значимых функций в онтогенезе при определении характера заданий на каждой ступени развития детей и направлений их усложнения.
Ø Реализовывать «принцип спирали» в процессе овладения детьми новыми умениями, способами деятельности.
Ø Постепенно усложнять деятельность учащихся на основе оценки успешности их продвижения в развитии.
Ø Учитывать роль воображения в психической деятельности ребенка.
Ø Стимулировать учащихся к оречевлению цели, программы и результата деятельности.
Ø Опираться при формировании новых умений у детей на их личный жизненный опыт.
Ø Организовывать неоднократное выполнение учащимися деятельности для достижения коррекционно-развивающего эффекта.
Коррекционная деятельность учителя–дефектолога реализуется именно в процессе работы с детьми над заданиями и заключается в формировании у них умений выполнять определенную деятельность.