Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР по-прежнему является актуальным в современных условиях развития общеобразовательной школы.
Основные задачи учителя-предметника интегрированного класса – поддержка социального и личностного развития ребёнка, обучение «особого» ученика с учетом его потенциальных возможностей, создание в классе партнерских отношений, условий личностного взаимодействия в коллективе.
Срок обучения детей с ОПФР зависит от характера, степени выраженности физических и (или) психических нарушений, возможностей освоения учебной программы и составляет для общего начального образования 4-5 лет, на уровне общего базового образования – 9-10 лет. Сроки обучения детей с ОПФР не совпадают со сроками обучения в общеобразовательной школе.
Для того чтобы учителю-предметнику четко представлять картину процесса образовательной интеграции, необходимо владеть следующей информацией:
1. знать, какую образовательную программу осваивают дети с ОПФР;
2. знать, как организуется учебная деятельность детей с ОПФР в структуре интегрированного класса;
3. знать, как планируется работа учителем-предметником в условиях образовательной интеграции.
Главная задача учителя-предметника, работающего в классах интегрированного обучения и воспитания, заключается не столько в том, чтобы вооружить детей определёнными знаниями, а в том, чтобы найти механизмы включения ученика с ОПФР в образовательный процесс с учетом его возможностей и способностей, обеспечив активную социализацию, личностное развитие.
Факторы, влияющие на качество образовательной интеграции.
В первую очередь учитель интегрированного класса должен видеть в особом ученике личность, не допускать и не создавать ситуаций на уроке, в которых ребёнок с ОПФР был бы неуспешным.
Обеспечение учебного процесса зависит от ряда факторов:
· подготовленности учителя к работе в новых социальных условиях образовательной интеграции;
· умения учителя работать в двух образовательных системах – общей и специальной (знание образовательных стандартов, программ, методик);
· знания учителем психофизических особенностей интегрируемых детей;
· знания нормативно-правовой базы образовательной интеграции;
· желание учителя сотрудничать с учителем-дефектологом, коллегами по работе, родителями особых учеников.
Обеспечение личностно ориентированного, социально значимого и качественного образования по предмету зависит от умения учителя решать в ходе урока в классе интегрированного обучения и воспитания следующие задачи:
ü соотносить (адаптировать) содержание учебного материала с потенциальными возможностями ребенка;
ü развивать по предмету те умения и навыки, которые особо значимы для социализации и самореализации ученика с ОПФР;
ü развивать самостоятельность и самосознание в процессе включения особого ученика в урочную деятельность;
ü обеспечивать специальные условия для совместной деятельности детей на правах партнерства и реализации принципа равных прав и возможностей.
Таким образом, для успешного преподавания учителю необходимо:
q Подготовить себя психологически и методически к работе в новых социальных условиях интегрированного класса.
q Вступить в партнёрские отношения с учителем-дефектологом, социальным педагогам, педагогом-психологом с целью получения информации по организации интегрированного обучения детей с ОПФР.
q Создать образовательную среду в кабинетах под категорию интегрируемых детей, которая будет способствовать активному включению учеников с ОПФР в учебный процесс и повышения качества образования особых учеников и всех детей интегрированного класса.
q Освоить механизмы адаптации учебного материала под категорию интегрируемых детей с помощью учителя-дефектолога.
Очень важно, чтобы каждый учитель общеобразовательного учреждения определил для себя правильную тактику поведения в образовательной интеграции, соотнёс познавательные возможности детей с ОПФР с особенностями их познавательной деятельности и на основе этого определил подходы включения особого ученика в процесс обучения.