Расстройства аутического спектра – нарушение развития, симптомы которого проявляются в раннем возрасте (до 3 лет) и связаны с нарушениями социального взаимодействия и коммуникации, также с ограниченностью и повторяемостью в структуре поведения, интересах или деятельности.
Поведенческие особенности лиц с РАС:
· Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии.
· Предпочтение одиночества.
· Задержка или полное отсутствие разговорной речи.
· Необычная мимика.
· Ограниченность, повторяемость в структуре поведения.
· Стереотипные и повторяющиеся моторные маневризмы (хлопки, размахивания, раскачивание, кручение на месте).
· Эхолалии (повторяющие вокализации, слова, фразы, не направленные на партнера).
· Повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек.
· Сильная привязанность к предметам.
· Трудности с переключением внимания.
· Необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды: обнюхивание, тактильное обследование, зачарованность светом или движением.
· Неадекватная реакция на боль или громкий звук.
· Ограниченная сфера занятий и интересов.
Средовые ресурсы обучения и воспитания детей с расстройствами аутического спектра
Под адаптивной образовательной средой понимают систему условий (архитектурная безбарьерная среда, индивидуальный план, сопровождение, технологии, методы, средства обучения и т.д.) и отношений (инклюзивная культура), создаваемую в учреждении образования, в максимальной степени обеспечивающих возможности для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося.
С.Е.Гайдукевич выделяет группы средовых ресурсов:
1. Социально-психологические ресурсы, которые представлены совокупностью взаимоотношений субъектов, участвующих в образовательном процессе, их установки, мотивы, стиль, характер взаимодействия и др.
Поддержка педагогическим коллективом идеи инклюзии является основой эффективного обучения ребенка с РАС в условиях учреждения образования.
Значимой составляющей является специальная подготовка педагогического коллектива.
2. Организационно-смысловые ресурсы:
- нормативно-правовая база
- эффективные методы и приемы организации образовательного процесса
С недавнего времени в РБ стали открываться ресурсные классы – это определенные помещения в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении, могут получить специальную помощь от команды специалистов.
Ресурсный класс предоставляет ребенку с РАС возможности:
· Пройти период индивидуальной подготовки к обучению в группе сверстников.
· Получить возможность индивидуально дозированного и постепенного расширения образовательного пространства.
· Отработать отдельные темы и навыки.
· Получить коррекционно-развивающую помощь и поддержку.
Таким образом, ресурсный класс сочетает инклюзивное образование и индивидуальное обучение.
- Адаптация образовательной программы для ребенка с РАС.
- Определение режима нагрузки
- Персональное сопровождение (тьюторство).
3. Пространственные ресурсы.
Это выделение функциональных зон с целью упорядочивания среды.
Основные функциональные зоны в учреждении образования: учебный класс, спальня, туалет, раздевалка, столовая, медпункт, спортзал, музыкальный зал и пр.
Также в учреждении могут быть предусмотрены:
- сенсорные комнаты
- релаксационный блок (мягкие покрытия стен и пола, маты, коврики, сухой бассейн)
- активационный блок (все оборудование со светооптическими эффектами, сенсорные панели и др.)
- общеоздоровительный блок (мячи гимнастические и массажные)
- зоны уединения (для снятия напряжения и возбудимости)
Для повышения различимости функциональных зон могут использоваться визуальные опоры. Для сообщения информации о риске необходимо вводить специальные сигнальные опоры (красного цвета).
4. Предметные ресурсы.
- естественное освещение
- использование штор, жалюзи
- рабочее место подальше от окна
- нейтральный цвет стен (бежевый, кремовый)
- специальная мебель (стулья с сенсорными подушками, фитболы)
Для детей не говорящих используются альтернативные системы коммуникаций (карточки PEGS), визуальные подсказки, визуальные опоры.
Структурирование времени (использование песочных часов, таблицы «Сначала – потом», система жетонов за выполнение задания, расписание, алгоритмы деятельности).
5. Учебное оборудование.
- подставки
- наклонные доски
- фиксаторы пальцев руки
6. Техническое оснащение.