Адаптация ребенка к детскому саду - это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени: в яслях длится в среднем 7-10 дней, в среднем дошкольном возрасте - 2-3 недели, а в старшем дошкольном возрасте - месяц. Состояние аффекта в первое время посещения детского сада выявляется у каждого второго мальчика и каждой третьей девочки. Проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к дошкольному образовательному учреждению - неизменно сложная проблема. Одна из основоположников науки о раннем детстве Н.А. Аскарина не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей, приводила пример: «Садовник бережно пересаживает молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на котором оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут». Примерно то же происходит и с ребенком, когда он адаптируется к детскому саду. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает сложно и болезненно. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: 1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц). 2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять недель). 3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее. Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты: - у детей до трех лет проявляются беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность); - у детей старше трех лет наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. - у плохо адаптируемых детей старшего возраста больше вероятности появления или закрепления психомоторных нервных нарушений - тиков и заикания. Естественно, что не у каждого ребенка возникают эти реакции на отрыв от семьи, это зависит как от самого ребенка, так и от того, что он встретит в детском саду. У детей, имеющих те или иные особенности развития, данный процесс протекает вдвойне сложно и болезненно. Обусловлено это, на мой взгляд, прежде всего двумя факторами: 1. Родители не видят (не понимают) основную проблему ребенка; 2. Педагоги не понимают и не принимают ребенка с нарушениями в развитии. Таким образом, назревает конфликт между всеми участниками образовательного процесса: родитель – педагог – ребенок. Однако, центральным звеном в данной триаде остается ребенок и если проблема не решается своевременно, она как снежный ком притягивает к себе море сопутствующих проблем. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения. Кроме того, острой фазы адаптационного периода имеет три степени тяжести прохождения: - легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Все без изменений; - адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился; - тяжелая адаптация: характеризуется, в - первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки: 1 вариант. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно - психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов. 2 вариант. Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно - психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляется рост, прибавка в весе. Учитывая исследования ученых необходимо использовать критерии, разработанные Институтом педиатрии: нарушение сна и питания; проявление отрицательных эмоций в общении; боязнь пространства; частые заболевания; снижение веса. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист! Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в детском учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Длительность периода адаптации зависит от многих причин: - от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; - от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; - от состояния здоровья; - от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; - от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения. Адаптационный период у детей так же может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: Упрямство (причины): - перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием; - стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю; - привычная форма поведения избалованного ребенка; - своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы. Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины): - отсутствие уважения взрослых к ребенку; - реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке; - недостаточное развитие воли, неумение владеть собой; - утомление от однообразной деятельности. Лживость (причины): - болезнь, страх наказания; - желание привлечь к себе внимание, хвастливость. Лень (причины): - неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия; - воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.
Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду - это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. В оптимизации процесса адаптации главная роль принадлежит педагогам и психологам детского сада. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно - образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
|
Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке и новым условиям жизни. Для ребенка детский сад и есть такая обстановка с неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Во время адаптации ребенок ни болен, ни здоров. Он находится в третьем состоянии, в состоянии постоянного нервно-психического напряжения. Постоянно находиться на грани стресса долго нельзя. Поэтому в скором времени ребенок или, в самом деле, заболеет, или снова станет сам собой.
Как бы там ни было, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. В детском саду ребенку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям. В этом ему должны помочь воспитатели.
Воспитатели создают благоприятную атмосферу в группе:
· Воспитателю нужно успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
· Формирует у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
· Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
· Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
· В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
· Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
· Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть родных и уже не так тосковать вдали от дома.
· Я в своей работе в период адаптации использую ещё следующий приём: прошу мам в первые же дни сделать трафарет своей ладошки и прикрепить её на дверцу шкафчика для того, чтобы в течение дня ребенок мог подойти и прикоснутся к маминой ладошке.
· Воспитатели понимают, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. В период адаптации воспитатели используют простейшие подвижные игры как можно чаще. Благодаря им, дети увлекаются и забывают о своих переживаниях. Также помогают различные музыкальные игры и игрушки. Музыка успокаивает детей, вносит радость. Чтобы ребенок не уставал, его своевременно переключают на более спокойные игровые действия, привлекая его внимание игрушками-забавами (каталки, волчки, заводные игрушки). Большой эмоциональный подъем вызывает у детей использование в работе игр-шуток, игр эмоционально-тактильного характера.
· Успокаивающе действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
· Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность оказывает для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Центр изобразительного творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
· Работу воспитателя существенно облегчает знание привычек ребенка. Ведь если малыш не умеет сам есть, то в детском саду отказывается от еды или ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке,— плачет; не знает, где взять игрушку,— плачет; не привык спать без укачивания — плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади,— плачет и т. д.
· При адаптации обязательно присутствие основных педагогов на группе, либо заменяющих их длительное время (не менее 1 месяца). Родители должны обращаться к сотрудникам детского сада по имени и отчеству.
· В виду возрастных особенностей детей I младшей группы, учебные занятия и праздничные утренники (Новый год, 8-е марта и пр.) не являются открытыми мероприятиями для родителей.
· Воспитатели просвещают и консультируют родителей.
· Родителей воспитанников следует сразу включать в жизнь дошкольного учреждения, принимать участие в конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Адаптация может считаться законченной, если:
· у ребенка стабильное положительное эмоциональное состояние в течение недели, он активно играет, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
· у него отсутствуют заболевания;
· есть динамика психомоторного развития.
ПОМНИТЕ!
УСПЕХ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ЗАВИСИТ
ОТ ВЗАИМНЫХ УСИЛИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ДЕТСКОГО САДА.