Инновационная деятельность
«Детские провокации, или как установить запреты»
Задачи:
- формировать сознательное и ответственное отношение родителей к вопросам личной безопасности и безопасности детей;
- обсудить вопросы, касающиеся наказания, запретов, ограничений в вопросах воспитания детей с особенностями в развитии
- выработать в процессе обсуждения наиболее приемлемые способы ограничений , запретов в воспитании детей.
- познакомить родителей с формами взаимодействия родителей с детьми, направленными на улучшение эмоционального состояния ребенка
Пояснение:
Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше общаться друг с другом, поддерживать, осознавать предлагаемый материал и мотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
Структура занятия: Занятие состоит из нескольких частей: «организационный момент», « разминка», «основная часть», «завершение работы».
Цель «организационного момента» и «разминки» сплочение группы и настрой на дальнейшую работу.
В «основной части» ведущий продвигает группу к достижению дели, обозначенной темой занятия.
В «заключительной части участники группы делятся своими впечатлениями, настроением, прощаются.
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие. Ознакомление родителей с темой встречи.
Актуальность проблемы «Детские провокации».
Разминка. Упражнение « Факты обо мне»
Каждый участник рассказывает один или несколько фактов о себе, остальные участники пытаются угадать, правда это или ложь.
Например: «Я люблю собак больше чем котов»;
«Я домосед. Лучшим местом на земле считаю свой дом»;
«Очень люблю путешествовать».
Основная часть.
Упражнение «Провоцируют ли Вас дети? Как вы реагируете?»
Ведущий: Наше обсуждение будет проходить по кругу. Каждый из Вас ответит на вопросы : «Провоцируют ли Вас дети? Как вы реагируете?». В ходе опроса мы с Вами выясним, необходимо ли устанавливать запреты. (После упражнения проводится обсуждение, в процессе которого родители приходят к выводу, что запреты устанавливать необходимо для обеспечения безопасности детей).
В ходе упражнения мы с вами выяснили, что запреты устанавливать необходимо. Но прежде чем начать что-либо устанавливать, я хотела бы задать вам еще один вопрос и перейти к следующему упражнению.
Упражнение «Что у вас в семье можно ребенку, а что нельзя?»
Предлагаю Вам ответить на вопросы письменно, на листе каждый участник запишите и озвучьте, все можно и все нельзя. После упражнения проводится обсуждение, выясняется чего больше «можно» или «нельзя». Мы с Вами выяснили, что в каждой семье есть запреты и их должно быть как можно меньше. Самое главное в семье договориться о единых требованиях, со всеми членами семьи, и также с нами со специалистами. Очень важно, что бы запреты в семье были адекватными и соответствовали индивидуальным особенностям ребенка. Очень важно помнить, что наша общая цель воспитать ребенка максимально самостоятельным и в то же время, чтобы полученные умения были безопасны для жизни и здоровья детей.
Анкета: «Можно – нельзя»
Ситуация |
Можно |
Нельзя |
Выходить одному из дома |
|
|
Пользоваться опасными предметами (нож, иголка, вилка) |
|
|
Смотреть долго телевизор |
|
|
Играть в телефон |
|
|
Рисовать на стенах |
|
|
Громко разговаривать (кричать) |
|
|
Брать вещи без спроса |
|
|
Убегать от родителей |
|
|
Залезать на подоконники (особенно если живете в многоэтажном доме) |
|
|
Обижать животных |
|
|
Брать еду и кушать когда хочется, не обращаясь к взрослым |
|
|
Ломать игрушки |
|
|
Рвать книги |
|
|
Брать и пользоваться спичками |
|
|
Пользоваться электроприборами без помощи взрослых |
|
|
Самому принимать ванну или душ |
|
|
Перебивать взрослых во время разговора |
|
|
Играть с водой |
|
|
Трогать хрупкие вещи (стекло) |
|
|
Дурачиться, бегать, прыгать, кричать, шуметь |
|
|
Лазать по спорткомплексам на улице |
|
|
Открывать самим дверь посторонним |
|
|
Разговаривать с незнакомыми людьми на улице |
|
|
Брать угощение и подарки от незнакомых людей |
|
|
Ведущий: Наказывать ребенка – самая неприятная родительская обязанность, как бы мы не притворялись и не выкручивались.
Необходимость наказывать – это тот штраф, который платят родители, не сумевшие точно и своевременно привести в жизнь любимого ребенка все необходимые запреты. Несколько вовремя не сказанных «нельзя» как бы суммируются в голове ребенка в одно большое и унизительное наказание. Папа и мама могут придумать все, что угодно, любое наказание. В любом случае ребенок будет считать родителей злодеями. Возможно, некоторые из Вас принадлежат к числу людей, которым тяжело даются запреты, не говоря уже о наказаниях. Дети из таких воспитателей просто веревки вьют. Воспитатели мучаются, но и дети страдают не меньше, не чувствуя опоры в родительской уверенности, они не знают, что хорошо, что плохо, и где пролегает разумный предел их шалостям. Понимая, что без ограничений не обойтись, вы, тем не менее не можете вести себя последовательно: сначала тянете с запретом до последнего, потом взрываетесь, но быстро сдаете позиции. Затем терпите снова, и снова терпении в какой то момент лопается. Не зная, как выйти из порочного круга, вы всегда недовольны собой. А ребенок понимает, что настанет удобный момент, и от родителей можно будет добиться своего, стоит лишь немного подождать. Чтобы понять, как изменить положение, спросите себя, может ли ребенок жить в ситуации, когда ему все позволено, и если да, то сколько? Если ваш ребенок особенный. Я думаю минут 15. Ребенку совершенно необходимо запрещать некоторые вещи с целью, чтобы со временем он научился запрещать себе их сам! Возможно, на первый взгляд кажется, что запреты ограничивают свободу. Однако, если в чем то мы все же свободны, то только благодаря тому, что мы знаем те правила, по которым можно жить в этом мире. Мы не имеем понятия о том, что такое тепло, если не знаем, что такое горячо или холодно. Мы не знаем, что такое приятно или хорошо, или нам неизвестно что такое больно или плохо. Познать что либо, мы можем лишь в сравнении. Твердо усвоив, что такое нельзя, мы можем быть спокойны, совершая любые поступки.
Рекомендации для родителей «Установи запрет правильно»
Вот несколько правил, которые помогут заставить работать слово «нельзя».
Однозначность (не просьба, а именно твердое требование).
Непротиворечивость (например, малышу вы запрещаете брать что-то со стола, потому что там могут стоять чашки с горячими напитками, а потом однажды, забыв что вы это запрещали, говорите: «помоги маме, подай маме ложку со стола». Помните! Вы в ответе за каждый запрет, который требуете.
Ясность. Не бери нож, это опасно, это не игрушка. Или ты что уже считаешь себя таким взрослым, что можешь пользоваться ножом? Издеваешься, веди себя нормально. Это не подходит. Например, почему нельзя кашу по столу размазывать они знают, а почему нельзя из окна высовываться, ведь это так интересно и никому не мешает, не совсем понятно.
Последовательность. Невозможно быть последовательным, если запрещаешь ребенку все подряд.
Солидарность родителей и специалистов. Это залог успеха в любом педагогическом предприятии. Если все требуют одно и то же, то у ребенка формируется не противоречивая картина мира.
Твердость. Нет родителя, который ба не знал, что такое детский гнев . Игра в шантаж с истерикой затягивает с первого раза. Единственное, что вы должны сделать это переждать истерику, а затем повторить запрет.
Уважение к мотивам поступка ребенка. Учимся понимать причины нежелательного поведения.
Упражнение 6 платочков.
Приглашается 1 доброволец, который будет играть роль ребенка.
Затем рассказывается следующая история:
Ты мой маленький малыш и мы с тобой идем в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный. Задающий кучу вопросов ребенок.
- Мама, что это такое, посмотри как красиво! – говоришь ты
- Некогда, смотри под ноги, вечно ты спотыкаешься. Что ты крутишь головой. Перестань глазеть по сторонам. (завязываю глаза платочком)
Мы бежим дальше, и я встречаю по дороге свою подругу, мы с ней обмениваемся новостями, ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослые разговоры. Вообще ты чего уши развесил, чтобы подслушивать? (завязываю платочком уши).
Я прощаюсь с подругой и мы бежим с ребенком дальше
- Мам, а меня Маша ждет в детском саду, которая…..
-Отстань, что ты разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать, закрой рот! (завязываю ребенку рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую то веточку. Я кричу:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки. Завязываю платочком руки. Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Я кричу:
- Ты где этому научилась? Перестань задирать ноги, стой смирно. (Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Я кричу на нее
- Что ты ревешь?, нечего плакать, позоришь меня. Я кому сказала, перестань реветь. (завязываю платком сердце).
Итог и обсуждение упражнения «6 платочков».
Спросить главного действующего лица, и у других участников, какой платок хотелось снять? И в первую очередь. Что чувствовал и думал участник на протяжении всей игры. В какое состояние мы вгоняем ребенка, преследуя благородные цели воспитания. Психологи рекомендуют обнимать своего ребенка не менее 8 раз в день просто для выживания, а для развития 12 раз в день. Учитывайте особенности развития своего ребенка в процессе установления запретов.