Инновационная деятельность
СПРАВКА
о промежуточных результатах реализации инновационного проекта
«Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
2022/2023 учебный год
Руководитель |
|
|
учреждения образования: |
|
|
Курильчик Татьяна Михайловна |
|
|
|
|
|
Контактные телефоны |
|
|
рабочий: 8 02333 5 61 77 мобильный: +375 44 772 48 91 |
|
|
|
|
|
адрес: 247050, ул.Плеханова, 20, г.Добруш, Гомельская область |
|
|
|
|
|
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
|
Добруш, 2023
Общие данные
- Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
- тема инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
- сроки реализации инновационного проекта: 2021 – 2024;
- руководитель инновационного проекта: Курильчик Татьяна Михайловна, директор государственного учреждения образования «Добрушский районный ЦКРОиР»;
- консультант инновационного проекта: Лемех Елена Анатольевна Доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ им. М.Танка, кандидат психологических наук, доцент;
- количество участников: в соответствии с приказом директора от 01.09.2022 №140 «Об организации инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году» в реализации проекта принимает участие 7 педагогов; задействованы 5 воспитанников дошкольной группы и 5 законных представителей;
- состав участников реализации инновационного проекта: педагоги, воспитанники дошкольных групп ЦКРОиР и их законные представители.
Введение
Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – учреждение, ЦКРОиР) является инновационной площадкой Министерства образования Республики Беларусь по реализации проекта «Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Данный проект актуален, так как его реализация позволяет нам:
- формировать нормативное правовое обеспечение системы оценки качества дошкольного образования воспитанников с ТМН;
- накопить методический инструментарий проведения экспертизы процесса, условий и результатов деятельности в дошкольной группе ЦКРОиР;
- менять подходы к обучению воспитанников с ТМН в соответствии с требованиями времени (педагоги не просто проводят занятия, а организуют самостоятельную деятельность воспитанников, управляют ею, включая в этот процесс законных представителей);
- повышать практическую направленность обучения (оно перестаёт быть оторванным от жизни, т.к. что формируемые у воспитанников умения помогут легче интегрироваться в социум);
- формировать педагогическую компетенцию законных представителей воспитанников (родители не просто являются сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками сопровождения собственного ребенка).
Целью инновационного проекта является внедрение в образовательный процесс центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы работы по оценке качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями.
Деятельность участников инновационного проекта на данном этапе его реализации направлена на решение следующих задач:
1) разработать механизм эффективного управления реализацией инновационного проекта с учётом имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов;
2) организовать информационно-методическое и психологическое сопровождение деятельности участников инновационного проекта;
3) определить диагностический инструментарий для выявления эффективности и результативности реализации инновационного проекта в соответствии с критериальной базой;
4) повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через консультирование, практико-ориентированные методы, направленные на обучение фиксации динамики уровня функционирования воспитанника с ТМН путем проведения мониторинговых наблюдений;
5) повышать уровень педагогической компетенции законных представителей воспитанников с ТМН через активные формы взаимодействия.
6) обобщить промежуточные результаты внедрения инновационного проекта и на основе полученных данных в рамках утверждённой программы разработать план дальнейшей деятельности по его реализации.
Результаты, полученные на данном этапе реализации проекта, свидетельствуют о наличии положительной динамики по всем направлениям инновационной деятельности.
Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования
Общее руководство проектом осуществляется Курильчик Т.М., директором ЦКРОиР. Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности в соответствии с определенным образовательным направлением (воспитательная работа и учебный процесс) обеспечивает Гришелёва Л.В., заместитель директора по основной деятельности.
В связи с объективными причинами (кадровые изменения и закрытие одной дошкольной группы в учреждении) в текущем учебном году в реализации проекта приняли участие 7 педагогов, двое из них включены в проект впервые.
Персональный состав творческой группы участников проекта определён приказом директора от 01.09.2022 №140 «Об организации инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году» в государственном учреждении образования «Добрушский районный ЦКРОиР».
Деятельность по внедрению инновационного проекта организована в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и разработанными на его основе локальными нормативными документами учреждения: программой реализации инновационного проекта; календарным планом реализации инновационного проекта на 2022/2023 учебный год программой психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта; функциональными обязанностями участников инновационной деятельности. Материальное стимулирование участников инновационного проекта производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В рамках темы инновационного проекта продолжилась практико-исследовательская деятельность педагогов по темам педагогических исследований.
Всеми участниками инновационного проекта составлены и реализуются индивидуальные планы работы, которые содержат систему конкретных мероприятий по достижению цели; в электронном виде ведутся педагогические дневники.
Механизм контроля за осуществлением инновационной деятельности реформирован в самоконтроль, результаты которого не реже одного раза в учебную четверть участники творческой группы представляют в форме самопрезентации при проведении методических оперативок. Ведущими при этом являются принципы наглядности и гласности, что способствует созданию условий для проявления инициативы и творчества каждого из членов группы.
На основании рефлексивного анализа осуществляется диагностика профессиональных затруднений и психологического состояния, выстраивается система методической помощи и психологической поддержки.
Оценка инновационной деятельности продолжилась осуществляться в соответствии с разработанными критериями на основе определённых показателей. В частности, оцениваются результаты формирования жизненно необходимых навыков воспитанников с ТМН, удовлетворенность их законных представителей образовательными услугами, личностные достижения педагогов, повышение квалификации, самообразование, способность к обобщению и распространению опыта работы, теоретический и методический уровень в использовании современных образовательных технологий, а также удовлетворённость инновационной деятельностью всех участников инновационного проекта.
Эффективность условий реализации инновационного проекта
Количественный и качественный состав участников творческой группы в текущем году следующий: 7 человек (100%) имеют высшее образование; 6 педагогов (86%) имеют первую и высшую квалификационные категории, 1 (14%) – вторую.
В учреждении имеется удовлетворительное материально-техническое обеспечение для реализации проекта, организован подвоз всех воспитанников на занятия и обратно к месту проживания, создана развивающая, безбарьерная и адаптивная образовательная среда, удовлетворяющая потребностям детей с ТМН.
В наличии в достаточном количестве компьютерной и множительной техники, подключен широкополосный доступ к сети Интернет, кроме того, имеется беспроводная сеть. Функционирует web-сайт.
В образовательном процессе используются ноутбук, мультиборд, мультимедийный проектор, музыкальный центр.
Для обеспечения научно-методического сопровождения инновационной деятельности налажено взаимодействие с консультантом проекта.
Организационные вопросы решаются через инструктивно-методические совещания. По запросам педагогов осуществляется их индивидуальное и групповое консультирование.
Все участники проекта в течение отчётного периода повышали профессиональное мастерство посредством самообразования, участия в курсах, семинарах, вебинарах. Опыт работы 2-х педагогов (Власик Е.М., Климкова Е.В.) опубликован в сборнике Международной научно- практической конференции «Специальное образование в современном мире: ценности, традиции, инновации» (приложение 1).
Психолого-педагогическое сопровождение творческой группы участников инновационного проекта осуществляется педагогом-психологом Ромашко Н.А. на основе разработанной ею и утверждённой руководителем учреждения образования программы.
На данном этапе реализации инновационного проекта целью психолого-педагогического сопровождения является оказание помощи педагогам в вопросах профессиональных затруднений; формировании психологической готовности к инновационной деятельности новых участников проекта; создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективной работе педагогов в инновационном режиме.
В ходе работы с участниками проекта педагогом-психологом проведен ряд тренинговых занятий, диагностических мероприятий; по результатам диагностики осуществлено консультирование, в том числе направленное на коррекцию эмоциональной сферы участников проекта.
Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта
За отчётный период реализации инновационного проекта в рамках утверждённой программы выполнены все намеченные мероприятия.
В частности участниками творческой группы актуализированы нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность, изучена соответствующая литература, Разработана и утверждена необходимая документация, определены функциональные обязанности членов инновационной группы, а также задачи деятельности и ожидаемый результат. Издан приказ об организации инновационной деятельности. Эффективность локальных нормативных актов как механизма включения педагогов в инновационную деятельность обусловлена коллегиальностью их разработки и потребностями педагогического коллектива.
Для информационного сопровождения инновационной детельности в Республике Беларусь в конце каждой учебной четверти размещались отчеты о проделанной работе на созданной ГУО «Академия последипломного образования» платформе. Актуальная информация о ходе реализации инновационного проекта, проводимых в учреждении мероприятиях, акциях, результатах участия педагогов и воспитанников в различных конкурсах и т. д. также размещена на информационном стенде, сайте учреждения.
С сентября 2022/2023 учебного года в учреждении функционирует одна дошкольная группа, которая пополнилась двумя новыми воспитанниками. Педагогами дошкольной группы были разработаны карты первичной адаптации для воспитанников к условиям ЦКРОиР, а также проведена диагностика и заполнены мониторинговые карты и адаптированные шкалы ECERS-R на всех воспитанников.
Вместе с тем на данном этапе было выявлено следующее проблемное поле: показатели вновь поступивших воспитанников серьёзно влияют на общую картину динамики в группе, а так же в связи с ежегодным изменением состава воспитанников в дошкольной группе (ежегодно 1-2 воспитанника поступают в 1 класс), невозможно качественно определить сформированность жизненных компетенций у воспитанников группы по окончании обучения. Для данной оценки качества существует необходимость разработки новых продуктов в рамках преемственности дошкольного и школьного образования в условиях ЦКРОиР.
Педагогическое просвещение законных представителей воспитанников по вопросам качества усвоения программы дошкольного образования осуществляется посредством «Студии семейного воспитания», организация деятельности которой в текущем году была несколько видоизменена. Педагогом социальным Климковой Е.В., разработана программа, состоящая из 4-х разделов, одним из которых является работа с родителями воспитанников дошкольной группы ЦКРОиР. Цель данного раздела: сформировать у родителей представление о качестве дошкольного образования в условиях ЦКРОиР. На основе анкетирования родителей и выявления «родительских затруднений» при взаимодействии с ребенком, составлен и утвержден план работы на текущий учебный год, который включает в себя занятия с практической направленностью (приложение 2).
Опыт работы с родителями неоднократно транслировался на районном и областном уровнях.
Ход инновационной деятельности рассматривается на заседаниях педагогического совета. В повестку дня в текущем году включены следующие вопросы: взаимодействие педагогов – участников инновационного проекта – условие повышения качества образовательного процесса в дошкольной группе ЦКРОиР; оценка промежуточных результатов реализации инновационного проекта. Кроме того, заместителем директора по основной деятельности Гришелёвой Л.В. введены ежемесячные тематические методические оперативки. Данная форма работы по обмену опытом между участниками проекта помогает более детально изучить ход проекта и вовремя его скорректировать.
На данном этапе реализации инновационного проекта можно сделать вывод о том, что методическая работа, проводимая в учреждении, обеспечивает непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, способствует реализации их творческого потенциала.
В период с ноября по декабрь 2022 года в учреждении проведен повторный анализ имеющейся предметно-развивающей среды и ресурсного обеспечения и их соответствие индивидуальным потребностям воспитанников дошкольных групп, изучены основные критерии предметно-развивающей среды через анкетирование педагогов и родителей.
С целью детального изучения программного материала воспитанниками дошкольной группы ЦКРОиР была взята образовательная область «Игра». Для выявления уровня развития игровой деятельности у воспитанников дошкольной группы с ТМН использовался в основном метод наблюдения.
По результатам работы учителем-дефектологом Броновой О.Г., воспитателем Щербаковой О.В. была переработана и усовершенствована диагностическая карта по предметной области «Игра», составлены схема обследования дидактической игры дошкольников с ТМН и профили индивидуальных возможностей каждого ребенка с учетом их нарушений (приложение 3).
В период практического этапа реализации проекта продолжилась работа с использованием адаптированных «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (Т.Хармс). Проведена повторная оценка качества коррекционно-образовательного процесса, качества условий и качества результатов освоения учебных программ воспитанниками с тяжелыми множественными нарушениями в дошкольной группе ЦКРОиР (октябрь 2022; апрель 2023). Результаты оценки зафиксированы в оценочных листах 1-3.
Проделанная работа позволила педагогическому коллективу пересмотреть и переработать существующие мониторинговые карты (приложение 4).
Результаты инновационной деятельности
По итогам реализации инновационного проекта на данном этапе получены определенные результаты. Так педагогами – участниками инновационной деятельности внедрены в практику разработанные карты наблюдения и мониторинговые карты по всем образовательным областям с учетом возрастных особенностей воспитанников и 3-х составляющих компетенций (функциональной, поддерживающе-коммуникативной и ситуационно-поведенченской).
Повторное проведение экспертной оценки позволило выявить проблемы по созданию необходимых условий для вновь зачисленных воспитанников в дошкольную группу, а также необходимость расширения и систематизации учебно-методических и материалов и локальных документов в дошкольном образовании ЦКРОиР.
Таким образом, информационный банк учебно-методических материалов по теме инновационного проекта пополнился в текущем году следующими материалами:
по теме: «Формирование функциональной компетенции детей с ТМН в рамках реализации образовательной области «Игра» - образовательный продукт «Серия дидактических игр с липучками», используемых для формирования и закрепления программы (учитель-дефектолог Бронова О.Г.);
по теме: «Формирование жизненных компетенций у воспитанников дошкольной группы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации посредством реализации образовательной области «Самообслуживание» - разработаны фотоальбом «Алгоритмы действий по самообслуживанию» и дидактическое пособие «Игры на липучках по формированию и закреплению навыков самообслуживания» (воспитатель дошкольного образования Щербакова О.В.)
По результатам анкетирования все педагоги - участники инновационного проекта положительно оценивают результаты своей работы в проекте и выражают заинтересованность в её продолжении, а законные представители положительно оценивают процесс обучения и воспитания в рамках инновационного проекта,
В результате инновационной деятельности были созданы инновационные продукты, которые успешно используются педагогами при проведении наблюдения и мониторинга в дошкольных группах ЦКРОиР, а также в процессе трансляции инновационного педагогического опыта.
Демонстрация и трансляция инновационного опыта
Педагоги – участники инновационной деятельности осуществляет педагогическое исследование в соответствии с заявленной темой. Результаты этих педагогических исследований являются основой формирования индивидуального педагогического опыта, который презентовался на семинарах, заседаниях методических объединений районного и областного уровней.
В январе 2023 года представленные педагогами материалы для Международной научно-практической конференции в рамках проблемного поля: «Обучение лиц с особенностями психофизического развития в течение всей жизни: реальность, проблемы, перспективы» были опубликованы в сборнике «Специальное образование в современном мире: ценности, традиции и инновации»» по следующим темам:
«Формирование понятий и навыков безопасного поведения у детей с тяжелыми множественными нарушениями» (Климкова Е.В., педагог социальный);
«Ранняя комплексная помощь детям с риском в развитии: актуальные проблемы и пути их решения» (Власик Е.М., учитель-дефектолог).
Данные материалы имеют прямое отношение к теме инновационного проекта, т.к. 80% детей раннего возраста переходят в дошкольную группу ЦКРОиР, что позволяет провести подготовительную работу с детьми и родителями на раннем этапе.
В марте 2023 года состоялось онлайн – совещание на уровне области, на котором рассматривались вопросы сотрудничества с родителями, как экспертами качества специального образования в дошкольных группах ЦКРОиР. Педагогом социальным Добрушского ЦКРОиР был представлен опыт работы в данном направлении «Системная работа с семьей - важное условие по формированию представлений о качестве дошкольного образования у законных представителей с ТМН». Педагогом был представлен образовательный продукт: «Серия занятий для родителей» в рамках работы Студии семейного воспитания.
На обласном онлайн-вебинаре «Организация работы воспитателей дошкольного образования центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (ноябрь 2022г.) воспитателем Щербаковой О.В. представлен опыт работы на тему: «Основные подходы к формированию навыков социального поведения у детей с ТМН дошкольного возраста»
Учителем-дефектологом Броновой О.Г. в феврале 2023 г. транслировался опыт работы по созданию условий для детей с РАС в учреждении дошкольного образования на районном методическом объединении воспитателей дошкольного образования.
Заместителем директора по основной деятельности Гришелёвой Л.В. на областном семинаре-практикуме «Основные аспекты деятельности заместителя директора учреждения специального образования» представлен опыт работы по теме «Методическое направление деятельности центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в рамках реализации инновационного проекта» (март 2023).
Информация об итоговых результатах реализации инновационного проекта будет заслушана на заседании педагогического совета в мае 2023 года.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что государственное учреждение образования «Добрушский районный ЦКРОиР» работает в инновационном режиме. Цель, задачи, стратегия и тактика инновационной деятельности продуманы верно.
Результаты работы в рамках инновационного проекта позволяют говорить о положительной динамике педагогических компетенций законных представителей воспитанников, о чем свидетельствует проводимый сравнительный мониторинг знания программ дошкольного образования у родителей-участников инновационного проекта, и у контрольной группы родителей вне проекта.
Работа в проекте, обобщение собственного педагогического опыта по теме проекта позволяет также говорить об изменениях в уровне профессиональной компетенции педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Отмечается повышение управленческой, исследовательской и других компетенций педагогов – участников инновационной деятельности, а также повышение их собственной компетенции в области проведения мониторинга в дошкольных группах ЦКРОиР, что свидетельствует об эффективной организации управленческого, педагогического, методического, информационного и психологического сопровождения инновационной деятельности.
Положительные результаты инновационной деятельности педагогического коллектива свидетельствуют о целесообразности продолжения реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году в соответствии с планом (приложение 5).
Рекомендации
Руководителю инновационного проекта Курильчик Т.М. предоставить справку о промежуточных результатах реализации инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» в 2022/2023 учебном году в отдел педагогических инноваций Гомельского областного института развития образования до 10.05.2023 года.
Заместитель директора
по основной деятельности Л.В.Гришелёва