И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг

Министерство образования Республики Беларусь

Главное управление образования Гомельского областного

исполнительного комитета

Отдел образования Добрушского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

СОГЛАСОВАНО

Консультант проекта

Лемех Елена Анатольевна

Доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ им. М.Танка, кандидат психологических наук, доцент

_______________________________

                      (подпись)

____________________   2024

                         (дата)

Контактный телефон

+375 29 778 60 46

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Добрушский районный ЦКРОиР»

_______________Т.М.Курильчик

      (подпись)

_______________   2024

       (дата)

МП

СПРАВКА

об итоговых результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Руководитель

учреждения образования:

Курильчик Татьяна Михайловна

Контактные телефоны

рабочий: 8 02333 5 61 77

мобильный: +375 44 772 48 91

адрес: 247050, ул.Плеханова, 20, г.Добруш, Гомельская область

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Добруш, 2024

Общие данные

- Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

- тема инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

- сроки реализации инновационного проекта: 2021 – 2024;

- руководитель инновационного проекта: Курильчик Татьяна Михайловна, директор государственного учреждения образования «Добрушский районный ЦКРОиР»;

            - консультант инновационного проекта: Лемех Елена Анатольевна  Доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ им. М.Танка, кандидат психологических наук, доцент;

- количество участников: в соответствии с приказом директора от 07.09.2023 №82 «Об организации инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году» в реализации проекта принимает участие 7 педагогов; задействованы 6 воспитанников дошкольной группы и 6 законных представителей;

- состав участников реализации инновационного проекта: педагоги, воспитанники дошкольных групп ЦКРОиР и их законные представители.

Введение

Происходящие изменения в дошкольном образовании, внедрение новых подходов, форм и средств помощи детям с особыми образовательными потребностями, оказание образовательных услуг широкому кругу нуждающихся обуславливают повышение требований к профессионализму педагогов, работающих с данной категорией детей. На новой концептуальной основе, с учетом современных социальных требований общества к дошкольному учреждению выстраивается система образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями (ТМН) в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). В настоящее время дети с ТМН включены в образовательный процесс, однако существует проблема оценки эффективности данного обучения и воспитания, следовательно, появляется необходимость в оценке качества такого образования.

Актуальность инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» состоит в том, что его реализация позволяет нам:

- формировать нормативное правовое обеспечение системы оценки качества дошкольного образования воспитанников с ТМН (не только включить данное направление в контроль, но и разработать локальные нормативные документы);

-  накопить методический инструментарий проведения экспертизы процесса, условий и результатов деятельности в дошкольных группах ЦКРОиР, экспертизы практической деятельности педагогических и руководящих работников ЦКРОиР;

- поменять подходы к обучению воспитанников с ТМН в соответствии с требованиями времени (педагоги не просто проводят занятия, а организуют самостоятельную деятельность воспитанников, управляют ею, включая в этот процесс законных представителей);

- повысить практическую направленность обучения (оно перестаёт быть оторванным от жизни, т.к. что формируемые у воспитанников умения  помогут легче интегрироваться в социум);

- формировать педагогическую компетенцию законных представителей воспитанников (родители не просто являются сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками сопровождения собственного ребенка).

Целью инновационного проекта является внедрение в образовательный процесс центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы работы по оценке качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями.

На основе анализа целевого компонента сформирована цель настоящего этапа инновационной деятельности​: обеспечение управленческих и организационно-методических условий для реализации инновационного проекта.

Деятельность участников инновационного проекта на всех этапах его реализации направлена на решение следующих задач:

1) разработать механизм эффективного управления реализацией инновационного проекта с учётом имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов;

2) организовать информационно-методическое и психологическое сопровождение деятельности участников инновационного проекта;

3) определить диагностический инструментарий для выявления эффективности и результативности реализации инновационного проекта в соответствии с критериальной базой;

4) повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через консультирование, практико-ориентированные методы, направленные на обучение фиксации динамики уровня функционирования воспитанника с ТМН путем проведения мониторинговых наблюдений;

5)                повышать уровень педагогической компетенции  законных представителей воспитанников с ТМН через активные формы взаимодействия.

6) обобщить промежуточные результаты внедрения инновационного проекта и на основе полученных данных определить план дальнейшей деятельности по их внедрению в образовательный процесс.

Результаты, полученные на всех этапах реализации проекта, свидетельствуют о наличии положительной динамики по всем направлениям инновационной деятельности.

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

Для успешной реализации инновационного проекта сформирована управленческая команда. Общее руководство проектом осуществляет Курильчик Т.М., директор ЦКРОиР. Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности в соответствии с определенным образовательным направлением (воспитательная работа и учебный процесс) обеспечивает Гришелёва Л.В., заместитель директора по основной деятельности.

Управление инновационным проектом осуществляется на основе системного, деятельностного и компетентностного подходов.

В основе реализации инновационного проекта лежат принципы научности, добровольности и партнерства.

Уточнение и корректировка содержания инновационной деятельности осуществляется с учетом изменений, обусловленных внешними и средовыми факторами.

Рациональное распределение обязанностей между членами управленческой команды, чёткое видение каждым из них стратегии управления, стремление максимально и всесторонне охватить инновацией всех заинтересованных позволило на начальном этапе включить в проект  9 педагогов. Вместе с тем, к концу инновационного проекта количество участников уменьшилось до 7 педагогов по объективным причинам: закрытие одной дошкольной группы в учреждении.

Персональный состав творческой группы участников проекта в текущем учебном году определён приказом директора от 07.09.2023 №82 «Об организации инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году» в государственном учреждении образования «Добрушский районный ЦКРОиР» с учётом желания педагогов участвовать в инновации, их личностных и профессиональных качеств, стремления к саморазвитию.

Деятельность по внедрению инновационного проекта организована в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и разработанными на его основе локальными нормативными документами учреждения: программой реализации инновационного проекта; календарным планом реализации инновационного проекта на 2023/2024 учебный год программой психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта; функциональными обязанностями участников инновационной деятельности. Материальное стимулирование участников инновационного проекта производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В рамках темы инновационного проекта педагогами реализовывались темы педагогических исследований, которые в процессе практико-исследовательской деятельности были несколько изменены (приложение 1).

Всеми участниками инновационного проекта составлены и реализуются индивидуальные планы работы, которые содержат систему конкретных мероприятий по достижению цели; в электронном виде ведутся педагогические дневники.

Механизм контроля за осуществлением инновационной деятельности реформирован в самоконтроль, результаты которого не реже одного раза в учебную четверть участники творческой группы представляют в форме самопрезентации при проведении круглых столов. ​ Ведущими при этом являются принципы наглядности и гласности, что способствует ​ созданию условий для проявления инициативы и творчества каждого из членов группы.

На основании рефлексивного анализа осуществляется диагностика профессиональных затруднений и психологического состояния, выстраивается система методической помощи и психологической поддержки.

Оценка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с разработанными критериями на основе определённых показателей. В частности, оцениваются результаты формирования жизненно необходимых навыков воспитанников с ТМН, удовлетворенность их законных представителей образовательными услугами, личностные достижения педагогов, повышение квалификации, самообразование, способность к обобщению и распространению опыта работы, теоретический и методический уровень в использовании современных образовательных технологий, а также удовлетворённость инновационной деятельностью всех участников инновационного проекта.

Эффективность условий реализации инновационного проекта

Количественный и качественный состав участников творческой группы следующий: 7 человек (100%) имеют высшее образование; 6 педагогов (86%) имеют первую и высшую квалификационные категории, 1 (14%) – вторую.

Приведённые цифры свидетельствуют о достаточно высоком потенциале и уровне профессиональной компетентности педагогов, участвующих в реализации проекта.

Добрушский ЦКРОиР имеет удовлетворительное материально-техническое обеспечение для реализации проекта. Организован подвоз всех воспитанников на занятия и обратно к месту проживания. Создана развивающая, безбарьерная и адаптивная образовательная среда, удовлетворяющая потребностям детей с ТМН.

Имеются компьютеры и принтеры, (3 компьютера объединены в локальную сеть). Подключен широкополосный доступ к сети Интернет, кроме того, имеется беспроводная сеть. Функционирует web-сайт.

В образовательном процессе используются ноутбук, мультиборд,  мультимедийный проектор, 2 музыкальных центра.

Достаточный уровень материально-технического обеспечения позволяет качественно осуществлять деятельность по реализации инновационного проекта.

Для обеспечения научно-методического сопровождения инновационной деятельности налажено взаимодействие с консультантом проекта.

Организационные вопросы решаются через инструктивно-методические совещания. По запросам педагогов осуществляется их индивидуальное и групповое консультирование. На сайте ЦКРОиР оформлена ​ страница «Инновационная деятельность»​.

Все участники проекта в течение всего периода его реализации повышали квалификацию, профессиональное мастерство посредством самообразования, участия в курсах, семинарах, вебинарах (приложение 2). В рамках проведения семинаров-практикумов, организованных на базе учреждения, знакомились с сервисами и инструментами, участвовали в разработке карт мониторинга, направленных на диагностику жизненно необходимых компетенций воспитанников с ТМН, обменивались опытом по вопросам включения законных представителей в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение творческой группы участников инновационного проекта осуществляется педагогом-психологом Ромашко Н.А. на основе разработанной ею и утверждённой руководителем учреждения программы.

На протяжении реализации инновационного проекта целью психолого-педагогического сопровождения являлось оказание помощи педагогам в формировании психологической готовности к инновационной деятельности; решение актуальных проблем, связанных с личностным становлением участников проекта и их профессиональным развитием; создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективной работе педагогов в инновационном режиме.

В ходе работы с участниками проекта педагогом-психологом  проведен ряд тренинговых занятий, диагностических мероприятий; по результатам диагностики осуществлено консультирование, в том числе направленное на коррекцию эмоциональной сферы участников проекта.

Сравнительный анализ результатов диагностических исследований, осуществленных в сентябре 2021 и марте 2024, свидетельствует о наличии положительной динамики развития мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств. В частности значительно повысился уровень потребности педагогов в развитии и саморазвитии, что свидетельствует о повышении общего уровня психологической готовности к инновационной деятельности. Вместе с тем, обозначенная проблема на начальном этапе реализации проекта (по результатам диагностики, направленной на изучение ситуативной и личностной тревожности (методика Ч.Д.Спилбергера) была практически решена к концу его реализации: у 25% педагогов наблюдается высокий уровень по шкале ситуативной тревожности и у 37% педагогов – по шкале личностной тревожности). Только 1 педагог (14%) испытывал высокий уровень личной тревожности, что обусловлено его включением в инновационный проект на год позже остальных участников. В целом в процессе работы над коррекцией эмоциональной сферы педагогов у большинства из них заметно выросла уверенность в себе, сформировалось правильное отношение к своим ошибкам и неудачам.

Выполнение ​ программы и плана​ реализации инновационного проекта

За отчётный период реализации инновационного проекта в рамках утверждённой программы выполнены все намеченные мероприятия подготовительного, проектировочного, диагностического и заключительного этапов.

В частности участниками творческой группы детально проработаны нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность, изучена соответствующая литература, педагогический опыт по теме проекта, определены основные направления исследований, формы мониторинга, отчётности, анализа и оформления полученных результатов. Разработана и утверждена необходимая документация, определены функциональные обязанности членов инновационной группы, а также задачи деятельности и ожидаемый результат. Издан приказ об организации инновационной деятельности. Эффективность локальных нормативных актов как механизма включения педагогов в инновационную деятельность обусловлена коллегиальностью их разработки и потребностями педагогического коллектива.

Для информационного сопровождения инновационной детельности в Республике Беларусь учреждение зарегистрировано на созданной ГУО «Академия последипломного образования» платформе, где размещались отчеты о проделанной работе по четвертям и промежуточные за каждый учебный год. Актуальная информация о ходе реализации инновационного проекта, проводимых в учреждении образования мероприятиях, акциях, результатах участия педагогов и воспитанников в различных конкурсах и т. д. так же размещена на информационном стенде, сайте учреждения.

Педагогическое просвещение законных представителей воспитанников по вопросам качества усвоения программы дошкольного образования осуществляется посредством проведения тематических родительских собраний, мероприятий в рамках деятельности студии семейного воспитания.

Составленный в начале проекта  SWOT-анализ по перспективам реализации проекта позволил выявить положительное и отрицательное влияние как  внутренних, так и внешних факторов на условия его реализации. Обозначенные в начале отрицательные факторы влияния на реализацию проекта помогли принимать оптимальные решения и определять направления для достижения общей цели проекта.

Ход инновационной деятельности постоянно рассматривается на заседаниях педагогического совета, совещаниях. Вопросы, включенные в повестку дня, помогали решить ряд задач по реализации основной цели проекта: взаимодействие педагогов – участников инновационного проекта – условие повышения качества образовательного процесса в дошкольной группе ЦКРОиР;  оценка промежуточных результатов реализации инновационного проекта; проблема преемственности непрерывного обучения при переходе воспитанников дошкольной группы ЦКРОиР на первую ступень обучения; культура педагогического общения как условие благоприятного психологического климата в образовательном процессе и др.

На всех этапах реализации инновационного проекта методическая работа обеспечивала непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, способствовала реализации их творческого потенциала. Так, по итогам диагностики профессиональной компетентности педагогов с целью обучения их современным методам и технологиям формирования жизнененных компетенций воспитанников с ТМН в учреждении введена в практику дистанционная форма работы, которая посредством  сетевого взаимодействия через  ZOOM платформу позволила организовать семинары-практикумы, занятия которых представляют собой коллективное изучение и обсуждение научно-методических материалов по обозначенной теме.

На протяжении всего периода велось постоянное наблюдение за воспитанниками дошкольных групп, по результатам которого были составлены профили индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с учетом их нарушений.

Проведенный анализ имеющейся предметно-развивающей среды и ресурсного обеспечения в учреждении,  изучение основных критериев предметно-развивающей среды помогли определить их соответствие индивидуальным потребностям воспитанников дошкольной группы. С этой целью были разработаны анкеты предпочтений игр и игрового оборудования с учетом имеющихся у воспитанников нарушений. (Приложение 3).

После изучения и анализа материалов, предложенных в начале консультантом проекта Лемех Е.А. «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (Т.Хармс), участниками проекта  на протяжении двух последующих лет продолжился практический этап его реализации.

В процессе работы сделан вывод, что адаптированные шкалы ECERS-R (Т.Хармс, Р.М.Клиффорд, Д.Крайер) могут использоваться для оценивания качества дошкольного образования в ЦКРОиР, с целью получения исчерпывающей информации по проблемам и достижениям различных систем функционирования учреждения, а так же дадут возможность более целенаправленно формулировать задачи в годовой план учреждения, разработать локальные акты по внутреннему контролю, скорректировать методическую деятельность и работу с законными представителями.

Кроме того, проделанная  работа в начале проекта  позволила педагогическому коллективу в дальнейшем пересмотреть и переработать существующие мониторинговые карты, листы наблюдения, разработать анкеты для педагогов и родителей, проанализировать условия в учреждении в целом. Данная работа стала результатом создания пакета материалов, помогающих педагогам грамотно спланировать работу с детьми в дошкольной группе ЦКРОиР с учетом их возрастных и типологических особенностей. Кроме того была разработана шкала оценки различных видов деятельности ребенка, лист фиксирования результатов для отслеживания динамики, выработаны нормы и диапазоны измерения в баллах. (Приложение 4).

В процессе работы над проектом мы пришли к выводу, что без участия законных представителей в образовательном процессе невозможно добиться качественных показателей в развитии детей, а также закреплять формируемые умения воспитанников в быту.  С этой целью проведенное  на начальном этапе анкетирование педагогов и родителей по вопросам изучения их компетенции о понятии: «Качество дошкольного образования» и удовлетворенности родителей условиями в ЦКРОиР для получения образования на уровне дошкольного образования. Проведенная работа позволила определить проблемное поле по вопросам взаимодействия всех участников образовательного процесса в данном направлении.

С целью включения законных представителей в образовательный процесс на уровне дошкольного образования и для эффективной организации их взаимодействия были дополнительно разработаны тесты-опросники, которые помогли выявить основные группы взаимодействия (родитель-педагог, родитель-ребенок, педагог-ребенок) и проблемы препятствующие данному взаимодействию (стрессоустойчивость, обучаемость и контактность). (Приложение 5). Составленные  рекомендации для каждой выявленной группы по ослаблению и предотвращению трудностей взаимодействия, организованный контроль за их соблюдением помогли зафиксировать положительные результаты в данном направлении. (Приложение 6).

Активизация работы студии семейного воспитания, в том числе в  режиме online с использованием платформы  ZOOM, позволило включить максимальное количество заинтересованных участников. Данная форма работы продемонстрировала заинтересованность родителей в реализации инновационного проекта в учреждении и желание включиться в активное сотрудничество.

Результаты инновационной деятельности

Введение в образовательный процесс ЦКРОиР единой педагогической стратегии и тактики организации работ по определению качества дошкольного образования воспитанников с ТМН дало определенные результаты.

Педагогами – участниками инновационной деятельности были переработаны и внедрены в практику карты наблюдения и мониторинговые карты по образовательным областям с учетом возрастных особенностей воспитанников и основных составляющих компетенций (функциональной, поддерживающе-коммуникативной и ситуационно-поведенческой).

Проведение экспертной оценки позволило выявить проблемы по созданию необходимых условий для воспитанников с РАС и ОДА, а также необходимость расширения и систематизации учебно-методических материалов в дошкольном образовании ЦКРОиР.

Организация открытых занятий и мероприятий на протяжении реализации проекта свидетельствуют об умении педагогов формулировать цели и задачи занятия, отбирать необходимый материал и средства обучения, включать воспитанников в активную познавательную деятельность. Также, наблюдается положительная динамика профессионального развития педагогов дошкольных групп в ЦКРОиР, связанная с переходом от превалирующего ухода и присмотра за воспитанниками с ТМН к пониманию, что такое «качество образования» для данной нозологической группы.

Участие законных представителей воспитанников с ТМН в жизни учреждения, грамотная организация взаимодействия с педагогами и ребенком, а также активное включение в образовательный процесс, помогают повышению их компетентности в вопросах качества дошкольного образования в ЦКРОиР и устранению отрицательных установок и убеждений, от которых во многом зависит исход работы.

В соответствии с заявленной темой инновационного проекта были созданы инновационные продукты, которые успешно используются педагогами при проведении наблюдения и мониторинга в дошкольных группах ЦКРОиР, а также в процессе трансляции инновационного педагогического опыта.

Выработанные локальные нормативные документы («Положение о внутреннем контроле качества дошкольного образования в ЦКРОиР», «Положение об осуществлении текущего контроля формирования жизненных компетенций у воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями») помогут в дальнейшем сделать систему контроля в данной области более эффективной.

Созданный банк методического критериально-диагностического инструментария в дошкольных группах ЦКРОиР (адаптированные шкалы ECERS-R (Т.Хармс, Р.М.Клиффорд, Д.Крайер), мониторинговые карты по образовательным областям,  серия анкет для родителей и педагогов и др.) помогает систематизировать диагностический инструментарий и в целом изменить подходы при диагностике детей с ТМН.

Разработанная шкала оценки и листы регистрации результатов различных видов деятельности ребенка, помогает более детально изучить его возможности, отследить динамику и определить стратегию  дальнейшего развития. 

Образовательные продукты (дидактическое пособие «Игры на липучках»; фотоальбом «Алгоритмы действий по самообслуживанию»; методическое пособие для родителей «Серия занятий с особым ребенком»; «Рекомендации по взаимодействию с особым ребенком»; «Серия игр «Тематические выходные» и др.) нашли свое применение не только на учебных занятиях, но и помогли включить в образовательный процесс законных представителей воспитанников.

По результатам анкетирования все педагоги - участники инновационного проекта положительно оценивают результаты своей работы в проекте.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Каждый педагог – участник инновационной деятельности осуществлял педагогическое исследование в соответствии с темой. Результаты этих педагогических исследований являются основой формирования индивидуального педагогического опыта, который презентовался на занятиях семинара-практикума, заседаниях методических объединений, педагогического и методического совета.

Проведение в марте – апреле 2022 г. экспертной оценки  в ГУО «Гомельский областной ЦКРОиР» с участием педагогов двух учреждений способствовало созданию профессиональной среды для обмена опытом, повысило мотивацию педагогов на включение в инновационную деятельность.

На обласном онлайн-вебинаре «Организация работы  воспитателей центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (октябрь 2021г.) воспитателем Шустовой Т.Е.  представлен опыт работы на тему: «Творческая деятельность по выбору ребенка как средство определения его жизненно важных потребностей и возможностей».

Воспитателем дошкольного образования Буровой М.Л. транслировалась серия фрагментов занятий по изодеятельности  для слушателей курсов в Гомельского областного института развития образования (ноябрь 2021г.)

Учителем-дефектологом Броновой О.Г. в январе 2022 г. транслировался опыт работы по созданию условий для  детей с нарушением ОДА в учреждении дошкольного образования  на районном методическом объединении воспитателей дошкольного образования.

Педагогм социальным Климковой Е.В. представлен опыт работы с законными представителями по формированию у них представлений о качестве дошкольного образования в ЦКРОиР (май 2023, апрель 2024)

Заместителем директора по основной деятельности Гришелёвой Л.В. в рамках проведения районной Недели управленченского мастерства представлен опыт работы по эффективности форм методической работы в учреждении дошкольного образования и организации  инновационной деятельности в учреждении образования (октябрь 2021, ноябрь 2023).

В апреле 2024 проведен областной семинар участников проекта, где был  представлен опыт: «Эффективность работы ГУО «Добрушский районный ЦКРОиР» по внедрению системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

            Кроме того педагогами транслировался опыт работы в данном направлении на областных семинарах по темам:

- «Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ТМН» (2022)

- «Инновационные педагогические идеи в дошкольном образовании» (2023);

- «Формы взаимодействия родителей с особым ребенком, направленные на улучшение его эмоционального состояния» (2023);

- «Формирование жизненных компетенций воспитанников дошкольной группы ЦКРОиР посредством использования серии игр на липучках» (2024);

- «Применение дифференцированного подхода при составлении  программы коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (2024);

        Участие педагогов в международной научно-практической конференции в рамках проблемного поля: «Обучение лиц с особенностями психофизического развития в течение всей жизни: реальность, проблемы, перспективы» позволило выйти на публикацию в сборнике «Специальное образование в современном мире: ценности, традиции и инновации»» по теме: «Формирование понятий и навыков безопасного поведения у детей с тяжелыми множественными нарушениями» (2023). 

Информация об итоговых результатах реализации инновационного проекта будет заслушана на заседании педагогического совета в мае 2024 года.

Заключение

            На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что реализация инновационного проекта по внедрению системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации помогло определить дальнейшую стратегию развития учреждения в данном направлении.

Результаты работы в рамках инновационного проекта позволяют говорить о положительной динамике педагогических компетенций законных представителей воспитанников, о чем свидетельствует проводимый сравнительный мониторинг знания программ дошкольного образования  у родителей-участников инновационного проекта, и у контрольной группы родителей вне проекта.

Работа в проекте, обобщение собственного педагогического опыта по теме проекта позволяет также говорить об изменениях в уровне профессиональной компетенции педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Отмечается повышение управленческой, исследовательской и других компетенций педагогов – участников инновационной деятельности, а также повышение их собственной компетенции в области проведения мониторинга в дошкольной группе ЦКРОиР, что свидетельствует об эффективной организации управленческого, педагогического, методического, информационного и психологического сопровождения инновационной деятельности.

Рекомендации

Руководителю инновационного проекта Курильчик Т.М. предоставить справку об итоговых результатах реализации инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» в отдел педагогических инноваций Гомельского областного института развития образования ​ до 01.05.2024 года.

Заместитель директора

по основной деятельности                                     Л.В.Гришелёва

СПРАВКА

о промежуточных результатах реализации инновационного проекта
«Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
2022/2023 учебный год

Руководитель

учреждения образования:

Курильчик Татьяна Михайловна

Контактные телефоны

рабочий: 8 02333 5 61 77

мобильный: +375 44 772 48 91

адрес: 247050, ул.Плеханова, 20, г.Добруш, Гомельская область

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Добруш, 2023

Общие данные

- Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

   - тема инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

- сроки реализации инновационного проекта: 2021 – 2024;

- руководитель инновационного проекта: Курильчик Татьяна Михайловна, директор государственного учреждения образования «Добрушский районный ЦКРОиР»;

- консультант инновационного проекта: Лемех Елена Анатольевна  Доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ им. М.Танка, кандидат психологических наук, доцент;

- количество участников: в соответствии с приказом директора от 01.09.2022 №140 «Об организации инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году» в реализации проекта принимает участие 7 педагогов; задействованы 5 воспитанников дошкольной группы и 5 законных представителей;

- состав участников реализации инновационного проекта: педагоги, воспитанники дошкольных групп ЦКРОиР и их законные представители.

Введение

Государственное учреждение образования «Добрушский районный  центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – учреждение, ЦКРОиР) является инновационной площадкой Министерства образования Республики Беларусь по реализации проекта «Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».  Данный проект актуален, так как его реализация позволяет нам:

- формировать нормативное правовое обеспечение системы оценки качества дошкольного образования воспитанников с ТМН;

- накопить методический инструментарий проведения экспертизы процесса, условий и результатов деятельности в дошкольной группе ЦКРОиР;

- менять подходы к обучению воспитанников с ТМН в соответствии с требованиями времени (педагоги не просто проводят занятия, а организуют самостоятельную деятельность воспитанников, управляют ею, включая в этот процесс законных представителей);

- повышать практическую направленность обучения (оно перестаёт быть оторванным от жизни, т.к. что формируемые у воспитанников умения  помогут легче интегрироваться в социум);

- формировать  педагогическую компетенцию законных представителей воспитанников (родители не просто являются сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками сопровождения собственного ребенка).

Целью инновационного проекта является внедрение в образовательный процесс центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы работы по оценке качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями.

Деятельность участников инновационного проекта на данном этапе его реализации направлена на решение следующих задач:

1) разработать механизм эффективного управления реализацией инновационного проекта с учётом имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов;

2) организовать информационно-методическое и психологическое сопровождение деятельности участников инновационного проекта;

3) определить диагностический инструментарий для выявления эффективности и результативности реализации инновационного проекта в соответствии с критериальной базой;

4) повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через консультирование, практико-ориентированные методы, направленные на обучение фиксации динамики уровня функционирования воспитанника с ТМН путем проведения мониторинговых наблюдений;

5)                повышать уровень педагогической компетенции  законных представителей воспитанников с ТМН через активные формы взаимодействия.

6) обобщить промежуточные результаты внедрения инновационного проекта и на основе полученных данных в рамках утверждённой программы разработать план дальнейшей деятельности по его реализации.

Результаты, полученные на данном этапе реализации проекта, свидетельствуют о наличии положительной динамики по всем направлениям инновационной деятельности.

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

Общее руководство проектом осуществляется Курильчик Т.М., директором ЦКРОиР. Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности в соответствии с определенным образовательным направлением (воспитательная работа и учебный процесс) обеспечивает Гришелёва Л.В., заместитель директора по основной деятельности.

В связи с объективными причинами (кадровые изменения и закрытие одной дошкольной группы в учреждении) в текущем учебном году в реализации проекта приняли участие 7 педагогов, двое из них включены в проект впервые.

Персональный состав творческой группы участников проекта определён приказом директора от 01.09.2022 №140 «Об организации инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»   в государственном учреждении образования «Добрушский районный ЦКРОиР».

Деятельность по внедрению инновационного проекта организована в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и разработанными на его основе локальными нормативными документами учреждения: программой реализации инновационного проекта; календарным планом реализации инновационного проекта на 2022/2023 учебный год программой психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта; функциональными обязанностями участников инновационной деятельности. Материальное стимулирование участников инновационного проекта производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В рамках темы инновационного проекта продолжилась  практико-исследовательская деятельность педагогов по темам педагогических исследований.

Всеми участниками инновационного проекта составлены и реализуются индивидуальные планы работы, которые содержат систему конкретных мероприятий по достижению цели; в электронном виде ведутся педагогические дневники.

Механизм контроля за осуществлением инновационной деятельности реформирован в самоконтроль, результаты которого не реже одного раза в учебную четверть участники творческой группы представляют в форме самопрезентации при проведении методических оперативок. ​ Ведущими при этом являются принципы наглядности и гласности, что способствует созданию условий для проявления инициативы и творчества каждого из членов группы.

На основании рефлексивного анализа осуществляется диагностика профессиональных затруднений и психологического состояния, выстраивается система методической помощи и психологической поддержки.

Оценка инновационной деятельности продолжилась осуществляться в соответствии с разработанными критериями на основе определённых показателей. В частности, оцениваются результаты формирования жизненно необходимых навыков воспитанников с ТМН, удовлетворенность их законных представителей образовательными услугами, личностные достижения педагогов, повышение квалификации, самообразование, способность к обобщению и распространению опыта работы, теоретический и методический уровень в использовании современных образовательных технологий, а также удовлетворённость инновационной деятельностью всех участников инновационного проекта.

Эффективность условий реализации инновационного проекта

Количественный и качественный состав участников творческой группы в текущем году следующий: 7 человек (100%) имеют высшее образование; 6 педагогов (86%) имеют первую и высшую квалификационные категории, 1 (14%) – вторую.  

В учреждении имеется удовлетворительное материально-техническое обеспечение для реализации проекта, организован подвоз всех воспитанников на занятия и обратно к месту проживания, создана развивающая, безбарьерная и адаптивная образовательная среда, удовлетворяющая потребностям детей с ТМН.

В наличии в достаточном количестве компьютерной и множительной техники, подключен широкополосный доступ к сети Интернет, кроме того, имеется беспроводная сеть. Функционирует web-сайт.

В образовательном процессе используются ноутбук, мультиборд,  мультимедийный проектор,  музыкальный центр.

Для обеспечения научно-методического сопровождения инновационной деятельности налажено взаимодействие с консультантом проекта.

Организационные вопросы решаются через инструктивно-методические совещания. По запросам педагогов осуществляется их индивидуальное и групповое консультирование.

Все участники проекта в течение отчётного периода повышали профессиональное мастерство посредством самообразования, участия в курсах, семинарах, вебинарах. Опыт работы 2-х педагогов (Власик Е.М., Климкова Е.В.) опубликован в сборнике Международной научно-  практической конференции «Специальное образование в современном мире: ценности, традиции, инновации»  (приложение 1).

Психолого-педагогическое сопровождение творческой группы участников инновационного проекта осуществляется педагогом-психологом Ромашко Н.А. на основе разработанной ею и утверждённой руководителем учреждения образования программы.

На данном этапе реализации инновационного проекта целью психолого-педагогического сопровождения является оказание помощи педагогам в вопросах профессиональных затруднений; формировании психологической готовности к инновационной деятельности новых участников проекта; создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективной работе педагогов в инновационном режиме.

В ходе работы с участниками проекта педагогом-психологом  проведен ряд тренинговых занятий, диагностических мероприятий; по результатам диагностики осуществлено консультирование, в том числе направленное на коррекцию эмоциональной сферы участников проекта.

Выполнение ​ программы и плана​ реализации инновационного проекта

За отчётный период реализации инновационного проекта в рамках утверждённой программы выполнены все намеченные мероприятия.

В частности участниками творческой группы актуализированы нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность, изучена соответствующая литература, Разработана и утверждена необходимая документация, определены функциональные обязанности членов инновационной группы, а также задачи деятельности и ожидаемый результат. Издан приказ об организации инновационной деятельности. Эффективность локальных нормативных актов как механизма включения педагогов в инновационную деятельность обусловлена коллегиальностью их разработки и потребностями педагогического коллектива.

Для информационного сопровождения инновационной детельности в Республике Беларусь  в конце каждой учебной четверти размещались отчеты о проделанной работе  на созданной ГУО «Академия последипломного образования» платформе. Актуальная информация о ходе реализации инновационного проекта, проводимых в учреждении мероприятиях, акциях, результатах участия педагогов и воспитанников в различных конкурсах и т. д. также размещена на информационном стенде, сайте учреждения.

С сентября 2022/2023 учебного года в учреждении функционирует одна  дошкольная группа, которая пополнилась двумя новыми воспитанниками. Педагогами дошкольной группы были разработаны карты первичной адаптации для воспитанников к условиям ЦКРОиР, а также проведена диагностика и заполнены мониторинговые карты и адаптированные шкалы ECERS-R на всех воспитанников.

Вместе с тем на данном этапе было выявлено следующее проблемное поле: показатели вновь поступивших воспитанников серьёзно влияют на общую картину динамики в группе, а так же в связи с ежегодным изменением состава воспитанников в дошкольной группе (ежегодно 1-2 воспитанника поступают в 1 класс), невозможно качественно определить сформированность жизненных компетенций у воспитанников группы по окончании обучения. Для данной оценки качества существует необходимость разработки новых продуктов в рамках преемственности дошкольного и школьного образования в условиях ЦКРОиР.

Педагогическое просвещение законных представителей воспитанников по вопросам качества усвоения программы  дошкольного образования осуществляется посредством «Студии семейного воспитания», организация деятельности которой в текущем году была несколько видоизменена.  Педагогом социальным Климковой Е.В., разработана программа, состоящая из 4-х разделов, одним из которых является работа с родителями воспитанников дошкольной группы ЦКРОиР. Цель данного раздела: сформировать у родителей представление о качестве дошкольного образования в условиях ЦКРОиР. На основе анкетирования родителей и выявления «родительских затруднений» при взаимодействии с ребенком, составлен и утвержден план работы на текущий учебный год, который включает в себя занятия с практической направленностью (приложение 2).

Опыт работы с родителями неоднократно транслировался  на районном и областном уровнях.

Ход инновационной деятельности рассматривается на заседаниях педагогического совета. В повестку дня в текущем году включены следующие вопросы: взаимодействие педагогов – участников инновационного проекта – условие повышения качества образовательного процесса в дошкольной группе ЦКРОиР;  оценка промежуточных результатов реализации инновационного проекта. Кроме того, заместителем директора по основной деятельности Гришелёвой Л.В. введены ежемесячные тематические методические оперативки. Данная форма работы по обмену опытом между участниками проекта помогает более детально изучить ход проекта и вовремя  его скорректировать.

На данном этапе реализации инновационного проекта можно сделать вывод о том, что методическая работа, проводимая в учреждении, обеспечивает непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, способствует реализации их творческого потенциала.

В период  с ноября по декабрь 2022 года в учреждении проведен повторный анализ имеющейся предметно-развивающей среды и ресурсного обеспечения и их соответствие индивидуальным потребностям воспитанников дошкольных групп, изучены основные критерии предметно-развивающей среды через анкетирование педагогов и родителей.

С целью детального изучения программного материала воспитанниками дошкольной группы ЦКРОиР была взята образовательная область «Игра». Для выявления уровня развития игровой деятельности у воспитанников дошкольной группы с ТМН  использовался в основном метод наблюдения.

По результатам работы учителем-дефектологом Броновой О.Г., воспитателем Щербаковой О.В. была переработана и усовершенствована диагностическая карта по предметной области «Игра», составлены схема обследования дидактической игры дошкольников с ТМН и профили индивидуальных возможностей каждого ребенка с учетом их нарушений (приложение 3).

В период практического этапа реализации проекта продолжилась работа с использованием адаптированных «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (Т.Хармс). Проведена повторная оценка качества коррекционно-образовательного процесса, качества условий и качества результатов освоения учебных программ воспитанниками с тяжелыми множественными нарушениями в дошкольной группе ЦКРОиР (октябрь 2022; апрель 2023). Результаты оценки зафиксированы в оценочных листах 1-3.

Проделанная  работа позволила педагогическому коллективу пересмотреть и переработать существующие мониторинговые карты (приложение 4).

Результаты инновационной деятельности

По итогам реализации инновационного проекта на данном этапе получены определенные результаты. Так педагогами – участниками инновационной деятельности внедрены в практику разработанные карты наблюдения и мониторинговые карты по всем образовательным областям с учетом возрастных особенностей воспитанников и 3-х составляющих компетенций (функциональной, поддерживающе-коммуникативной и ситуационно-поведенченской).

Повторное проведение экспертной оценки позволило выявить проблемы по созданию необходимых условий для вновь зачисленных воспитанников в дошкольную группу, а также необходимость расширения и систематизации учебно-методических и материалов и локальных документов в дошкольном образовании ЦКРОиР.

Таким образом, информационный банк учебно-методических материалов по теме инновационного проекта пополнился в текущем году следующими материалами:

по теме: «Формирование функциональной компетенции детей с ТМН в рамках реализации образовательной области «Игра» -  образовательный продукт «Серия дидактических игр с липучками», используемых для формирования и закрепления программы (учитель-дефектолог Бронова О.Г.);

по теме: «Формирование жизненных компетенций  у воспитанников дошкольной группы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации посредством реализации образовательной области «Самообслуживание» - разработаны фотоальбом «Алгоритмы действий по самообслуживанию»  и дидактическое пособие «Игры на липучках по формированию и закреплению навыков самообслуживания» (воспитатель дошкольного образования Щербакова О.В.)

По результатам анкетирования все педагоги - участники инновационного проекта положительно оценивают результаты своей работы в проекте и выражают заинтересованность в её продолжении, а законные представители  положительно оценивают процесс обучения и воспитания в рамках инновационного проекта,

В результате инновационной деятельности были созданы инновационные продукты, которые успешно используются педагогами при проведении наблюдения и мониторинга в дошкольных группах ЦКРОиР, а также в процессе трансляции инновационного педагогического опыта.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Педагоги – участники инновационной деятельности осуществляет педагогическое исследование в соответствии с заявленной темой. Результаты этих педагогических исследований являются основой формирования индивидуального педагогического опыта, который презентовался на семинарах,  заседаниях методических объединений районного и областного уровней.

В январе 2023 года представленные педагогами материалы для Международной научно-практической конференции в рамках проблемного поля: «Обучение лиц с особенностями психофизического развития в течение всей жизни: реальность, проблемы, перспективы» были опубликованы в сборнике «Специальное образование в современном мире: ценности, традиции и инновации»» по следующим темам:

 «Формирование понятий и навыков безопасного поведения у детей с тяжелыми множественными нарушениями» (Климкова Е.В., педагог социальный);

«Ранняя комплексная помощь детям с риском в развитии: актуальные проблемы и пути их решения» (Власик Е.М., учитель-дефектолог).

Данные материалы имеют прямое отношение к теме инновационного проекта, т.к. 80% детей раннего возраста переходят в дошкольную группу ЦКРОиР, что позволяет провести подготовительную работу с детьми и родителями на раннем этапе. 

В марте 2023 года состоялось онлайн – совещание на уровне области, на котором рассматривались вопросы сотрудничества с родителями, как экспертами качества специального образования в дошкольных группах ЦКРОиР. Педагогом социальным Добрушского ЦКРОиР был представлен опыт работы в данном направлении «Системная работа с семьей - важное условие по формированию представлений о качестве дошкольного образования у законных представителей с ТМН». Педагогом был представлен образовательный продукт: «Серия занятий для родителей» в рамках работы Студии семейного воспитания.

На обласном онлайн-вебинаре «Организация работы  воспитателей дошкольного образования центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (ноябрь 2022г.) воспитателем Щербаковой О.В.  представлен опыт работы на тему: «Основные подходы к формированию навыков социального поведения у детей с ТМН дошкольного возраста»

Учителем-дефектологом Броновой О.Г. в феврале 2023 г. транслировался опыт работы по созданию условий для  детей с РАС в учреждении дошкольного образования  на районном методическом объединении воспитателей дошкольного образования.

Заместителем директора по основной деятельности Гришелёвой Л.В. на областном семинаре-практикуме «Основные аспекты деятельности заместителя директора учреждения специального образования» представлен опыт работы по теме «Методическое направление деятельности центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в рамках реализации инновационного проекта» (март 2023).

Информация об итоговых результатах реализации инновационного проекта будет заслушана на заседании педагогического совета в мае 2023 года.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что государственное учреждение образования «Добрушский районный ЦКРОиР» работает в инновационном режиме. Цель, задачи, стратегия и тактика инновационной деятельности продуманы верно.

Результаты работы в рамках инновационного проекта позволяют говорить о положительной динамике педагогических компетенций законных представителей воспитанников, о чем свидетельствует проводимый сравнительный мониторинг знания программ дошкольного образования  у родителей-участников инновационного проекта, и у контрольной группы родителей вне проекта.

 Работа в проекте, обобщение собственного педагогического опыта по теме проекта позволяет также говорить об изменениях в уровне профессиональной компетенции педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Отмечается повышение управленческой, исследовательской и других компетенций педагогов – участников инновационной деятельности, а также повышение их собственной компетенции в области проведения мониторинга в дошкольных группах ЦКРОиР, что свидетельствует об эффективной организации управленческого, педагогического, методического, информационного и психологического сопровождения инновационной деятельности.

Положительные результаты инновационной деятельности педагогического коллектива свидетельствуют о целесообразности продолжения реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году в соответствии с планом (приложение 5).

Рекомендации

Руководителю инновационного проекта Курильчик Т.М. предоставить справку о промежуточных результатах реализации инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» в 2022/2023 учебном году в отдел педагогических инноваций Гомельского областного института развития образования ​ до 10.05.2023 года.

 

Заместитель директора

по основной деятельности                                     Л.В.Гришелёва

 

 

СПРАВКА

о промежуточных результатах реализации инновационного проекта
«Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
2021/2022 учебный год

Руководитель

учреждения образования:

Курильчик Татьяна Михайловна

Контактные телефоны

рабочий: 8 02333 5 61 77

мобильный: +375 44 772 48 91

адрес: 247050, ул.Плеханова, 20, г.Добруш, Гомельская область

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Добруш, 2022

Общие данные

- Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

   - тема инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

- сроки реализации инновационного проекта: 2021 – 2024;

- руководитель инновационного проекта: Курильчик Татьяна Михайловна, директор государственного учреждения образования «Добрушский районный ЦКРОиР»;

- консультант инновационного проекта: Лемех Елена Анатольевна  Доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ им. М.Танка, кандидат психологических наук, доцент;

- количество участников: в соответствии с приказом директора от 31.08.2021 №170 «Об организации инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году» в реализации проекта принимает участие 9 педагогов; задействованы 8 воспитанников из двух дошкольных групп и 9 законных представителей;

- состав участников реализации инновационного проекта: педагоги, воспитанники дошкольных групп ЦКРОиР и их законные представители.

Введение

Происходящие изменения в дошкольном образовании, внедрение новых подходов, форм и средств помощи детям с особыми образовательными потребностями, оказание образовательных услуг широкому кругу нуждающихся также обуславливают повышение требований к профессионализму педагогов, работающих с данной категорией детей. На новой концептуальной основе, с учетом современных социальных требований общества к дошкольному учреждению выстраивается система образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями (ТМН) в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). В настоящее время дети с ТМН включены в образовательный процесс, однако существует проблема оценки эффективности данного обучения и воспитания, следовательно, появляется необходимость в оценке качества такого образования.

Инновационный проект «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» актуален, так как его реализация позволяет нам:

- формировать нормативное правовое обеспечение системы оценки качества дошкольного образования воспитанников с ТМН (не только включить данное направление в контроль, но и разработать локальные нормативные документы);

- накопить методический инструментарий проведения экспертизы процесса, условий и результатов деятельности в дошкольных группах ЦКРОиР, экспертизы практической деятельности педагогических и руководящих работников ЦКРОиР;

- менять подходы к обучению воспитанников с ТМН в соответствии с требованиями времени (педагоги не просто проводят занятия, а организуют самостоятельную деятельность воспитанников, управляют ею, включая в этот процесс законных представителей);

- повышать практическую направленность обучения (оно перестаёт быть оторванным от жизни, т.к. что формируемые у воспитанников умения  помогут легче интегрироваться в социум);

- формировать педагогическую компетенцию законных представителей воспитанников (родители не просто являются сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками сопровождения собственного ребенка).

Целью инновационного проекта является внедрение в образовательный процесс центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы работы по оценке качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями.

На основе анализа целевого компонента сформирована цель настоящего этапа инновационной деятельности​: обеспечение управленческих и организационно-методических условий для реализации инновационного проекта.

Деятельность участников инновационного проекта на данном этапе его реализации направлена на решение следующих задач:

1) разработать механизм эффективного управления реализацией инновационного проекта с учётом имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов;

2) организовать информационно-методическое и психологическое сопровождение деятельности участников инновационного проекта;

3) определить диагностический инструментарий для выявления эффективности и результативности реализации инновационного проекта в соответствии с критериальной базой;

4) повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через консультирование, практико-ориентированные методы, направленные на обучение фиксации динамики уровня функционирования воспитанника с ТМН путем проведения мониторинговых наблюдений;

5)                повышать уровень педагогической компетенции  законных представителей воспитанников с ТМН через активные формы взаимодействия.

6) обобщить промежуточные результаты внедрения инновационного проекта и на основе полученных данных в рамках утверждённой программы разработать план дальнейшей деятельности по его реализации.

Результаты, полученные на данном этапе реализации проекта, свидетельствуют о наличии положительной динамики по всем направлениям инновационной деятельности.

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

Для успешной реализации инновационного проекта сформирована управленческая команда. Общее руководство проектом осуществляет Курильчик Т.М., директор ЦКРОиР. Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности в соответствии с определенным образовательным направлением (воспитательная работа и учебный процесс) обеспечивает Гришелёва Л.В., заместитель директора по основной деятельности.

Управление инновационным проектом осуществляется на основе системного, деятельностного и компетентностного подходов.

В основе реализации инновационного проекта лежат принципы научности, добровольности и партнерства.

Уточнение и корректировка содержания инновационной деятельности осуществляется с учетом изменений, обусловленных внешними и средовыми факторами.

Рациональное распределение обязанностей между членами управленческой команды, чёткое видение каждым из них стратегии управления, стремление максимально и всесторонне охватить инновацией всех заинтересованных позволило на начальном этапе включить в проект  9 педагогов.

Персональный состав творческой группы участников проекта определён приказом директора от 31.08.2021 №170 «Об организации инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году» в государственном учреждении образования «Добрушский районный ЦКРОиР» с учётом желания педагогов участвовать в инновации, их личностных и профессиональных качеств, стремления к саморазвитию. Вместе с тем в конце учебного года из состава творческой группы выбыл педагог-психолог. Причины: социальный отпуск по беременности и родам педагога. Работу по психологическому сопровождению творческой группы временно возглавил педагог социальный (Климкова Е.В.).

Деятельность по внедрению инновационного проекта организована в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и разработанными на его основе локальными нормативными документами учреждения: программой реализации инновационного проекта; календарным планом реализации инновационного проекта на 2021/2022 учебный год программой психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта; функциональными обязанностями участников инновационной деятельности. Материальное стимулирование участников инновационного проекта производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В рамках темы инновационного проекта определены темы педагогических исследований, организована практико-исследовательская деятельность педагогов (приложение 1).

Всеми участниками инновационного проекта составлены и реализуются индивидуальные планы работы, которые содержат систему конкретных мероприятий по достижению цели; в электронном виде ведутся педагогические дневники.

Механизм контроля за осуществлением инновационной деятельности реформирован в самоконтроль, результаты которого не реже одного раза в учебную четверть участники творческой группы представляют в форме самопрезентации при проведении круглых столов. ​ Ведущими при этом являются принципы наглядности и гласности, что способствует ​ созданию условий для проявления инициативы и творчества каждого из членов группы.

На основании рефлексивного анализа осуществляется диагностика профессиональных затруднений и психологического состояния, выстраивается система методической помощи и психологической поддержки.

Оценка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с разработанными критериями на основе определённых показателей. В частности, оцениваются результаты формирования жизненно необходимых навыков воспитанников с ТМН, удовлетворенность их законных представителей образовательными услугами, личностные достижения педагогов, повышение квалификации, самообразование, способность к обобщению и распространению опыта работы, теоретический и методический уровень в использовании современных образовательных технологий, а также удовлетворённость инновационной деятельностью всех участников инновационного проекта.

Эффективность условий реализации инновационного проекта

Количественный и качественный состав участников творческой группы следующий: 8 человек (89%) имеют высшее образование 1 (11%)– среднее специальное; 6 педагогов (67%) имеют первую и высшую квалификационные категории, 2 (33%) – вторую.

Приведённые цифры свидетельствуют о достаточно высоком потенциале и уровне профессиональной компетентности педагогов, участвующих в реализации проекта.

Добрушский ЦКРОиР имеет удовлетворительное материально-техническое обеспечение для реализации проекта. Организован подвоз всех воспитанников на занятия и обратно к месту проживания. Создана развивающая, безбарьерная и адаптивная образовательная среда, удовлетворяющая потребностям детей с ТМН.

Имеются компьютеры и принтеры, (3 компьютера объединены в локальную сеть). Подключен широкополосный доступ к сети Интернет, кроме того, имеется беспроводная сеть. Функционирует web-сайт.

В образовательном процессе используются ноутбук, мультиборд,  мультимедийный проектор, 2 музыкальных центра.

Достаточный уровень материально-технического обеспечения позволяет качественно осуществлять деятельность по реализации инновационного проекта.

Для обеспечения научно-методического сопровождения инновационной деятельности налажено взаимодействие с консультантом проекта.

Организационные вопросы решаются через инструктивно-методические совещания. По запросам педагогов осуществляется их индивидуальное и групповое консультирование. На сайте ЦКРОиР оформлена ​ страница «Инновационная деятельность»​.

Все участники проекта в течение отчётного периода повышали квалификацию, профессиональное мастерство посредством самообразования, участия в курсах, семинарах, вебинарах (приложение 2). В рамках проведения семинаров-практикумов, организованных на базе учреждения, знакомились с сервисами и инструментами, участвовали в разработке карт мониторинга, направленных на диагностику жизненно необходимых компетенций воспитанников с ТМН, обменивались опытом по вопросам включения законных представителей в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение творческой группы участников инновационного проекта осуществляется педагогом-психологом школы Грозной А.Г. на основе разработанной ею и утверждённой руководителем учреждения образования программы.

На данном этапе реализации инновационного проекта целью психолого-педагогического сопровождения является оказание помощи педагогам в формировании психологической готовности к инновационной деятельности; решение актуальных проблем, связанных с личностным становлением участников проекта и их профессиональным развитием; создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективной работе педагогов в инновационном режиме.

В ходе работы с участниками проекта педагогом-психологом  проведен ряд тренинговых занятий, диагностических мероприятий; по результатам диагностики осуществлено консультирование, в том числе направленное на коррекцию эмоциональной сферы участников проекта.

Сравнительный анализ результатов диагностических исследований, осуществленных в сентябре 2021 и апреле 2022, свидетельствует о наличии положительной динамики развития мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств. В частности значительно повысился уровень потребности педагогов в развитии и саморазвитии, что свидетельствует о повышении общего уровня психологической готовности к инновационной деятельности. Вместе с тем обозначена проблема, решение которой станет одной из приоритетных задач в работе педагога-психолога в новом учебном году. Так, по результатам диагностики, направленной на изучение ситуативной и личностной тревожности (методика Ч.Д.Спилбергера) установлены следующие показатели: у 25% педагогов наблюдается высокий уровень по шкале ситуативной тревожности и у 37% педагогов – по шкале личностной тревожности. Вполне объяснимо, что педагоги с высоким уровнем мотивации испытывают повышенное состояние беспокойства в тех ситуациях, которые могут обернуться неудачами, в связи с чем необходима коррекция эмоциональной сферы, выработка и укрепление уверенности в себе, формирование правильного отношения к своим ошибкам и неудачам, а также определение «зон уязвимости», характерных для конкретных педагогов.

Выполнение ​ программы и плана​ реализации инновационного проекта

За отчётный период реализации инновационного проекта в рамках утверждённой программы выполнены все намеченные мероприятия подготовительного, проектировочного и диагностического этапов.

В частности участниками творческой группы детально проработаны нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность, изучена соответствующая литература, педагогический опыт по теме проекта, определены основные направления исследований, формы мониторинга, отчётности, анализа и оформления полученных результатов. Разработана и утверждена необходимая документация, определены функциональные обязанности членов инновационной группы, а также задачи деятельности и ожидаемый результат. Издан приказ об организации инновационной деятельности. Эффективность локальных нормативных актов как механизма включения педагогов в инновационную деятельность обусловлена коллегиальностью их разработки и потребностями педагогического коллектива.

Для информационного сопровождения инновационной детельности в Республике Беларусь учреждение зарегистрировано на созданной ГУО «Академия последипломного образования» платформе. Актуальная информация о ходе реализации инновационного проекта, проводимых в учреждении образования мероприятиях, акциях, результатах участия педагогов и воспитанников в различных конкурсах и т. д. так же размещена на информационном стенде, сайте учреждения.

Педагогическое просвещение законных представителей воспитанников по вопросам качества усвоения программы дошкольного образования осуществляется посредством проведения тематических родительских собраний, мероприятий в рамках деятельности студии семейного воспитания.

Для определения исходных данных о готовности и мотивации педагогов к инновационной деятельности, их профессиональной компетентности в контексте инновации участниками творческой группы в соответствии с их функциональными обязанностями подготовлен необходимый диагностический инструментарий, в сентябре 2021 года проведены стартовые диагностические мероприятия.

Совместно с другими участниками инновационного проекта Гомельской области педагоги учреждения приняли участие в обсуждении SWOT-анализа по перспективам реализации проекта (приложение 3), что позволило выявить положительное и отрицательное влияние как  внутренних, так и внешних факторов на условия реализации проекта.

На основании полученных результатов обозначены проблемы и намечены пути их решения, внесены необходимые коррективы в календарный план реализации инновационного проекта на текущий учебный год.

Так, по итогам диагностики профессиональной компетентности педагогов с целью обучения их современным методам и технологиям формирования жизненных компетенций воспитанников с ТМН в учреждении введена в практику дистанционная форма работы, которая посредством сетевого взаимодействия через ZOOM платформу позволила организовать семинары-практикумы, занятия которых представляют собой коллективное изучение и обсуждение научно-методических материалов по обозначенной теме.

Ход инновационной деятельности рассматривается на заседаниях педагогического совета, совещаниях. В повестку дня заседаний педагогического совета в текущем году включены следующие вопросы:      взаимодействие педагогов – участников инновационного проекта – условие повышения качества образовательного процесса в дошкольной группе ЦКРОиР;  оценка промежуточных результатов реализации инновационного проекта.

На данном этапе реализации инновационного проекта можно сделать вывод о том, что методическая работа, проводимая в учреждении, обеспечивает непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, способствует реализации их творческого потенциала.

В период  с ноября по декабрь 2021 года в учреждении проведен анализ имеющейся предметно-развивающей среды и ресурсного обеспечения и их соответствие индивидуальным потребностям воспитанников дошкольных групп, изучены основные критерии предметно-развивающей среды через анкетирование педагогов и родителей. На протяжении данного периода велось постоянное наблюдение за воспитанниками дошкольных групп, по результатам которого были составлены профили индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с учетом их нарушений.

По итогам проделанной работы в учреждении проведен семинар-практикум на тему: «Модели взаимодействия участников образовательного процесса на уровне дошкольного образования в ЦКРОиР» (ноябрь 2021 г.).

Участие в республиканском семинаре «Комплексная оценка качества образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями психического и физического развития», позволило определить основные цели и направления исследования по теме проекта и жизненноконтекстное содержание обучения детей с ТМН, а так же определило содержание и методики работы с детьми с инвалидностью и педагогическую диагностику их жизненных компетенций.

После изучения и анализа материалов, предложенных консультантом проекта Лемех Е.А. «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (Т.Хармс), участниками проекта  организован практический этап его реализации (январь – апрель 2022 г.) В данный период в учреждении проведено:

- оценка качества коррекционно-образовательного процесса, качества условий и качества результатов освоения учебных программ воспитанниками с тяжелыми множественными нарушениями в двух дошкольных группах ЦКРОиР (февраль 2022). Результаты оценки зафиксированы в оценочных листах 1-3 и предоставлены консультанту.

- экспертная оценка  по вышеперечисленным шкалам инструментария, проведена заместителем директора по основной деятельности ГУО «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Брильковой Г.А. (март 2022).

Сравнительный анализ  результатов самооценки и экспертной оценки по данному инструментарию показал, что диапазон совпадений в  2-х дошкольных группах колеблется от 0,5 до 0,8 балла (приложение 4).

Таким образом, нами был сделан вывод, что адаптированные шкалы ECERS-R (Т.Хармс, Р.М.Клиффорд, Д.Крайер) могут использоваться для оценивания качества дошкольного образования в ЦКРОиР, с целью получения исчерпывающей информации по проблемам и достижениям различных систем функционирования учреждения, а так же дадут возможность более целенаправленно формулировать задачи в годовой план учреждения, разработать локальные акты по внутреннему контролю, скорректировать методическую деятельность и работу с законными представителями. Данные направления станут приоритетными в  следующем учебном году.

Проделанная  работа так же позволила педагогическому коллективу пересмотреть и переработать существующие мониторинговые карты, листы наблюдения, разработать анкеты для педагогов и родителей, проанализировать условия в учреждении в целом (приложение 5).

В процессе данной деятельности педагоги принимали участие в ряде практических мероприятий (приложение 6).

С целью включения законных представителей в образовательный процесс на уровне дошкольного образования и изучения их компетенции о понятии: «Качество дошкольного образования» проведено  анкетирование родителей воспитанников дошкольных групп по вопросам удовлетворенности родителей условиями в ЦКРОиР для получения образования на уровне дошкольного образования.

По результатам данной диагностики, а также запросу законных представителей была активизирована работа студии семейного воспитания в  режиме online с использованием платформы  ZOOM, по темам: «Пути взаимодействия специалистов ЦКРОиР и законных представителей в рамках реализации инновационного проекта» (декабрь 2021 г.); «Аутизм. Мир один на всех» (март 2022 г.). Данная форма работы с родителями продемонстрировала их заинтересованность в реализации инновационного проекта в учреждении и желание включиться в активное сотрудничество.

Результаты инновационной деятельности

По итогам реализации инновационного проекта получены определенные результаты. Так педагогами – участниками инновационной деятельности переработаны и внедрены в практику карты наблюдения и мониторинговые карты по всем образовательным областям с учетом возрастных особенностей воспитанников и 3-х составляющих компетенций (функциональной, поддерживающе-коммуникативной и ситуационно-поведенченской).

Проведение экспертной оценки позволило выявить проблемы по созданию необходимых условий для воспитанников с РДА, а также необходимость расширения и систематизации учебно-методических и материалов и локальных документов в дошкольном образовании ЦКРОиР.

Таким образом, начато создание информационного банка учебно-методических материалов по теме инновационного проекта. На сегодняшний день информационный банк включает разработки новых мониторинговых карт и занятий по образовательным областям «Самообслуживание» (Бурова М.Л.) и «Игра» (Бронова О.Г.) Разработки занятий свидетельствуют об умении педагогов формулировать цели и задачи занятия, отбирать необходимый материал и средства обучения, включать воспитанников в активную познавательную деятельность.

Анкетирование педагогов и законных представителей воспитанников показало, что в целом они положительно оценивают процесс обучения и воспитания в рамках инновационного проекта. ​

За отчётный период работы в проекте все педагоги, участники творческой группы, повышали свой профессиональный уровень посредством самообразования, участия в семинарах, вебинарах, курсах, практическом освоении шкал ECERS-R (Т.Хармс).

В результате инновационной деятельности были созданы инновационные продукты, которые успешно используются педагогами при проведении наблюдения и мониторинга в дошкольных группах ЦКРОиР, а также в процессе трансляции инновационного педагогического опыта.

По результатам анкетирования все педагоги - участники инновационного проекта положительно оценивают результаты своей работы в проекте и выражают заинтересованность в её продолжении, так как видят положительные изменения.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Каждый педагог – участник инновационной деятельности осуществляет педагогическое исследование в соответствии с темой. Результаты этих педагогических исследований являются основой формирования индивидуального педагогического опыта, который презентовался на занятиях семинара-практикума, заседаниях методических объединений, педагогического и методического совета.

Проведение в марте – апреле 2022 г. экспертной оценки  в ГУО «Гомельский областной ЦКРОиР» с участием педагогов двух учреждений способствовало созданию профессиональной среды для обмена опытом, повысило мотивацию педагогов на включение в инновационную деятельность.

На обласном онлайн-вебинаре «Организация работы  воспитателей центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (октябрь 2021г.) воспитателем Шустовой Т.Е.  представлен опыт работы на тему: «Творческая деятельность по выбору ребенка как средство определения его жизненно важных потребностей и возможностей».

Воспитателем дошкольного образования Буровой М.Л. транслировалась серия фрагментов занятий по изодеятельности  для слушателей курсов Гомельского областного института развития образования (ноябрь 2021г.)

Учителем-дефектологом Броновой О.Г. в январе 2022 г. транслировался опыт работы по созданию условий для  детей с нарушением ОДА в учреждении дошкольного образования  на районном методическом объединении воспитателей дошкольного образования.

Заместителем директора по основной деятельности Гришелёвой Л.В. в рамках проведения районной Недели управленченского мастерства представлен опыт работы по теме «Формы и виды контроля за образовательным процессом в дошкольной группе ЦКРОиР как эффективное средство повышения качества образования воспитанников с ТМН» (октябрь 2021).

Информация об итоговых результатах реализации инновационного проекта будет заслушана на заседании педагогического совета в мае 2022 года.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что государственное учреждение образования «Добрушский районный ЦКРОиР» работает в инновационном режиме. Цель, задачи, стратегия и тактика инновационной деятельности продуманы верно.

Результаты работы в рамках инновационного проекта позволяют говорить о положительной динамике педагогических компетенций законных представителей воспитанников, о чем свидетельствует проводимый сравнительный мониторинг знания программ дошкольного образования  у родителей-участников инновационного проекта, и у контрольной группы родителей вне проекта.

Работа в проекте, обобщение собственного педагогического опыта по теме проекта позволяет также говорить об изменениях в уровне профессиональной компетенции педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Отмечается повышение управленческой, исследовательской и других компетенций педагогов – участников инновационной деятельности, а также повышение их собственной компетенции в области проведения мониторинга в дошкольных группах ЦКРОиР, что свидетельствует об эффективной организации управленческого, педагогического, методического, информационного и психологического сопровождения инновационной деятельности.

Положительные результаты инновационной деятельности педагогического коллектива свидетельствуют о целесообразности продолжения реализации инновационного проекта в 2022/2023 учебном году в соответствии с планом (приложение 7).

Рекомендации

Руководителю инновационного проекта Курильчик Т.М. предоставить справку о промежуточных результатах реализации инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» в 2021/2022 учебном году в отдел педагогических инноваций Гомельского областного института развития образования ​ до 05.05.2022 года.

Заместитель директора по основной деятельности                                     Л.В.Гришелёва

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp  belarusian youth  asked
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.