Прежде чем начать работу по формированию у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью умения дифференцировать предметы личной гигиены и применять их по назначению обратитесь к диагностической карте и внесите в нее показатель, указывающий, на каком уровне сформировано то, или иное умение у ребенка.
Применение предметов личной гигиены по назначению.
Формируемое умение |
Варианты выполнения действий |
|||||||||||
Месяцы года |
||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
расческа |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
полотенце |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
|
|
|
|
салфетка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
носовой платок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зубная щетка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
туалетная бумага |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
1. ребенок выполняет действие самостоятельно.
2. ребенок выполняет действие вместе с Вами.
3. ребенок выполняет действие по образцу, который Вы ему предъявили.
4. ребенок выполняет действие по инструкции, которую Вы ему предъявили.
Первое формируемое умение - умение узнавать предметы личной гигиены (расческа, полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, зубная паста, мыло).
Задачи коррекционной воспитательной работы:
- Учить ребенка называть (показывать) предметы личной гигиены.
- Учить ребенка находить собственные предметы личной гигиены по определенному символическому знаку.
Методические рекомендации:
1. Четкое проговаривание в сопровождении показа одним из родителей названия предмета личной гигиены: "Это расческа,” "У меня расческа,” "Возьми расческу,” "Это расческа Кати,” " Дай мне Катину расческу” "Положи расческу на место” и т.д.
2. Игровые упражнения: "Найди свою щетку,” "Сними свое полотенце,” "Открой (закрой) тюбик с зубной пастой” и т.д.
3. Игровые упражнения (работа с натуральными предметами): "Найди салфетку (зубную щетку и т.д.) среди предметов.
4. Рисование предметов личной гигиены.
5. Украшение рисунков предметов личной гигиены (нанесение точек пальчиком, палочкой, губкой и т.д.)
6. Игровые упражнения (работа с рисунками): "Покажи, где полотенце, зубная щетка.»
7. Практические ситуации: " Где полотенце Тани?” и т.д.
Второе формируемое умение - умение использовать предметы личной гигиены по назначению.
Задачи коррекционной воспитательной работы:
- Учить ребенка правильно использовать предметы личной гигиены в ходе режимных моментов, которые проводятся в условиях семейного воспитания, и специально созданных игровых и практических ситуаций при активной помощи родителей и родственников.
- Совершенствовать (развивать) у ребенка умение правильно дифференцировать предметы личной гигиены по назначению.
Методические рекомендации:
1.Игровые и практические упражнения:
причеши куклу Катю; моем руки кукле Маше; моем лицо кукле Даше.
2.Игры с использованием носового платка: "У Кати насморк”, "Заболел зайчик”, "Мишка чихает” и т.д.
3.Игры с использованием полотенца: "Купаем куклу Катю”, "Подарим зайке полотенце”, "Мишка вымыл лапки”, "Вытираем руки (лицо)”.
4.Игры с использованием расчески: "В парикмахерской”, "Утро Маши”, "Расчешем лошадку ( мишку, зайку)”, " Причешусь у зеркала”, "Тане делаем прическу” и т.д.
5.Игры с использованием салфетки: "На обеде у куклы Маши”, "У Тани завтрак”, "Зайка на ужине” и т.д.
6.Игры с использованием зубной щетки: "Почистим кукле зубки”, "Утро (вечер) куклы Даши”.
7. Игры с использованием мыла: "У зайки грязные лапки”, "Кукле Кате моем ручки (лицо) и т.д.
Не отчаивайтесь, если у ребенка не получается выполнение какое-то действия, работайте с ребенком поэтапно.
Научили взаимодействовать с предметом при совместных действиях, переходите ко второму этапу – демонстрируйте ребенку действие, а затем предлагайте выполнить самому. Следующий этап – учите ребенка выполнять действие по инструкции, инструкция на первых порах делится на части. Например. Покажи где у нас умывальник. Подойди (или помогите) к умывальнику. Покажи где мыло, возьми мыло, и т.д. Ежемесячно вносите в таблицу результат по формируемому умению как показано на примере.
Изменения в способах выполнения действий будут вселять в Вас уверенность в успехе. При выводе ребенка на самостоятельное действие не прекращайте работу в этом направлении. Основная особенность детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью - это потеря навыка без дополнительного практического подкрепления.