Самообслуживание включает в себя следующее:
· освоение навыков приема пищи;
· раздевания и одевания;
· гигиены тела, опрятности.
Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживания призвано содействовать достижению максимально возможной самостоятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями в быту. Формируя у ребенка разнообразные формы бытового самообслуживания, важно помнить о том, что самое трудное в этом - не сделать за него то, что он должен сделать сам. Чем выше уровень бытовой адаптированности ребенка (самостоятельность в одевании, умывании, в приеме пищи, в опрятности), тем свободнее будет взрослый, а у малыша высвобождается значительная часть времени для игр и другой полезной деятельности. При формировании разнообразных форм самообслуживающего труда параллельно решаются и другие задачи: расширение представлений и знаний детей об окружающем мире, сенсорное воспитание, развитие речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, умений выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Предпосылки для формирования навыков самообслуживания
К самым важным (для самообслуживания) навыкам общей моторики относятся: умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам. К основным навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами. К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание, относятся: умение смотреть, когда зовут, приходить, когда зовут, узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых, С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки — умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому (убирать за собой игрушки, вытирать пыль и т.д.) Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для ребенка с особенностями психофизического развития (ОПФР) преодолеть трудности и учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы на рубашке — огромное достижение. Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у детей с особенностями развития.
Обучение навыкам самообслуживания может проходить:
на специально организованных занятиях;
в бытовых ситуациях;
в играх;
при уходе за собой и младшими детьми.
Чтобы ребенок усвоил алгоритм действий можно предложить ему мнемокарты. В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребенка чувство уверенности в своих возможностях, а у вас чувство уверенности в правильности выбора приемов обучения.
Первое, что вы должны сделать, — выбрать тот навык, который вы будете формировать. Второе — сообщите малышу, чего вы от него хотите («Расстегни нижнюю пуговицу на рубашке»).
Ваше сообщение должно быть:
кратким, четким, последовательным, подкрепленным определенными действиями.
Указание произносите тогда, когда ребенок смотрит на вас:
указание произносите медленно;
указание должно быть ясным (используйте слова, которые ребенок хорошо понимает); указание должно быть конкретным, например правильнее сказать: «Возьми одно печенье», а не «Не бери много печенья».
указание дается в позитивном тоне. Оно указывает, что нужно делать, а не то, что делать нельзя или что надо перестать делать.
Третье - разделите процесс на маленькие действия, которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему он собирается обучить ребенка. Четко разделите действие на мелкие действия.
Четвертое — процесс показа выполнения действия, которому вы собираетесь обучить ребенка.
Показ должен быть: четким; неторопливым; последовательным. Указание сочетайте с демонстрацией: выполняйте задание вместе с ребенком. После объяснения и показа возьмите своими руками его руки и проделайте вместе с ним все действия.
Для того чтобы сформировать навыки самообслуживания и социализации у ребенка должна быть хорошо развита мелкая моторика, сформирован двигательный стереотип. Поэтому перед тем как формировать навык самообслуживания необходимо создать обучающую среду, окружить ребенка предметами быта и их копиями - игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку.
Взрослый должен помнить, что скорость формирования навыка зависит от многих факторов: от индивидуальных особенностей ребенка; от семейного отношения к чистоте и опрятности (помните о том, что пример родителей, является главным учителем для ребенка); разной скорости усвоения навыка (одному ребенку достаточно показать один раз, после чего он начнет формировать навык самостоятельно в игре и других видах деятельности, а другому ребенку требуется неоднократный показ и поэтапная отработка всех элементов действия, прежде чем он сможет использовать навык самостоятельно). Когда же мы можем быть уверены, что навык у малыша сформировался и можно переходить к формированию следующего? Тогда, когда несколько дней подряд ребенок выполняет его успешно не только на организованном вами игре-занятии, но и в самостоятельных действиях по самообслуживанию.