Комплексное коррекционно-развивающее занятие
в рамках преемственности учителя-дефектолога и педагога-психолога
с ребенком дошкольной группы
в рамках преемственности учителя-дефектолога и педагога-психолога
с ребенком дошкольной группы
(по программе для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации)
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие
учителя-дефектолога.
учителя-дефектолога.
Тема: «Манипулирование предметами».
Цель:
формирование манипулятивной функции рук и диферреницированных движений палацев рук.
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- совершенствование движений собственного тела;
- формирование умения называть педагога по имени и фамилии.
Оборудование и материалы:
- атласные ленточки;
- пособие «домик для крышечек»;
- элемент сенсорной тропы «керамзит желуди»;
- пособие «тактильные мешочки»;
- пособие «пальчиковый бассейн»;
- большой гимнастический мяч;
- мягкая игрушка Тигр.
формирование манипулятивной функции рук и диферреницированных движений палацев рук.
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- совершенствование движений собственного тела;
- формирование умения называть педагога по имени и фамилии.
Оборудование и материалы:
- атласные ленточки;
- пособие «домик для крышечек»;
- элемент сенсорной тропы «керамзит желуди»;
- пособие «тактильные мешочки»;
- пособие «пальчиковый бассейн»;
- большой гимнастический мяч;
- мягкая игрушка Тигр.
Ход занятия
1. Вводная часть. Организационная.
Педагог:
-Здравствуй Маргарита! Ты помнишь, как меня зовут? (ребенок полностью называет педагога по имени и фамилии).
-А кто еще с нами в группе занимается? (ребенок называет имена детей).
-Посмотри, кто это к нам пришел в гости? К нам на занятие пришел Тигряша, он будет смотреть как мы с тобой работаем.
-Посмотри, наш Тигряша принес письмо (сверток бумаги связан тремя атласными ленточками.)
-Что бы прочитать письмо, нам нужно развязать все ленточки.
-Здравствуй Маргарита! Ты помнишь, как меня зовут? (ребенок полностью называет педагога по имени и фамилии).
-А кто еще с нами в группе занимается? (ребенок называет имена детей).
-Посмотри, кто это к нам пришел в гости? К нам на занятие пришел Тигряша, он будет смотреть как мы с тобой работаем.
-Посмотри, наш Тигряша принес письмо (сверток бумаги связан тремя атласными ленточками.)
-Что бы прочитать письмо, нам нужно развязать все ленточки.
(Одну ленточку развязывает педагог,
демонстрируя способ выполнения действия,
остальные ленточки развязывает
и разматывает ребенок.)
демонстрируя способ выполнения действия,
остальные ленточки развязывает
и разматывает ребенок.)
Педагог читает содержание письма:
Маргарита, ты хочешь попасть в сказочную песочную страну? Для того, что бы туда попасть, тебе нужно научиться играть с предметами. Предметы высылаю в коробке. (Педагог демонстрирует коробку и предметы – пособия с которыми будут работать на занятии.)
2. Основная часть:
а) Работа с пособием «Домик для крышечек».
Педагог:
-Маргарита, вот незнайка прислал нам баночки, в которых лежат крышечки.
Нам нужно эти крышечки сложить обратно в баночку вот через эти отверстия. (Ребенок выполняет действия с пособием по образцу и совместно с педагогом. Складывает крышки от бутылок в баночку через отверстия).
-А теперь давай сложим из крышечек полосочки. Посмотри, как я буду складывать их. (Ребенок самостоятельно выстраивает крышечки в ряд самостоятельно, по образцу).
-Какие цветные полосочки у нас получились, а теперь Тигряша попрыгает через эти полосочки.
(Педагог перемещает игрушку
через выстроенные
на поверхности стола полоски).
а) Работа с пособием «Домик для крышечек».
Педагог:
-Маргарита, вот незнайка прислал нам баночки, в которых лежат крышечки.
Нам нужно эти крышечки сложить обратно в баночку вот через эти отверстия. (Ребенок выполняет действия с пособием по образцу и совместно с педагогом. Складывает крышки от бутылок в баночку через отверстия).
-А теперь давай сложим из крышечек полосочки. Посмотри, как я буду складывать их. (Ребенок самостоятельно выстраивает крышечки в ряд самостоятельно, по образцу).
-Какие цветные полосочки у нас получились, а теперь Тигряша попрыгает через эти полосочки.
(Педагог перемещает игрушку
через выстроенные
на поверхности стола полоски).
б) Работа с пособием «Тактильные мешочки».
Педагог:
Шла блоха по пыльной тропке
На спине несла коробку.
В ней тарелочки с едой
И мешочки с ерундой.
Шла блоха по пыльной тропке
На спине несла коробку.
В ней тарелочки с едой
И мешочки с ерундой.
-Вот сколько мешочков,
давай-ка пощупаем наши
мешочки, они чем-то
заполнены там внутри.
(Ощупывание мешочков).
-Пощупаем наши крышечки. (Педагог совместно с ребенком проводят обследовательские действия).
- А теперь, Тигряша хочет, что бы мы нашли именно тот мешочек, в котором находятся крышечки. (Проводится обследование мешочков и поиск мешочка с крышечками.)
-Послушаем, как наши мешочки звучат. Каждый поет свою песенку. (Ребенок потряхивает мешочками).
-Давай сложим все наши мешочки в аккуратную стопочку. (Ребенок совместно с педагогом складывает мешочки в одну стопочку).
-Вот какая стопочка у нас с тобой получилась, Маргарита. Ура! Похлопаем в ладоши.
давай-ка пощупаем наши
мешочки, они чем-то
заполнены там внутри.
(Ощупывание мешочков).
-Пощупаем наши крышечки. (Педагог совместно с ребенком проводят обследовательские действия).
- А теперь, Тигряша хочет, что бы мы нашли именно тот мешочек, в котором находятся крышечки. (Проводится обследование мешочков и поиск мешочка с крышечками.)
-Послушаем, как наши мешочки звучат. Каждый поет свою песенку. (Ребенок потряхивает мешочками).
-Давай сложим все наши мешочки в аккуратную стопочку. (Ребенок совместно с педагогом складывает мешочки в одну стопочку).
-Вот какая стопочка у нас с тобой получилась, Маргарита. Ура! Похлопаем в ладоши.
в) Физкультминутка:
Педагог:
-К нам прикатился вот такой большой мячик, и хочет покатать Маргариту.
Разноцветный мячик,
По дорожке скачет.
Прыгает, не бьётся,
В руки не даётся!
(Выкладывание ребенка спиной на гимнастический мяч, и прокатывание из стороны в сторону.)
-К нам прикатился вот такой большой мячик, и хочет покатать Маргариту.
Разноцветный мячик,
По дорожке скачет.
Прыгает, не бьётся,
В руки не даётся!
(Выкладывание ребенка спиной на гимнастический мяч, и прокатывание из стороны в сторону.)
г) Работа с фрагментом пособия
Педагог:
-Вот в лоточке лежат камушки и желуди. Потрогаем камушки, какие они, шершавые или гладкие? А теперь потрогаем желуди, они гладкие или шершавые?
(Ребенок обследует предметы, отвечает на вопрос: желудь гладкий, керамзит шершавый).
-Теперь сделаем массаж ладошек сначала камушками. А потом желудями.
-Так, ладошки мы Маргарите размяли, а теперь проиграем в «Золушку», надо выбрать из лоточка только камушки и сложить их на столе. (Ребенок выбирает из лотка камушки и складывает их на стол).
-Вот в лоточке лежат камушки и желуди. Потрогаем камушки, какие они, шершавые или гладкие? А теперь потрогаем желуди, они гладкие или шершавые?
(Ребенок обследует предметы, отвечает на вопрос: желудь гладкий, керамзит шершавый).
-Теперь сделаем массаж ладошек сначала камушками. А потом желудями.
-Так, ладошки мы Маргарите размяли, а теперь проиграем в «Золушку», надо выбрать из лоточка только камушки и сложить их на столе. (Ребенок выбирает из лотка камушки и складывает их на стол).
д) Работа с пособием «Пальчиковый бассейн».
Педагог:
-Наши маленькие игрушки будут прятаться в маленьком бассейне с фасолькой. Спрячем динозаврика. (Педагог прячет небольшую игрушку в баночку с фасолью, демонстрирует, как нужно искать. Действие выполняет ребенок с помощью педагога).
-Ура! Нашлась игрушечка.
-А теперь еще одну спрячем.
-Будет Маргарита искать лошадку?
-Ура! Нашлась и лошадка.
Педагог:
-Наши маленькие игрушки будут прятаться в маленьком бассейне с фасолькой. Спрячем динозаврика. (Педагог прячет небольшую игрушку в баночку с фасолью, демонстрирует, как нужно искать. Действие выполняет ребенок с помощью педагога).
-Ура! Нашлась игрушечка.
-А теперь еще одну спрячем.
-Будет Маргарита искать лошадку?
-Ура! Нашлась и лошадка.
е) Физкультминутка. Прыгание на мяче сидя, с поддержкой.
Педагог:
- Прыг - скок, Прыг - скок.
Наш веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Педагог:
- Прыг - скок, Прыг - скок.
Наш веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
3. Заключительная часть.
Педагог:
-Вот мы и поиграли с предметами и игрушками, показали Тигряше, как мы умеем это делать. Умница Маргарита. Теперь Маргарита может отправляться в сказочную песочную страну. Попрощаемся с Тигряшей.
-До свидания, Тигряша! (Педагог выполняет поглаживание ребенка по спине. Прощается с ребенком).
Педагог:
-Вот мы и поиграли с предметами и игрушками, показали Тигряше, как мы умеем это делать. Умница Маргарита. Теперь Маргарита может отправляться в сказочную песочную страну. Попрощаемся с Тигряшей.
-До свидания, Тигряша! (Педагог выполняет поглаживание ребенка по спине. Прощается с ребенком).
Учитель – дефектолог Липовцева Наталья Николаевна
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие
педагога-психолога
педагога-психолога
Тема: «Волшебная песочная страна»
Цели:
- формировать умение выстраивать композиции на песке и совершать манипулятивные действия с предметами по образцу;
- развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
- воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру по средствам проигрывания разнообразных жизненных ситуаций, создания различных композиций на песке.
Оборудование и материалы:
- ящик с песком;
- цветные камешки;
- игрушка черепашка Агашка;
- емкость с водой;
- полотенце;
- ткань песочного цвета.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие. Ритуал входа в песок
Ребенка, предварительно одетого в фартук, садят на стул. На столе стоит ящик с песком, «прикрытый тканью».
Педагог: Здравствуй, Маргарита! Давай поздороваемся с тобой и улыбнемся друг другу. У тебя хорошее настроение? Сегодня у нас необычное занятие, мы с тобой побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова. Повторяй за мной:
В ладоши мы хлопнем
Раз, два, три,
В песочной стране окажемся мы!
Звучит музыка. Педагог снимает ткань с песочного листа и говорит:
Педагог: Теперь мы начинаем с тобой путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще никого нет, но скоро мы познакомимся с жителем этой прекрасной страны.
2. Основная часть
Упражнение «Здравствуй, песок! »
Педагог:
- Положи ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, мягкий).
-Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!».
- Послушай... Он с нами здоровается. Маргарита, ты слышишь? Плохо слышишь, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. А давай его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
-Давайте его погладим между ладонями.
- Возьми за руки песок крепко-крепко и потихоньку отпустим. Еще раз давай его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков и отпустим...
- Какой песок, Маргарита? потрогай! (Сухой, рассыпается, сыпется, сыпучий).
- Песок сыпучий. Когда мы берем его в руку, посмотри, как он струится у нас между пальцами.
Маргарита различными способами дотрагивается до песка
Педагог:
- Положи ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, мягкий).
-Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!».
- Послушай... Он с нами здоровается. Маргарита, ты слышишь? Плохо слышишь, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. А давай его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
-Давайте его погладим между ладонями.
- Возьми за руки песок крепко-крепко и потихоньку отпустим. Еще раз давай его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков и отпустим...
- Какой песок, Маргарита? потрогай! (Сухой, рассыпается, сыпется, сыпучий).
- Песок сыпучий. Когда мы берем его в руку, посмотри, как он струится у нас между пальцами.
Маргарита различными способами дотрагивается до песка
Упражнение «Камнеискатель»
Педагог: Ой, смотри, Маргарита, кто пришел к нам в гости? Это черепашка Агашка! Поздоровайся с ней. Черепашка мне рассказала, что сильный ветер разрушил ее домик и ей теперь негде жить. Давай ей поможем и построим черепашке Агашки новый домик. Но для этого нам нужно отыскать все камешки, которые ветер засыпал песком. Будем искать?
Маргарита вместе с педагогом ищет в песке камешки для домика черепашки Агашки.
Педагог: Ой, смотри, Маргарита, кто пришел к нам в гости? Это черепашка Агашка! Поздоровайся с ней. Черепашка мне рассказала, что сильный ветер разрушил ее домик и ей теперь негде жить. Давай ей поможем и построим черепашке Агашки новый домик. Но для этого нам нужно отыскать все камешки, которые ветер засыпал песком. Будем искать?
Маргарита вместе с педагогом ищет в песке камешки для домика черепашки Агашки.
Педагог: Молодец, а теперь давай из этих камешков построим домик для черепашки Агашки.
Упражнение «Домик для черепашки Агашки»
Педагог: Посмотри как я строю. Кладу камешек, за ним еще один и еще. А теперь ты ложи камешек. Мы построили крепкий домик, вместе справились с трудным делом.
Педагог: Посмотри как я строю. Кладу камешек, за ним еще один и еще. А теперь ты ложи камешек. Мы построили крепкий домик, вместе справились с трудным делом.
Маргарита вместе с педагогом
выполняет действия по образцу,
закрепляет навык выстраивания
предметов в ряд.
выполняет действия по образцу,
закрепляет навык выстраивания
предметов в ряд.
Педагог: Пока черепашка Агашка будет отдыхать в своем новом домике, мы с тобой немножко отдохнем и разомнемся.
4. Физкультминутка
(Поднимают руки вверх с раскрытыми ладонями от себя, разводят в стороны)
Вечером заходит глубоко
Вечером заходит глубоко
(Опускают руки вниз, чуть наклонившись)
Днем гуляет по небу оно
(Показывают « идущие» движения ног)
Гладит ласково нам щечки и носы
(Поглаживают себе голову, щеки, нос)
День прошел, и с неба на покой
Солнышко садится за горой
(Руки поднимают вверх, делают шар, опускают его вниз)
-Вот мы и отдохнули...
-Маргарита, пока мы отдыхали, черепашка Агашка поблагодарила нас за ее новый домик и попросила найти для нее воду. Поможем черепашки Агашки?
Днем гуляет по небу оно
(Показывают « идущие» движения ног)
Гладит ласково нам щечки и носы
(Поглаживают себе голову, щеки, нос)
День прошел, и с неба на покой
Солнышко садится за горой
(Руки поднимают вверх, делают шар, опускают его вниз)
-Вот мы и отдохнули...
-Маргарита, пока мы отдыхали, черепашка Агашка поблагодарила нас за ее новый домик и попросила найти для нее воду. Поможем черепашки Агашки?
4. Заключительная часть
Упражнение «Глубоко под землей, мы водицу найдем»
Педагог: Для того, что бы найти воду для черепашки Агашки, нам нужно добраться до дна нашей волшебной песочницы, давай помогай двумя ручками мне и раскапывай песочек, доберись до дна песочницы.
Делаем аккуратные движения рукой и раздвигаем песок до дна, после дуем на открывшееся дно, убирая крупинки песка.
Педагог: Молодец, Маргарита, мы с тобой нашли целое озеро для черепашки Агашки и она нас поблагодарила за это!
Делаем аккуратные движения рукой и раздвигаем песок до дна, после дуем на открывшееся дно, убирая крупинки песка.
Педагог: Молодец, Маргарита, мы с тобой нашли целое озеро для черепашки Агашки и она нас поблагодарила за это!
Рефлексия занятия. Ритуал прощания
Педагог: Маргарита, мы с тобой побывали в Волшебной песочной стране. Какой песок на ощупь? (Сухой, сыпучий). Скажи, с кем мы познакомились в волшебной стране? (С черепашкой Агашкой). И что мы делали для черепашки Агашки?(строили домик и искали воду)
- Молодец Маргарита, давай попрощаемся с волшебным песком и черепашкой Агашкой:
Педагог: Маргарита, мы с тобой побывали в Волшебной песочной стране. Какой песок на ощупь? (Сухой, сыпучий). Скажи, с кем мы познакомились в волшебной стране? (С черепашкой Агашкой). И что мы делали для черепашки Агашки?(строили домик и искали воду)
- Молодец Маргарита, давай попрощаемся с волшебным песком и черепашкой Агашкой:
- До свиданья, песок,
- До свидания, черепашка Агашка!
По окончании работы
педагог предлагает ребенку
вымыть руки и
вытереть полотенцем.
педагог предлагает ребенку
вымыть руки и
вытереть полотенцем.
Педагог – психолог Михейцева Юлия Николаевна