Основной формой организации коррекционно-развивающей работы и работы по социальной реабилитации являются групповые и индивидуальные занятия. В группы объединяются дети со сходными нарушениями и, по возможности, одного возраста. Из детей дошкольного возраста могут комплектоваться отдельные группы. Наполняемость групп от 2 до 5 человек. Продолжительность индивидуальных занятий 15-30 минут в зависимости от вида нарушения, с группой - 25-45 минут. Периодичность занятий не менее 2 раз в неделю. Для детей-инвалидов с детским церебральным параличом, самостоятельно не передвигающихся, возможно проведение ежедневных индивидуальных занятий продолжительностью 30-45 минут.
Содержание коррекционных занятий и работы по социальной реабилитации определяется перспективным планом, в котором отражаются цели, задачи, способы коррекционной помощи и социальной реабилитации. Перспективный план составляется для каждой группы детей или индивидуально для ребенка.
Коррекционно-развивающая работа направлена на исправление или ослабление психических и (или) физических нарушений, активизацию познавательной деятельности, формирование навыков общения, развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности ребенка.
Коррекционно-развивающая работа проводится путем применения традиционных и специфических приемов и средств:
- музыкальных средств (музыкотерапия, логоритмика),
- изобразительных средств (арттерапия, цветотерапия),
- театрализованно-игровой деятельности (сказкотерапия, игротерапия),
- ручного труда как вида декоративно-прикладного искусства.
Работа по социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития проводится специалистами Центра с целью компенсации утраченных или нарушенных функций организма, формирования жизненной компетенции, обеспечивающей максимально возможную для них независимость в жизни, и включает следующие направления:
- двигательная реабилитация как специфический вид физической культуры;
- реабилитация путем социально-бытового обучения.
Двигательная реабилитация направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, развитие и совершенствование у них физических и двигательных качеств, способствующих повышению адаптационных возможностей.
Реабилитация путем социально-бытового обучения направлена на адаптацию детей с особенностями психофизического развития к бытовой и элементарной трудовой деятельности.