Психологическое здоровье – понятие, которое включает нормальное эмоциональное, социальное, поведенческое самочувствие, наличие динамического равновесия между личностью ребенка и средой, тогда ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.
Важным фактором психологического здоровья является положительное эмоциональное состояние.
Об эмоциональном здоровье мы можем говорить, когда ребенок умеет контролировать свои эмоции: гнев, агрессию, страх, что приводит к лучшему самочувствию. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться выражать чувства или справляться с длительными периодами негативного эмоционального состояния. Нормализовать эмоциональное состояние у ребенка помогут игры, направленные на снижение эмоционального напряжения (Например, «Брыкание», «Сборщики», «Шарик», «Цветок и одуванчик», «Веселые снежинки» и др.)
Игры создают атмосферу радости, активные движения обусловленные содержанием игры вызывают у детей положительные эмоции.
Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой и активной личности.
Игры и упражнения на снижение психоэмоционального напряжения
«БРЫКАНИЕ» (АВТОР М. И. ЧИСТЯКОВА) Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Он начинает медленно брыкаться, касаясь пола всей ногой. Малыш поочередно брыкается левой и правой ногой, высоко поднимая их. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. При каждом ударе ребенок громко произносит: «Нет!», увеличивая интенсивность ударов.
Это упражнение помогает уменьшить эмоциональное напряжение и способствует расслаблению мышц ног и корпуса.
«СБОРЩИКИ»
По полу разбросано большое количество разнообразных мелких предметов и игрушек. Участники игры делятся на группы по 3—4 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего, каждая группа двумя свободными руками должна собрать как можно больше предметов. Во время собирания звучит веселая музыка. После того как все игрушки собраны, подсчитывается их число.
Игра помогает детям научиться координировать свои действия группе.
«Шарик»
Ложимся на спину, обе руки расположены на животе. Теперь включаем воображение и представляем, что вместо живота у нас находится шар. Наполняем его воздухом, через нос, медленно вдыхая. Затем задержав дыхание, сдуваем воздух, выдыхая через рот.
«Цветок и одуванчик»
В положении стоя ребенок делает через нос вдох, представляя, что нюхает ароматный цветок, затем выдыхает ртом воздух на одуванчик.
«Веселый хомяк»
Для этого упражнения ребенок представляет себя в роли хомяка, наполнив щеки воздухом. Затем легким хлопком по щечкам выпускает воздух и несколько раз принюхивается носом, в поиске новой еды.
«Дракон»
Ребенок дышит через каждую ноздрю поочередно, представляя себя огнедышащим драконом, зажимая при этом каждую пальцем
«Веселые снежинки»
Подвешиваем перед лицом ребенка (на расстоянии 10 см) на нитки бумажные снежинки или цветные полоски, и предлагаем ему на них подуть. Делать он должен это стоя и только на выдохе. Затем усложняем задание, отодвигая нити подальше.
«Спортивные фломастеры»
Устраиваем соревнование фломастеров. В упражнении могут принимать участие несколько детей или родители с детьми. Кладем два разноцветных фломастера на стол, определив финишную черту, и дуем каждый на свой фломастер. Первый пришедший к финишу выиграл.
Подвижные игры являются одним из условий развития ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение формируются социальные качества.
Подвижные игры создают атмосферу радости, активные движения обусловленные содержанием игры вызывают у детей положительные эмоции.
Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.