Современная жизнь, особенно в городах становится все сложнее и опаснее для ребенка. Плотный поток транспорта на улице, нарушители за рулем, которые едут на красный свет, не останавливаются перед идущим по пешеходному переходу человеком. Как уберечь ребенка от опасности? Выработать у него навыки безопасного поведения.
Прогулка, идеальное место для этого. Конечно, наши дети тяжело воспринимают (или совсем не воспринимают) слова и советы, о том, как нужно вести себя в опасной ситуации. А если мы будем рассказывать ребенку всевозможные ужасы о том, что с ним может случиться, мы вообще можем довести до невроза. Что же делать? Играть! Ведь в игре ребенок учится! И лучше вместе проигрывать конкретные ситуации, которые вы увидели на улице.
Полезно, например, поиграть в игру «Я веду маму, папу, бабушку» - ребенок переводит взрослого через улицу. По четко отработанному алгоритму при отсутствии светофора:
- Остановиться возле пешеходного перехода.
- Посмотреть налево, затем направо.
- Убедиться в отсутствии рядом идущего транспорта.
- Потом опять посмотреть налево, и если нет опасности, начинать движение.
Пусть ребенок проговаривает свои действия и намерения. Эта игра пробуждает самоуважение, ответственность, рассудительность и впоследствии станет полезной привычкой.
Услышав, как визжат тормоза, вы можете рассказать, что чувствует водитель, когда перед машиной вдруг выбегают на дорогу пешеходы или выезжают велосипедисты. Объясните, что все люди разные, и среди водителей, так же как и среди пешеходов, есть немало людей, которые создают опасность для других и нарушают правила. А еще дорога бывает скользкой, мокрой и тогда водитель не может быстро затормозить. Объясните так же, что водить машину достаточно трудно, потому что это требует постоянного внимания (спросите, трудно ли долго заниматься) и поэтому водитель может быть уставшим, отвлечься.
Еще раз подчеркнем, лучше такие беседы проводить на конкретных примерах: вы с ребенком увидели, как кто-то перебегает улицу в неположенном месте или на красный свет светофора, кто-то переходит дорогу перед большой припаркованной машиной, не видя соответственно, едет ли слева машина и тому подобное. Желательно после беседы, проиграть такую конкретную ситуацию дома, или во дворе, например, ребенок будет «машиной», а Вы «пешеходом» или наоборот и тому подобное.
«Добрые привычки – это хорошее воспитание», сказал когда-то древнегреческий философ Платон. Наверное все согласятся с тем, что задача родителей – вырастить человека, который будет поступать правильно, независимо от того , наблюдает кто-то за ним или нет. Поэтому родители должны выработать у ребенка хорошие привычки, которые помогут ему легче адаптироваться в этом сложном мире.