И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг

      Все дети имеют право на счастливое детство и достойную жизнь, в том числе и дети с церебральным параличом. Нет двух одинаковых детей, каждый индивидуален и неповторим. Поэтому как родителям, так и специалистам следует помнить, что уход, поддержка и все реабилитационные мероприятия должны быть ориентированы на потребности и особенности каждого отдельного ребёнка.

Церебральный паралич – нарушение движений и способности сохранять положение тела в пространстве, которое возникает в результате непрогрессирующего поражения мозга.Тем не менее, это состояние которое затрагивает все стороны функционирования жизнедеятельности ребёнка.

    У многих детей с церебральным параличом мы видим недостаточное (или полностью отсутствующее) умение управлять головой. У таких детей плохо развиты способности использовать руки для опоры, тянуться, хватать и манипулировать предметами.

    Как научить детей с тяжёлыми формами двигательных нарушений предметно-практическим действиям?

Чтобы понять, как научить ребёнка с ДЦП целенаправленным действиям, нужно осознать разницу между двумя видами моторных навыков: к крупной моторике относится совокупность движений крупных мышц, к мелкой моторике относятся мелкие мышечные движения кистей рук. Детям с тяжёлыми двигательными нарушениями, возможно, придётся  потратить много лет на освоение всех основных движений, а некоторые вещи они вообще не могут освоить. Поэтому на данном этапе мы работаем над основными, базисными движениями – движениями крупных мышц руки:

 – пользоваться предплечьями (совершать движения вперёд-назад, вверх-вних, влево-вправо);

- пользоваться кистями (брать, удерживать, отпускать).

      Но как быть со спастичным ребёнком, который из-за своей особенности будет ограничен в возможности дотягиваться руками, и любое возбуждение интереса закончится, скорее всего, тем, что приведёт к повышению тонуса, его руки будут согнуты и прижаты к телу? В другом случае, он сможет дотянуться, но напряжёнными руками, которые будут вывернуты в плечах, а ладони сжаты в кулак.

   Современные подходы абилитации и реабилитации детей и взрослых с церебральным параличом основаны на концепции  Карла и Берты Бобат. В начале 40-х гг. прошлого века доктор-невропатолог Карл Бобат и его жена Берта выдвинули и практически подтвердили идею о влиянии на ЦНС изменений положения тела, приводящих к поддержанию равновесия тела и формирующие произвольные движения.

    Супруги Бобат установили следующее – ненормальные положения тела и движения при церебральном параличе определяются отклоняющимся от нормы тонусом, так же как нормальные движения обусловлены нормальным мышечным тонусом. При этом нормальные положения тела и движения, формируемые у ребёнка во время занятий и в обыденной жизни, нормализуют мышечный тонус. Исходя из того, что ДЦП – это сенсомоторное нарушение, во время работы с ребёнком ему прививаются движения, максимально приближенные к нормальным движениям в реальной жизни. Таким образом, ребёнок приобретает сенсомоторный опыт. Со временем у Бобатов появилась идея о том, как можно решить эту проблему. Суть идеи состояла в следующем: необходимо пытаться развивать реакции положения и равновесия, воздействуя на так называемые «ключевые точки» и контролируя при этом ненормальные двигательные стереотипы. Это означает, что на ребенка можно воздействовать из этих ключевых точек и таким образом активно стимулировать проявление им желаемых автоматических реакций. Такими ключевыми точками, по мнению авторов концепции, являются: голова, затылок, плечевой пояс, туловище и талия. С этого момента статическое воздействие стало динамическим с элементами контроля.  

  Помните!  Существует возможность контролировать спастичность, если создавать препятствия совершать спастические движения.

Применение элементов Бобат-терапии для реабилитации и ухода и развития детей с ДЦП позволяет: 

- формировать у ребёнка способность удерживать как можно более нормальное вертикальное положение тела и максимально контролировать свои движения;

-  препятствовать развитию неправильного положения тела и отклоняющегося от нормы тонуса;

-  прививать ребёнку ощущения своего правильного положения, обучать нормальной схеме движений и тем самым приобретать новый сенсомоторный опыт;

-  препятствовать возникновению контрактур и деформаций.

           Ребёнок, не имеющий никакого отклонения, абсолютно спонтанно выбирает позу. Дети ложатся на живот, сидят или стоят на коленях и т. д. Дети с двигательными нарушениями не могут делать это столь же легко, но есть много вспомогательных средств, которые позволяют лежать, сидеть или стоять таким образом, что эта поза и удобна, и правильна с точки зрения медицины. 

      Сегодня вы можете сделать  жизнь ребёнка с ДЦП  более комфортной, если воспользуетесь вспомогательными средствами для реабилитации: «рисовая змея», позиционные подушки, валики, клинья. 

Зачем нужно укладывать ребёнка в функциональное положение?

- находясь в правильной позе, ребёнок лучше осознаёт своё тело;

- у ребёнка развивается пространственная ориентация с помощью изменения угла зрения;

- у ребёнка нормализуется тонус мышц;

- стимулируется функциональная активность, и в первую  очередь, самостоятельная активность;

- благодаря организованной при помощи специальных средств смене положений происходит профилактика контрактур и деформаций;

- облегчается уход за ребёнком.

 

Какие функциональные позиции может принимать ребёнок?

1.Положение на спине с приподнятой головой и согнутыми в коленях ногами;

2.Положение на животе с опорой на предплечье;

3.Положение на боку;

4.Положение на четвереньках;

5.Положение сидя с вытянутыми вперёд ногами.

 

Всегда помните:

- кладите ребёнка как можно безболезненнее и удобнее;

- правильно меняйте его положение;

- обращайте внимание на ограничения ребёнка и учитывайте их;

- обеспечивайте безопасность ребёнка;

- обращайте внимание на оборудование помещения и освещение;

- время пребывания в одном положении, в зависимости от особенностей ребёнка, в среднем 2-3 часа;

- ребёнок должен всегда занимать определённое положение (за исключением случаев, когда он может сам изменить свою позу).

          При укладывании ребёнка принимайте во внимание:

 

- всегда разговаривайте с ребёнком, объясняйте, что вы будете с ним делать;

- всегда поворачивайте голову ребёнка в направлении движения его тела;

- вращения производите всегда медленно, через плечо и (или) таз;

- никогда не тяните за поражённую руку!!!

- голову по возможности укладывайте ровно, чтобы ребёнок не съезжал вниз.

Существуют и приемы обращения взрослого с детьми в повседневных ситуациях:

1. Избегать положения взаимодействия, когда взрослый находится выше ребенка. Подобная ситуация способствует появлению патологической позы: ноги скрещиваются, появляется асимметрический тонический рефлекс затылка, тело соскальзывает вперед и чрезмерно разгибается.

2. При взаимодействии с сидящим ребенком необходимо находиться с ним на одном уровне, садиться на низкий стул или специальную скамеечку, обеспечивая контакт «глаза в глаза». Необходимо следить за правильной позой ребенка: ступни его стоят ровно (полностью на полу или каком-либо основании), посадка глубокая (тело максимально приближено к спинке, не допускаем соскальзывания вперед), плечи немного наклонены вперед, руки и ладони расположены в направлении колен.

3. Взаимодействие с маленьким ребенком желательно осуществлять, присаживая его себе на бедро. При этом руки взрослого охватывают лопатки ребенка и слегка притягивают их по направлению к себе. Подобная поза предотвращает спазм приводящих мышц и обеспечивает хороший зрительный контакт.

4. Не следует ребенку с гемипарезом подавать игрушку в направлении непораженной стороны его тела. Подобная ситуация вызывает патологическую позу: рука сгибается в локте, большой палец сгибается (в кулак), ступня ставится на носок.

5. Ребенку с гемипарезом предлагают брать предмет, который находится прямо перед ним или даже немного ближе к пораженной стороне его тела. При этом желательно, чтобы предмет был достаточно большим и его нужно было бы брать обеими руками (большой мяч, большая машина).

6. Игры, сидя на полу, в наклоненной позе нежелательны для ребенка с гемипарезом. Ребенок старается сидеть на непораженной ноге, а пораженная нога выворачивается внутрь в бедре и в колене. При этом оказывается нежелательное давление на внутреннюю сторону стопы. Пораженная сторона его тела наклоняется, плечо вытягивается вниз и назад, что приводит к невозможности действовать обеими кистями.

7. Игры и деятельность ребенка с гемипарезом желательно организовывать в позе на коленях. Коленям нужно обеспечить симметричную позицию: бедра вытянуты, вес распределен на обе ноги. Сами действия необходимо производить на приподнятой плоскости (скамейка, стол, подиум и т.д.), при этом предплечье пораженной руки обязательно должно лежать на столе.                                                                                                                                

   Будьте чуткими к сигналам, которые подаёт ребёнок, и его увлечениям. Подталкивайте его к инициативным и самостоятельным действиям. Сосредоточьтесь на занятиях, которые увлекают ребёнка, и подберите игровой материал в соответствии с его интересом и возрастной подготовкой.

 

Ребёнок с ограничениями не всегда может пользоваться стандартной мебелью. Необходимо применять специальное оборудование и адаптированную мебель.

Оборудование, изготовленное  по индивидуальному заказу с учётом особенностей  ребёнка,  помогает максимально реализовать его возможности.

Сидя в специальном стульчике, ребёнок улучшает стабильность тела и рук, протягивает руки.

Дети, у которых бывают неожиданные непроизвольные движения, легко отбрасывают игрушки за пределы досягаемости.

Предлагаем практические советы:

Пусть ребёнок играет за столом с бордюром.

Лучше игрушки потяжелее, чем лёгкие.

Шершавый стол лучше, чем гладкий.

Может быть хорошей идея привязать игрушку к ребёнку или столу.                                             

Умение вытянуть руки.

Обычный ребёнок способен, когда приходит время, вытягивать руки вперёд и соединять их вместе. Это даёт ему возможность не только прикасаться к чему-либо, сжимать и разжимать свои пальцы, но также и рассматривать их, что он и делает много раз на день в течение нескольких недель.

    Ребёнок с гиперкинезами испытывает трудности при попытке дотянуться до чего-либо, однако, из-за плохого баланса и непроизвольных движений, ему не всегда удаётся захват. В результате все его движения дезорганизованные и несинхронные. Он тянется одной рукой, которая уходит в сторону ещё до того, как вытянуться вперёд, что усложняет визуально-ручной контроль и конечный захват.

    Чаще всего будет пустой тратой времени ожидание, что ребёнок с церебральным параличом научится дотрагиваться и играть с игрушками, если мы ничего не предпримем в отношении его основных проблем. Начнём с того, что постоянно стимулируем ребёнка к вытягиванию рук вперёд. Многие дети с двигательными нарушениями держат руки прижатыми к телу. Им нужны игры, которые бы заставили их вытянуть руки, например, для того, чтобы махать рукой или толкать паровозик. 

Упражнения, формирующие умение двигать руками вперёд-назад.

1)  «Волшебная книга». Большинство детей любит листать книги и журналы. Но это трудно, если есть проблемы с руками. Чтобы научить ребёнка, можно сделать свои книжки. Сначала на край странички прикрепляем пластиковые фишки, прищепки или другие уплотнители. На страницах наклеиваем забавные фото или картинки.  Так легче листать.

2) Сенсорные жилеты, фартуки, коврики со звучащими игрушками разной формы, цвета, фактуры.

3) Игрушки-каталки.

4)  Упражнение «Что в ящике?» Выдвигание  ящиков, рассматривание предметов, спрятанных в нём.

5) Игра «Кто пришёл в гости?» Нарисовать смешную рожицу или животное на тыльной стороне ладони ребёнка и предложить рассмотреть, поздороваться с гостем, попрощаться.

6) Игры с фонариком. Зажечь фонарик и направить  его луч на руки ребёнка. Обратить внимание на тени, которые оставляют его руки на стене или столе.

7) Игра «Солнечный зайчик».                                                                                  

8) Раскатывание теста.

9) Бросание мешочков с фасолью.

10) Игры с сыпучими материалами.

11) Открывание дверей шкафчика.

12) Игра на пианино.

13) Толкание игрушек. 

Движение вверх-вниз.

     Локтевой сустав может сгибать и разгибать предплечье в нескольких плоскостях: вперёд-назад, вверх-вниз, влево-вправо. Поднять предплечье вверх детям с двигательными нарушениями бывает очень трудно.

     Если ребёнок научился правильно выводить руки вперёд, можно предложить ему несколько игр для движений предплечья вверх-вниз. Игра и обучение здесь являются синонимами.

1) Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Сначала ребёнок будет только смотреть на них и тянуться к ним, а позже постарается поймать и удержать.

2) Игры со звучащими браслетами. Можно надеть ребёнку на запястья и щиколотки – это прекрасный способ помочь ребёнку музицировать и одновременно двигаться.

3) «Прятки с игрушкой». Ребёнок  обычно получает удовольствие, находя всевозможные предметы в помещении, в саду, на прогулке. Не лишайте его возможности находить, дотягиваться до новых предметов и коллекционировать их.

4) Игра «Рыбаки».

5) Игра «Вбивалочка». Подставка с деревянными штырьками, которые ребёнок вбивает в отверстия деревянным молоточком.

6) «Музыкальный молоток».

7) Упражнение «Музыкальная ложка». Ребёнок стучит ложкой по столу.

8) Игра «Строим башню».

9) Пирамидки без стержня.

10) Открывание и закрывание кастрюль.

Движение влево-вправо.

Для формирования движений влево - вправо использую следующие игры:

1) Игры с машинками. Если ребёнок любит играть с машинками, то ему подойдёт такая машинка, которую нужно прижать к поверхности и откатить немного назад, чтобы она поехала. Можно сделать машинку-каталку.

2) Многие предметы из нашего обихода, если к ним применить немного фантазии и смекалки, можно использовать в качестве забавных игрушек. Пример такой игрушки – «Чудесные колечки».

3) Упражнения на сортировку. Вариации бесконечны.

4) Упражнение на перемещение «Горка», «Стаканчики» (вкладываются друг в друга).

5) Рисование у мольберта. Рисование на вертикально расположенной плоскости – на мольберте, классной доске, зеркале, экране – способствуют формированию движений предплечья влево- вправо и разгибанию запястья.

6) Игра на пианино.

Умение брать (хватать) предмет.

Схватить - дотянуться до предмета, взять его в руку и удержать.

    Эту функцию выполняет кисть руки. Запястье определяет положение нашей кисти и стабилизирует её для выполнения определённых функций и обеспечения точности движений. Лучезапястный сустав двигается из стороны в сторону, вверх и вниз и помогает поворачивать вверх и вниз ладонь.

        Координация рук и глаз начинается с того, что ребёнок видит предмет, который его  привлекает, и делает намеренное движение для его захвата, он машет руками около предмета и делает это вначале обеими руками; обратите внимание, в то же самое время он сжимает и разжимает свои ладони, как бы хватая предмет, хотя на данной стадии развития сделать это не в состоянии. Это не просто начало визуально-ручной координации, ребёнок получает первые представления о дистанции между им самим и предметом, т. е как далеко ему следует протянуть руки, чтобы дотронуться. Затем он вытягивается и хватает предмет, в конце концов обретя возможность дотягиваться, дотрагиваться, схватывать и манипулировать всякий раз, как возникает необходимость. Сначала дети берут в руку предметы и держат их всей ладонью («ладонный захват»). Постепенно ребёнок учится брать предметы «грабельками», когда маленький предмет ребёнок всеми пальчиками «сгребает» в ладошку, затем «захват щепотью» (тремя пальцами – большим, указательным и средним), затем -  двумя пальцами: большим и указательным («несовершенный пинцетный захват») и, наконец, кончиками большого и указательного пальцев («совершенный пинцетный захват»).

       К сожалению, как уже отмечалось выше, дети с гиперкинезами испытывают трудности при попытке дотянуться и захватить предмет. Чаще всего у таких детей умение брать предмет остаётся на уровне «ладонного захвата». И всё же мы должны учить ребёнка действовать руками.

      Первым делом нужно раскрыть ладонь ребёнка так, чтобы пальцы были выпрямлены, большой палец отведён, а запястье разогнуто. Для этого нужно развернуть его руку наружу, плавно разогнув в локтевом суставе. Сначала делать так, когда обе руки ребёнка отведены в стороны, а потом – когда они вытянуты вперёд. С этой целью я использую упражнение «Кулачок-круглячок».

     Если повернуть кисть ребёнка ладонью вверх, выпрямить ладонь, а затем слегка согнуть, образуется «ковшик», в который можно вложить игрушку.

      Нужно многократно, в течение дня, помогать ребёнку дотрагиваться и брать в руки различные предметы обихода, фрукты и т. п. для того, чтобы он «почувствовал объект целиком». Нужно называть эти предметы, их форму, цвет  и то, какие они на ощупь, пока ребёнок держит их.

    Очень трудно брать, если игрушки откатываются, когда дети тянутся за ними. Такие игрушки лучше ставить на подставку.

     Игры оказывают большое влияние на развитие ребенка. В игре стимулируется физическое и психическое развитие детского организме: движение, речь, чувства, представления о мире, формы общения с детьми и взрослыми... Игра не менее важна и для ребенка с церебральным параличом - это средство для развития его интеллекта, эмоций, коммуникации, мелкой и крупной моторики.

Только наша поддержка и руководство позволят ребенку с церебральным параличом, у которого нарушены восприятие и внимание, ответная реакция или кратковременная память, получить от игр и удовольствие, и пользу.                                                                     В своей работе использую игру «Табло с подвесками» или  «Потяни за верёвочку – что будет?» В качестве подвесок – игрушки. Если потянуть за одну подвеску, то будет двигаться другая: звенеть колокольчик, кукла сядет на стул. Варианты бесконечны.

Удерживаем предмет

  Детям, которым трудно управлять руками, важно дать игровой материал, который легко хватать и держать.

Если им трудно удерживать игрушки в руке, можно обратиться к разным вспомогательным средствам, например, к пояску. Каждому ребёнку нужен свой друг- игрушка. Дети с двигательными нарушениями с трудом удерживают его. Чтобы любимая игрушка всегда была рядом, можно привязать её к пояску, а можно, проделав отверстие для руки, надеть игрушку на руку ребёнка, и он будет прижимать её к себе.

    Часто ребёнок с ДЦП хаотичными движениями сбрасывает игрушки. Чтобы предотвратить это, можно пользоваться контактными лентами.

    На уроках изобразительной деятельности использую адаптированные изобразительные инструменты и материалы: карандаши, фломастеры, кисти со специальными насадками, которые утолщают инструменты и помогают осуществлять «ладонный захват» и удерживание.

    Для тренировки использую игру с «весёлым полотенцем». Когда ребёнок крепко удерживает в своей ладони  полотенце, можно двигать рукой во всех направлениях. Можно выполнять эти же движения с рукой взрослого.

   Игры с кольцом для метания, которые могут помочь ребёнку с гиперкинезами: надевание кольца на руку ребёнка, «протягивание» руки через кольцо, пока оно не коснётся плеча малыша, затем то же совместными действиями.   

    Находкой явилось упражнение «Липкая рукавичка». На рукавичку нашита контактная лента. На предметы, которые значимы для ребёнка и вызывают желание действовать с ними, прикреплена утолщающая насадка так же с контактной лентой. Когда ребёнок берёт предмет, контактная лента помогает удержать предмет в ладони. Это придаёт ему уверенности в своих возможностях, вызывает желание манипулировать предметом. Создаётся ситуация успеха.

Умение отпускать.

   Отпустить – намеренно дать предмету выскользнуть из рук.

   В младенчестве обычный ребёнок выпускает предметы из руки непроизвольно, случайно, не контролируя это действие. Обычно это происходит, когда малыш держит одну игрушку, а его взгляд находит другую. Затем он начинает отпускать предметы намеренно.

  Ребёнку с церебральным параличом очень сложно высвободить игрушку из сжатых в кулак ладоней. Существует несколько способов помощи ребёнку.

Удержать запястье ребёнка на поверхности стола.

Встряхнуть предплечье.

Слегка согнуть запястье, наклонив кисть вниз.

Опереть запястье ребёнка на ёмкость.

Слегка надавить пальцем на тыльную сторону ладони ребёнка.

 Сначала, чтобы отпустить игрушку, нужно, чтобы его поддержали или помогли удержать его запястье на поверхности стола.

 Когда мы встряхиваем предплечьем ребёнка, его кисть падает, и это автоматически приводит к разжиманию пальцев, и он выпускает игрушку.

 Если поначалу малышу трудно отпустить игрушку, нужно взять ребёнка за запястье и легонько согнуть его, наклонив кисть вниз. Его пальцы разожмутся, и он выпустит игрушку. Нужно похвалить ребёнка, а затем побудить сделать это снова, но уже, по возможности, самостоятельно.

 При опускании игрушек в ёмкость можно опереть запястье ребёнка на край ёмкости.

  Можно надавить пальцем на тыльную сторону ладони ребёнка, пальцы разожмутся.

Вот несколько упражнений, которые нравятся детям:

1.Можно упражняться во время купания или игр с водой: выпускать игрушки из рук так, чтобы они падали в ванночку. Бросаем резиновую уточку или губку в воду так, чтобы они шлёпнулись с всплеском. Это послужит весёлым событием для ребёнка.

2.Бросаем резиновые игрушки на столик-поднос или на пол. Детям обычно нравится бросать игрушки на пол, а потом искать глазами, куда они упали. Можно бросать игрушки так, чтобы их падение сопровождалось каким-нибудь звуком, например, таким, который возникает при попадании чего-то в металлический сосуд. Другой вариант – бросать пищащую игрушку. 

Играть лёжа на спине.

Обычно младенец начинает играть, когда находится в положении лежа на спине. Ребенку легче дотянуться до привлекательных вещей, находящихся рядом. Все дети тянут их в рот, чтобы обследовать. Хватая их руками, узнавая их, пробуя их, нюхая их, слушая каждый звук, ребенок узнает, что есть вещи разной формы, цвета, веса, состава, звука, вкуса, запаха и т.д.

   Большинство детей впервые встречаются с игрушками, когда лежат на спине в кровати или на полу. Это наихудшая позиция для ребенка с церебральным параличом. Некоторые дети не могут вывести свои руки вперед и свести их вместе. Другие в состоянии вытянуть руки вперед, но только для того, чтобы крепко удерживать их над своей грудью, согнутыми в локтевых суставах и со сжатыми кулачками, которые они не в состоянии разжать, чтобы достать игрушку.

Но дети с двигательными нарушениями, которые не могут поднять голову, лежа на животе, получают больше возможностей, когда лежат на спине. Малышу с напряжёнными мышцами нужна помощь, чтобы расслабиться и наслаждаться прикосновениями и движениями, как это делают все младенцы.

Например, полусогнутое положение поможет ребёнку расслабиться и почувствовать себя удобнее. Это положение помогают принять «рисовая змея», валики под бёдра. Опора для тела помогает создать такое положение для головы и плеч ребёнка, которое позволит ему поднимать руки. Над манежем ребенка мы повесили яркие простые игрушки, которые побуждают его поднимать руки: звучащие игрушки, подвески, игрушки и предметы с различной поверхностью, разной формы, цвета. Варианты бесконечны. 

Играть лёжа на животе.

Играть лёжа на животе естественно для большинства детей. Для детей с двигательными нарушениями эта поза особенно хороша, т. к. даёт возможность для многих поучительных моментов. Дети со слабой спиной и мускулатурой плеч нуждаются в поддержке под грудной клеткой, т. к. не могут вообще или долго опираться на локти. Опорой служит валик или «рисовая змея».

Ребёнок стабилен, что способствует подготовке мышц плечевого пояса к движению вперёд. Ребёнок может двигать одной или двумя руками вперёд по поверхности, чтобы дотянуться до игрушки, может оторвать руку от поверхности.

      Когда ребенок увереннее держит голову и верхнюю часть тела, он начинает учиться управлять своими руками более активно. Он тянется ко всему, что вызывает его любопытство. Сначала ему трудно удержать предмет, но постепенно это делать все легче.

Он учится хватать, позднее крепко держать, а уже потом притягивать к себе игрушку и манипулировать ей.

Примеры простых игр и занятий.

1) Игры с водой. Для игр подойдёт широкий таз или детский бассейн, в который опустим самые разные предметы, издающие звуки, плавающие и тонущие. Игры в воде откроют ребёнку свойства жидкости. Напустим в воду пену для ванн – играя с пузырьками и разыскивая в пене игрушки, ребёнок будет использовать руки автоматически.

2) Игры с песком. Предложите ребёнку найти спрятанную в песке игрушку.

3) Игры с тестом.

4) Игры с бумагой.

5) Рисование пальцами.

Эти упражнения являются хорошими примерами того, как стимулировать ребёнка, у которого ограничены возможности манипулировать руками. 

Играть лёжа на боку.

Если ребенку трудно лежать на боку, то подложите подушки под спину и живот, чтобы он не перевернулся. Проследите, чтобы нога внизу не была ущемлена. Тогда ребенок лежит стабильно, и ему легче двигать головой. Меняйте положение с бока на бок.

    Лёжа на боку, ребёнок поднимает руки перед своим лицом. В этом положении ребёнок может сложить руки и посмотреть на них, не противодействуя силе тяжести.

   Удобно лежать на боку и играть. Для многих детей удобнее использовать обе руки в этой позе, им легче расслабиться лёжа на боку.

Используемые игры:

1) С машинками.

2) С мячом.

3)С кубиками.

Детям с гиперкинезами легче играть с тяжёлым мячом, так как их 

движения неорганизованные и неуклюжие, и обычный мячик будет постоянно «убегать» от них. Спастичному ребёнку, наоборот, лучше подойдёт маленький и упругий мячик, так как малыш удерживает предметы, очень крепко сжимая их в руке, поэтому поднимать и бросать тяжёлый мяч ему будет крайне трудно. Ребёнку с гемиплегией следует играть с большим волейбольным мячом, который заставит его действовать обеими руками. Для ребёнка, который очень хочет бросать и ловить мяч, но при этом не способен удерживать его, вместо мяча можно предложить подушку с наполнителем из пенопластиковых шариков. Чтобы малышу было веселее и легче ловить мяч обеими руками, можно пришить к рукавичкам ленты-липучки и взять мяч, который к ним прилипает.

    Используются крупные и лёгкие кубики с полосками-липучками, чтобы они лучше держались друг на друге, и ребёнку легче было что-то построить.

Когда взрослый – стул.

    Взрослые – хорошие «стулья». Когда ребёнок сидит на коленях или на полу с выпрямленными ногами и его обнимает взрослый, он чувствует хорошую опору и держит равновесие. 

 Можно использовать все варианты игр и упражнений.

     Обычный ребёнок учится методом проб и ошибок. Так же может учиться и ребёнок с церебральным параличом. Игры должны быть организованы таким образом, чтобы малыш имел возможность добиться успеха, выбирать и действовать разными путями, самостоятельно исследовать все возможности. Помогать ему  мы должны, когда он просит о помощи. Главное, что мы – вместе.

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp  belarusian youth  asked
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.