«Доверие»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения педагогов
1. Вступительное слово. Приветствие участников. Знакомство с правилами группы и содержанием тренинга.
Теоретический блок.
2. Состояния, разрушающие здоровье педагога.
Психическое напряжение – это состояние, вызванное экстремальными для личности факторами. Часто психическая напряженность сопровождается ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта. Такое состояние негативно воздействует на организм, вызывает деформацию личности педагога, ведет к профессиональным кризам.
Наиболее распространенными ситуациями, вызывающие состояние нервного и физического напряжения у педагога являются:
Конфликты с коллегами, родителями, администрацией.
Неорганизованность или неспособность правильно распределять время.
Перегруженность работой (своей и чужой).
Неспособность укладываться в сроки.
Неспособность адаптироваться к изменению порядка в работе.
Отсутствие поддержки со стороны руководства.
Часто педагоги чувствуют утомление - состояние временного снижения работоспособности организма или его отдельных систем. О нервном и физическом напряжении могут свидетельствовать такие негативные состояния как:
невозможность сосредоточиться.
частые ошибки в работе.
чувство тревоги.
повышенная возбудимость.
утрата чувства юмора.
бессонница.
боли в различных частях организма.
Психоэмоциональное напряжение нередко приводит к синдрому хронической усталости, этому синдрому могут предшествовать ОРВИ и стрессы. Чаще всего синдром хронической усталости встречается у женщин в возрасте 30-35 лет. Неврологи характеризуют это состояние как ощущение чрезмерной продолжительности работы в сочетании с объективным утомлением. Проявляется в снижении работоспособности, в провалах памяти, в сонливости и т.д. Такое состояние может длиться до трех и более лет. Разновидностью синдрома является сезонное аффективное расстройство или зимняя депрессия, что проявляется в упадки настроения, увеличения массы тела,
Для того что бы предотвратить эти нежелательные явления, необходима постоянная профилактика негативного психического состояния. Поэтому основное внимание в разработке данного тренинга я постаралась уделить не столько инструментам или механизмам, помогающим быстро или мгновенно снять состояние напряжения или привести вас в позитивный настрой, сколько сконцентрировалась на техниках самопознания. Я полагаю, что прежде чем начать любые изменения в себе того, что нам не нравится и от чего мы страдаем, нам необходимо понять самих себя и окружающих нас людей.
Психическое напряжение – это состояние, вызванное экстремальными для личности факторами. Часто психическая напряженность сопровождается ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта. Такое состояние негативно воздействует на организм, вызывает деформацию личности педагога, ведет к профессиональным кризам.
Наиболее распространенными ситуациями, вызывающие состояние нервного и физического напряжения у педагога являются:
Конфликты с коллегами, родителями, администрацией.
Неорганизованность или неспособность правильно распределять время.
Перегруженность работой (своей и чужой).
Неспособность укладываться в сроки.
Неспособность адаптироваться к изменению порядка в работе.
Отсутствие поддержки со стороны руководства.
Часто педагоги чувствуют утомление - состояние временного снижения работоспособности организма или его отдельных систем. О нервном и физическом напряжении могут свидетельствовать такие негативные состояния как:
невозможность сосредоточиться.
частые ошибки в работе.
чувство тревоги.
повышенная возбудимость.
утрата чувства юмора.
бессонница.
боли в различных частях организма.
Психоэмоциональное напряжение нередко приводит к синдрому хронической усталости, этому синдрому могут предшествовать ОРВИ и стрессы. Чаще всего синдром хронической усталости встречается у женщин в возрасте 30-35 лет. Неврологи характеризуют это состояние как ощущение чрезмерной продолжительности работы в сочетании с объективным утомлением. Проявляется в снижении работоспособности, в провалах памяти, в сонливости и т.д. Такое состояние может длиться до трех и более лет. Разновидностью синдрома является сезонное аффективное расстройство или зимняя депрессия, что проявляется в упадки настроения, увеличения массы тела,
Для того что бы предотвратить эти нежелательные явления, необходима постоянная профилактика негативного психического состояния. Поэтому основное внимание в разработке данного тренинга я постаралась уделить не столько инструментам или механизмам, помогающим быстро или мгновенно снять состояние напряжения или привести вас в позитивный настрой, сколько сконцентрировалась на техниках самопознания. Я полагаю, что прежде чем начать любые изменения в себе того, что нам не нравится и от чего мы страдаем, нам необходимо понять самих себя и окружающих нас людей.
Диагностический блок.
3. Кокология - наука, занимающаяся изучением кокоро, что по-японски значит "ум" или "дух". Она включает в себя серию психологических игр, направленных на выявление эмоциональных и поведенческих особенностей человека.
Кокотест "Пустыня"
Вы в пустыне. Жарко. Вы идете куда-то. Идете, идете... И перед Вами возникает стена. Представьте ее во всех подробностях: какая эта стена - высокая или низкая? Крепостная стена с бойницами? Далеко ли она простирается? Что ты делаешь возле нее: хочешь повернуть назад или будешь искать пути преодоления? Снова пустыня. И вдруг перед Вами появляется лошадь. Как вы себя с ней ведете? Как она на вас реагирует? Представьте все очень четко!.. вы садитесь на лошадь и едите. И перед вами открывается новый вид - море. Представили? Что Вы делаете, когда видите его? Идете купаться или просто любуетесь?
Расшифровка кокотеста:
Стена. Образ карьеры. Какой вы ее видели, так вы себе и представляете свою карьеру. Высокая - значит, далеко хотите прыгнуть; низкая - вы не слишком амбициозны. Легко ли вы ее преодолели (перелезли, обошли, назад повернулись) - это ваш способ действия в карьерных делах. Если вы повернули назад или стали искать обходные пути, то, возможно, вы неправильно выбрали профессию. Если вы взбираетесь на стену по лесенке, значит, в работе рассчитываете на поддержку друзей.
Лошадь- это ваш темперамент. Да-да, вот такие вы в душе: чуть что - бьетесь копытом. Или "смирно стоите под стрелами врагов". Или ласково тычетесь мордой в плечо человека.
Море. Это любовь вообще - друзей, родных, мужчин, детей, коллег. Вы купались в ней? Или море не принимало Вас? Стоит задуматься.
Кокотест «Застигнутый дождем»
Не все в этой жизни можно предсказать. Всякого рода сюрпризы, непредвиденные случаи и катастрофы застигают нас врасплох, не давая ни единого шанса подготовиться к ним заранее. Любой сюрприз может стать стрессом.
Вы идете по улице, как вдруг неожиданно начинается дождь. Даже если вы побежите изо всех сил, вам все равно еще примерно пять минут до цели. Какой из следующих четырех вариантов действия вы бы выбрали?
1. "Я бы нашел навес или дерево и подождал бы под ним, пока дождь не прекратится".
2. "Я не знаю, как долго будет продолжаться этот дождь, поэтому я бы пошел как можно быстрее".
3. "Я бы посмотрел, нет ли поблизости кого-нибудь, кто пустил бы меня под свой зонт, или магазина, где можно было бы зонт купить".
4. "Я всегда ношу с собой в сумке складной зонт, так что я просто воспользовался бы им".
Расшифровка кокотеста:
Как вы отреагировали на неожиданный ливень? Ливень представляет собой непредвиденные и неконтролируемые силы, действующие в жизни. В частности, ваши ответы демонстрируют то, как вы склонны реагировать в конфликтной ситуации.
Кокотест "Пустыня"
Вы в пустыне. Жарко. Вы идете куда-то. Идете, идете... И перед Вами возникает стена. Представьте ее во всех подробностях: какая эта стена - высокая или низкая? Крепостная стена с бойницами? Далеко ли она простирается? Что ты делаешь возле нее: хочешь повернуть назад или будешь искать пути преодоления? Снова пустыня. И вдруг перед Вами появляется лошадь. Как вы себя с ней ведете? Как она на вас реагирует? Представьте все очень четко!.. вы садитесь на лошадь и едите. И перед вами открывается новый вид - море. Представили? Что Вы делаете, когда видите его? Идете купаться или просто любуетесь?
Расшифровка кокотеста:
Стена. Образ карьеры. Какой вы ее видели, так вы себе и представляете свою карьеру. Высокая - значит, далеко хотите прыгнуть; низкая - вы не слишком амбициозны. Легко ли вы ее преодолели (перелезли, обошли, назад повернулись) - это ваш способ действия в карьерных делах. Если вы повернули назад или стали искать обходные пути, то, возможно, вы неправильно выбрали профессию. Если вы взбираетесь на стену по лесенке, значит, в работе рассчитываете на поддержку друзей.
Лошадь- это ваш темперамент. Да-да, вот такие вы в душе: чуть что - бьетесь копытом. Или "смирно стоите под стрелами врагов". Или ласково тычетесь мордой в плечо человека.
Море. Это любовь вообще - друзей, родных, мужчин, детей, коллег. Вы купались в ней? Или море не принимало Вас? Стоит задуматься.
Кокотест «Застигнутый дождем»
Не все в этой жизни можно предсказать. Всякого рода сюрпризы, непредвиденные случаи и катастрофы застигают нас врасплох, не давая ни единого шанса подготовиться к ним заранее. Любой сюрприз может стать стрессом.
Вы идете по улице, как вдруг неожиданно начинается дождь. Даже если вы побежите изо всех сил, вам все равно еще примерно пять минут до цели. Какой из следующих четырех вариантов действия вы бы выбрали?
1. "Я бы нашел навес или дерево и подождал бы под ним, пока дождь не прекратится".
2. "Я не знаю, как долго будет продолжаться этот дождь, поэтому я бы пошел как можно быстрее".
3. "Я бы посмотрел, нет ли поблизости кого-нибудь, кто пустил бы меня под свой зонт, или магазина, где можно было бы зонт купить".
4. "Я всегда ношу с собой в сумке складной зонт, так что я просто воспользовался бы им".
Расшифровка кокотеста:
Как вы отреагировали на неожиданный ливень? Ливень представляет собой непредвиденные и неконтролируемые силы, действующие в жизни. В частности, ваши ответы демонстрируют то, как вы склонны реагировать в конфликтной ситуации.
1. "Я бы нашел навес или дерево и подождал бы под ним, пока дождь не прекратится".
Вы относитесь к тому типу, который предпочитает подождать, пока другая сторона не успокоится, прежде чем организовывать свою оборону. Вы предоставляете человеку кричать и бушевать до тех пор, пока у него не выйдет весь пар, а затем спокойно и объективно излагаете свою точку зрения. Некоторые сказали бы, что это разумный подход, другие же сказали бы, что это просто трусость.
2. "Я не знаю, как долго будет продолжаться этот дождь, поэтому я бы пошел как можно быстрее".
Вас интересует не столько конечный результат ссоры, сколько возможность открыто высказаться. Вы уверены в том, что вы правы, и нет никакого смысла спорить. Концепция компромисса не входит в число ваших тактик. Если противоположная сторона злится, вы злитесь еще больше. Если она начинает кричать, вы орете. Это не делает спор с вами таким уж веселым занятием, но по крайней мере всегда можно легко сказать, какую позицию вы занимаете по тому или иному вопросу.
3. "Я бы посмотрел, нет ли поблизости кого-нибудь, кто пустил бы меня под свой зонт, или магазина, где можно было бы зонт купить".
Вы не любите конфликты и конфронтации, поэтому стараетесь сгладить все и успокоить другого человека, как только ссора возникнет. К сожалению, иногда это только все ухудшает. Возможно, вам необходимо хотя бы раз занять твердую позицию и выдержать бурю.
4. "Я всегда ношу с собой в сумке складной зонт, так что я просто воспользовался бы им".
Вы полагаете, что у вас есть ответы на все возможные вопросы, оправдания на любой случай. Возможно, для вас спор - это всего лишь возможность отточить свое ораторское искусство, но другим вы кажетесь скользким, разочаровывающим и неискренним. Хотя у вас, вероятно, и этому есть убедительное объяснение.
Практический блок.
4. Упражнение «Мой образ»
Мы с вами живем в мире людей и в мире вещей. И много знаем о качествах вещей, например, что хрустальная ваза очень хрупкая, что шерсть мягкая и теплая и т.д. Мир людей требует не меньшего познания, поэтому, живя и вступая во взаимодействие с другими нам необходимо знать как свои особенности, так и качества других людей. Сейчас я раздам вам листки бумаги, где каждый из вас нарисует себя неким метафорическим образом. Это может быть что угодно – растение, животное, предмет мебели, пища, химический элемент и т.д. Это упражнение кажется очень простым, особенно для нашего с вами возраста, однако оно очень эффективно и информативно в первую очередь для нас самих. Мы с вами привыкли думать о себе в определенных категориях, ролях, т.е. рассуждать, рационализировать наши чувства. Рисование помогает обойти сформированные в процессе жизни механизмы защиты, рисунок метафорически выражает нашу сущность. Качество рисунка не имеет никакого значения, и ваши художественные способности также никто не будет подвергать критике, поэтому можете смело приступать. На выполнение задания у вас 10 минут.
Обсуждение: сейчас я попрошу вас положить свои рисунки и по очереди рассказать о том, кто изображен на этом рисунке от первого лица. Постарайтесь определить цель и смысл вашего изображения.
Мы с вами живем в мире людей и в мире вещей. И много знаем о качествах вещей, например, что хрустальная ваза очень хрупкая, что шерсть мягкая и теплая и т.д. Мир людей требует не меньшего познания, поэтому, живя и вступая во взаимодействие с другими нам необходимо знать как свои особенности, так и качества других людей. Сейчас я раздам вам листки бумаги, где каждый из вас нарисует себя неким метафорическим образом. Это может быть что угодно – растение, животное, предмет мебели, пища, химический элемент и т.д. Это упражнение кажется очень простым, особенно для нашего с вами возраста, однако оно очень эффективно и информативно в первую очередь для нас самих. Мы с вами привыкли думать о себе в определенных категориях, ролях, т.е. рассуждать, рационализировать наши чувства. Рисование помогает обойти сформированные в процессе жизни механизмы защиты, рисунок метафорически выражает нашу сущность. Качество рисунка не имеет никакого значения, и ваши художественные способности также никто не будет подвергать критике, поэтому можете смело приступать. На выполнение задания у вас 10 минут.
Обсуждение: сейчас я попрошу вас положить свои рисунки и по очереди рассказать о том, кто изображен на этом рисунке от первого лица. Постарайтесь определить цель и смысл вашего изображения.
Упражнение: «Создайте список – 20 бесплатных, легкодоступных вам радостей и желаний»
Теперь давайте их обсудим и можно даже пополнить собственный список.
Теперь давайте их обсудим и можно даже пополнить собственный список.
Упражнение «Схема времени». Цель: позволить участницам найти резервы времени для самосовершенствования. Инструкция: «На листе бумаги нарисованы часы. Представьте, что это время вашего обычного, традиционного дня. Обозначьте на этом круге сегментами время, которое вы уделяете разным делам. Какая доля вашего времени уходит на работу, на транспорт, на телевизор, телефонные разговоры, заботу о близких? (После паузы на рисование) Посмотрите на круг своего времени и решите какие сегменты доставляют вам самую большую радость в жизни, какие вы хотели бы сократить? Теперь возьмите список желаний? Из этого списка выберите те, которые зависят только от вас в настоящее время. (Пауза на выбор.) Теперь посмотрите еще раз на свой круг времени. Давайте обсудим результаты.
«В чем разница между делами срочными и делами важными?» Как вы распределяете время между ними? Сколько времени вы уделяете важным делам (важным для вас, для вашего благополучия, покоя, ваших достижений)? Сколько времени вы уделяете делам срочным, а сколько совсем бесполезным»?
«В чем разница между делами срочными и делами важными?» Как вы распределяете время между ними? Сколько времени вы уделяете важным делам (важным для вас, для вашего благополучия, покоя, ваших достижений)? Сколько времени вы уделяете делам срочным, а сколько совсем бесполезным»?
Упражнение «Вавилонская башня»
Ход упражнения: Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Участникам запрещено разговаривать о содержании своих заданий.
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения. Главная цель: сплочение коллектива.
Ход упражнения: Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Участникам запрещено разговаривать о содержании своих заданий.
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения. Главная цель: сплочение коллектива.
Упражнение «Какая Я?»
Опишите себя тремя качествами, которые как вы считаете наиболее характеризуют вас, это могут быть как и ваше хобби, увлечение, так и особенности вашей личности. Угадывание по качествам, кто это.
Опишите себя тремя качествами, которые как вы считаете наиболее характеризуют вас, это могут быть как и ваше хобби, увлечение, так и особенности вашей личности. Угадывание по качествам, кто это.
5. Подведение итогов практического блока. Рефлексия.
Раздаются памятки «Как бороться с психоэмоциональным напряжением».
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и закрепить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося тренинга.
Например: "Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я поставлю свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и воодушевления."
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать его.
Раздаются памятки «Как бороться с психоэмоциональным напряжением».
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и закрепить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося тренинга.
Например: "Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я поставлю свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и воодушевления."
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать его.
Обсуждение тренинга участниками. Предложения!