Развитие навыков самообслуживания – как показатель детской самостоятельности
Одними из важных задач является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. В рамках решения этой задачи с детьми раннего возраста основным направлением деятельности является формирование навыков самообслуживания; и развитие самостоятельности в освоении этих навыков. Культурно-гигиенические навыки ребенок начинает усваивать с раннего возраста под руководством родителей. И продолжает закреплять эти положительные привычки и навыки в дошкольных учреждениях под руководством воспитателя. Вместе с другими детьми он учится правильно мыть руки, опрятно есть, следить за порядком в одежде. У детей формируется самостоятельность и организованность, аккуратность и бережность, воспитывается вежливое и уважительное отношение к взрослым и сверстникам. А развитие этих качеств приводит к развитию личности дошкольника в целом.
Рекомендации педагогам по развитию у детей навыков самообслуживания во время режимных моментов.
Во время приёма детей
Во время приема детей следует обратить внимание на их внешний вид. Если воспитатель заметил неопрятность в одежде, то она предлагает ребенку привести себя в порядок, помогая ему. Рекомендуем приучать детей пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, вырабатывать привычку быть всегда чистым и опрятным.
Во время приема пищи
Воспитатель приучает детей садится за стол спокойно, необходимые замечания делает тихо, в доброжелательной форме. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка стола.
Перед приемом пищи дети тщательно моют руки с мылом.
Детей нужно приучать брать пищу понемногу, есть не торопясь пережевывая пищу. Воспитатель учит правильно держать столовые приборы
Так же приучают брать хлеб их хлебницы, дотрагиваться только до одного куска. Во время еды дети должны слегка наклонятся над тарелкой, жевать без шумно с закрытым ртом.
Ложку во время еды принято держать между большим и указательным пальцами правой руки, после окончания трапезы ее следует положить в тарелку.
Суп зачерпывайте с тарелки ложкой по направлению к себе, слегка наклоняя ее. Ручку ложки держите большим и указательным пальцами, опираться она при этом должна на средний палец.
Подготовка к прогулке
Воспитатель учит одеваться и раздеваться самостоятельно, в определенной последовательности.
Дети, у которых выработался правильный алгоритм одевания и раздевания,
аккуратны и одеваются быстро, с легкостью. Только в отдельных случаях нужно помочь застегнуть пуговицу, завязать шарф. Нужно формировать у детей вежливость и взаимопомощь. Для этого дети оказывают помощь друг другу, благодарят за оказанную услугу. Чтобы навыки формировались быстрее родители должны и дома предоставлять больше самостоятельности.
Подготовка ко сну
Процесс раздевания и одевания не должен занимать много времени. Называя предметы одежды и его частей, выполняя необходимые (поправь майку, повесь на стульчик шорты, поставь сандалики под стул, сложиносочки и т.д.) действия он расширяет словарь. Для крепкого и здорового сна нужно соблюдать режимные моменты. Дома у ребенка должна быть индивидуальная кровать, помещение перед сном проветривается. Перед сном нельзя рассказывать страшные сказки, играть в шумные подвижные игры, перегружать телевизионными передачами. Дети ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым.