Тема: «Ежик должен быть колючий?»
Цель: формирование навыков определения сходства и отличия, самобытности людей; воспитание терпимого отношения к другому, непохожему на всех.
Оборудование: мультфильм «Ежик должен быть колючим», большое картонное сердце, бумага для записей в виде сердечек, ручки или карандаши, клубочек шерстяных ниток.
Ход занятия:
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Меня зовут…
Теперь пусть встанут те, чье имя начинается на гласный звук... Теперь те, чье имя начинается на согласный звук.. Теперь те, в чьей фамилии есть звук «а» пусть возьмут себя за нос, а те, в чьей фамилии нет этого звука – за уши. Ну, вот и познакомились.
2. Разминка. Передавая клубочек назвать свое имя и любимое лакомство: «Меня зовут Катя, я люблю карамель».
3. Беседа.
- Все люди на земле похожи между собой, но в тоже время будет правильно сказать, что все люди разные. Вы согласны со мной? Давайте попробуем определить наши сходства и различия. Чем мы все похожи?… А в чем люди отличаются друг от друга?…
- Как вы считаете, можно ли по этим признакам определить: хороший человек или плохой?… Конечно нельзя! Вы совершенно правы.
4. Игра «Мы все особенные».
- Давайте поиграем в игру. Кто-либо из вас называет какую-то свою особенность. Встают те, кто имеет такую же особенность. Например: «У меня есть брат. Встаньте все, у кого есть братья»
- Вывод: все мы с вами чем-то похожи.
5. Просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючий».
- А сейчас я приглашаю вас посмотреть мультфильм, в котором все было совсем не так, как у нас с вами, а совсем наоборот…
6. Обсуждение мультфильма.
- Кто главные герои мультфильма?
- Кто из героев мультфильма понравился больше всех? Почему?
- Опишите ежика, который отличался от остальных.
- Как относились к нему родные?… Другие жители леса?… Почему?
- Кто был против кудряшек ежа?
- Как повели себя близкие после насмешек вороны?… Почему?
- Как вы относитесь к кудрявому ежику?
- Нужно ли было кудряшки ёжика превращать в колючки?
- Как вы думаете, какое чувство испытывал ежонок? Обидно ли ему было, как вы думаете?
- Как вы думаете, какими чертами характера он обладал? Почему вы так решили?
- Какой совет вы бы дали родителям и братьям этого ежика?
- Что случилось с вороной?
- Почему она побелела?
- Какой бы совет вы дали вороне?
- Что бы вы пожелали ежонку?
- Когда вам было смешно? Когда грустно?
- Сложно ли быть не таким, ка все?
- Стоит ли ежику стесняться и прятать свои кудряшки?
- Будут ли у ёжика друзья в школе?
- Чему учит нас этот мультфильм?
7. Подведение итогов «Наше доброе сердце»
- А как быть человеку, который отличается от других: например он чернокожий, или этот человек – инвалид, или у него какая-то редкая болезнь?…
- Как бы вы поступили, если бы узнали, что ваш знакомый заболел неизлечимой болезнью?... Чем бы вы могли помочь ему?...
- Что бы вы пожелали человеку, который не похож на остальных?...Я предлагаю написать ваши пожелания на этих сердечках и прикрепить к этому большому доброму сердцу...
8. Рефлексия.
- Что нового для себя вы узнали? Чему научились?
- Что больше всего понравилось?
Обсуждение мультфильма со взрослыми на родительском собрании класса интегрированного обучения
Можно обсудить часть предложенных для детей вопросов и дополнить:
· Какие эмоции вызвал у Вас мультфильм?
· Задумывались ли Вы ранее о проблеме отношения общества к особым людям?
· Согласны ли Вы с позицией родителей ёжика в начале мультфильма? вконце?
· Стоит ли прислушиваться к непрофессиональным советчикам типа вороны?
· Как могут ответить теперь родители ёжика на «советы» сороки (которая появилась в конце мультфильма)?
· В чём главная идея мультфильма?
· Чему научил кудрявый ёжик свою семью? ворону? Ваших детей? АВас?
Согласны ли Вы с тем, что дети с особенностями должны расти и развиваться вместе с обычными?