Основная цель деятельности ПКПП – это оказание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам и/или обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного и/или образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
Содержание занятий в ПКПП отвечает возрастным и индивидуальным особенностям, но не дублирует содержание учебных программ по учебным предметам, установленным типовыми планами учреждений образования.
Необходимые для осуществления продуктивного планирования коррекционной работы знания и умения свидетельствуют о специфике и сложности деятельности учителя-дефектолога, о необходимости серьезной подготовленности специалиста к этой работе.
Планирование - важнейший аспект деятельности учителя-дефектолога. Оно отражает понимание специалистом сути предстоящей деятельности, ее направленности и содержания.
Грамотно реализуемое, продуктивное, индивидуально ориентированное планирование можно рассматривать как один из факторов повышения качества коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога.
Планирование должно основываться:
- на принципе коррекционно-развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка, комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса,
- принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями,
- обеспечивать единство воспитательных, коррекционно-развивающих и обучающих задач образования воспитанников.
Планирование коррекционно-развивающей деятельности осуществляется на диагностической основе. Поэтому, план может быть составлен учителем-дефектологом только на основе выявления и тщательного изучения проблем учащихся.
В планах коррекционно-развивающей деятельности важен аспект не количества, а последовательности этой работы. В связи с этим, планы характеризуются гибкостью и не могут быть жестко регламентированными. Долгосрочное планирование осуществляется на учебную четверть или полугодие. Перспективный план отражает общие для группы и индивидуальные в отношении конкретных детей цели по развитию компенсаторных знаний и умений.
Таким образом, в плане видны проблемы в развитии детей, из-за которых они могут испытывать затруднения в учебной деятельности в течение этого года обучения.
Результаты диагностики позволяют учителю-дефектологу объективно судить об актуальных и потенциальных возможностях ребёнка с ОПФР, прогнозировать его дальнейшее развитие. Прогнозирование – специально организованная педагогическая деятельность, направленная на получение опережающей информации о перспективах развития ребёнка.
Основной формой организации работы учителя-дефектолога являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.
Основание разделения на группы может являться заключение ЦКРОиР (пример: группа 1- ОНР 3 ур.р. р. и группа 2- НВОНР).
Таким образом, перспективный план коррекционно- развивающей деятельности может быть представлен следующей сеткой:
Перспективный план работы
с группой № 1 воспитанников с ОНР 3 ур.р.р., неосложнённый вариант
Неделя дата |
Лексический словарь |
Коррекция грамматического строя речи Развитие связной речи |
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза |
Развитие артикуляторной моторики и дыхания |
Развитие общей и мелкой моторики |
Формирование звукопроизношения Слоговая структура слова |
СЕНТЯБРЬ |
Перспективный план работы
с группой № 2 воспитанников с НВОНР
Неделя дата |
Лексический словарь |
Коррекция грамматического строя речи |
Развитие связной речи |
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза |
Развитие артикуляторной моторики |
Формирование звукопроизношения
|
СЕНТЯБРЬ |
Разделение детей на подгруппы, это более углубленный процесс диагностики внутри каждой из групп. Так как, основными проблемными областями в развитии ребёнка, зачисленного на ПКПП, являются лексико-грамматические и фонетико- фонематические нарушения, то можно осуществить деление на четыре основных области коррекционно- педагогического воздействия:
1.Дети с преимущественным нарушением грамматической стороны речи,
2. Дети с преимущественным нарушением лексической стороны речи
3. Дети с преимущественным нарушением фонематического восприятия
4. Дети с преимущественным фонетическим нарушением речи
Перспективный план может быть представлен следующим шаблоном:
Перспективный план работы
с подгруппой № 1 воспитанников с ОНР 3 ур.р.р., неосложнённый вариант
с преимущественным нарушением грамматической стороны речи
Неделя дата |
Лексический словарь |
Коррекция грамматического строя речи |
Развитие связной речи |
Развитие артикуляторной моторики |
Формирование звукопроизношения
|
СЕНТЯБРЬ |
Перспективный план работы
с подгруппой № 2 воспитанников с ОНР 3 ур.р.р., неосложнённый вариант
с преимущественным нарушением лексической стороны речи
Неделя дата |
Лексический словарь |
Развитие лексической стороны речи (обогащение номинативного, предикативного, атрибутивного словарей) |
Формирование навыков фонематического восприятия и памяти |
Развитие артикуляторной моторики |
Формирование звукопроизношения Слоговая структура слова |
СЕНТЯБРЬ |
Перспективный план работы
с подгруппой № 3 воспитанников с НВОНР
с преимущественным нарушением фонематического восприятия
Неделя дата |
Лексический словарь |
Формирование навыков фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза |
Развитие артикуляторной моторики и дыхания |
Формирование звукопроизношения Слоговая структура слова |
Развитие просодической стороны речи |
СЕНТЯБРЬ |
Перспективный план работы
с подгруппой № 4 воспитанников с НВОНР
с преимущественным фонетическим нарушением речи
Неделя дата |
Лексический словарь |
Развитие связной речи |
Развитие артикуляторной моторики и дыхания |
Развитие общей и мелкой моторики |
Формирование звукопроизношения
|
СЕНТЯБРЬ |
Таким образом, видны основные направления коррекционно-педагогического воздействия внутри каждой из подгрупп, и направления, которые дополняют основную направленность коррекционной деятельности.
Качественное осуществление коррекционной работы способствует улучшению показателей способностей детей к обучению и, следовательно, повышению уровня их образования. В свою очередь, более высокие показатели учебных достижений, благодаря образцовой коррекционной работе создадут благоприятные условия для личностного становления учащихся, что будет способствовать их более успешной самореализации, а также социализации и интеграции в общество, что и является целью специального образования.