Ребёнок овладевает социально-бытовыми навыками и элементарными бытовыми умениями, наблюдая за поведением родных и других окружающих его людей в повседневной жизни, подражая им. Дети с РАС воспринимают мир иначе, чем другие люди, поэтому у них возникают сложности с освоением простых элементарных действий, производимых в быту.
Детям с РАС требуются специально организованные условия обучения и многократное, совместное со взрослым «проигрывание» повседневных социальных и бытовых ситуаций. Важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах. Приобретая определённые умения и навыки, детям с расстройствами аутистического спектра необходимо как можно чаще пользоваться ими для их сохранения.
Обучение ребенка с РАС усвоению социально-бытовых навыков следует начинать с полной физической помощи взрослого – «рука в руке».
Уровни помощи взрослого при формировании у ребенка с расстройством аутистического спектра социально-бытовых навыков:
∙ совместные действия взрослого и ребенка – «рука в руке», которые нужно сопровождать пошаговой инструкцией или комментарием действий;
∙ частичная помощь действием (заключительное действие ребенок выполняет самостоятельно);
∙ ребенок выполняет д ействие под контролем взрослого;
∙ ребенок выполняет действие самостоятельно, опираясь на пошаговую речевую инструкцию взрослого;
∙ребенок выполняет действие самостоятельно, по программе действий, выведенной на наглядный уровень (например, при надевании одежды – все предметы должны лежать в заданной последовательности или ребенку предлагают предметные схемы действий);
∙ ребенок выполняет действие в полном объёме самостоятельно.
Этапы формирования некоторых навыков с использованием помощи взрослого.
Умение пользоваться ложкой.
1.Встать за спиной ребёнка, вложить ложку в руку ребёнка, а другую руку положить сбоку от тарелки.
2.Держать руку ребёнка с ложкой своей рукой.
3.Зачерпнуть ложкой еду.
4.Поднести ложку до рта ребёнка и дать ему возможность съесть.
5.Опустить ложку в тарелку и дать ребёнку возможность проглотить пищу.
Умение пользоваться вилкой.
1. Встать за спиной ребенка, вложить вилку в руку ребенка.
2. Держать руку ребенка с вилкой своей рукой.
3. Наколоть кусочек пищи на острые зубчики вилки.
4.Поднести вилку с наколотым кусочком в рот ребенка и дать ему возможность есть пищу.
5. Опустить вилку в тарелку и дать ребенку возможность проглотить пищу.
Умение мыть руки.
1. Встать позади ребёнка и взять своими руками его руки.
2. Включить воду.
3. Подставить обе руки ребёнка под воду.
4. Взять мыло и подставить его под воду.
5. Намылить руки ребёнка.
6. Положить мыло на место.
7. Потереть тыльные стороны одной и другой ладони.
8. Подставить под воду обе руки и мыть их, потирая одна другую, пока не смоется вся пена.
9.Закрыть кран.
10. Взять полотенце и вытереть руки ребёнка.
Формирование и закрепление социально-бытовых навыков происходит постепенно, изо дня в день. При этом важно не количество затраченного времени на повторение определённого навыка, а регулярностью повторяющейся деятельности, то есть приобретение ребёнком практического выполнения данного навыка.
Важно, чтобы сформированный навык был функционально востребован.
Для успешного формирования и закрепления социально-бытовых навыков необходимо:
• соблюдать чёткий режим дня;
• рационально организовывать окружающую обстановку;
• осуществлять постоянное руководство взрослыми.