И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.

Задачи:

 - учить самостоятельно, умываться;

 - пользоваться душем;

 - чистить зубы;

 - формировать умения и навыки опрятности.

 

"Умываемся самостоятельно"

 При обучении самостоятельному умыванию внимание ребенка привлекается к достаточному количеству мыльной пены на руке после ее намыливания. Начинать можно с того, что, дав малышу в руку мочалку, попросить окунуть ее в воду, затем сказать: "Смой пену!" - и помочь ему в этом действии. Каждый раз при купании предлагают это задание, поддерживая своей рукой его руку с мочалкой, чтобы он не выронил ее. Если ребенок усвоил порядок движений, то можно снижать контроль за его рукой. Когда смыта вся мыльная пена, сказать: "Хорошо!" Затем малыша учат отжимать и вешать мочалку на место. Эти упражнения важны, так как они приучают доводить начатое до конца и являются видимым завершением всего действия. Кроме того, они укрепляют силу рук и показывают, что все действия завершены. Дети старшего возраста, помогая взрослому, могут мыть свою голову, шею, плечи, живот, нижнюю часть туловища, ноги. Взрослый создает такую обстановку, когда ребенок захочет самостоятельно купаться или принимать душ.

 "Пользуемся душем"

Прежде чем позволить ребенку самостоятельно пользоваться душем, необходимо ежедневно упражнять его в понимании и различении температуры воды, льющейся из синего и красного кранов. С помощью смесителя малыша учат регулировать температуру воды. Взрослый объясняет ему, что красный кран обозначает горячая вода, и открывает два крана так, чтобы бежала приятная теплая вода, держит руки ребенка в своих руках в струе воды и говорит: "Теплая вода, приятно теплая!" Добавив горячей воды, более горячей, чем нужно для душа, взрослый держит свои руки под струей и говорит: "О, горячая вода, слишком горячая!" Мимикой выражает свое неудовольствие, чтобы ребенок видел, что горячая вода взрослому не нравится. Привлекая внимание к синему крану, показывают, как им пользоваться. Затем учат малыша пользоваться синим краном, если вода очень горячая. В душевой показывают, как пользоваться душем и как проверить воду с помощью руки. Когда ребенок научится это делать, то ему разрешается определить, какая вода слишком горячая, приятно теплая или холодная. Взрослый перепроверяет температуру воды. В последующем малыш научится правильно определять температуру воды и самостоятельно принимать душ.

"Чистим зубы"

Чистить зубы ребенка учат в три-четыре года. Определенное время уходит на знакомство его со щеткой, зеркалом, зубной пастой. Затем малыш наблюдает, как взрослый чистит себе зубы, глядя на его отражение в зеркале. Если ребенок боится зеркала, то ему показывают действия чистки зубов во рту взрослого. Затем, выдавив немного пасты на палец, массируют дѐсны ребенка, чтобы сделать их менее восприимчивыми и приучить к вкусу зубной пасты. Взрослый дает ребенку подержать щетку, выдавливая на нее пасту, затем, встав за ним, медленно подносит щетку к его рту, спокойно и ободряюще говорит. Другой рукой открывает рот малыша и помогает ему медленно поводить щеткой вдоль зубов. Контроль взрослого за рукой ребенка постепенно сокращается. Сначала малыш проделывает одно или два движения. Далее период чистки зубов увеличивается. Если он попытается укусить зубную щетку, то необходимо опустить его голову слегка назад, чтобы подбородок принял нормальное положение.

 

Прежде чем начать работу по формированию у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью умения дифференцировать предметы личной гигиены и применять их по назначению обратитесь к диагностической карте и внесите в нее показатель, указывающий, на каком уровне сформировано то, или иное умение у ребенка.

Применение предметов личной гигиены по назначению.

Формируемое умение

Варианты выполнения действий

Месяцы года

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

расческа

1

1

1

2

3

3

4

 

 

 

 

 

полотенце

1

1

2

2

2

3

3

4

 

 

 

 

салфетка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

носовой платок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зубная щетка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

туалетная бумага

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

1. ребенок выполняет действие самостоятельно.

2. ребенок выполняет действие вместе с Вами.

3. ребенок выполняет действие по образцу, который Вы ему предъявили.

4. ребенок выполняет действие по инструкции, которую Вы ему предъявили.

 

Первое формируемое умение - умение узнавать предметы личной гигиены (расческа, полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, зубная паста, мыло).

Задачи коррекционной воспитательной работы:

- Учить ребенка называть (показывать) предметы личной гигиены.

 - Учить ребенка находить собственные предметы личной гигиены по определенному символическому знаку.

Методические рекомендации:

1. Четкое проговаривание в сопровождении показа одним из родителей названия предмета личной гигиены: "Это расческа,” "У меня расческа,” "Возьми расческу,” "Это расческа Кати,” " Дай мне Катину расческу” "Положи расческу на место” и т.д.

 2. Игровые упражнения: "Найди свою щетку,” "Сними свое полотенце,” "Открой (закрой) тюбик с зубной пастой” и т.д.

 3. Игровые упражнения (работа с натуральными предметами): "Найди салфетку (зубную щетку и т.д.) среди предметов.

4. Рисование предметов личной гигиены.

 5. Украшение рисунков предметов личной гигиены (нанесение точек пальчиком, палочкой, губкой и т.д.)

6. Игровые упражнения (работа с рисунками): "Покажи, где полотенце, зубная щетка.»

7. Практические ситуации: " Где полотенце Тани?” и т.д.

 

Второе формируемое умение - умение использовать предметы личной гигиены по назначению.

Задачи коррекционной воспитательной работы:

  - Учить ребенка правильно использовать предметы личной гигиены в ходе режимных моментов, которые проводятся в условиях семейного воспитания, и специально созданных игровых и практических ситуаций при активной помощи родителей и родственников.

  - Совершенствовать (развивать) у ребенка умение правильно дифференцировать предметы личной гигиены по назначению.

 Методические рекомендации:

1.Игровые и практические упражнения: 

причеши куклу Катю;  моем руки кукле Маше;  моем лицо кукле Даше.

 2.Игры с использованием носового платка: "У Кати насморк”, "Заболел зайчик”, "Мишка чихает” и т.д.

3.Игры с использованием полотенца: "Купаем куклу Катю”, "Подарим зайке полотенце”, "Мишка вымыл лапки”, "Вытираем руки (лицо)”.

 4.Игры с использованием расчески: "В парикмахерской”, "Утро Маши”, "Расчешем лошадку ( мишку, зайку)”, " Причешусь у зеркала”, "Тане делаем прическу” и т.д.

5.Игры с использованием салфетки: "На обеде у куклы Маши”, "У Тани завтрак”, "Зайка на ужине” и т.д.

6.Игры с использованием зубной щетки: "Почистим кукле зубки”, "Утро (вечер) куклы Даши”.

7. Игры с использованием мыла: "У зайки грязные лапки”, "Кукле Кате моем ручки (лицо) и т.д.

Не отчаивайтесь, если у ребенка не получается выполнение какое-то действия, работайте с ребенком поэтапно.

Научили взаимодействовать с предметом при совместных действиях, переходите ко второму этапу – демонстрируйте ребенку действие, а затем предлагайте выполнить самому. Следующий этап – учите ребенка выполнять действие по инструкции, инструкция на первых порах делится на части. Например. Покажи где у нас умывальник. Подойди (или помогите) к умывальнику. Покажи где мыло, возьми мыло, и т.д. Ежемесячно вносите в таблицу результат по формируемому умению как показано на примере.

Изменения в способах выполнения действий будут вселять в Вас уверенность в успехе. При выводе ребенка на самостоятельное действие не прекращайте работу в этом направлении. Основная особенность детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью - это потеря навыка без дополнительного практического подкрепления.

 

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас uodr
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.