Ребятам предлагается запоминать приметы и явления в природе по сезонам года и далее описывать предложенные картинки с изображением различных времен года. Рассказывать о поведении животных и занятости людей в соответствии с природными изменениями. А также можно разучивать стихотворения, отгадывать загадки соответствующие данному времени года.
По данным картинкам ребята очень легко запоминают времена года и их приметы, названия месяцев и дней недели.
Автор-составитель Шустова Т.Е.
Панно «Календарь природы» создано для систематического наблюдения за сезонными изменениями в природе, ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года, для знакомства с природными явлениями и изучения алгоритма одевания в соответствие с сезонами. В ходе работы с панно решаются задачи:
1.Формирование элементарных представлений о сезонных изменениях и явлениях в природе;
2.Формирование знаний о временных представлениях;
3.Изучение алгоритма одевания в соответствии с сезоном;
С его помощью дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений. Знакомятся с правилами поведения в природе и учатся бережному отношению к ней.
Дети наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года определяют текущее время года, месяц, день недели и число месяца; а также, с помощью приложения (папка-передвижка по временам года)
воспитанники усваивают как в процессе смены времен года меняется погода; что происходит в растительном и животном мире, в деятельности человека. Общение с «Календарем природы» развивает у детей зрительное и слуховое внимание и восприятие, наблюдательность и мышление, любознательность, словарный запас и связную речь, мелкую моторику рук.
Ведение «Календаря погоды» имеет большое значение для экологического воспитания детей. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Календарь можно заполнять с воспитанниками после прихода с прогулки. Это - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой дети учатся находить нужные обозначения чисел, дней недели, месяцев, времен года, умению использовать и понимать символы. На первом этапе это происходит вместе с воспитателем, затем из детей выбираются те, кто может самостоятельно расставить нужные названия и цифры.
Также «Календарь природы» можно использовать на специальных тематических занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, знакомством с лексическими темами (времена года, одежда людей, природные явления и др.)
Таким образом, можно выделить основную цель данного пособия: давать знания о сезонных изменениях в природе, и развивать умственную деятельность воспитанников, восприятие и мышление, наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
Варианты работы с панно:
1. Формирование элементарных представлений о сезонных изменениях и явлениях в природе.