Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности.
Подготовка к письму—очень важный вид занятий с леворуким ребёнком. Это особая система пошаговых занятий, где важно всё: как сидит ребёнок, как держит ручку, как лежит лист бумаги или тетради, как выполняются элементарные графические движения.
Терпеливо относитесь к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребёнка, помня о том, что письмо даётся ему гораздо труднее, чем другим детям.
При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания:
перед каждым заданием объясните ребёнку цель;
убедитесь, что ребёнок понял инструкции;
соблюдайте последовательность заданий, не торопитесь, не перешагивайте через ступенки;
не переходите к следующим заданиям, если не освоены предыдущие;
не забывайте, что дети лучше осваивают всё в игре;
продолжительность выполнения графических заданий не должна быть больше 10-15 минут;
поощряйте ребёнка за успех, не корите за неудачи и радуйтесь вместе с ним даже маленьким, но достижениям;
категорически противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо;
рекомендуется проговаривание при письме (для усиления контроля к звуко-буквенному анализу);
необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв (разрезное буквенное лото);
чтение должно быть медленным, целесообразно использование линейки-окошка, которая позволяет выделять читаемое слово.
При подготовке леворукого ребёнка к письму следует научить его:
1. Соблюдать правильную позу при рисовании и письме.
2. Правильно держать карандаш (ручку).
3. Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, при рисовании и письме.
4. Необходимо подробное объяснение и осознанное выполнение каждой буквы. В букварный период целесообразны прописи для леворуких.
5. Категорически противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо.
6. Рекомендуется синхронное проговаривание при письме (для укрепления контроля к звуко-буквенному анализу).
7. Необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв.
Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
Работа учителя с учащимися с особенностями психофизического развития на разных этапах урока
№ |
Этап урока |
|
1 |
При опросе |
-Создание атмосферы доброжелательности -Увеличивать время подготовки у доски, ставить наводящие вопросы, давать примерный план ответа. -Разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами -Предоставление примерного плана ответа -Поощрять малейшие успехи (похвала, подбадривание) -Анализировать и систематизировать ошибки учащихся, концентрировать внимание на их устранении. |
2 |
Изложение нового материала |
— Поддержание интереса к теме через использование различных методов объяснения -Частое обращение с вопросами для проверки степени понимания основных элементов излагаемого материала -Привлечение детей в качестве помощников -Привлечение к высказываниям, организация атмосферы диалога -Приучать детей задавать вопросы, если они испытывают затруднения в усвоении нового -Многократное повторение |
3 |
Самостоятельная работа на уроке |
-Делить сложные задания на этапы -Ссылки на аналогичные задания, необходимые формулы, правила -Планирование деятельности (составление плана самостоятельно или по образцу , работа по готовому плану) -Отмечать положительные моменты -Инструктирование об алгоритмах действий, использование карточек консультаций с планом действий -Обязательная проверка (в т.ч. самопроверка, взаимопроверка) -Стимулирование самостоятельных действий -Дифференцированные задания -Предупреждение о возможных затруднениях -Стимулировать постановку вопросов учителю при затруднениях |
4 |
Выполнение д/з |
— Подробно объяснять, как выполнять задания -Дифференциация объема и помощи -Проверка всех домашних заданий, регулярный опрос -Исключать перегрузку |
5 |
Стимулирование учебной деятельности (на всех этапах урока) |
-Поощрение -Создание ситуаций успеха( подбор заданий, адекватных способностям детей, ситуации личного выбора) -Эмоциональный комфорт, доброжелательность -Вера в способности любого ученика (оптимистический прогноз) |
1. Алгоритм написания анализа к годовому плану по вопросам специального образования (включает количественные и качественные показатели):
1 |
Формы организации специального образования в учреждении |
2 |
Охват детей (полный, неполный, причины неполного охвата) |
3 |
Кадровое обеспечение специального образования в учреждении |
4 |
Количество зачисленных и отчисленных в течение года детей (числовой и процентный показатель) в ПКПП (специальную группу) |
5 |
Причины отчисления детей (числовой и процентный показатель) из ПКПП |
6 |
Количество детей (числовой и процентный показатель), у которых наблюдается положительная динамика развития. По каким параметрам наблюдается динамика, по каким нет. Возможные причины отсутствия динамики. Пути устранения |
7 |
Количество детей (числовой и процентный показатель), у которых наблюдаются незначительные изменения в развитии. По каким причинам. Пути устранения |
8 |
Общий процентный показатель качества коррекционной работы в ПКПП (по информации ЦКРОиР, по собственным вычислениям) |
9 |
Аналогичная аналитическая информация по классам (группам) интегрированного обучения и воспитания (качество коррекционной работы, результативность, взаимодействие специалистов, родителей, причины недостаточного качества, пути решения проблем) |
10 |
Аналогичная аналитическая информация по специальным группам (качество коррекционной работы, результативность (%), взаимодействие специалистов, родителей, причины недостаточного качества, пути решения проблем) |
11 |
Пополнение кабинета учителя-дефектолога методическими наработками, предметно-развивающей и адаптивной образовательной средой, компьютером, развивающими программами и др. |
12 |
Самообразование учителя-дефектолога, работа со СМИ, общественностью и др. |
13 |
Присвоение учителю-дефектологу очередной квалификационной категории |
14 |
Участие учителя-дефектолога в районных методических объединениях и районных конкурсах, работа внутри учреждения образования |
15 |
Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями и педагогами на уровне учреждения образования в достижении результативности коррекционной работы по всем формам специального образования |
2. Ставить в годовых планах учреждения образования 1-2 задачи по специальному образованию на следующий учебный год, определяемые августовской конференцией по специальному образованию, а также вытекающие из собственных проблем учреждения образования.
3. Включать в годовые планы учреждений образования раздел «Специальное образование», который будет содержать следующие подразделы, либо каждый подраздел включать в соответствующий общий раздел учреждения образования:
1. |
Организация обучения учащихся в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания по специальным программам |
1.1. |
В 1 А классе — __ учащихся |
1.2. |
Во 2 Б классе — __ учащихся |
1.3. |
В 5 А классе — __ учащихся |
1.4. |
Мониторинг качества обучения |
1.5. |
Ресурсное обновление классов и кабинетов (перечислить), кадровый потенциал |
2. |
Организация работы пункта коррекционно-педагогической помощи |
2.1. |
Оказание коррекционно-педагогической помощи __ учащимся и (или) воспитанникам учреждения образования (наименование) |
2.2. |
Мониторинг качества коррекционно-педагогической помощи |
2.3. |
Ресурсное обновление кабинета коррекционно-педагогической помощи (перечислить), кадровый потенциал |
3. |
Организация обучения на дому ФИО учащегося __ класса по образовательной программе специального образования (наименование) |
3.1. |
Включение учащегося в досуговую деятельность школы (сроки) |
3.2. |
Проведение учебных и коррекционных занятий (наименование) в условиях учреждения образования (наименование) |
4. |
Организация работы специальных и интегрированных групп (количество детей, мониторинг качества обучения, ресурсное обеспечение, кадровый потенциал) |
5. |
Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся интегрированного обучения (воспитанников специальных групп) |
5.1. |
Плановые заседания СППС (или группы ППС) |
5.2. |
Посещения семьи |
5.3. |
Консультации для родителей |
5.4. |
Консультации для педагогов |
5.5. |
Посещение открытых уроков и занятий, в том числе и родителями |
6. |
Организация подвоза детей с особенностями (кол-во) |
7. |
Ведение банка данных о детях с особенностями психофизического развития |
7.1. |
Посещение плановых заседаний в ЦКРОиР |
7.2. |
Работа с карточками первичного учета, другой документацией |
7.3. |
Подготовка отчетов в ЦКРОиР |
8. |
Методическая работа с педагогами, работающими с детьми с особенностями психофизического развития |
8.1. |
Заседания методического объединения для учителей-дефектологов (при наличии 3 чел.) |
Тема 1 заседания |
|
Тема 2 заседания |
|
Тема 3 заседания |
|
8.2. |
Заседания методического объединения для педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития |
Тема 1 заседания |
|
Тема 2 заседания |
|
Тема 3 заседания |
|
8.3. |
Самообразование педагогов, работающих с детьми с особенностями (план, выступления на совещаниях, педсоветах, методических объединениях) |
Тема учителя-дефектолога |
|
Тема педагога-психолога |
|
Тема учителя интегрированного обучения |
|
Темы учителей-предметников |
|
Темы воспитателей |
|
8.4. |
Открытые учебные и коррекционные занятия (перечислить) |
8.5. |
Аттестация учителей-дефектологов, курсовая переподготовка, повышение квалификации |
8.6. |
Участие учителей-дефектологов в конкурсах (перечислить с указанием результатов) |
8.7. |
Другие виды методической работы (перечислить) |
9. |
Рассмотрение вопросов специального образования |
9.1. |
На совещании при директоре (дата, вопрос) |
9.2. |
На педсовете (дата, вопрос) |
9.3. |
На других совещаниях (дата, вопрос) |
9.4. |
На методических объединениях(дата, тема) |
10. |
Внутришкольный (внутрисадовый) контроль |
10.1. |
Качество ведения документации учителями-дефектологами |
10.2. |
Качество проведения коррекционных и учебных занятий в классах(группах) интегрированного обучения и воспитания, специальных группах учителями-дефектологами |
10.3. |
Качество проведения учебных занятий в классах интегрированного обучения и воспитания учителями-предметниками |
10.4. |
Качество планирования коррекционной работы учителем-дефектологом в соответствии с уровнем развития ребенка (по заключению ЦКРОиР) |
10.5. |
Качество работы учителя-дефектолога в ПКПП |
10.6. |
Качество индивидуального и дифференцированного подхода к детям с особенностями в классах интегрированного обучения (группах продленного дня, специальных группах) |
10.7. |
Качество психолого-педагогического сопровождения в учреждении |
10.8. |
Качество работы с детьми с особенностями педагогом-психологом, педагогом социальным |
10.9. |
Качество самообразования всех педагогов, работающих с детьми с особенностями развития |
10.10 |
Межличностные отношения в классе (группе) интегрированного обучения и воспитания (наблюдение, социометрия), специальной группе |
10.11 |
Качество коррекционной работы за полугодие, год (по картам мониторинга, по наблюдению за детьми, по посещению занятий) |
10.12 |
Качества взаимодействия (преемственности в работе) учителя-дефектолога, воспитателя, родителей в специальной группе (ПКПП) и учителя в классе интегрированного обучения и воспитания |
10.13 |
Другие темы контроля |
11. |
Патронат выпускников |
11.1. |
Ведение документации по патронату |
11.2. |
Сбор сведений о выпускнике |
11.3. |
Посещение выпускника |
11.4. |
Включение выпускника в деятельность школы (перечислить) |
11.5. |
Помощь в трудоустройстве (конкретные мероприятия) |
11.6. |
Другие виды помощи |
Директор ГУО «Добрушский районный ЦКРОиР» Т.М. Курильчик
Технологическая карта занятия по трудовому обучению
Учитель ______________________________________________________
Раздел учебной программы _____________________________________
Класс _____
Тема: ________________________________________________________
Количество часов: 2.
Тип занятия: практическое повторение
Задачи: 1. Закреплять знания о назначении … (указывается конкретное изделие или работа), правилах безопасности труда и санитарно-гигиенических требованиях при выполнении … (указываются конкретные технологические операции или практические работы).
2. Закреплять умения ориентироваться в … (указывается выполняемое на занятии практическое задание), планировать и контролировать его выполнение.
3. Совершенствовать навыки выполнения … (указываются конкретные технологические операции, приемы их выполнения или практические работы) при соблюдении требований к качеству работы.
4. Воспитывать ответственность за качество выполнения трудового задания (могут быть определены другие коррекционно-воспитательные задачи).
Место проведения занятия: _____________________________________
Оборудование: ________________________________________________
__________________________________________________________________
Этапы занятия и время на ихпроведение |
Задачиэтапов |
Сотрудничествоучителя и учащихся (содержание этапа) |
Дифференцированныйи индивидуальный подход |
Организация учащихся (1–2 мин.) |
|||
Постановка задач урока (до 5 мин.) |
|||
Закрепление ориентировки в задании и плана работы (5–7 мин.) |
|||
Закрепление правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований (3–4 мин.) |
|||
Практическая работа* |
|||
Оценка качества выполненных работ (3–5 мин.) |
|||
Устные отчеты о выполненной работе (3–5 мин.) |
|||
Подведение итогов. Оценочная рефлексия (3–5 мин.) |
* Время на этап практической работы указано с учетом того, что она не является непрерывной и может включать, в частности, комплексы упражнений гимнастики для глаз
Календарно-тематический план коррекционных занятий с учащимся Лось Дмитрием
(5класс, программа вспомогательной школы классов I отделения)
с 11.01.16 по 16.01.16
№ п/п |
Дата |
Задачи |
Тема |
1 |
— развивать личностные компоненты познавательной деятельности; — развивать познавательную активность; — формировать навыки самостоятельно выполнять задания |
Развитие познавательной активности на математическом материале |
|
2 |
-автоматизировать последовательность дней недели; — уточнить понятие об основных единицах времени — развивать умение использовать понятия «раньше», «позже», «завтра», «послезавтра», «между», «вчера», «позавчера», «перед», «после»; — закрепить понятие «рифма», развивать смысловую память, умение устанавливать закономерности |
Временные последовательности |
|
3 |
-развивать умение ориентироваться в пространстве листа; -развивать логическую память (установление ассоциативных связей); -развивать тонкокоординированных движений; -формировать элементы самоконтроля. |
Бусы |