И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.
             Качество услуг.бел Государственное учреждение образования "Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации" оценить
качество
наших услуг

Индивидуальная карта

психолого-педагогического сопровождения

Ф.И. (ребенка)____________________________________

Воспитатель группы:

ФИО________________

Учитель-дефектолог:

ФИО________________

I. Психолого-педагогическая характеристика ребенка

(описание индивидуальных психических особенностей ребенка, вида и характера выявленных нарушений, сильных сторон личности ребенка, сохранных механизмов психики)

1.Воспитатель группы:

2.Учитель-дефектолог:

3.Педагог-психолог:

II. Социальный статус семьи (социально-педагогическая характеристика семьи: тип семьи, материально-экономическое положение, стиль воспитания ребенка в семье, характеристика взаимоотношений ребенка с родителями, отношение родителей к проблемам ребенка, сфера свободного общения ребенка)

III. Положительные качества ребенка, на которые можно опираться в работе (заполняется со слов родителя)

IV. Первичное заключение группы сопровождения:

1) Формулирование проблемы, выявленной у ребенка.

2) Рекомендации специалистов группы сопровождения:

V. Индивидуальная комплексная программа сопровождения ребенка:

№ п\п

Специалисты группы сопровождения

Цель сопровождения

Содержание работы по направлениям сопровождения

Сроки выполнения

Результативность работы

Примечание

1

Администрация учреждения

         

2

Воспитатель

         

3

Учитель — дефектолог

         

4

Педагог — психолог

         

5

Педагог социальный

         

6

Родители

         

7

Другие специалисты

         

VI. Плановое(ые) заседание(я) группы сопровождения: (оценка динамики и результатов обучения, воспитания, развития и коррекции, обсуждение дальнейшей тактики сопровождения, внесение изменений в индивидуальную комплексную программу сопровождения ребенка и др.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Заключительное заседание группы сопровождения: (внесение изменений в программу обучения, воспитания, внесение предложений по проектированию программы перехода на следующую ступень развития, разработка комплексных рекомендаций по переводу и адаптации ребенка к новым условиям)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственное учреждение образования «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Особенности организации и варианты календарно-тематического планирования учителя-предметника в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

Интегрированному обучению в Добрушском районе отводится значительное место в системе специального обучения. Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития по-прежнему является актуальным в современных условиях развития учреждений общего среднего образования. В районе работает ПДС учителей-дефектологов и учителей-предметников интегрированного обучения, осуществляющих образование и психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития, с целью совершенствования работы всех участников образовательной интеграции в школе. Данная форма работы позволила несколько активизировать методическую работу в учреждениях образования, создать внутришкольные методические объединения для всех педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, включить вопросы психолого-педагогического сопровождения данной категории детей в школьные методические объединения, педагогические советы, совещания, семинары-практикумы, работу с родителями и др.

Учителя-предметники, работающие на второй ступени, начинают осваивать методы и приемы специального обучения детей с ОПФР в структуре класса. Однако, наибольшую трудность при планировании учителя испытывают по программе 1 отделения вспомогательной школы, так как программы и учебники имеют значительные отличия от учебников общеобразовательной школы. Если рассматривать программы в том размере, как они представлены, то темы естественно не совпадают. Это одна из трудностей учителей-предметников. Встает вопрос: «Каким образом спланировать работу, соединив две программы? Как построить урок с учетом двух стандартов?»

Предлагаем несколько вариантов календарно-тематического планирования предметов.

I вариант.

Учитель-предметник в примечании к календарно-тематическому планированию по предмету общеобразовательной школы фиксирует темы программы вспомогательной школы. Темы планируются в том порядке, как представлены в программе, но в сокращении, учитывается разница в часах общей и специальной школы.

урока

Количество

часов

Дата

Тема урока программы общеобразовательной школы

Примечание

         

Примечание.

В данном варианте обучение строится по типу совмещения двух программ в одном уроке. В условиях образовательной интеграции дети общего класса изучают один материал, а ребенок с ОПФР изучает другой материал.

Учитель-предметник ведет дополнительно тетрадь учета несовпадающих тем. Отметка выставляет в общий журнал.

II вариант.

Учитель-предметник составляет приложение к календарно-тематическому планированию общеобразовательной школы по следующей схеме:

Приложение к календарно-тематическому планированию

По -------------------7 класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания

учителя на 20../.. учебный год

урока

Количество

часов

Дата

Тема урока программы общеобразовательной школы

Содержание индивидуальной работы по программе вспомогательной школы

         

Примечание.

Учитель-предметник знакомится с программой обучения ребенка, изучает специальные учебники вспомогательной школы, консультируется с учителем-дефектологом по вопросам обучения ребенка в структуре общего класса.

Учитель-предметник совместно с учителем-дефектологом определяет варианты включения ребенка в структуру урока по теме общеобразовательной школы, т.е. определяет содержание коррекционной работы в соответствии с учебными возможностями ученика. В данном варианте программный материал общей школы адаптируется под ученика, включенного в образовательную интеграцию. Учитель-предметник интегрированного класса имеет возможность трансформировать содержание программы вспомогательной школы, т.е. темы можно перебрасывать в разрезе классов, переставлять, подбирать темы близкие к теме общеобразовательной школы.

В разделе «Содержание индивидуальной работы по программе вспомогательной школы» включены направления коррекционной работы в соответствии с темой урока общеобразовательной школы:

· упрощенные вопросы;

· сокращение изучаемого материала;

· пересказ содержания по плану, с помощью опорных слов, схем;

· ’использование учебников вспомогательной школы;

· включение в коллективную и групповую деятельность.

В данном варианте ученик вспомогательной школы включен в общую структуру урока на основе его потенциальных возможностей с учетом требований программы вспомогательной школы. Дополнительный журнал (тетрадь) учета тем учитель-предметник не ведет.

III вариант.

Учитель-предметник составляет единое календарно-тематическое планирование с учетом двух образовательных программ по следующей форме.

Календарно-тематическое планирование по предмету............................

(интегрированный курс обучения)

Учителя......... ГУО «______________» Ф.И.О. ____________________

На .......... учебный год.

урока

Количество

часов

Дата

Тема раздела, урока программы общеобразовательной школы

Тема раздела, урока программы 1 отделения вспомогательной школы

         

Примечание.

В данном варианте учитель-предметник разрабатывает вариант календарно-тематического планирования на основе двух программ. Изучает программное содержание вспомогательной школы, в варианте не совпадения часов, сокращает материал, определяет более близкие темы вспомогательной школы к основной теме общеобразовательной школы. Включает в календарно-тематическое планирование две темы.

Урок строится по двум программам. Используются два учебника. Темы вспомогательной школы фиксируются в специальном журнале (тетради). Отметки выставляются в общий журнал.

4-ый вариант.

Учитель-предметник составляет единое календарно-тематическое планирование с учетом двух образовательных программ по следующей форме.

урокаДата

Тема раздела, урока программы общеобразовательной школы

Тема раздела, урока программы 1 отделения вспомогательной школы

Количество

часов

Направления коррекционной работы

 

1

География как наука. Значение географии. Оболочка Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.

География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Времена года.

1

Выяснение запаса первоначальных представлений и знаний, сформированных у учащихся в начальной школе.

Активизация словарного запаса путем введения в речь новых понятий (знакомство со значение слова «география»). Определение значения отдельных слов по толковому словарю (по заданию учителя) с последующим внесением информационного материала в специальный «Географический словарь».

Примечание.

Учитель-предметник вместе с учителем-дефектологом моделирует календарно-тематическое планирование интегрированного курса географии. Учителем-предметником программное содержание вспомогательной школы адаптирует под программу общеобразовательной школы. Темы программы вспомогательной школы подбираются таким образом, чтобы они были близки по содержанию к темам общеобразовательной школы, определяются коррекционные направления работы на уроках географии.

На уроках географии в общем классе вводятся особые формы коррекционной работы:

· активизация словарного запаса путем введения в речь новых географических понятий;

· формирование умения отвечать на поставленные вопросы по содержанию с помощью опорных слов выделенных в тексте;

· формирование практической деятельности путем включения в коллективные формы работы;

· развитие наблюдательности, умения работать по образцу одноклассников;

· развитие умения удерживать программу выполнения задания с помощью специальных информационных памяток;

· формирование умения вычерчивать простейшие схемы и таблицы, схематические зарисовки изучаемых объектов по образцу, речевой инструкции учителя, с помощью одноклассников;

· формировать умение работать с географическими картами;

· формировать умение заполнять контурной картой путем перенося данных с географической;

· совершенствовать умение под руководством учителя находить в тексте ответы на поставленный вопрос, производить запись краткого ответа, зачитывать ответ на поставленный вопрос перед одноклассниками;

· формировать умение готовить краткое информационное сообщение.

Все эти и другие направления работы на уроках в общем классе находят отражение в разделе календарно-тематического планирования «Направления коррекционной работы».

Темы программного содержания вспомогательной школы, не вошедшие в календарно-тематическое планирование учителя-предметника, включаются в календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога. В результате совместной деятельности учителя-предметника и учителя-дефектолога выполняется учебная программа по предмету вспомогательной школы в условиях образовательной интеграции.

Многих вопросов в планировании и образовании учащихся предметам география, биология, история учащихся на 2 ступени обучения по программе 1 отделения вспомогательной школы в условиях образовательной интеграции можно было бы избежать при единой последовательности прохождения программного материала с программами общеобразовательной школы.

по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся
по программам I отделения вспомогательной школы

Время

Мероприятия

Кто ответственный

1

В течение года

Выполняются изделия. Накапливаются и предъявляются на экзамене

Учитель труда

2

Второе полугодие

Ознакомление с вопросами и заданиями к выпускному экзамену

Учитель труда

3

Второе полугодие

Перечень вопросов размещен на отдельном стенде

Руководитель учреждения, учитель труда

4

Со 2-го полугодия текущего учебного года.

Подготовка материалов, инструментов, деталей, заготовок, необходимых для выполнения практической экзаменационной работы

Учитель труда

5

Январь-февраль

Разработка экзаменационных материалов (из 2-х теоретических вопросов и практической работы), обсуждение экзаменационных материалов на методическом объединении учителей трудового обучения с составлением протокола

Заместитель директора, учителя труда

6

До 1 марта текущего учебного года.

Утверждение экзаменационных билетов руководителем учреждения образования и их хранение у директора школы не менее чем за 3 месяца до проведения экзамена —

Руководитель

7

Не позднее чем за 15 дней до начала экзамена:

Освобождение учащихся от выпускного экзамена осуществляется на основании приказа начальника отдела образования при предъявлении

— копии решения педсовета учреждения образования о предоставлении к освобождению учащихся от выпускного экзамена,

— заявления на имя руководителя учреждения образования,

— заключения врачебно-консультативной комиссии.

Законный представитель, руководитель

8

Не позднее чем за 2 недели до начала экзамена

Утверждение экзаменационной комиссии

Председателем экзаменационной комиссии не может быть учитель трудового обучения, который обучал выпускника

Администрация

9

Не позднее чем за две недели до начала экзамена

Ознакомление педагогов, учащихся и их законных представителей с датой проведения экзамена, составом экзаменационной комиссии

Администрация

10

Экзамен

Дата проведения выпускного экзамена по трудовому обучению вносится в расписание выпускных экзаменов по учреждению.

Администрация

11

Экзамен

Организация экзамена:

· выполнение практической работы (от 1,5 до 2,5 часов), соответствующей программным требованиям.

· перерыв.

· подготовка к устному экзамену (не более 30 минут).

· устный ответ (разрешается использование своих конспектов, таблиц и др.)

Администрация

12

Оценивание результатов ответов осуществляется на основе отметок в баллах по 10-ти балльной шкале. Отметка выставляется за практическую работу и устный ответ. Решающее значение имеет отметка за практическую экзаменационную работу.

 

13

Оформление протокола проведения экзамена, подпись членами комиссии.

 

14

Хранение протокола в учреждении образования — 5 лет

 

15

Хранение изделия, выполненного учащимися в ходе практической экзаменационной работы — 1 год.

 

16

Выставление итоговой отметки с учётом годовой и экзаменационной отметок в свидетельство о специальном образовании, наличие книги выдачи свидетельств о специальном образовании.

 

 

Разработчик: В.В. Гладкая

Схема анализа (самоанализа) урока с позиции реализации

принципа коррекционной направленности процесса обучения

1. Анализ коррекционно-развивающих задач урока:

— оценка формулировок задач (с позиций направленности на ребенка (1), конкретности (2) и конструктивности (3));

— степень реализации поставленных задач.

2. Как педагог учитывал недостатки развития детей при организации их деятельности на уроке, какие условия создавал:

— для успешного восприятия и осмысления нового материала;

— для запоминания материала урока;

— для обобщения изученного материала по теме (разделу).

3. Коррекции недостатков развития каких психических функций уделял внимание педагог на данном уроке? Какие специальные методы, приемы использовал педагог:

— для стимуляции познавательной активности учащихся;

— для формирования общеучебных интеллектуальных умений (умений ориентировки в задании, планирования деятельности, самоконтроля);

— для коррекции нарушений развития восприятия учащихся;

— для коррекции нарушений развития мышления учащихся;

— для коррекции нарушений развития памяти учащихся;

— для стимуляции речевой активности детей, коррекции недостатков их речевого развития;

— др.

4. Как педагог учитывал индивидуальные особенности и затруднения учащихся в процессе урока?

5. Насколько активно педагог использовал двигательные методы в процессе урока?

6. Способствовал ли педагог созданию положительного фона деятельности детей на уроке и каким образом?

7. Выводы. Пожелания, рекомендации («Хочу Вам (себе) пожелать...»).

с учащимся Петровым Иваном
(5класс, программа вспомогательной школы классов I отделения)
на 3 четверть  2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

СОДЕРЖАНИЕ
коррекционной работы по преодолению отклонений, приемы и средства коррекционной помощи

 

Направления коррекционной работы

Цели и задачи коррекционной работы по данному направлению

 

Формирование учебной деятельности.

 развивать умение ориентироваться в задании, предложенном:

— в наглядной форме;

— в устной словесной форме;

 формировать умение планировать свою деятельность при выполнении задания;

 формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности:

— на этапе принятия задания;

— на этапе выполнения задания;

— на этапе завершения задания;

 
 

Развитие пространственной ориентировки

 развивать умение ориентироваться на плоскости листа бумаги;

 формировать представления о пространственных отношениях обьектов и их взаимном расположении в трёхмерном и двухмерном пространстве;

 формировать понятия, характеризующие пространственный анализ взаиморасположения обьектов при заданном направлении:

— до, после; перед, за;

— первый, последний, ближе всего, дальше всего от, предпоследний, следующий за, предыдущий;

 формировать временные представления:

— последовательность времени суток,

— последовательность времён года,

— последовательность дней недели,

— последовательность месяцев в году,

 формировать умение ориентироваться во времени.

 

Развитие зрительного анализа и синтеза

 развивать умение узнавать объекты по описанию;

 развивать умение скла­дывать изображение из деталей;

 развивать умение группи­ровать предметы по двум (трем) внешним признакам одно­временно.

 

Развитие языкового анализа и синтеза

 Развивать языковой анализ и синтез на уровне предложения:

— развивать умение выделять слова из предложения;

— умения определять количество, последовательность и место слов в пред­ложении;

— умение составлять предложение из заданных слов, с опре­деленным количеством слов.

 Развивать языковой анализ и синтез на уровне текста:

— умение выделять предложения из текста;

 

Развитие речи (произношения, связной речи)

 Развивать активный словарь, словообразование:

— развивать умение называть окружающие предметы, их части;

— развивать умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-; -чик-; -очк-; -ечк-;

— развивать умение образовывать множественное число существительных;

— развивать умение называть признаки предметов (слова, обозначающие цвет, величину, форму, вкусовые качества, качества поверхности и др.); 

— развивать умение согласовывать существительные с числительными

— развивать умение составлять простые предложение на основе двух (трех, четырех) слов по схеме;

 Развивать диалогическую речь:

— развивать умения от­вечать на вопросы собеседника;

— развивать умение задавать вопросы;

 Развивать монологическую речь:

— развивать умение составлять рассказ по серии сю­жетных картинок;

— развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке;

 

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu ban child Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас banner pro 3 variant zhirnyy shrift
uodr Правовой форум Беларуси  rcpp    
 
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.