И днем, и ночью, каждую минуту
О детских судьбах вечная забота.
Частичку сердца отдавать кому-то,
Такая вот у нас работа.

Тема: Эффективные приемы общения

Цель: знакомство с приемами общения.

Задачи: - расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения;

- развитие базовых коммуникативных умений.

 

1.  Ритуал приветствия

2.  Испорченный телефон

Дети встают в цепочку.

Психолог встает в конце цепочки. Таким образом, все дети повер­нуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом стоящему впереди подростку. Затем он жестами показы­вает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейболь­ный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает пред­мет, второй передает третьему, третий — четвертому и т. д. Последний участник показывает предмет.

Условия: все делается молча, используются только жесты, можно лишь попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет их по плечу.

 

3.         Какой я в общении?

—        Слово «диагноз» скорее медицинское, чем психологическое, но
для нас оно будет означать возможность узнать о себе что-то новое.
Для более продуктивной работы во время занятия вам необходимо в
самом начале получить исходную информацию об уровне вашей ком-­
муникабельности, общительности.

Мы это сделаем с помощью небольшого теста «Какой я в обще­нии?»

Поэтому внимательно прочтите предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «да и нет», «нет». Выбирайте один из вариантов ответа, особенно не думайте над каждым вопросом. Еще раз обращаю ваше внимание на необходимость отвечать откровенно, так как это нужно прежде всего вам. А теперь сами вопросы.

1.    Много ли у тебя друзей?

2.    Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?

3.    Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснительность в обще­нии с людьми?

4.    Бывает ли тебе скучно наедине с самим собой?

5.    Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?

6.    Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?

7.    Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?

8.    Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с дру­гом?

9.    Можешь ли удержаться от резких замечаний при общении с близ­кими людьми?

10.   Способен ли пойти в общении на компромисс? И.   Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зре­ния?

12.  Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?

13.  Если узнал о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?

Спасибо за искренность и откровенность!

Обработка результатов.

За каждый положительный ответ, т. е. «да», поставьте себе 3 очка. За каждый ответ «да и нет» — 2 очка. За каждый отрицательный ответ «нет» — 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.

Интерпретация   результатов

От 30 до 39 очков. Ты человек общительный, испытывающий боль­шое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнако­мыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты «душа обще­ства», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей, иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их ре­акцией, старайся не стать навязчивым.

От 20 до 29 очков. Ты в меру общительный человек, но в общении
испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знако­
мыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре быва­
ешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним,
внимательным, доброжелательным по отношению к своим собесед­
никам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверен­
ность в себе.
                                                            1

До 20 очков. Ты человек стеснительный, замкнутый, в кругу знако­мых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, по­нять, простить. Но, если тебе хочется свободно высказывать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, ак­тивно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались не­уместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки об­щения. Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям, способностям.

 

4. Умение вести разговор — это талант

— Если хочешь заинтересовать другого человека разговором, ста­райся расположить его к себе с первой же минуты, с первых же слов. Непременное условие взаимопонимания в общении — участливое, доброе отношение к собеседнику. Мне кажется, что добрый чело­век — это такой человек, который обладает воображением и понима­ет, каково другому, умеет почувствовать, что чувствует другой. Заду­майся, а умеешь ли ты разговаривать с людьми, например в компании друзей, знакомых?

Сейчас многие этого не умеют. Наверное, ты можешь припом­нить такую ситуацию: пришли в гости к знакомым или собрались где-то компанией, думали дружески поговорить, обсудить самые раз­нообразные, интересные всем проблемы. А разговор не получился. Почему?

Все говорят одновременно (и ты тоже!), шумно, с увлечением, каж­дый — о своем, и друг друга не слушают. И в результате — никакого удовольствия от встречи. А это так обидно. Воспитанный человек умеет разговаривать в компании, он уважает собеседника или собе­седников, а поэтому с интересом выслушивает их, не торопится с соб­ственными высказываниями.

К. Морли остроумно заметил, что «существует только один спо­соб стать хорошим собеседником — уметь слушать». И еще, обрати внимание на то, что беседу, разговор оживляет не столько ум, сколько взаимное доверие. Это доверие означает уверенность в себе и своем собеседнике, в мотивах своих и его поступков, благожелательное от­ношение друг к другу и окружающим. Доверие основано на искрен­ности собеседника. Никакое общение, сотрудничество не может ос­новываться на недоверии и подозрительности. Развивай у себя чувст­во доверия к людям. Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется, огорчается, расстраива­ется, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика («Так уж и ничего он с это­го не имеет?!»), карьериста («Что это он так старается, ему что, боль­ше всех надо?!»), любую удачу другого человека объясняет тем, что «кто-то его толкает, кто-то за ним стоит», или тем, что тот использо­вал недозволенные средства — хитрость, лесть, обман; и его очень трудно убедить в порядочности этого человека. Среди твоих знако­мых тоже, наверное, есть и плохие, и хорошие люди. А ты?

Вероятно, тебе, как и каждому, есть над чем задуматься. Ты дол­жен научиться культурно спорить. При этом помни, что в споре мо­жет родиться истина и он имеет какой-то смысл только в том случае, если идет обсуждение того или иного факта, явления, ситуации, если выслушиваются аргументы «за» и «против», сопоставляются мнения. Самое трудное в споре — иметь четкое представление о своей точке зрения. О позиции, которую ты защищаешь. Быть может, и с тобой так бывало, когда ты просто навязывал свое мнение, делал это упор­но, не заботясь о доказательствах, не слушая возражений и, главное, не интересуясь ими. А ты никогда не воспринимал возражения как личную обиду?

Тут уж забывается предмет спора, да и не спор это. Между тем культура поведения в споре предполагает необходимость вниматель­но выслушивать и другую сторону, с уважением относиться к другой точке зрения.

Народная поговорка предупреждает: «Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь».

 

5. Общение это...

А. Невербальное общение. «Передай другому».

Дети сидят в кругу и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соот­ветствующим образом и назвать.

Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется, пока все не примут участие. Обсуждение.

       Легко или трудно было передавать предмет?

       Кому легко?

       А в чем были трудности?

       Легко или трудно было отгадывать предмет?

       Кому было легко?                                   '

       А в чем заключались трудности?

Б. Наблюдательность в общении. «Что помню?» Один из детей (по желанию) садится спиной к аудитории. Осталь­ные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водяще­го — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз. Обсуждение.

       Легко или трудно было описывать внешность?

       В чем были трудности?

       Почему?

       Что легче всего вспоминается?

       Что труднее?

       Кому было легко выполнять это упражнение?

       Почему?

В. Умение слушать другого. «Спина к спине».

Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в те­чение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.

Обсуждение.

Дети делятся своими ощущениями.

       Легко ли было вести разговор?

       В чем были трудности?

       Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения.

Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.

Г. Точная передача информации. «Пересказ текста».

—        Сейчас все вы покинете комнату, останется только один чело­
век. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго
участника и первый перескажет ему текст, который только что про­
слушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй рас­
скажет ему то, что рассказали ему. Затем я позову следующего и так
до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко
всем внимательно слушать каждого участника.

Затем выполняется упражнение согласно инструкции.

Текст подбирается психологом произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Хорошо подходят газетные заметки из рубри­ки «Информация».

Необходимо, чтобы было два-три героя и определенная протяжен­ность действия. Объем текста — около 50 строк. (Психологу следует иметь запасной вариант текста, на случай повтора упражнения.)

Обсуждение.

      За счет чего произошло искажение информации?

      Что «своего» каждый внес в рассказ?

      Бывает ли так в жизни?

      Что надо делать, чтобы искажения были минимальными? 6. Как укреплять свою коммуникабельность

—        Облегчите другим общение с вами, идя им навстречу. Для этого
внимательно изучите следующие рекомендации и следуйте им. И вы
будете «душой общества».

1.    Серьезно ищите себе друзей.

2.    Открыто проявляйте интерес к другому человеку.

3.    Идите навстречу людям с открытым сердцем.

4.    Улыбайтесь до того, как начнете говорить.

5.    Спрашивайте других об их интересах.

6.    Сначала представляйтесь сами, называя свое имя.

7.    Задавайте человеку вопросы.

8.    Сами говорите меньше.

9.    Отвечайте на каждый заданный вам вопрос.

10.  Помогайте другим преодолевать трудности.

11.  Проявляйте сердечность.

12.  Будьте спокойны и невозмутимы.

14.   Будьте терпимы и оптимистичны.

15.   Говорите четко и членораздельно мелодичным голосом.

16.   Смотрите на человека заинтересованно.

17.   Проявляйте понимание.

18.   Внимательно слушайте собеседника.

19.   Запоминайте то, что говорил собеседник.

20.   Держите себя спокойно и уверенно.

21.   Крайне осторожно высказывайте свою точку зрения.

 

7.         Успех в общении

—        Чем же определяется успех в общении? Обычный ответ: зна­
ниями, эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «об­
щий язык», правильно слушать собеседника и многим другим. Все
это правильно. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить:
главное в общении — это сам человек.

Общаясь, мы прежде всего используем самого себя.

Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже самой нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уни­кальными мирами — человеческими личностями. Для этого надо со­всем немного... суметь открыть себя другому. (Под открытостью, ес­тественно, понимается вовсе не обрушивание на другого интимных подробностей своей жизни.) Сюда входят прежде всего умение от­крыто выражать свои чувства и переживания, способность быть са­мим собой, отказ от всякого искажения своей личности в глазах дру­гого — желание выглядеть лучше или хуже, чем есть на самом деле, способность подпустить другого как можно ближе к себе. Для обще­ния у нас все уже есть — наша неповторимая личность. Поэтому вы­ражение «научиться общаться» в принципе не совсем верно. Как раз общаться-то мы на самом деле всегда умеем.

Наша же проблема совсем в другом. В жизни мы только тем и за­нимаемся, что мешаем друг другу открываться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Значит, надо «научиться» убирать все­возможные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения.

8.         «Как слово наше отзовется...»

—        Помни, что твои высказывания, мнения, суждения, доказатель-­
ства — тоже твое поведение. Такое поведение психологи называют
вербальным (словесным).

Мы иногда не придаем должного значения словам, особенно ска­занным в минуту раздражения, усталости или просто походя — в автобусной толчее, на перемене в школе, дома маме... Однако наши слова, содержание нашей речи значат не меньше, чем наши реальные дей­ствия и поступки.

Неслучайно об этом говорится в таких точных народных послови­цах: «Слово пуще стрелы разит»; «От слова спасенье и от слова поги­бель»; «От одного слова — да навек ссора»... Поверь, что твои гру­бость и резкость отрицательно влияют не только на других, но и на тебя самого. Если ты не сдержался, по какому-то ничтожному поводу задел человека обидным словом — значит, ты унизил не только его, а прежде всего самого себя, что-то потерял в себе. Тебе, наверное, зна­комо это чувство внутреннего стыда и раскаяния, когда ты говоришь себе: «Зачем же я так сказал? Ведь это же неверно, несправедливо, да я так и не думаю. Что же теперь делать? Попробовать объясниться? А поверит ли он (она) мне? Господи, как стыдно!» Сила слова беспре­дельна. Особенно доброго слова. Таким словом можно успокоить че­ловека, убедить его в чем-то, привлечь внимание к какому-либо явле­нию, пробудить благодарные чувства.

Вспомни такие привычные и простые «спасибо» и «пожалуйста» — насколько с ними приятнее и легче жить. Не случайно в детских сказ­ках «пожалуйста» — волшебное слово, открывающее человеческие сердца. А «здравствуйте»? Попробуй произнести его не торопливо, не как бездумное «здрасьте», а медленно, с чувством: «Здрав-ствуй-те!» и посмотри при этом тому, кого ты приветствуешь, в глаза, улыбнись ему (или ей, или им). Поверь, что и у тебя, и у него (у нее, у них) це­лый день будет хорошее настроение. Ведь дело не только в самих сло­вах, но и в тоне, каким эти слова произносятся.

9. Гость

Группе предъявляется иллюстрация.

Детям предлагается угадать, каким будет задание в данном упраж­нении.

Раздавая материалы, психолог просит детей представить, что они беседуют с гостем. Им может быть кто-то, кого они знают, или же не­кто, с кем им хотелось бы познакомиться. Дети рисуют себя, своего гостя и угощение. В пространстве для слов над столом они записыва­ют воображаемую беседу.

Обсуждение.

Дети рассказывают, почему они выбрали именно этого гостя к обе­ду. Психолог помогает им сфокусироваться на том, чем интересен для них данный человек. Дети описывают обед, зачитывают текст бе­седы и подробно излагают ее.

Психолог поощряет остальных к тому, чтобы больше и подробнее расспрашивать о госте, угощении и о беседе.

10.       Найди свою пару

—        Я раздам вам карточки, на которых написано название живот­
ного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам
достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у
кого-то есть карточка, на которой тоже написано «слон».

Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно уб­рать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользо­ваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Други­ми словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образо­ваны, мы проверим, что у нас получилось.

11.       Ритуал прощания

Сайт Президента Республики Беларусь  ban min edu Детский правовой сайт Книга Беларуси XIV-XVIII веков uogo
Национальный образовательный портал Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь Дефектология для Вас uodr
Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.